Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

Голованова О.И. 1 Толстоухова И.В. 1 Фугелова Т.А. 2 Шулер И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
2 ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
В статье рассматривается проектное обучение в качестве одной из инновационных педагогических технологий образования. Раскрыт ряд условий для осуществления проектного обучения как активной самостоятельной познавательной деятельности студента. Выявлено, что использование в подготовке студентов проектного метода, является наиболее эффективным, так как с его помощью можно сформировать ключевые профессиональные компетенции в процессе обучения. Раскрыты компоненты и специфика профессиональной подготовки студента при проектном обучении. Даны этапы формирования профессиональных умений в рамках проектного обучения. На основе социологических данных, полученных в ходе исследования, авторами было установлено, что проектная деятельность, организованная в высшем учебном заведении, ориентирована на творческую самореализацию студента и направлена на повышение его профессиональной подготовки в процессе обучения.
проектное обучение
проектная деятельность
студенты
профессиональная деятельность
профессиональные умения
1. Павлова О.А. Проектная деятельность как способ формирования общекультурной компетентности студентов в процессе изучения истории: теория и опыт / О.А. Павлова, О.Н. Шумилова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1. – С. 143–145.
2. Панибратенко М.В. Влияние исследовательско-проектной деятельности на становление творческого стиля профессиональной деятельности / М.В. Панибратенко// Актуальные вопросы профессионального образования. – 2005. – № 4. – С. 34–37.
3. Прокопьева Н.И. Формирование профессионально-педагогических умений студентов в процессе проектного обучения/ Н.И. Прокопьева // Развитие человека в современном мире: материалы V Всерос. науч.-практ. конференции с международным участием (г. Новосибирск, 15–17 апреля 2014 г.) / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – Часть 2. – С. 326–330.
4. Царапкина Ю.М. Социальное проектирование как важное условие саморазвития личности студента / Ю.М. Царапкина // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2013. – № 4. – С. 67–71.
5. Прокопьева Н.И. Профессионально-педагогическая подготовка студентов в процессе проектного обучения: автореф. дис... канд. пед. наук. – Новосибирск, 2005. – 24 с.
6. Кузеванова Е.В. Формирование исследовательской позиции студентов педагогического вуза / Е.В. Кузеванова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 47–52.

Сегодня образование направлено на формирование у обучающихся способностей к активному самоизменению и саморазвитию, преобразовательной творческой деятельности. Способность к успешной профессиональной деятельности – одна из важнейших характеристик личности человека. Именно профессиональная деятельность должна являться одним из главных объектов внимания педагогов и организаторов учебно-воспитательного процесса. Для подготовки специалиста, который будет обладать высоким уровнем профессионализма, требуется совершенствование существующих и разработка новых форм и методов подготовки в высшем учебном заведении.

Наиболее эффективно и целостно поставленные перед современным образованием задачи решает внедрение в педагогическую практику современных технологий, позволяющих активизировать самостоятельную познавательную деятельность студента. Данные технологии необходимы для обеспечения подготовки будущего специалиста, который будет готов не только к деятельности исполнителя, но и самостоятельной постановке и творческому решению проблем.

Проектная деятельность как один из методов обучения отвечает всем требованиям современного образования. Проектная деятельность способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность [1]. Обучающийся приобретает навыки постановки актуальных проблем и умение переводить их в конкретные задачи, а также проводить анализ и оценку проекта.

Выполняя какой-либо проект, можно охарактеризовать понятие «проектная деятельность» как взаимодействие преподавателя и обучающегося, целью которого является разработка и представление образа будущего объекта, обусловленного потребностью решения профессиональных задач. Проектная деятельность носит творческий характер и обычно направлена на развитие личности студента. Таким образом, требуется изменение содержания обучения в плане ориентации его на индивидуальные возможности студента [2].

Главным звеном любой деятельности являются мотивы и цели. В проектной деятельности мотив – это осознанное желание студента заняться данной деятельностью, в основе которого лежит цель – достигнуть успеха по окончанию проекта. Для учебной деятельности любой из рассмотренных выше мотивов проектное обучение может стать основным и поможет выявить уровень индивидуальных достижений студента.

Проектное обучение как одна из технологий обучения имеет ряд условий:

– наличие цели, сформулированные познавательные задачи, имеющие практическое значение для будущей профессиональной деятельности студентов;

– определенная последовательность и поэтапная работа над проектом;

– инициативность, активность и самостоятельность студентов, диалогичность, проблемность;

– мотивационное обеспечение деятельности участников проектом работы, в основе которой лежит (выбор темы, креативность, представление продукта, приобретённый опыт и др.);

– педагог в роли консультанта, помощника, советчика, участника совместной проектной деятельности.

Необходимо отметить, что основная цель проектного обучения в вузе – профессиональная подготовка студента, которая выражается в будущем самоопределении. Постановка актуальных профессиональных проблем и умение переводить их в конкретные задачи, анализ и оценка проекта – характеристики, отвечающие современным требованиям и целям подготовки специалистов [3, с. 327].

Профессиональная подготовка представляет собой систему взаимосвязанных компонентов: психологических, научно-теоретических, практических, психофизических. Главной задачей профессиональной подготовки является формирование определенных качеств (личностных, творческих, профессиональных) для саморазвития студента [4].

Специфика профессиональной подготовки студента вытекает из самой сути проектного обучения и отражает решение ряда следующих комплексных задач: формирование профессиональных умений; развитие профессионально-творческой самореализации студента; развитие способности работать в команде; развитие способности к саморефлексии. Все это позволяет формировать профессиональное самосознание и мышление, адекватную самооценку, активную профессиональную позицию студента, его ориентированность на будущее.

Между знаниями, умениями и навыками существует взаимосвязь. Умение формируется на основе приобретенного знания и по мере овладения навыками, а также использования этого и другого опыта. Помимо этого необходимо учесть, что далеко не все знания являются основой умения. Они должны обладать актуальностью применения. Основная особенность профессиональной подготовки заключается в формировании умений с помощью приобретенных знаний.

В приобретении профессиональных умений можно выделить следующие этапы: обеспечить мотивацию формирования умений; представить образец, по которому совершается действие; расположить последовательно операции и действия; обсудить и конкретизировать задания осуществления процесса; поставить студентов в условия послеоперационного контроля.

Профессиональные умения могут успешно осуществляться в рамках проектного обучения, для этого необходимы [3, с. 328]:

1) постановка задач и организация ситуации (увидеть проблему и сформулировать ее в виде задач, конкретизировать задачи, принимать оптимальное решение, работать с содержанием учебного материала, интерпретировать информацию и др.);

2) применение приемов воздействия (понять позицию другою, проявить интерес к личности, создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку и др.);

3) использование самоанализа (реализовывать и развивать свои профессиональные способности, осознавать перспективу своего профессионального развития, оценивать свой труд, видеть причинно-следственные зависимости между задачами, целями, способами, средствами).

Выделенные профессиональные умения рассматриваются нами как интегральная совокупность, поскольку в условиях проектной деятельности происходит не только формирование одного определенного вида умений, а на основе принципа интеграции отмечается их взаимообусловленность, взаимовлияние, взаимообогащение. Все это в конечном итоге обеспечивает достижение согласованности, уравновешенности единой профессиональной направленности и взаимного усиления компонентов образования.

Представленные выше профессиональные умения определяют лишь деятельность студента, но со временем их применения в определенной деятельности (с помощью самосовершенствования навыков и умений) они смогут повлиять на выполнение профессиональных функций. Но эта задача не столько должна решаться в ходе всего образовательного процесса в вузе, сколько непосредственно в процессе самой профессиональной деятельности.

Стоить отметить, что под формированием профессиональных умений студентов следует понимать как совокупность действий, позволяющих обучающемуся успешно реализовать проект, над которым он работал, а также дающих возможность стать профессионалом. Главной особенность обретения профессиональных умений является тот факт, что в проектном обучении они формируются в ходе осуществления проектной деятельности.

Проанализировав сказанное выше, можно предположить, что проектное обучение позволяет студенту использовать свои навыки в сборе информации, анализе и оценке этой информации. В ходе решения поставленной задачи студент способствует становлению себя как будущего специалиста. Проектное обучение позволяет формировать умения и качества, развитие которых в дальнейшем позволит реализовать важные профессиональные функции: исследовательскую, планирующую, прогнозирующую, программно-целевую, преобразующую, креативную, оценочную.

В результате проектного обучения формируются профессиональные умения. При этом можно выделить следующие особенности [3]:

1) учитывая диалектическую взаимосвязь между знаниями и умениями, можно сказать, что знание, приобретенное студентом в процессе проектной деятельности, отличается большей гибкостью, широтой, актуализацией на применение в новых условиях. Тем самым оно становится основой формирования умений, которые в свою очередь являются источником приобретенияновых знаний;

2) выделенные группы умений представляют собой совокупность профессиональных и личностных умений. Проектное обучение, выступая средством их формирования, способствует решению задач, стоящих перед вузом: вооружение студентов специальными знаниями и профессиональными ценностями, формирование личности будущего специалиста;

3) проектное обучение представляет широкие возможности для творческого применения сформированных умений, придавая им тем самым творческий характер.

Что касается творчества, то в проектной деятельности оно согласует приобретенные умения в некую совокупность. Другими словами творчество, как самостоятельная форма, способствующая развитию мыслительной деятельности как специалисту, позволяет формировать творческие умения студентов.

С целью повышения уровня профессиональной подготовки студентов с помощью проектного обучения на базе Тюменского индустриального университета было проведено исследование, в котором приняли участие 24 студента первого курса направления «Геология» института геологии и нефтегазодобычи. Исследования проводились в рамках занятий «История». Темой была выбрана Великая Отечественная война (ВОВ).

На первом этапе эксперимента было проведено анкетирование студентов. В итоге выяснилось, что 70 % студентов принимали участие в проектировании, оставшиеся 30 % ни разу ни принимали участия. Большинство опрошенных (70 %):

– считают историю необходимым предметом;

– осознают значимость умения работать с историческими текстами и вычленения смысла информации;

– выражают положительный настрой по отношению к творческим заданиям, студентам нравится работать в группах.

Следующий этап эксперимента: выявление у студентов уровня остаточных знаний, по теме ВОВ, и навыкам уровня работы с текстами, было проведено диагностическое тестирование. Тестовые задания отражали возможность проверки знания материала, навыков работы с текстом, выделения ключевых слов и выражений, высказывание собственного мнения и оценки прочитанного.

В результате диагностического тестирования стало ясно, что у 70 % испытуемых – слабо развиты умения смысловой переработки информации, 60 % ребят затрудняются высказать свое мнение, 70 % затрудняются дать собственную оценку прочитанного. Таким образом, студенты имеют средние остаточные знания.

Для повышения эффективности подготовки студентов было решено интегрировать методы проектного обучение в традиционные методы обучения. Необходимо отметить, что содержание используемого материала соответствует рамкам учебной программы с включением дополнительной полезной и важной информации.

Необходимым условием успешного проведения эксперимента и высоких показателей проектирования стала локальная образовательная среда, организованная с учетом следующих критериев: наличие удобной аудитории для обсуждения и выполнения проектной работы, достаточный объем литературы по теме работы, наличие технических средств с выходом в Интернет.

Группа была разделена по 4 человека на 6 групп. Каждая группа занималась своим проектом. В ходе работы над проектами преподаватель подробно обсудил со студентами ключевые этапы проектирования. Студентам были выданы схемы-планы действий по разработке проекта:

1. Уточнить и грамотно сформулировать тему и цель проекта.

2. Подобрать материал (просмотреть предложенные источники; найти самостоятельно материал; определить общий объем материала, время работы над проектом; распределить материал между участниками).

3. Обработать материал (бегло просмотреть; проработать текст; выделить главную информацию; сделать выписки; составить план; написать тезисы).

4. Обсудить материал (представить информацию участникам проекта; проанализировать информацию с точки зрения актуальности, возможности применения; обсудить общий материал проекта; составить план проекта; разработать схему (модель) проекта; определить результат проекта (продукт), его оформление и представление; распределить задачи по реализации проекта).

5. Оформить материал (составить текст доклада в соответствии с планом; раскрыть и обосновать тезисы; изложить идеи использования материала на практике; сделать выводы; оформить текст доклада; оформить другие результаты проекта (схемы, программы, рекомендации разработки и др.).

6. Представить проект (прочитать доклад для себя; поставить голос; засечь время; сделать вступление; сформулировать проблему; ознакомить с планом изложения; последовательно изложить содержание; представить общие выводы; ответить на вопросы).

7. Проанализировать работу над проектом и его результаты (оценить актуальность выбранной темы, новизну и оригинальность использованной информации, представления, оформления результатов; проанализировать процесс работы; оценить групповую и индивидуальную деятельность, выявить все положительные и отрицательные стороны; сделать самооценку; определить потенциал продолжения).

В качестве продуктов проектной деятельности студенты представили отчет о работе в группе. Материалы проектов были представлены на научной конференции ТИУ в виде докладов.

По завершении проектной работы было проведено анкетирование, чтобы оценить его значимость.

Выяснилось, что у 83,4 % испытуемых работа над проектом, вызвала научный интерес.

Отвечая на вопрос, чем проектное обучение, отличается от традиционного обучения, студенты определили так: больше возможности для инициативы и творчества (100 %); больше самостоятельности (100 %); больше возможности для общения с одногруппниками (83,3 %); больше направлено на интерес (66,6 %); позволяет работать в индивидуальном темпе (50 %).

Отвечая на вопрос, что им дала работа над проектами, студенты отметили: совместная работа в команде (100 %); навыки работы с историческими документами (83,4 %); обучение поиску и переработке информации (83,4 %); возможность творческой самореализации (66,6 %).

В результате проектная работа вызвала у студентов чувства гордости, самоутверждения и удовлетворения, уверенности в своих силах, повысилась мотивация и интерес к обучению. Студенты пожелали продолжить проектную работу.

Таким образом, можно констатировать, что:

1. Теоретический анализ изученной литературы показал, что проектное обучение повышает уровень профессиональной подготовки студентов.

2. В ходе эксперимента была установлена заинтересованность студентов к проектной деятельности.

3. Работа над проектами способствовала повышению подготовки студентов как технологии самостоятельной познавательной деятельности: улучшились знания студентов, появились и укрепились навыки работы с информацией, повысились организационные умения, возросла динамика активности.

4. Интерес к представлению результатов проектной работы вызвал у студентов чувства гордости, самоутверждения и удовлетворения, уверенности в своих силах, повысилась мотивация и интерес к обучению.

5. Авторами было определено, что проектное обучение – это технология активной самостоятельной познавательной деятельности студентов [5], ориентированная на творческую самореализацию личности и направленная на повышение профессиональной подготовки студента в процессе обучения.


Библиографическая ссылка

Голованова О.И., Толстоухова И.В., Фугелова Т.А., Шулер И.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 7. – С. 97-101;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36737 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674