Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Фильченкова И.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
К одним из ключевых аспектов модернизации высшего образования можно отнести вовлечение преподавателей в инновационную деятельность. При этом важно обратить внимание на технологический компонент данного процесса. Именно это ориентирует на управляемость рассматриваемых процессов. В статье рассматривается одна из технологий вовлечения преподавателей в инновационную деятельность – технология формирования личностно-профессиональных ресурсов. Под технологией вовлечения преподавателей в инновационную деятельность понимается процессуальная система достижения результата вовлечения. Технология формирования личностно-профессиональных ресурсов должна предусматривать овладение преподавателями вуза знаниями, способами, средствами инновационной деятельности, получение опыта инновационной и рефлексивной деятельности, формирование личностных качеств, способствующих успешности инновационной деятельности. В работе дается описание подходов и принципов, на которые опирается данная технология. Обозначены цель и ее задачи. Описываются содержание технологии (методы, формы, средства), условия реализации технологии, прогнозируемый результат, средства измерения (оценки) результата.
технология вовлечения
инновационная деятельность
личностно-профессиональные ресурсы
образовательный продукт
активные методы обучения
рефлексия
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. – М: Высш. шк., 1991. – 207 с.
2. Воронин Д.И., Каштанова С.Н. Механизм создания нового образовательного продукта. В сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. – Нижний Новгород, 2015. – С. 262–264.
3. Журавлева Л.В. Образовательный продукт: понятие и ценность / Л.В. Журавлева // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 2. – С. 315–319.
4. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. – Минск, 2011. – 218 с.
5. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей как аспект управления инновациями в вузе / И.Ф. Фильченкова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2015. – № 3(33). – С. 43–50.
6. Фильченкова И.Ф., Самсонова Н.В. Факторы инновационной активности преподавателей вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2016. – № 2. – С. 102–108.
7. Юрова Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития: монография. – Изд-во ВГУЭС, 2008. – 224 с.

Модернизация высшего образования обуславливает необходимость пересмотра теоретико-методологических основ и внедрение инноваций. Моделируя вовлечение преподавателей в инновационную деятельность как педагогическую систему, важно обратить внимание на технологический компонент данного процесса. Технологический компонент системы раскрывает ее технологический аспект, ориентирует на управляемость рассматриваемых процессов [4, 5].

Технология вовлечения преподавателей в инновационную деятельность, направленная на формирование личностно-профессиональных качеств, основана на личностно-ориентированном, ресурсном и синергетическом подходах, которые позволяют учитывать связи между управлением ресурсами вуза и развитием инновационного потенциала преподавателей, между механизмами субъект-субъектного взаимодействия в процессе преодоления барьеров. Указанным закономерностям соответствуют принципы активизации инновационного потенциала преподавателя в инновационной среде вуза и принципы профессионального самосовершенствования (принцип развития (саморазвития), принцип самодеятельности и принцип рефлексии).

Теоретико-эмпирическое исследование Л.М. Митиной показало необходимость целенаправленного личностного и профессионального развития человека в условиях непрерывного образования. В основе непрерывного образования автор рассматривает принцип саморазвития, позволяющий личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и обусловливающий стратегию инновационной деятельности и гуманистического образа жизни. Процесс перевода знаний в действия происходит на основе рефлексивной деятельности, самоанализа, отражающего профессионально значимые качества личности во всем объеме субъективных характеристик.

В соответствии со структурой инновационного потенциала личности система инновационных знаний, умений, компетенций и опыта составляет инновационную компетентность преподавателя, а совокупность личностных качеств – инновационную креативность. Это определяет цель рассматриваемой нами технологии.

Цель технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов мы можем сформулировать следующим образом: создание оптимальных условий для формирования инновационной компетентности и инновационной креативности преподавателей вуза.

Исходя из структуры инновационного потенциала, мы определим задачи, конкретизирующие сформулированную цель:

1 – создание условий для овладения преподавателями современными знаниями, способами и средствами инновационной деятельности, а также для развития личностных качеств, способствующих эффективной инновационной деятельности;

2 – создание условий для приобретения преподавателями опыта инновационной деятельности;

3 – создание условий для формирования рефлексивной деятельности преподавателей.

Достижение цели обеспечивается содержанием технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов, которое должно предусматривать непрерывное образование преподавателей в различных формах: семинары, тренинги, курсы повышения квалификации. Однако только обучение не способствует цели. Субъект инновационной деятельности должен получить образцы выполнения этой деятельности. Наиболее эффективным способом получения таких образцов является проектирование преподавателем новых образовательных продуктов. В маркетинге понятие «образовательный продукт» рассматривается как специфическая форма образовательного товара, который способен удовлетворить потребность субъекта образовательной деятельности, связанную с формированием необходимых ему личных и профессиональных компетенций. Разработка инновационных образовательных продуктов, как отмечает А.П. Панктрухин, является частью инновационной стратегии страны. Связь инноваций с разработкой новых образовательных продуктов отмечают Д.И. Воронин, С.Н. Каштанова, Э.К. Самерханова [2]. Интересна точка зрения А.А. Ченцова, определяющего образовательный продукт как результат научно-педагогического труда. Близко к этому понимание инновационного продукта в маркетинге – это результат умственного труда, востребованного потребителем. Многогранность и интегративность понятия «образовательный продукт», включающего в себя характеристики различных наук, отмечает Л.В. Журавлева. Определяя инновационные образовательные продукты как результат научно-педагогической, научно-исследовательской или инновационной деятельности преподавателей, который, с одной стороны – востребован в образовании и, с другой стороны – формирует субъекта этой деятельности [3]. Важным для нас с точки зрения задач рассматриваемой технологии является формирующий аспект проектирования инновационных образовательных продуктов.

Также важным для получения опыта осуществления инновационной деятельности и опыта работы в команде является участие преподавателей в инновационных проектах вуза.

Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает, что субъект образования может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность. Ставя задачу не только овладения преподавателями современными знаниями, способами и средствами инновационной деятельности, но развития у них личностных качеств, способствующих эффективной инновационной деятельности, мы говорим, что это возможно при условии использования активных и интерактивных методов обучения преподавателей.

Активные методы рассматривали в своих исследованиях В.Н. Кругликов, В.А. Сластенин, А.А. Вербицкий и др. При использовании активных методов обучения деятельность обучающихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер, что способствует формированию инновационной креативности обучающихся [1].

Широко используемые в последнее время в теории и практике образования интерактивные методы имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и обучающихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий развития.

Интерактивное взаимодействие – это процесс совместной коммуникации субъектов образовательной деятельности, характерной особенностью которой является пространственно-временное соучастие данных субъектов. Всё это создаёт предпосылки для постановки конкретных целей, предвосхищение результата деятельности, способствующего самореализации каждого участника процесса, возникновению межличностных отношений.

Применительно к обучению преподавателей интерактивное взаимодействие – это активное взаимодействие субъектов образовательной деятельности с постоянной сменой форм и способов коммуникации. Это необходимо для оптимизации моделей поведения участников образовательного процесса [4].

Таким образом, применение активных и интерактивных форм обучения преподавателей по проектированию инновационной деятельности позволяет решать задачи профессионального и личностного развития.

Формы, с помощью которых может быть реализована технология:

– курсы повышения квалификации,

– семинары: научно-практические и научно-методические семинары, тренинг-семинары,

– вебинары,

– индивидуальные консультации.

Средства реализации технологии:

– веб-сервисы,

– учебные, учебно-методические и иные пособия,

– электронные образовательные ресурсы.

Для решения второй задачи технологии наиболее эффективным будет метод проектов. Этот метод, разрабатываемый в начале ХХ века Дж. Дьюи, У.Х. Килпатриком, Э. Коллингсом, С.Т. Шацким, В.Н. Шульгиным, М.В. Крупениным и др., первоначально применялся при обучении школьников. Он требует практического употребления теоретических знаний при решении конкретных задач или проблем в совместной деятельности учащихся (В.В. Гузеев, Л.Б. Прокофьева) и активно используется во многих странах не только в школах, но и в ссузах, вузах. Метод проектов может быть применен и к формированию профессионально-личностных ресурсов в вузе.

Формой при этом является проектная деятельность преподавателей, академическая мобильность преподавателей, средствами – рабочие совещания, проектные сессии.

Для решения поставленных задач рассматриваемой нами технологии применяются рефлексивные методы.

Рефлексия как метакомпетентность подразумевает способность применять ранее освоенные навыки в любых новых ситуациях, при этом постоянно расширять сферу профессиональных навыков с учетом новых технологий [6].

В профессиональной деятельности преподавателя вуза можно выделить несколько видов рефлексии по классификации И.Н. Семенова, С.Д. Степанова, А.В. Карпова, определяющих уровень профессиональной компетентности:

– интеллектуальную, направленную на осмысление совершаемого субъектом действия в содержании проблемной ситуации;

– личностную, направленную на критическое осмысление себя и других как субъектов деятельности;

– коммуникативную, связанную с переосмыслением представлений о внутреннем мире другого человека;

– деятельностную, направленную на переосмысление собственной деятельности и коллективного взаимодействия.

Развитие данных видов рефлексии имеет важное значение для успешной профессиональной деятельности преподавателя вуза, включая и инновационную деятельность.

В рефлексивной психологии принято выделять две группы методов развития рефлексии:

– рефлексивно-игровые методы развития (инновационные, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные и организационно-обучающие игры);

– различные виды социально-психологического тренинга.

Игровые рефлексивные методы способствуют осознанности ценностей, смыслов, форм и средств самореализации и саморазвития, дают возможность найти или выработать собственный способ жизнетворчества. Как метод развития рефлексивных способностей социально-психологический тренинг используется для формирования коммуникативной рефлексии.

Тогда формами реализации технологии с учетом выбранных методов будут:

– дискуссии,

– рефлексивные игры,

– семинары,

– индивидуальное консультирование,

– тренинги.

В качестве средств реализации технологии с учетом применения рефлексивных методов определим: диагностические карты, on-line опросы, дневники (журналы) рефлексии, игротехники.

Условия:

– наличие системы планирования и организации повышения квалификации преподавателей с учетом потребностей профессионального и личностного роста;

– участие преподавателей в инновационных проектах;

– наличие возможности академической мобильности преподавателей;

– наличие возможности самооценки профессиональных затруднений.

Результат:

– повышение уровня инновационной продуктивности преподавателей вуза.

На наш взгляд, формирование инновационной компетентности и инновационной креативности позволяет преодолеть структурно-информационный барьер инновационной деятельности в фазе программирования и предметно-образовательный барьер – в фазе реализации программы (в соответствии с динамической структурой деятельности Р.Х. Шакурова).

Средства измерения:

– Диагностическая карта оценки барьеров инновационной деятельности.

– Анализ публикационной активности (по индексу Хирша).

– Матрица самооценки выбора инновационных продуктов.

Структуру технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов представим в таблице.

Структура технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов

Закономерности:

– существуют устойчивые связи между механизмами субъект-субъектного взаимодействия в процессе преодоления барьеров инновационной деятельности;

– существует взаимосвязь между управлением ресурсами вуза и развитием инновационного потенциала преподавателя

Подходы:

Личностно-ориентированный

Ресурсный

Цель:

создание оптимальных условий для формирования инновационной компетентности и инновационной креативности преподавателей вуза

Принцип:

Принципы профессионального самосовершенствования

Принцип активизации инновационного потенциала преподавателя в инновационной среде вуза

Задачи

Содержание

Методы

Формы

Средства

1 – создание условий для овладения преподавателями современными знаниями, способами и средствами инновационной деятельности, а также для развития личностных качеств, способствующих эффективной инновационной деятельности

Методы активного и интерактивного обучения

– курсы повышения квалификации,

– семинары: научно-практические и научно-методические семинары, тренинг-семинары,

– вебинары,

– индивидуальные консультации

– веб-сервисы;

– учебные, учебно-методические и иные пособия;

– электронные образовательные ресурсы

2 – создание условий для приобретения преподавателями опыта инновационной деятельности

Метод проектов

– проектная деятельность преподавателей, – академическая мобильность преподавателей

– рабочие совещания,

– проектные сессии

3 – создание условий для формирования рефлексивной деятельности преподавателей

Рефлексивные методы

– дискуссии,

– рефлексивные игры,

– семинары,

– индивидуальное консультирование

– тренинги

– диагностические карты,

– онлайн-опросы,

– дневники (журналы) рефлексии,

– игротехники

Результат:

повышение уровня инновационной продуктивности преподавателей вуза

Средства измерения:

– Диагностическая карта оценки барьеров инновационной деятельности.

– Анализ публикационной активности (по индексу Хирша).

– Матрица самооценки выбора инновационных продуктов

Таким образом, технология формирования личностно-профессиональных ресурсов предусматривает овладение преподавателями вуза знаниями, способами, средствами инновационной деятельности, получение опыта инновационной и рефлексивной деятельности, формирование личностных качеств, способствующих успешности инновационной деятельности. Представленная в тексте статьи технология позволяет создать оптимальные условия формирования инновационной компетентности и инновационной креативности преподавателей вуза.


Библиографическая ссылка

Фильченкова И.Ф. ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 8. – С. 116-120;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36790 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674