Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Медведь Э.И. 1 Сергеева В.П. 1 Киселева О.И. 1
1 ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Институт культуры и искусств
В статье рассматривается содержание понятия эстетической культуры личности и ее роли в профессиональной подготовке студентов в условиях высшего образования. Раскрывается система слагаемых нравственно-эстетических качеств личности. Эстетическая культура рассматривается как один из ведущих компонентов гуманитарной культуры будущего специалиста в области культурно-досуговой творческой деятельности. В статье говорится о том, что важными факторами, определяющими и регулирующими деятельность, являются эстетические ориентации, потребности и интересы, что эстетическая культура имеет социально-исторический характер. А причины изменений в эстетической культуре общества и личности непосредственно связаны с развитием общественно-экономического базиса. Материалы статьи практически были апробированы в профессиональной деятельности бакалавров – организаторов культурно-досуговой деятельности – выпускников института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Анализ данного практического опыта обусловил выдвижение новых требований к подготовке профессионала социально-культурной деятельности. Ведь именно культурно-эстетическое содержание становится одним из главных компонентов профессионального творческого процесса.
культура
гуманитарно-эстетическая культура
эстетическая культура
эстетическое сознание
эстетическая потребность
социально-культурная деятельность
культурно-досуговая деятельность
ценностные ориентации
1. Бакланова Т.И., Медведь Э.И. Социально-культурное партнерство музеев и вузов как фактор формирования этнокультурной компетентности студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view id=21591.
2. Киселева О.И., Медведь Э.И. Фестивальное движение как сфера реализации культурной политики // Наука и технологии в современном обществе. – 2015. – № 1–20. – С. 30–34.
3. Киселева О.И. Профессиональная компетентность студентов в педагогическом маркетинге // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 12. – С. 63–65.
4. Киселева О.И. Педагогические условия формирования конкурентоспособности вуза в современном экономическом развитии образования // Вестник экономической интеграции. – 2014. – № 5 (74). – С. 93–96.
5. Киселева О.И. Педагогический маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности современного учителя // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 9. – С. 39–40.
6. Медведь Э.И. Профессионально-ориентированная подготовка студентов к эстетическому воспитанию школьников в условиях педагогического колледжа (на прим. специальности 0303 «Иностранный язык»): дис. … канд. пед. наук. – М.: РГБ, 1998. – 217 с.
7. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учебное пособие. – М.: МГПИ, 2012. – 49 с.
8. Медведь Э.И., Киселева О.И. Исторический экскурс педагогических основ формирования эстетической культуры личности // Российская наука в современном мире: сборник статей международной научно-практической конференции / отв. ред. В.Б. Соловьев. – М.: ООО «Актуальность.РФ», 2015. – С. 88–98.
9. Медведь Э.И., Киселева О.И., Портников В.И. Музыкальные фестивали в реализации культурной политики России // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12–1. – С. 166–170.
10. Панова Н.Г., Умеркаева С.Ш., Кайтанджян М.Г., Левина И.Д., Медведь Э.И., Грибкова Г.И., Киселева О.И., Бакланова Т.И., Опарина Н.А., Портников В.И., Ганьшина Г.В. Педагогика культуротворческого досуга: учебное пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2016. – 260 с.
11. Портников В.И. Некоторые аспекты формирования музыкального художественного вкуса детей и молодежи // Инновационные процессы в научной среде: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. – С. 252–255.
12. Социально-культурное партнерство: вуз – музей – библиотека в условиях инновационного развития: коллективная монография / Т.И. Бакланова, Г.В. Ганьшина, Г.И. Грибкова, Е.В. Дольгирева, Е.М. Жукова, И.В. Коршунова, О.И. Киселева, О.Л. Косибород, Э.И. Медведь, А.В. Нестеренко, Н.А. Опарина, Н.Г. Панова, В.И. Портников, С.Ш. Умеркаева / под ред. Т.И. Баклановой. – М.: УЦ Перспектива, 2016. – 308 с.

Объективность и субъективность формы многомерного понятия «культура» (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) позволяет охватывать разнообразные сферы жизни людей, которые можно разделить на предметно-практическую (общественную и личностную) деятельность, а также общественное и личностное сознание (политика, философия, эстетика, мораль, искусство и т.д.). Освоение социокультурного опыта определяется уровнем просвещенности, воспитанности, образованности как отдельной личности, так и поколения в целом. Эти качества культурной личности проявляются в мировоззрении, системе развитых знаний, умений, навыков, в широте и глубине интеллекта, сформированности нравственно-эстетического отношения к миру, человеку, т.е. в слагаемых духовной характеристики личности [8, с. 44].

Необходимость функционирования и самовыражения личности в обществе определяет систему знаний и качеств личности, формирующих ее гуманитарную культуру. Гуманитарная культура содержит знания из различных общественных наук, эстетики, морали, искусства, систему ценностных ориентаций и потребностей, взглядов, идеалов и установок гуманитарной деятельности, коммуникации, поведения. В нее входят также элементы нравственно-эстетического сознания и деятельности, познавательные, ценностно-ориентационные, воспитательные и духовно-коммуникативные характеристики личности [6, с. 22].

В гуманитарную культуру личности входит в том числе эстетическая культура как один из компонентов. У каждого отдельного индивидуума складывается определенное эстетическое отношение к окружающим людям и действительности. Человек не может существовать в отрыве от сложившихся в его сознании различных ценностей, в том числе эстетических. Каждая личность определяет субъективную значимость собственной деятельности, а также свое отношение к окружающей среде. При этом человек эстетически осваивает мир в диалектическом единстве трех различных ракурсов:

«1) эстетического в объективной действительности;

2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание);

3) искусства (как своеобразного единства субъективно и объективно-эстетического)» [10, с. 58].

Эстетические установки и принципы личности могут быть одним из инструментов критериального аппарата оценки уровня эстетической культуры. Высокий уровень эстетической культуры определяется в том числе способностью передать обществу собственное эстетическое видение и отношение к окружающей среде, представление об идеалах и эстетические взгляды.

Выдающийся деятель отечественной науки Д.С. Лихачев рассматривал культуру с точки зрения эффективного фактора созидания и совершенствования мира, а также с точки зрения инструмента самопознания человеком мировой многогранности, что и должно формировать его личность, способствовать становлению его культуры. Если рассматривать поэтапный процесс формирования общей культуры личности, то в первую очередь его обеспечивает педагогический процесс совместно с целенаправленным музыкально-эстетическим воспитанием.

Каждая личность обладает определенной системой эстетической культуры, что определяет и эстетическую культуру народа в целом. К ней следует отнести и чувственные качества, и интеллектуальные способности, и видение совершенства в жизни, и поведение.

Эстетическая культура не может существовать самостоятельно и автономно. Она проникает во все формы и поля деятельности людей.

Человек имеет разные уровни восприятия процесса эстетического освоения мира: репродуктивный и творческий, в ходе которого общечеловеческое содержание преобразовывается в перспективы будущего. Это является социально-гуманитарной функцией личности и удовлетворением ее потребности в самостановлении и саморазвитии. Содержание и формы эстетического отношения к миру определяют уровень творческих способностей личности и необходимые социально-культурные условия творческой деятельности [1, 2, 9].

Эстетические сознание, отношение и деятельность, чувства, восприятия, представления, суждения, оценки, убеждения, вкусы, идеалы, взгляды и др. относятся к общепризнанным формам проявления эстетической культуры и находятся в диалектической взаимосвязи. Эстетические вкусы и потребности формируются на почве живых эстетических эмоций, восприятий и чувств и представляют собой устойчивые качества личности, которые органически соединяют в себе чувственное и рациональное и обеспечивают в процессе эстетического отражения переход на высшие уровни сознания.

Эстетические ориентации, потребности и интересы являются важными факторами, определяющими и регулирующими деятельность. Эти категории тесно взаимосвязаны. Они являются показателями, характеристиками эстетического сознания и рождаются в процессе его развития.

Эстетическая потребность личности общественна по своей природе, способна интегрировать опыт эстетического восприятия, переживания, вкусов. Ее можно рассматривать как «состоявшееся отношение», как тип эстетического отношения, из которого выходят и от которого зависят другие типы эстетических отношений, как двигатель эстетического сознания личности. Она является категорией, «характеризующей реальное состояние, возможности (потенциал) развития эстетического сознания, и не только в один из моментов его существования, а в любой из его периодов и на любом уровне» [3, с. 90]. Развитие эстетических потребностей субъекта связано с повышением уровня эстетических знаний и оценочных представлений. Поэтому эстетические потребности служат показателем уровня эстетической культуры личности.

Эстетические интересы являются важными характеристиками эстетической культуры личности. Объективные отношения и потребности связаны в них с субъективными мотивами, эмоциями, волей, а между объективными причинами и субъективными побуждениями происходят постоянные превращения: «субъективное превращается в объективное, сознательное намерение – в реальное действие, преобразующее мир» [12. с. 24].

Эстетическая культура имеет социально-исторический характер. Причины изменений в эстетической культуре общества и личности связаны с развитием общественно-экономического базиса. Условия для устранения природной и социальной ограниченности личности возникают на том этапе общественного развития, который характеризуется прогрессом общечеловеческой культуры.

Эстетическая культура обновляющегося российского общества обретает гуманистический характер, способствует формированию универсальной, творчески активной и духовно богатой личности.

Таким образом, приведенный научно-теоретический анализ по проблеме эстетической культуры личности позволяет нам сформулировать некоторые выводы:

– эстетическая культура личности является культурным компонентом, который помогает ей утверждать себя как субъекта культуры и реализовать в обществе свою социально-гуманитарную функцию;

– развитие совокупности форм эстетической культуры личности (сознания, отношения, деятельности) создает условия для включения субъекта во взаимосвязанный процесс усвоения общечеловеческих ценностей и саморазвития, гармонизации личного культурного мира, предметов деятельности;

– гармоническое развитие эмоционально-психологической, научно-теоретической и практико-поведенческой сфер эстетической культуры личности обеспечивает ей переход на созидательно-воспитательный уровень эстетического отношения к действительности и человеку, человеческим отношениям;

– эстетическое сознание личности посредством чувственно-рационального освоения мира, человека, социальных отношений (чувства, вкусы, суждения, взгляды, идеальные представления) вырабатывает идеальные модели желаемого будущего, которые затем могут быть реализованы в деятельности человека [11, с. 252].

Эстетический компонент присущ всем видам человеческой деятельности (познанию, ценностно-оценочным отношениям, общению, духовно-практическому преобразованию мира), включая педагогическую деятельность, которая носит творческо-созидательный характер.

Деятельность организатора культурно-досуговой деятельности – общественно значимая, как участника социального процесса воспроизводства личности. Настоящий этап обновления общества имеет гуманитарно-демократическую направленность. Это обусловило выдвижение новых требований к подготовке профессионала социально-культурной деятельности. Ведь именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов профессионального творческого процесса. Проблема состоит в том, чтобы научиться учитывать этот личностный аспект содержания профессионального образования и реалистически согласовать с ним остальные, научиться ценить такого будущего специалиста социально-культурной сферы как главного носителя формирования культуры в учреждениях образования и культуры, развить его личностный потенциал.

Изучая пути совершенствования профессиональной подготовки бакалавра социально-культурной деятельности, многие исследователи приходят к мысли о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов педагогического мастерства, в частности его глубоко личностной основы – гуманитарно-эстетической культуры, с ее специфическими педагогическими проявлениями в деятельности и поведении будущего профессионала. Эстетическая культура такого профессионала входит в его общую культуру, включая социально-философский, эстетический, этический, педагогический и другие элементы. Функционируя в структуре педагогической культуры, его эстетическая культура в то же время воздействует на все аспекты самой педагогической культуры, предоставляя в ее распоряжение собственно эстетические средства [3, 4, 5].

Эстетическое развитие будущего специалиста социально-культурной деятельности – необходимое звено в становлении его личности как продукта биологической, социальной, исторической среды. Значительная роль здесь принадлежит развитию и коррекции социально-психологических личностных качеств. Эстетическое развитие проявляет себя как «составная часть общего психического развития, как обогащение содержания эстетических качеств (эстетического восприятия, вкуса, художественно-образного мышления, эстетических эмоций, потребностей, умений, навыков, способностей) и сущностных сил личности, как процесс их становления).

По нашему мнению, эстетическая культура бакалавра социально-культурной деятельности выступает интеграцией содержания и форм активности развитого эстетического сознания, прежде всего направленного на эстетико-педагогическое восприятие, оценку и преобразование человека, с подсистемой деятельно-практических качеств, необходимых для успешной профессионально-эстетической деятельности. При этом эстетическое сознание связано с самосознанием, самооценкой как важнейшими механизмами формирования эстетических установок и качеств личности.

Выступая как «совокупность эстетических профессионально значимых качеств личности», эстетическая культура может характеризоваться знаниями, взглядами, убеждениями, сформированными на эмоционально-чувственном восприятии и осмыслении эстетического в действительности (познавательный критерий), умением переживать, анализировать и оценивать действительность и искусство с позиций идеала (эмоционально-оценочный критерий), а также деятельностными качествами личности (деятельностный критерий) [7, с. 63].

Учитывая сложность понятия «эстетическая культура», мы остановимся на некоторых ее составляющих, которые играют важную роль в профессионально-ориентированной подготовке бакалавра социально-культурной деятельности к эстетическому воспитанию детей, такие как восприятие, чувства, взгляды.

Эстетические восприятия и чувства входят в субъективно-эмоциональную сферу сознания специалиста, составляют основу эмпирического уровня мышления. В эстетических чувствах и восприятиях целостно отражается мир, социальная действительность, человек. Это отражение влияет на полноту нравственно-эмоциональной оценки объектов и явлений социально-культурной сферы. В богатстве эстетических восприятий и чувств аккумулируется сложный опыт социально-гуманистической чувственности, который позволяет личности ориентироваться в лабиринтах человеческих отношений, воспринимая их с позиций нравственно-эстетической оценки красоты, совершенства, добра, справедливости и человечности.

Эстетические взгляды составляют основу эстетического мировоззрения, которое «выполняет функцию самосознания человека, путем духовно-практического устройства и переустройства всего миропорядка, определения коренных целей и смысла человеческого существования» [6, с. 37]. В них систематизируется эстетическое представление о мире, выражается личностная оценка мира, проявляется социально-эстетическая позиция личности. Эстетические взгляды связаны с нравственными нормами и взглядами личности на педагогическую модель воспитания человека, которые становятся творческими, гуманистическими, обращенными к человеку.

С развитием эстетического сознания и самосознания бакалавра социально-культурной деятельности связаны существенные изменения внутри его личности, появляются и совершенствуются самооценка, стремление к эстетическому самосовершенствованию, потребность гуманитарно-эстетического познания, переживания, оценки и преобразования окружающей действительности и себя лично.

Таким образом, эстетическая культура выступает синтезом и гармонией эстетического сознания и самосознания, отношения и деятельности, ускоряет процессы социализации и гуманитаризации личности. Особенности влияния процесса формирования эстетической культуры личности на развитие профессиональных показателей ее гуманитарной культуры нужно учитывать при построении и реализации модели процесса формирования эстетической культуры будущего профессионала социально-культурной сферы [7, с. 29].

Недооценка роли эстетического компонента культуры будущего бакалавра в профессиональной подготовке оборачивается несформированностью эстетического отношения личности к действительности, искусству, творчеству и человеку как к субъекту, с которым предстоит взаимодействовать в будущей деятельности. Отсутствие системы эстетических установок сознания, самосознания, деятельности приводит к нетворческой реализации воспитательного процесса, тормозит передачу эстетического опыта студентам.


Библиографическая ссылка

Медведь Э.И., Сергеева В.П., Киселева О.И. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 6. – С. 134-138;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36713 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674