Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МНОГОЭТАПНАЯ СЕНСОРНАЯ МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В КИКБОКСИНГЕ

Чечев И.С. 1
1 Иркутский национальный исследовательский технический университет
Рассмотрено современное состояние проблемы развития психомоторных качеств спортсмена занимающегося кикбоксингом. Отмечена необходимость развития совокупности психомоторных качеств кикбоксеров в условиях обострившейся конкуренции в спорте высших достижений на мировой арене. Также указано на факт отсутствия комплексной психомоторной методики развития психомоторных качеств в кикбоксинге на сегодняшний день. Задачей эксперимента была реализация в двигательных действиях, максимально приближенных к специфике кикбоксинга, многоэтапной сенсорной методики совершенствования интегрированно временной, пространственной и силовой различительной чувствительности в одном изолированном ударном движении. Для интеграции различительной чувствительности временных, пространственных и силовых характеристик двигательной деятельности спортсменов использовался один из технических приемов кикбоксинга – удар сильнейшей рукой в качестве ответной реакции на внешний стимул (звуковой и световой сигнал поочередно) с сокращением дистанции на заданную величину. Разработана и апробирована многоэтапная сенсорная методика комплексной психомоторной подготовки спортсменов в кикбоксинге, которая позволит им улучшить возможности дифференцировать, управлять и воспроизводить определенные мышечные соревновательные усилия для достижения самых высоких результатов. Доказана эффективность предложенной методики.
психомоторные качества
различительная чувствительность
кикбоксинг
пространство
время
усилие
1. Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. – М.: Медгиз, 1958. – 147 с.
2. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс, 2002. – 320 с.
3. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. – М.: ФиС, 1984. – 126 с.
4. Марков К.К., Николаева О.О. Современные направления совершенствования методик обучения двигательным действиям в спорте // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6–1. – С. 34–38.
5. Марков К.К., Николаева О.О. Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8–4. – С. 943–947.
6. Марков К.К., Кудрявцев М.Д., Николаева О.О. Проблемы оценки и формирования психомоторных качеств спортсменов в сложно-координированных видах спорта // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10–1. – С. 121–125.
7. Марков К.К., Сивохов В.Л., Чечев И.С. Экспериментальные исследования уровня психомоторных качеств высококвалифицированных кикбоксеров // Вестник ИрГТУ. – 2013. – № 5 (76). – С. 269–274.
8. Марков К.К., Чечев И.С., Николаева О.О. Экспериментальные исследования дифференцирования силовых характеристик ударных действий в кикбоксинге // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9778.
9. Чечев И.С., Марков К.К. Экспериментальное исследование пространственно-различительной деятельности в кикбоксинге // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 3. – С. 125–129.
10. Марков К.К. Педагогические и психологичческие аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: автореф. дис. д-ра пед. наук / Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. – М., 2001. – 48 с.
11. Марков К.К., Николаева О.О. Совершенствование качеств внимания игроков в современном волейболе // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6–1. – С. 164–168.
12. Марков К.К., Пашкова Н.В. Проблемы совершенствования методики двигательного обучения в волейболе // В сборнике: Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию ФФКиС. – 2007. – С. 113–116.
13. Марков К.К., Николаева О.О. Экспериментальные исследования совершенствования психомоторных качеств игроков в современном волейболе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14476.
14. Марков К.К., Николаева О.О., Сидорова Е.Н. Оценка психомоторных характеристик двигательной деятельности юных спортсменов в прыжках в высоту и повышение эффективности их тренировочного процесса // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–11. – С. 2473–2477.
15. Марков К.К., Николаева О.О. Психомоторные особенности двигательных действий спортсмена в прыжках в высоту // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–14. – С. 3159–3163.

Современное состояние проблемы

На сегодняшний день успешная соревновательная деятельность во многих спортивных дисциплинах невозможна без высокого уровня развития комплекса сенсомоторных качеств, которые являются основой спортивно-технического мастерства.

Одной из основополагающих работ в области психомоторики спорта является работа С.Г. Геллерштейна [1], в которой установлена возможность развития скорости простой двигательной реакции на основе совершенствования различительной чувствительности по временной переменной. Это послужило основой для формулирования основных положений многоступенчатой сенсорной методики развития временных сенсомоторных качеств.

В дальнейших исследованиях в области спортивной психомоторики [2; 3] был изучен широкий спектр психомоторных показателей в разных видах спорта, на разнообразных контингентах исследуемых. В последние десять лет было проведено достаточное количество исследований, как в видах спорта набирающих популярность, это, например сноубординг и экстремальные виды спорта [4–6], кикбоксинг и рукопашный бой [7–9], так и в видах спорта с многолетней историей – волейбол [10–13], легкая атлетика [14; 15]. В результате достаточно широких и разнообразных работ на экспериментальных площадках Иркутского национального исследовательского технического университета и его Центра медико-биологических исследований, Сибирского федерального университета и Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева была апробирована многоэтапная сенсорная методика совершенствования различительной способности спортсменами временных, пространственных и силовых характеристик отдельных спортивных движений в вышеперечисленных видах спорта.

Направлением этих работ было исследование различных психомоторных характеристик в трех изолированных категориях движений: пространство, усилие и время, способности спортсмена оценивать, различать, дифференцировать и управлять отдельными пространственными, временными и силовыми характеристиками движений. Параллельно с экспериментальными исследованиями отдельных проявлений психомоторных способностей спортсменов разных видов спорта в ряде теоретических работ [4–6; 10] рассматривались обобщенные проблемы и направления исследований преимущественно в сложно-координационных видах спорта и с непрограммируемым характером ответных двигательных действий спортсменов. На наш взгляд, в этих видах спорта уровень развития психомоторных качеств в наибольшей степени определяет результативность и успешность технических и тактических спортивных действий.

Методы и содержание исследований

С учетом рассмотренных выше закономерностей и явлений в современном спорте представляется обоснованным основную ставку в планировании и организации дальнейших научных исследований описанных процессов сделать на программированной интеграции и поэтапном внедрении, прежде всего в тренировочный процесс, сопряженных методов подготовки с одновременным развитием нескольких разнородных психомоторных качеств, объединенных общей нацеленностью на успешный конечный результат. Основную сложность в решении такой стратегической линии представляет разработка базовых упражнений и их технического обеспечения в реальном тренировочном процессе в избранном виде спорта.

Данные положения были проверены в исследованиях [7–9] в кикбоксинге на разнообразном контингенте спортсменов. За основу в данных исследованиях было принято положение, что успешную соревновательную деятельность осуществляют спортсмены с высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей и высокоразвитыми восприятиями: «чувством дистанции», «чувством удара», «чувством соперника» и др. Рост спортивной квалификации обеспечивается не только автоматизированным навыком, но также и способностью своевременно и без подготовки решать неожиданно возникающие двигательные задачи соревновательного состязания. Результаты поединка в подобных условиях будут зависеть от способности кикбоксера к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, от скорости простой и сложной двигательной реакции, от способности к антиципации. На всех этапах подготовки вклад этих факторов различен и увеличивается прямо пропорционально спортивной форме спортсмена.

При проведении тестирования скоростно-силовых характеристик в ударных действиях рук и ног, используемых в кикбоксинге, применялся прибор «Рэй-Спорт Киктест-100», с помощью которого осуществляется регистрация скорости, энергии и силы наносимых ударов. На первом этапе эксперимента [7–9] изолированно друг от друга были получены скоростные, пространственные и силовые характеристики в группах спортсменов различной квалификации и оценены индивидуальные способности к их дифференцированию и управлению.

Совершенствуя временную различительную чувствительность, возможно научить управлять скоростью не только простой, а также сложной реакции. Таким же способом возможно научить управлять и скоростью собственных движений. Таким образом можно научить подбирать нужную дистанцию и наносить удары с необходимой силой. Из формулы (F = ma) известно, что изменение силы удара зависит от изменения скорости движения в тот момент, когда перчатка соприкасается с целью при условии, что исходные данные постоянны. Для совершенствования умения управлять силой собственного удара следует использовать боксерский динамометр. Испытуемым предлагается наносить удары с разной силой. После каждого повтора испытуемым по факту сообщается, какой силы удар он нанес, перед этим необходимо, чтобы он попытался самостоятельно оценить величину собственного удара. В результате он научается управлять скоростью своих ударных движений [7] и с очень большой точностью ударять по динамометру с заданной силой [8]. По аналогичному принципу строится и совершенствование дифференцирования и управления дистанцией. В основу упражнений разработанной методики легли определяющие принципы развития пространственно-различительной деятельности человека: самооценки и срочной информации о выполняемых действиях, частичного выключения, зрительного контроля и постепенной дифференцировки пространственных раздражителей [9].

В спортивном поединке судьи уделяют большое внимание проведению кикбоксерами концовки раунда, поэтому спортсмену необходимо проявлять высшую активность в его конце, для чего необходимо чувство временного промежутка в соответствии с продолжительностью раунда. Восприятие чувства времени важно не только для управления микровременем скрытого периода реакции и скоростью движений, но также для хорошей оценки продолжительности раунда. Во время поединка кикбоксеру необходимо уметь грамотно распределять силы на протяжении всего раунда, необходимо учитывать собственные возможности и рационально распределять их во времени. Также необходимо точно определять окончание каждой минуты раунда. В данном случае применяется вышеупомянутый способ сравнения субъективной оценки с объективными показателями. Обучение производится при помощи секундомера.

Наибольшую ценность должны представлять приемы воспитания чувства времени во время раунда тренировочного боя. Спортсмен должен во время боя с тенью или с противником попытаться максимально точно сигнализировать о том, когда подходит к концу каждая минута поединка [7].

Проблемы и направления дальнейших исследований

Важнейшей задачей научно-методического обеспечения тренировочного процесса в любом виде спорта и в любых его спортивных дисциплинах является интеграция всех отдельных специфических двигательных способностей спортсмена в целостных двигательных действиях в реальных условиях спортивного поединка. С этой точки зрения высокие уровни различительной чувствительности отдельно по временным, пространственным и силовым характеристикам существенно необходимы, но недостаточны. Важны их интеграция в целостном двигательном акте и высокая степень корреляции с целевой направленностью этого действия и его результативностью.

В работах по исследованию временных, пространственных и силовых характеристик спортивных движений [5; 7–11], уровни их развития и совершенствования изучались изолированно, без учета их взаимного влияния друг на друга и корреляции с результатом всего движения в целом. В методическом плане работа по совершенствованию психомоторной подготовленности обеспечивалась единым принципиальным подходом многоэтапного сенсорного характера, направленным на совершенствование временной, пространственной и силовой различительной чувствительности характеристик двигательных действий спортсмена, каждом конкретном случае адаптированно к специфике вида спорта и движения, но она реализовывалась обособленно, в различных, не связанных между собой условиях и на различных этапах подготовки.

Методика и организация эксперимента

В экспериментальных исследованиях процесса формирования сенсомоторных качеств у высококвалифицированных кикбоксеров при тестировании скоростно-силовых показателей в ударных действиях руками и ногами, используемых в кикбоксинге, использовалось специальное устройство, которое регистрирует силу, скорость и энергию наносимых ударов. Для интегрирования в одном целостном двигательном действии задач различения и воспроизведения всего комплекса психомоторных действий (различительной способности временных, пространственных и силовых параметров движения) и их регистрации в единой измерительной цепочке была проведена аппаратная и программная модернизация существующего устройства «Киктест-100».

Дополнительный блок световых (3 цвета) и звуковых (2 тона) стимулов позволяет задавать режимы ответных действий в простой и сложной реакциях. Параллельно с этим программно в одной регистрирующей цепочке фиксируется комплекс параметров наносимых ударов с их дифференцированием и воспроизведением: времени ответных реакций, усилий от максимального, ступенчато задаваемого или произвольно наносимого с оценкой после удара в обратной связи и пространственных характеристик, измеряемых обособленно. Отклонение от задаваемой дистанции измеряется при помощи линейки, так же с наличием обратной связи и оценкой после дифференцирования дистанции для нанесения удара. Методически процесс исследования строится на основе многоэтапной сенсорной методики, описанной в работах [4; 5; 9; 10].

Задачей эксперимента была реализация в двигательных действиях, максимально приближенных к специфике кикбоксинга многоэтапной сенсорной методики совершенствования интегрированно временной, пространственной и силовой различительной чувствительности в одном изолированном ударном движении. Эксперимент проводился в течение четырех недель на общеподготовительном этапе и с последовательным усложнением системы оценки результата каждой попытки. Вначале в свободном адаптационно-ознакомительном режиме, затем спортсмену сообщали результат выполнения конкретного задания, концентрируя его на стабильности повторений. После достижения необходимой стабильности спортсмен после выполнения задания в каждой попытке вначале анализировал результат и сообщал о нем экспериментатору, и только после этого ему демонстрировался результат. На заключительном этапе эксперимента спортсмен перед каждой попыткой сам задавал нужный результат, выполнял нужное действие, анализировал и фиксировал результат, и ему сообщался фактически достигнутый показатель.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка различительной чувствительности действий кикбоксеров различной квалификации при ударе сильнейшей рукой на внешний стимул с заданной дистанции

Статистические характеристики

Среднее время

реакции (с) звук свет

Сила удара кг, ошибка %

Сохранение дистанции в см, ошибка %

Мах

30 %

от max

50 % от mах

75 % от mах

5

10

20

Группа 1 – KXIC и I разряд n = 10

Среднее X

0,27 0,24

143

33

13,2

12

7,95

7,7

8,45

Стандартное отклонение σ

0,03 0,06

28,84

0,59

0,52

2,98

0,7

1,42

1,23

Стандартная ошибка m

0,034 0,018

14,796

0,23

0,21

0,94

0,12

0,48

0,41

Группа 2 – МСМК и МС n = 10

Среднее X

Стандартное отклонение σ

Стандартная ошибка m

0,23 0,21

0,018 0,002

0,021 0,014

192

27,1

12,25

5,4

0,52

0,16

2,5

0,343

0,108

1,2

0,35

0,11

3,35

0,24

0,076

3,05

0,49

0,16

4,15

0,52

0,17

Коэф. Стьюдента

t1–2

3,02

р < 0,01

4,01

р < 0,01

2,9

р < 0,05

2,9

р < 0,05

4,45 р < 0,01

1,87

р < 0,05

1,39

р < 0,05

2,1

р < 0,05

В таблице показаны результаты исследований силовых, временных и пространственных характеристик кикбоксеров разной спортивной квалификации по описанной выше программе. Для интеграции различительной чувствительности временных, пространственных и силовых характеристик двигательной деятельности спортсменов использовался один из технических приемов кикбоксинга – удар сильнейшей рукой в качестве ответной реакции на внешний стимул (звуковой и световой сигнал поочередно) с сокращением дистанции на заданную величину.

Экспериментальные данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что результаты проведенного педагогического эксперимента статистически достоверны (по критерию Стьюдента р < 0,05). Более высокие показатели в группе высококвалифицированных спортсменов по сравнению со спортсменами более низкой квалификации связаны с различием у них тренировочно-соревновательного опыта.

Очевидно также, что рост спортивного мастерства спортсменов в значительной степени должен быть связан и с развитием чувства дистанции, которому в традиционных методиках подготовки не уделяется должного внимания. Кроме того, это позволяет утверждать, что чувство дистанции можно развивать в результате тренировочных занятий кикбоксингом.

Аналогично исследованиям в работе [8] спортсмены производили четыре вида ударов, идентичных по технике выполнения и исходному положению, дифференцируя их по величине задаваемого усилия и с сокращением дистанции на задаваемую величину до оптимальной дистанции для нанесения удара.

Согласно описанной выше сенсорной методике сенсомоторные и когнитивно-мыслительные характеристики отдельных этапов различались по акцентированию спортсмена на последовательно усложнявшихся задачах и уровню мотивации в двигательном и в психологическом компонентах.

Многоэтапная сенсорная методика комплексной психомоторной подготовки спортсменов должна содержать несколько промежуточных этапов: на начальном этапе исходя из специфики вида спорта, спортивной специализации и индивидуальных особенностей спортсмена – подготовка базы для дальнейшего развития, совершенствуя отдельно необходимые сенсомоторные способности. Затем необходимо вводить в тренировочный процесс подготовки комплексные упражнения, в которых сопряженно и последовательно усложняются двигательные задачи, объединяя в единый целенаправленный и специализированный к виду спорта двигательный акт разнородные психомоторные компоненты.

Для того чтобы успешно осуществлять соревновательную деятельность кикбоксеру необходимо иметь высокий уровень развития сенсомоторных качеств, в противном случае добиться спортивно-технического мастерства не удастся. На основе высокого уровня развития сенсомоторных качеств необходимо вырабатывать вариативные, надежные и автоматизированные навыки так же, как и способность к предвосхищению возможных действий, прежде всего на сенсомоторном и перцептивном уровнях, специфичных соревновательной деятельности в избранном виде спорта.

В тренировочном процессе особое внимание следует обратить на сопряженное развитие отдельных характеристик различительной чувствительности временных, силовых и пространственных параметров спортивных движений и развитие психомоторных качеств в целостных двигательных актах соревновательной направленности.

Поиск и селекционный отбор талантливых детей следует вести с учетом хороших природных задатков для развития высокого уровня психомоторных качеств, требуемых на современном этапе спорта высших достижений.

Особую роль в комплексной системе функциональной диагностики должны играть показатели психомоторного развития. Особенно, в таких спортивных дисциплинах, где наряду с высоким уровнем функциональной подготовки требуется высокая оперативность сенсомоторных функций, «чувство соперника», «двигательная память», «мышечное чутье».


Библиографическая ссылка

Чечев И.С. МНОГОЭТАПНАЯ СЕНСОРНАЯ МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В КИКБОКСИНГЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 7. – С. 156-160;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36748 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674