Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

Пак Л.Г. 1 Харитонова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье определены особенности актуализации образовательно-воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря в целях социализации детей и подростков. Обоснована авторская позиция в определении совокупности ресурсов и возможностей лагеря, которые могут быть приведены в действие, в рамках педагогически целесообразных педагогических действий коллектива взрослых, и использованы для достижения оптимальной социализации воспитанников. Охарактеризована основная идея актуализации образовательно-воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря – создание специального социализирующего пространства жизнедеятельности воспитанников (в интеграции оздоровительной, воспитательной и образовательной составляющих среды лагеря) на основе идеологии жизнеспособности воспитанников (идеологии ценностной, социальной и биологической жизнеспособности) при оптимальном использовании ресурсов (ресурсов социокультурного окружения, содержательных ресурсов и личностных ресурсов) для оптимального физического, психического и духовного оздоровления детей и подростков, понижения рисков их личностно-средового взаимодействия с социумом.
социализация
воспитанники
детский оздоровительный лагерь
образовательно-воспитательный потенциал лагеря
ресурсы лагеря
жизнеспособность личности
1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. – М.: Социум, 2000. – 176 с.
2. Волгунов В.В. Организация детского отдыха в оздоровительном лагере: социально-педагогический аспект // Вестник ВятГГУ. – 2009. – № 4. – С. 16–19.
3. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней юности и молодости // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2009. – № 9. – С. 99–108.
4. Кателина А.А. Воспитательный потенциал детского лагеря // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2016. – № 2. – С. 222–231.
5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебн. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
6. Мурашова А.Г. Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в современных условиях (на примере международного детского центра «Артек»): дис. ... канд. пед. наук. – М., 2002. – 202 с.
7. Пак Л.Г. Социально ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. – Оренбург: Оренб. ин-т экономики и культуры, 2013. – 312 с.
8. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография. – М., 2010. – 180 с.
9. Пугачев А.С. Социализация учащихся в сфере досуга // Молодой ученый. – 2013. – № 1. – С. 365–368.
10. Сафин Н.В. Информальное образование как средство формирования гражданской идентичности подростка в детском оздоровительном лагере: дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург, 2017. – 215 с.

Концептуальное обоснование темы исследования исходит из оценки социокультурного феномена осуществления процесса социализации воспитанников в детском оздоровительном лагере в принципиально новых условиях становления основных сфер современного российского общества, определяющих изменение функционала основных социальных институтов (семьи, образования и культуры, политики, экономики, религии). Это обусловливает переориентацию традиционных ценностей, трансформацию определенных норм, установок социума, системы духовных отношений, социальных ориентиров, существенно влияющих на социализацию детей и подростков, их возможность оптимально интегрироваться в разнообразные сферы социальной практики, выстраивать продуктивные социальные отношения и взаимодействия, быть открытыми для инноваций, социально активными и социально мобильными. От того, насколько социализированы молодые люди, какие ценности будут сформированы у подрастающего поколения сегодня, зависит развитие общества и в настоящем, и в будущем.

В этой связи актуализируется значимость общественных институтов, направленных на создание условий для оптимальной социализации личности, среди которых важное место занимает детский оздоровительный лагерь как особый социальный институт детства, эффективность которого все больше оценивается с позиций не только рекреации и восстановления физических и духовных сил, но также в контексте педагогического управления развитием личности воспитанников в ходе социализации в разновозрастном взаимодействующем коллективе. В инструктивном письме Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06 «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей» отмечено, что в детском оздоровительном лагере на первый план выходит развитие основных базовых свойств личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование мировоззрения личности.

Необходимо отметить, что детский оздоровительный лагерь становится инструментом формирования ценностных ориентаций, мировоззренческой позиции подрастающего поколения в контексте его особого образовательно-воспитательного потенциала, отражающего «уникальную возможность обогащения позитивного социокультурного опыта воспитанников в процессе интеграции их в новое социокультурное окружение, систему отношений со сверстниками и взрослыми, вовлечения в разнообразные виды развивающей деятельности, а также в силу дистанцирования от традиционного, не всегда особо благоприятного окружения, что создает особые возможности для формирования их качественно новых социально значимых и социально одобряемых личностных качеств» [6, с. 15].

Исследование образовательно-воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря в целях социализации воспитанников требует осмысления характеристик детей и подростков как первого поколения, которое проходит путь социализации в новой России. Общественные ценности и социальные практики подрастающего поколения сложились в принципиально обновленных условиях становления демократического государства, гражданского общества и рыночной экономики, формирование которых сопровождалось определенными социальными издержками, рисками социализации (О.А. Рожнов). И данное поколение, как подчеркивается исследователями, является одновременно как золотым поколением (которому свойственны нацеленность на самореализацию, достижение успешности в разнообразных сферах социума, определенная рискогенность в рамках ответственного действования, восприимчивость к инновациям и т.д.), так и потерянным (характеризующимся раздутыми, гипертрофированными потребностями в материальной сфере при отсутствии духовных ценностей и культуры потребления; подменой дружеских и товарищеских отношений отношениями купли-продажи и «дикого» рынка в молодежной среде; ценностно-нормативной дезориентацией в рамках приоритетности американской культуры с культом жестокости, насилия, порнографии; нравственной «раскованностью» вплоть до распущенности и разнузданности, ранними браками и деторождением, разжиганием сексуальных страстей; различными формами социальных девиаций, употреблением психотропных веществ, совершением противоправных действий; повальным увлечением азартными играми часто безнравственного содержания; уходом в виртуальную сферу посредством нарастания информационных потоков интернета, где тиражируются штампованные псевдоценности, которые оказывают социокультурные, идеологические влияния на формирование отклоняющейся личности, и т.д.) [5].

Вышеизложенное обуславливает нарушение позитивной социализации детей и подростков, приводящей к выталкиванию субъектов современной действительности за пределы «нормального» общества, характеризующейся понятием социального исключения, дефектами социализации, для которых характерно: нарушение коммуникации в системе отношений «личность – взрослый», «личность – сверстники», «личность – социальные институты»; поведение личности, отклоняющееся от социальных норм и требований; расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях (не всегда позитивного содержания деятельности); онтологическая неуверенность; хроническая неуспешность; социальный инфантилизм; деформация чувства собственного достоинства; потребительская психология; несформированность эмпатии, ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других; личностная тревожность; агрессивность; личностная аномия, т.е. ценностная дезинтеграция сознания, отказ от конструктивных форм самоутверждения личности в обществе [8].

В этой связи в детском оздоровительном лагере особо значимым выступает поиск способов актуализации его образовательно-воспитательного потенциала для уменьшения, локализации, редукции (понижения интенсивности) рисков личностно-средового взаимодействия детей и подростков с социумом в контексте целенаправленно организованного педагогического обеспечения их оптимальной социализации.

Образовательно-воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря рассматривается нами как совокупность ресурсов и возможностей лагеря, которые могут быть приведены в действие, в рамках педагогически целесообразных педагогических действий коллектива взрослых, и использованы для достижения оптимальной социализации воспитанников. Образовательно-воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря интегрирует:

– ресурсы социокультурного окружения (духовно-нравственная атмосфера, организационная идеология детского оздоровительного лагеря, стиль руководства и взаимодействия, природные условия, быт, архитектурно-планировочные особенности помещений, организация предметно-пространственной среды, режим, традиции и ритуалы) [2; 4];

– содержательные ресурсы (спектр дополнительных образовательных услуг технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, художественной, туристско-краеведческой направленности; вариативность и разнообразие видов деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, исследовательской, игровой, интеллектуальной, трудовой и т.д.), ее форм (инициативные проектные группы, образовательные путешествия, деловые игры, интерактив, фестивали, праздники, творческие конкурсы, тренинги лидерства, дискуссии, краеведческие викторины, дебаты, интеллектуальный марафон, социальные и творческие мастерские, штаб детских инициатив, конкурсы-смотры и т.д.) и методов (беседы, лекции, метод примера, практико-ориентированные воспитывающие ситуации и т.д.); выбор сфер общения и отношений [10];

– личностные ресурсы (позиция воспитанника, уровень профессионализма кадрового состава, ролевой функционал педагога, социально значимые качества личности, индивидуальные личностные свойства, потребности субъектов лагерного взаимодействия).

Актуализация образовательно-воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря в целях социализации воспитанников – это осознанная педагогическим коллективом необходимость в краткосрочных условиях организовать жизнедеятельность детей так, чтобы максимально использовать имеющиеся ресурсы (ресурсы социокультурного окружения, содержательные ресурсы и личностные ресурсы) для физического и психического оздоровления, познания воспитанником самого себя, открытия себя и окружающих реалий, самореализации, самообновления. В этом случае образовательно-воспитательную систему детского оздоровительного лагеря можно рассматривать как: педагогическую систему, включающую основные элементы целенаправленного воспитания, развития и саморазвития детей и подростков; особую социально-природную, культурно-историческую среду жизнедеятельности временного коллектива взрослых и детей; механизм организации пространства здорового образа жизни, физического, психического, духовно-нравственного, естественного оздоровления воспитанника посредством активного отдыха; открытую систему, позволяющую целенаправленно с пользой для каждого субъекта лагерного взаимодействия включать его в реалии окружающего мира, живое общение с природой, обеспечивающее приобретение нового жизненного опыта (Инструктивное письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06 «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей»); социализирующую систему, обеспечивающую перевод воспитанников в позицию субъектов познания, общения и деятельности, инициирующую их активное отношение к окружающему миру, нацеленную на освоение социума, формирование умений построения конструктивных социальных отношений, накопления способов познания и преобразования социума, развития и совершенствования личностных качеств индивида.

Принципиально значимая идея актуализации образовательно-воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как института социализации детства — это создание специального социализирующего пространства жизнедеятельности воспитанников (в интеграции оздоровительной, воспитательной и образовательной составляющих среды лагеря) на основе идеологии жизнеспособности, отражающей: с одной стороны, развитие социальной субъектности детей и подростков, которая определяется как способность к продуктивной интеграции в социум воспитанников нового поколения, умеющих познавать, активно действовать, продуктивно выстраивать отношения с другими, характеризующихся наличием развитого механизма самоорганизации и саморегуляции, умением выстраивать позитивные жизненные траектории, стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию; с другой, устойчивость воспитанников к воздействию разрушительных внешних и внутренних факторов рискогенного социума в рамках «относительного иммунитета детей и подростков к стрессовым событиям и ситуациям (эмоциональной устойчивости, включающей способность воспитанников успешно осуществлять сложную ответственную деятельность в напряженной эмоциональной обстановке без существенного отрицательного влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность; нравственной устойчивости личности, определяемой как способность субъекта регулировать свое поведение, исходя их принятых и усвоенных им социокультурных нравственных норм и принципов; нервно-психической устойчивости как способности детей и подростков посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным и экстремальным факторам внешней среды без снижения продуктивности деятельности и без ущерба для здоровья) [3].

Идеология жизнеспособности воспитанников детского оздоровительного лагеря базируется на триединстве идеологии ценностной, социальной и биологической жизнеспособности (П.И. Бабочкин [1]). В ценностной сфере идеологии жизнеспособность воспитанников определяется наличием в сознании сформированных общезначимых ценностей, нормативов, установок социума в рамках осуществления различного социально-ролевого функционала будущего гражданина, общественного деятеля, патриота, активиста. В социальной сфере жизнеспособность воспитанников проявляется посредством развитых умений установления продуктивных отношений с другими и нахождения способов самореализации в разнообразных сферах социальной практики, в соответствии со своими устремлениями, потребностями, способностями. В сфере биологической жизнеспособности идеология отражается в рамках становления физически здорового поколения молодых людей в условиях детского оздоровительного лагеря, умеющих противостоять негативным влияниям рискогенного социума, воспитания у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, ценностей безопасного поведения, профилактики вредных привычек.

Подрастающему поколению, для того чтобы успешно социализироваться в постоянно изменяющихся условиях социума, занять достойное место в постиндустриальном социуме, необходимо быть прежде всего целостно-жизнеспособным (в интеграции ценностной, социальной и биологической жизнеспособности). В целостном аспекте формирование жизнеспособности детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря направлено на развитие их социальной активности, обогащение опыта редукции рискогенных факторов внешней действительности, расширение сфер преобразования мира и самого себя. Смысловой аспект актуализации образовательно-воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря в контексте идеологии жизнеспособности воспитанников отражает необходимость: пересмотра и формирования новых позитивных ценностных ориентаций детей и подростков; становления социально ответственного отношения детей и подростков к природному окружению, социуму, другим, самому себе; обогащения социокультурных знаний и конструктивных поведенческих способов, которые позволяют прогнозировать оптимальность их дальнейшей жизнедеятельности в обновленном режиме или в нестандартных социальных ситуациях.

Опираясь на вышеизложенное, необходимо отметить, что актуализация образовательно-воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря нацелена на реализацию основных положений, являющихся значимыми для эффективного педагогического сопровождения процесса социализации детей и подростков:

– личностно-центрированная направленность содержания образовательно-воспитательной и оздоровительной деятельности, ориентированная на конструирование естественной траектории личностного саморазвития воспитанников (педагог выступает в роли опосредованно направляющей инстанции) в контексте знаний закономерностей их возрастного становления и развития, индивидуально-типологических, социально-психологических особенностей;

– принятие безграничности потенций субъекта как его способности претворять в действительность имеющиеся неограниченные ресурсы, обеспечивающие постоянное самосовершенствование, стремление к наиболее полноценному развитию личностных качеств, активизацию внутренних резервов, необходимых для приобретения жизненно значимых знаниевых конструктов, умений, навыков саморазвивающейся личности и т.д.;

– перевод воспитанников в позицию субъектов, инициирующий их преобразовательное отношение к окружающему миру, в рамках которого они добровольно осваивают многоаспектность действительности, многообразие социальных отношений, вариативность социокультурных способов поведения, содержащих обновленные для развивающихся детей и подростков элементы решения определенных жизненно важных задач и контекстов разносодержательных сфер социоприродного окружения на микро-, мезо-, макроуровнях [7].

В качестве основных функций актуализации образовательно-воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря в целях социализации детей и подростков выступают: нормативно-регулятивная, регулирующая жизнедеятельность в лагерном обществе и определяющая формирование мировоззренческих основ жизнедеятельности воспитанников путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки поведения с общественными нормами, ценностями, социальными программами; личностно-преобразовательная, активизирующая субъектную позицию воспитанников посредством развития потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок в системе лагерных социальных отношений; ценностно-ориентационная, нацеленная на формирование системы ценностей, определяющих образ жизни субъектов лагерных отношений; коммуникативно-информационная, инициирующая продуктивные взаимоотношения с другими субъектами, группами, системой, насыщающая информацией с целью осуществления личностной коммуникации; творческая, обусловливающая устремленность воспитанников творить, открывать и преобразовывать окружающую действительность; компенсаторная, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств личности для оптимальной интеграции в социум [9].

Таким образом, актуализация образовательно-воспитательного потенциала детского возраста в целях социализации воспитанников направлена на создание комфортного социализирующего пространства, неформальной среды общения, реализации широкого спектра развивающей деятельности, в которой есть все возможности для расширения диапазона социальных знаний, формирования социально ориентированных мотивов на продуктивное взаимодействие с другими, обогащение социокультурного опыта участия в разнообразных сферах социальной практики, развития качественно новых личностных качеств (активности, инициативности, толерантности, коллективизма, дивергентности мышления и т.д.). Основными направлениями актуализации образовательно-воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря (базирующегося на идеологии жизнеспособности) в целях социализации воспитанников являются: развитие активной, ответственной жизненной позиции детей и подростков, умения делать свой выбор и принимать его последствия; формирование адекватного образа Я, умения устанавливать и поддерживать продуктивные взаимоотношения с другими; формирование социальной установки на позитивное отношение к нормам общественных отношений; физическое, психическое и духовное оздоровление; снижение рисков социализации для оптимальной жизнеспособности субъектов лагерного взаимодействия в обществе.

При этом результат выражается не столько в определенных социальных знаниях, умениях, накопленном социокультурном опыте, сколько в виде личностных новообразований, перестраивающих всю совокупность связей и отношений детей и подростков с окружающей действительностью. И конечно же, оптимальная актуализация образовательно-воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря в целях социализации воспитанников – это результат и показатель педагогической квалификации и мастерства коллектива взрослых, их способности прогнозировать рациональные пути, организации оздоровительно-образовательного и воспитательного процесса в лагере.


Библиографическая ссылка

Пак Л.Г., Харитонова Е.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 6. – С. 152-156;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36716 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674