Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лукьянова М.И. 1 Кривцова Н.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения старшеклассников, выбора ими профессии как желаемого образа жизни (социального положения, стиля жизни, уровня жизни), описываются выявленные особенности педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии у старшеклассников в условиях реализации программы внеурочной деятельности. В основе предлагаемого анализа лежит положение о том, что профессия и все, что с ней связано, представлены в сознании в виде субъективных и эмоционально окрашенных образов. Авторами выявлена специфика использования личностных конструктов в качестве ресурса формирования положительного образа профессии у старшеклассников и рассмотрено изменение расположения образа профессии в семантическом пространстве в качестве показателя изменения отношения к профессии. Результаты опытно-экспериментальной работы выражаются в изменении отношения старшеклассников к различным профессиям, изменении расстояния между выбираемыми профессиями в субъективном семантическом пространстве. Представленный методический комплекс опытно-экспериментальной работы предполагает последовательность (этапы) и выбор эффективных педагогических средств (форм работы), необходимых при формировании положительного образа профессии у старшеклассников.
профессиональное самоопределение
образ профессии
личностный конструкт
семантический дифференциал
отношение к профессии
1. Леонтьев А.Н. Образ мира / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983. – С. 251–261.
2. Кошелева Ю.П. «Образ» в психологии: теория и практика // Вестник МГЛУ. – 2012. – № 7 (640). – С. 39–51.
3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 5-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 496 с.
4. Попкова Г.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник БГУ. – 2010. – № 1. – С. 261–264.
5. Корнеева Е.Е. Тест личностных конструктов: методы изучения личности в социальной психологии: учебное пособие. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 110 с.
6. Серкин В.П. Алгоритм разработки и бланки специализированных семантических дифференциалов для оценки работы, профессии и профессионала // Психологическая диагностика. – 2007. – № 5. – С. 11–29.
7. Шевнина И.А. Положительные и отрицательные аспекты применения психосемантики и когнитивных наук в решении проблемы формирования сознания // Вестник ВятГУ. – 2014. – № 12. – С. 39–42.
8. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – 3-е изд. – М.: Эксмо, 2010. – 480 с.

В настоящее время общеобразовательная школа испытывает необходимость в разработке и внедрении новых подходов к решению вопросов профессионального самоопределения старшеклассников и выбора ими профессии, адекватных современным социально-экономическим условиям.

В числе важных мотивов поступления в вуз абитуриенты называют возможность повышения социального статуса. Но социальный статус человека связан с профессиональной сферой, к которой он относится. В различные исторические эпохи высоким социальным статусом в нашей стране обладали различные профессии. В 1930-е гг. в нашей стране высокостатусными были инженеры, в 1960-е гг. – учёные, в 1990-е гг. – юристы и экономисты.

Иинформация, получаемая обучающимися от школьных педагогов и психологов, в относительно небольшой мере влияет на выбор старшеклассников. Основная нагрузка при построении и реализации профессиональных планов лежит на самих старшеклассниках и их семьях. Сложившиеся методы профориентационной работы не всегда позволяют изменить в сознании школьников значимость того или иного профессионального выбора. Поэтому поиск средств регулирования, управления позитивной динамикой значимости конкретной профессии в сознании старшеклассников является актуальной исследовательской и практической задачей.

Проблема выбора профессии старшеклассниками носит комплексный и междисциплинарный характер, находясь на пересечении проблемных полей философии, социологии, психологии, педагогики.

Одним из путей решения этой задачи является «управление» образами профессий в сознании школьника.

Под образом профессии следует понимать совокупность представлений о профессии, интегрированных в целостный образ, отражающий ее сущность, внутреннее содержание и его эмоциональную оценку. Образ профессии складывается в контексте всей жизнедеятельности человека. Как любое сложное психическое образование он динамичен, изменяется и формируется на протяжении всей жизни [1; 2].

Из характеристик образа профессии значимыми для нашей темы являются его содержательный аспект (совокупность представлений о профессии), оценочный аспект (совокупность оценочных суждений, отражающих желаемые или нежелаемые прогнозы о возможных результатах деятельности в данной профессиональной среде), а также деятельностный аспект (образы действия по отношению к оцениваемой профессии).

Формирование образа профессии является одним из значимых моментов профессионального самоопределения старшеклассников. В контексте нашего исследования под профессиональным самоопределением, следуя за В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых, понимается процесс и результат, следствием которых является самостоятельный, сознательный выбор профессии, который завершается актом реализации профнамерения [3].

В современной педагогической науке и практике доминируют две идеи, связанные с профессиональным самоопределением. Первая – идея дифференциации, в которой психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения организовано в соответствии с возможностями и планами личности в отношении данной профессии.

Другой подход рассматривает выбор профессии не столько как ориентацию на конкретную профессию, сколько как ориентацию на желаемый образ жизни, связанный с данной профессией.

Концепция дифференциации при выборе профессии является в педагогической науке более разработанной [3; 4], чем концепция выбора профессии как выбора желаемого для себя образа жизни. Идея выбора профессии как выбора желаемого образа жизни в нашем исследовании рассматривается как ведущая.

Теоретическим результатом нашего исследования является когнитивная модель педагогического сопровождения процесса формирования положительного образа профессии у старшеклассников. Разработанная модель опирается на положения когнитивных моделей психики человека (Дж. Миллер, Дж. Брунер, Р. Солсо, У. Найссер, Дж. Келли) [5]. Когнитивные модели предполагают, что формирование образа есть результат процесса многоэтапной переработки информации (восприятия, кодирования, воспроизведения, формирования суждений и высказываний).

В качестве основных составляющих этого образа выделены: когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.

Показателями сформированности положительного образа профессии старшеклассников в соответствии с этой структурой являются владение знаниями о мире профессий (представление о профессии); эмоциональное оценивание, интерпретация и выражение эмоций, связанных с профессиями (отношение к профессии); опыт поведения, связанного с профессиональным самоопределением (действие выбора профессии).

Эти идеи стали основанием для организации соответствующей экспериментальной работы, которая состояла из двух этапов: пилотного и формирующего. Пилотный этап проводился на базе образовательных организаций Ульяновской области: МБОУ «Лицей физики, математики и информатики при УлГУ № 40» г. Ульяновска, МБОУ СОШ № 47 г. Ульяновска, МБОУ Базарносызганская СОШ № 1, МБОУ Отрадненская СОШ, МБОУ СОШ № 21 г. Ульяновска. В нем приняло участие 214 обучающихся 10-х классов.

Цель пилотного этапа – определить перечень профессий, наиболее значимых для старшеклассников. Для этого старшеклассникам предлагалось индивидуально назвать пять привлекательных и пять непривлекательных профессий. Число профессий в общем списке варьировало по классам от 112 до 126. Профессии, набравшие наибольшее количество «голосов» (повторений), использовались для дальнейшей работы. Отобранные профессии делились условно на «положительные» (привлекательные), «отрицательные» (непривлекательные) и «нейтральные» (отмеченные в равной степени и как привлекательные, и как непривлекательные).

Для анализа получившихся списков названных старшеклассниками профессий использовалась техника репертуарных решёток (Дж. Келли) [6; 7].

Всего было выявлено 218 конструктов репертуарной решетки.

При анализе конструктов были исключены не имеющие повторений и некорректно сформулированные конструкты. В результате для дальнейшей работы был определен список из 41 конструкта. Также фиксировались конструкты, относящиеся к «положительным», «отрицательным» и «нейтральным» профессиям. Пятнадцать наиболее часто встречающихся (повторяющихся) конструктов, относящихся к «положительным» профессиям, использовались на формирующем этапе эксперимента. Среди наиболее часто повторяющихся оказалась большая группа конструктов, так или иначе связанная с материальным положением и статусом представителей разных профессий: «работают за деньги», «выше заработок», «стабильный заработок», «много денег», «более престижная», «выше статус в обществе». Но если эта группа конструктов была достаточно предсказуемая, то группа, связанная со степенью активности в деятельности, оказалась менее ожидаемой: «спокойная», «активная деятельность», «ведомые», «создают», «действует», «делают то, что им велят», «более самостоятельная», «ожидают приказа, подчиняются».

В результате пилотного этапа у старшеклассников был выявлен наиболее положительный образ профессии – профессии экономиста, относительно которого на этапе формирующего эксперимента далее и рассматривалась степень и характер сформированности образа других профессий.

В начале формирующего эксперимента были определены близкие по значимым социально-педагогическим характеристикам группы – экспериментальная (86 человек) и контрольная (64 старшеклассника). В пользу валидности начальных условий опытно-экспериментальной работы свидетельствует то, что исследуемые группы старшеклассников являются практически однородными по возрастному признаку (возраст испытуемых от 16 до 17 лет), по первоначальным учебным достижениям (все испытуемые успешно окончили 9-ый класс), а также тот факт, что в исследовании приняли участие старшеклассники образовательных организаций одного региона (Ульяновской области).

В экспериментальной группе была реализована программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение: от образа к выбору». В качестве основной формы экспериментальной работы со старшеклассниками выбраны занятия внеурочной деятельности.

В соответствии с поставленными целями на экспериментальных занятиях применялись такие формы работы, как беседа, составление мини-рассказов (сочинений), моделирование (проектирование), дискуссия, ролевые пробы, пресс-конференция. Беседа использовалась как средство мотивирования и активизации умственной работы старшеклассников, поддержания внимания и интереса к занятиям. Перед началом беседы старшеклассники индивидуально называли по 4–5 характеристик каждой профессии из списка 15 профессий.

При составлении мини-рассказов (сочинений) высказывания-конструкты, полученные при проведении пилотного эксперимента, служили ключевыми словами для выполнения задания (написания мини-рассказов). Старшеклассникам предлагалось написать по 3–5 предложений о двух «положительных» профессиях. Затем это же задание выполнялось для «нейтральных» профессий. В заключении проводилась аналогичная работа с «отрицательными» профессиями. При написании мини-сочинения обязательным условием было использование в каждом предложении конструктов (слов и словосочетаний), связанных только с «положительными» профессиями. Обоснованность такой последовательности написания мини-сочинений подтвердилась на рефлексивном этапе занятия.

При моделировании образа жизни «Профессия» использовались специально подготовленные карточки с названиями «нейтральных» и «отрицательных» профессий. После деления каждой группе предлагалось нарисовать «образ жизни» представителя выбранной профессии. Распределение профессий «организовывалось» в случайном порядке. Никаких дополнительных инструкций по форме и содержанию модели не давалось. После завершения работы каждая группа презентовала свой проект. В заключительной части в процессе обсуждения определялись общие черты и различия в «образе жизни» представителей разных профессий.

Дискуссии в процессе формирования положительного образа профессии стимулировали рефлексивную позицию и рефлексивное мышление старшеклассников в отношении обсуждаемых профессий. Для основной дискуссии была выбрана профессия «Учитель», так как, во-первых, эта профессия попала в список «отрицательных», а во-вторых, вопрос повышения статуса этой профессии является одним из актуальных для современной социально-образовательной ситуации.

В ходе ролевых проб старшеклассники моделировали в форме инсценировок элементы профессиональной деятельности и образа жизни представителей профессий.

При реализации формы «пресс-конференция» старшеклассники, разделившись на группы «по профессиям», защищали свою профессию, отвечая на вопросы других групп.

В заключение каждого занятия проводилась рефлексия (в форме текстов и высказываний). Процесс и результаты рефлексии анализировались по критериям сформированности положительного образа профессии: когнитивный (знания, информация о профессии), эмоциональный (эмоциональное оценивание, интерпретация эмоций, выражение эмоций), поведенческий (действие выбора, принятие решения).

Для определения эффективности формирования положительного образа профессии у старшеклассников были выбраны диагностические методы, позволяющие зафиксировать результаты формирующего эксперимента: семантический дифференциал и номинальное шкалирование [7; 8].

В исследовании метод семантического дифференциала применялся в начале и в конце формирующего эксперимента [6]. Полученные результаты интерпретировались в терминах Ч. Осгуда как Сила, Отношение, Активность. Эти факторы и задали семантическое пространство, в котором «размещалось» субъективное отношение старшеклассников к образам профессий. Выявление корреляционной «близости» образов профессий друг к другу осуществлялось расчетом расстояния между ними в семантическом пространстве.

В качестве стимула-объекта использовалось понятие «профессия экономист». Основанием для этого послужили результаты пилотного эксперимента, подтвержденные на начальном этапе формирующего эксперимента. Удаленность исследуемого образа от базового понятия «профессия экономист» в семантическом пространстве рассматривалась как мера отношения старшеклассников к остальным понятиям (профессиям).

Уменьшение расстояния между базовым понятием (профессией) и сравниваемым понятием (профессией) трактовалось как отражение позитивной динамики относительно образа изучаемой профессии.

О результативности формирования положительного образа профессии у старшеклассников можно судить по существенным позитивным изменениям расстояний, произошедшим в экспериментальной группе (табл. 1).

Таблица 1

Изменение расстояния объектов (профессий) до понятия «Экономист» в семантическом пространстве старшеклассников

Группа

Профессия

Расстояние в семантическом пространстве

Экспериментальная группа

Контрольная группа

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Разница

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Разница

Инженер

4,29

3,01

– 1,28

4,36

4,20

– 0,16

N

Психолог

2,32

1,78

– 0,54

2,20

2,39

+0,19

N

Юрист

2,03

1,03

– 1,00

2,07

1,91

– 0,16

+

Актёр

1,09

1,54

+0,45

1,01

1,09

+0,08

N

Полицейский

1,71

1,95

+0,24

2,05

1,87

– 0,18

Водитель

4,47

6,00

+1,53

4,50

4,82

+0,32

N

Повар

2,10

3,11

+1,01

2,56

2,52

– 0,04

Продавец

5,22

5,14

– 0,08

5,47

5,38

– 0,09

Учитель

4,44

2,69

– 1,75

4,50

5,15

+0,65

N

Врач

1,97

0,55

– 1,42

2,25

1,87

– 0,38

Менеджер

3,93

3,08

– 0,85

4,07

3,36

– 0,71

N

Программист

1,99

2,34

+0,35

1,95

1,81

– 0,14

+

Дизайнер

1,17

1,98

+0,81

1,06

0,97

– 0,09

+

Военный

1,08

1,98

+0,90

1,33

0,97

– 0,36

Уменьшение расстояния в экспериментальной группе отмечено для профессий: инженер (– 1,28), психолог (– 0,54), юрист (– 1,00), продавец (– 0,08), менеджер (– 0,85). Наибольшие изменения произошли относительно профессий учитель (– 1,75) и врач (– 1,42). Все вышеперечисленные профессии относились первоначально к группе отрицательных или нейтральных. Максимальный сдвиг по профессии учитель предположительно связан с тем, что эта профессия присутствовала в работе школьников на каждом занятии.

Для статистического подтверждения предварительных выводов был применен метод парного t-критерия Стьюдента. Полученное значение t-критерия Стьюдента для экспериментальной группы – 3,6 (критическое значение на уровне значимости p = 0,05 составляет 2,37). Так как полученное значение больше критического, можно утверждать о наличии статистически значимых различий привлекательности профессий до и после проведения эксперимента. В контрольной группе полученное значение t-критерия Стьюдента 0,8 является статистически незначимым.

Для определения результатов формирующего эксперимента также был применен метод номинального шкалирования.

На начальном этапе формирующего эксперимента старшеклассники экспериментальной и контрольной группы выразили свое отношение к заданным профессиям. Необходимо было заполнить номинальную шкалу и отметить соответствующий полюс признака «нравится – не нравится».

Для анализа результатов отдельно по каждой группе (экспериментальной и контрольной) и в дальнейшем для сравнительного анализа был использован критерий Фишера. Значимость различий на однопроцентном уровне была получена по профессиям: инженер, экономист, актер, водитель, продавец, учитель, менеджер, дизайнер и военный. Существенных сдвигов в сторону улучшения отношения к профессиям в контрольной группе в отличие от результатов экспериментальной группы не обнаружено (табл. 2).

Таблица 2

Изменение отношения к профессиям старшеклассников по результатам номинального шкалирования

Группа

Профессия

Привлекательность профессии

Экспериментальная группа

(кол-во старшеклассников, %)

Контрольная группа

(кол-во старшеклассников, %)

В начале эксперимента

В конце эксперимента

φэмп

В нача-ле эксперимента

В конце эксперимента

φэмп

Значение

Уровень значимости различий

Значение

Уровень значимости различий

Инженер

36

53,5

2,321

0,01

35,9

37,5

0,187

Учитель

25,6

45,3

2,728

0,01

28,1

32,8

0,583

N

Врач

41,9

60,5

2,452

0,01

39,1

39,1

0

Менеджер

31,4

48,8

2,341

0,01

35,9

31,3

0,554

Таким образом, по данным эмпирического значения φ* можно определить профессии, изменение отношения к которым находится в зоне значимости.

В экспериментальной группе в зоне значимости оказались результаты по профессиям: инженер, учитель, врач и менеджер. Следовательно, принимается гипотеза: доля старшеклассников, достигших уровня сформированности положительного образа профессии, в экспериментальной группе в конце эксперимента больше, чем в начале. Иными словами, разница в эмпирических показателях первого и итогового срезов может быть описана как «Есть эффект».

В контрольной группе в зоне значимости отсутствуют результаты по всем профессиям, следовательно, принимается гипотеза: доля старшеклассников, достигших уровня сформированности положительного образа профессии, в контрольной группе в конце эксперимента не больше, чем в начале. Разница в эмпирических показателях первого и итогового срезов может быть описана как «Нет эффекта».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что тенденция роста уровня сформированности положительного образа профессии у старшеклассников наиболее выражена в экспериментальной группе. Установленная положительная динамика в экспериментальной группе, заметно превышающая динамику в контрольной группе, подтверждает гипотезу исследования и является основанием для общего вывода об эффективности разработанной нами модели процесса формирования положительного образа профессии у старшеклассников.

Подведем итоги и сформулируем общие выводы данного иссследования.

1. Предложенная идея педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии у старшеклассников как эффективного средства поддержки их профессионального самоопределения предполагает рассмотрение категории «образ профессии» как совокупности представлений о профессии, интегрированных в некий формирующийся и изменяющийся на протяжении всей жизни целостный образ, отражающий ее сущность, внутреннее содержание и его эмоциональную оценку.

2. Подтвердилась эвристичность понимания педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии как педагогической деятельности, обеспечивающей: расширение знаний о мире профессий (представления); стимулирование изменения эмоционального оценивания, интерпретации и выражения эмоций, связанных с образом профессии (отношение); приобретение опыта поведения, связанного с профессиональным самоопределением старшеклассника (действие выбора, принятие решения).

3. Разработанный диагностический комплекс (выбор старшеклассниками отношения к профессиям с использованием номинального шкалирования и определения расположения образа профессии в семантическом пространстве с использованием метода семантического дифференциала) позволяет изучить и измерить эффективность педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии у старшеклассников.

4. Реализация модели педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии у старшеклассников даёт возможность образовательной организации целенаправленно организовывать профориентационную деятельность в направлении социально актуальных профессий.


Библиографическая ссылка

Лукьянова М.И., Кривцова Н.С. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 9. – С. 108-113;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36810 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674