Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ

Марков К.К. 1
1 Иркутский национальный исследовательский технический университет
В статье рассмотрены проблемы целеполагания в успешной спортивной деятельности тренера, являющейся важнейшим компонентом его компетенций. Представлены методические принципы и практические способы, позволяющие тренеру, исходя из его философии тренировки, идентифицировать свои личные цели и совместно со спортсменами устанавливать общий для команды и лично для каждого ее спортсмена комплекс конкретных практических целей, путей и стратегий их достижения. Предложена пошаговая методика определения тренером совместно со спортсменами наиболее значимых общих целей команды, максимально согласованных с их личными интересами и потребностями. Пошаговая методика основана на последовательном планировании тренером собственных целей и привлечении своих спортсменов, формировании в спортивном коллективе благоприятного психологического климата, принятии соответствующих целей, а также на стремлении к согласию и открытой регистрация всех поставленных целей и стратегий. Приведены рекомендации по реализации совместно установленных целей.
тренерская деятельность
постановка целей
самооценка
1. Абульханова-Славская К.А. Психология личности. Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2013. – Т. 2. – 544 с.
2. Асеев В.Г. Феномен неоднозначности воздействий: мотивационные механизмы // В сборнике: Мотивация в современном мире. – Щелково: ИнтоПринт, 2011. – С. 20–4.
3. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М.: ФиС, 1971. – 312 с.
4. Гомельский А.Я. Библия баскетбола. – М.: Эксмо-Пресс, 2016. – 256 с.
5. Клещев Ю.Н., Марков К.К. Волейбол. Книга тренера. – Иркутск, 2000. – Том Часть 2. – 168 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2004. – 346 с.
7. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 318 с.
8. Марков К.К. Педагогические и психологичческие аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: автореф. дис. …докт. пед. наук. – М.: РГУФК, 2001. – 49 с.
9. Марков К.К., Николаева О.О. Оценка психомоторных характеристик двигательной деятельности юных спортсменов в прыжках в высоту и повышение эффективности их тренировочного процесса // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–11. – С. 2473–2477.
10. Марков К.К., Николаева О.О. Экспериментальные исследования совершенствования психо-моторных качеств игроков в современном волейболе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14476 (дата обращения: 12.05.2017).
11. Марков К.К., Пашкова Н.В. Проблемы совершенствования методики двигательного обучения в волейболе // В сборнике: Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию ФФКиС. – 2007. – С. 113–116.
12. Тарасов А.В. Хоккей. Родоначальники и новички. – М.: Эксмо, 2015. – 408 с.
13. Coaches Manual. Level 4. CVA, Canada, 2013.
14. Coaches Manual. Level I. Lausanne, FIVB, 2011.
15. Martens R. Successful coaching – 4th ed. Human Kinetics, 2012. – 443 р.

Одной из важнейших, системообразующих составляющих в любом виде деятельности человека является ее целевая направленность [1; 6], спектр которой в различных ее видах чрезвычайно широк и разнообразен. Конкретный состав отдельных целевых установок и их сопряженность в каждом конкретном случае зависит от целого ряда факторов, характеризующих как саму деятельность (ее содержание, сложность и общественную значимость и т.д.), так и непосредственно включенную в нее личность (типологию, характер, темперамент, мотивационные критерии и др.). Не является исключением и тренерская деятельность в спорте, которая в силу специфики ее содержания, высокого психологического накала и разнообразных критериев успешности, а также при сильном доминировании конечного результата, требований рекордов, золотых медалей на Олимпийских играх и чемпионатах разных уровней может быть отнесена к сложнейшим видам человеческой деятельности [3–5; 7; 8; 12].

Определение целей тренировки

В разнообразной и разноплановой тренерской деятельности в спорте постоянно возникают различные ситуации, в которых тренер должен принимать решения, как правило, затрагивающие одного (или нескольких) из его спортсменов, а также и результаты соревнований в целом. В таких трудных ситуациях эти решения тренера в значительной мере будут определяться его целями тренировки, которые в свою очередь являются основной частью его философии тренировки [8–11; 13–15]. Одно из самых важных решений, которое принимает тренер, касается целей, которых он стремится достигнуть со своими спортсменами. Думает ли он о своих целях именно как тренер? Может быть он просто хочет выиграть, иметь репутацию тренера-победителя или у него есть и другие цели? Что лично он хочет от тренировочной деятельности? От ответов на подобные целенаправленные вопросы во многом зависит поведение тренера, выбор принципиальных и практических решений в своей деятельности.

Поиск ответов на эти и подобные весьма непростые вопросы, на наш взгляд, должны лежать в области выделения достаточно широких и практически целесообразных категорий основных целей спортивной тренировки, их соотнесения с целями общества в различных спортивных программах и совместимости целей тренера с обществом. Очевидно также, что следует рассматривать и новые, более широкие в общечеловеческом, гуманистическом плане взгляды на победу как единственную цель в спорте, конечно учитывая и личные целевые особенности конкретного тренера в его успешной спортивной деятельности.

В работе Р. Мартенса [15, с. 16] предложены три широкие категории целей тренерской деятельности – победить, помочь молодым людям весело провести время и помочь им:

– физически, изучая спортивные навыки, улучшая физическое состояние, развитие хороших гигиенических привычек и предохранение от травм;

– в психологическом отношении, контролируя поведение и развивая самооценки;

– в социальном отношении, сотрудничая в соревнованиях и в нужных видах поведения.

Какие из этих целей действительно важны для тренера, в равной ли степени и как следует поступать при выборе приоритетов? Ответы на эти непростые вопросы каждый тренер в каждом конкретном случае должен давать себе и обществу, на основе своей философии тренерской деятельности. Реальный выбор приоритетов лежит на границе значимости для тренера победы в спорте и личности его спортсмена. Для определения отношения к тренировке нет ничего более важного, чем значение победы [15, с. 18]. Существующее гипертрофированное отношение в спортивной среде и обществе в целом к победам любой ценой, медалям и наградам, к медийной шумихе и людской молве вокруг важных спортивных событий зачастую мешает трезвой самооценке тренера и честному ответу на простой вопрос – какой ценой? Каждый тренер должен честно ответить на него, прежде всего себе, опираясь на свои жизненные и философские принципы и правила. Такая самооценка может быть сделана, если ответить самому себе на ряд простых вопросов [15, с. 17]: кто, по-Вашему, лучшие тренеры, Ваши идеалы и примеры; каким Вы хотели бы быть предстать в средствах массовой информации; что Вы как тренер принципиально подчеркиваете из трех упомянутых принципов.

Цели общества

Взгляды и обычаи каждого обществе оказывают большое влияние на философию и практику тренерской деятельности. С одной стороны, из профессиональной литературы, написанной педагогами, государственными и общественными деятелями, представителями интеллигенции и медицинским сообществом, ясно, что наше общество представляет спортивные программы как помощь молодым людям развиться физически, психически и социально и что оно ожидает, что Вы как тренер примете это развитие как свою цель номер один. С другой стороны, несмотря на общее внимание к развитию спортивных состязаний, вовлекающих молодых людей, в целом наше общество (особенно массмедиа, отдельные влиятельные и широко разрекламированные журналисты и обозреватели, формирующие мнения, что хорошо, а что плохо) избыточно высоко оценивает победу, а не развитие и личность спортсменов, непомерно вознаграждая победителей вместо равного признания всех участников. Фанатики приветствуют победителей и критикуют проигравших, победные спортивные программы получают больше финансирования, чем проигравшие, а рабочие места тренеров целиком зависят от победы или поражения. Под этим влиянием сложился оценочный стереотип: «Если спортсмен или команда выиграли – тренер очень хорош, и он все делает правильно. Если же они проиграли – тренер никуда не годится, он все делает неверно и подлежит немедленной замене».

Философия победы

Одно из современных направлений в обосновании успешной тренерской деятельности строится на очень простом афоризме: вначале спортсмен – а уже потом победа [15, с. 20], который рассматривается как краеугольный камень тренерской философии. Это означает, что каждое решение, которое принимает тренер и каждое поведение, которое он показывает, должны базироваться сначала на оценке интересов спортсменов, а затем уже на поисках средств и методов добиться их победы. Конечно, очевидно, что заявить об этом достаточно просто, гораздо труднее – делать это не от случая к случаю, а всегда. В предыдущем разделе уже рассматривалось давление, оказываемое обществом в целом и отдельными его составляющими на тренеров и спортсменов, всегда требуя победы любой ценой. Автору книги, тренеру-практику с 30-тилетним тренерским стажем, было бы наивно утверждать, что противостоять такому давлению легко, но стоять – надо! В конечном итоге, «когда я итожу то, что прожил и роюсь в днях, ярчайший где…» важно не то, сколько игр я выиграл, а скольким молодым людям я помогал стать успешными в жизни, уже после спорта.

Стремление побеждать

Конечно, утверждение упомянутого афоризма вовсе не означает, что победа незначительна, непосредственная краткосрочная цель любого соревнования состоит в том, чтобы победить. Стремление победить в пределах правил игры должно быть целью каждого спортсмена и тренера. Выступать в спортивных состязаниях, не стремясь победить – нечестно, что уменьшает радость от самого спортивного состязания, его духа честной игры «fair play» [8]. Этот дух честной спортивной борьбы, желание победить пронизывает все жизненно важные системы организма человека, они тренируют и воспитывают молодого человека, подготавливая его к успешной и счастливой будущей жизни. Многие выдающиеся спортсмены самого высокого уровня искренно говорят, что их лучшие воспоминания о спорте – это не сами по себе победы, а те простые человеческие чувства радости и гордости за сделанное

Чувство ответственности и обязанностей

Соревнование и стремление в нем победить является существенным и в другом отношении. Сегодня часто можно услышать негативные оценки молодежи, которым не хватает чувства ответственности перед окружающим их миром, обязательств перед семьей и окружающими их людьми, многих из которых они даже называют друзьями, перед школой и учителями, партнерами по учебе и работе. К сожалению, многие из них не считают любые свои действия достойными каких-либо обязательств. В этом плане спорт, особенно групповые и командные его виды, кардинально меняют ситуацию, и слово «надо» становится для молодого человека одним из важнейших обязательств относительно других людей. В процессе напряженных физических совместных тренировок он учится «вместе нести этот груз», в условиях сильнейшего стресса спортивных соревнований воспитываются навыки командной работы, «чувство плеча» партнера и умение подставить свое плечо. Эти важные человеческие ценности, которые достаточно сложно воспитываются ординарным педагогическим процессом, спорт формирует исключительно эффективно.

Этическое поведение

У соревнования в спорте есть еще одна ценность. Через спорт молодые люди могут развиться нравственно, они изучают и впитывают абсолютный код этики, которая переходит в моральный кодекс жизни. Философия, лежащая в основе «fair play» – «справедливой игры», имеет определенные принципы, преследующие цели развития истинного соревновательного духа, настоящего, джентльменского поведения. Философия справедливой игры заключается в уважении правил игры и соперника, должностных лиц и принятых ими решений, в обеспечении равных возможностей для всех участников и в сохранении достоинства при любых обстоятельствах. В отношении к соревнованию важно поощрять игроков к достижению совершенства, к уважению соперника и себя, побеждать с достоинством и проигрывать, не теряя уважения. У многих спортсменов большая часть их выступлений неудачны, многие самые великие спортсмены и команды проигрывают в жизни больше половины своих соревнований. Прежде чем спортсмены научатся побеждать, им надо научиться достойно проигрывать.

Постановка целей тренером совместно со спортсменами

Постановка целей для спортсменов является эффективным способом их мотивации, но очень важно, как тренер делает это, и совместная постановка цели с участием спортсменов является для них более мощным мотивом, чем односторонняя, командным способом. Она мотивирует потому, что у спортсменов появляется ответственность за достижение цели, которую они вместе установили, развивая у них чувство, что все они – часть команды, и эта ответственность делает их сильнее [8; 13; 14]. Совместная работа со спортсменами делает цели и приоритеты более ясными, когда каждый из них больше знает о предстоящем сезоне, деятельности команды, лучше их оценивает, что повышает ответственность, мотивацию и уверенность спортсменов в себе. Важно также, что совершенствуется психологическая зрелость спортсменов, их сознательная дисциплина и самоконтроль. Когда спортсмен лучше видит перспективу, он успешнее справляется с трудными обстоятельствами.

Такие особенности в определении целей совершенствуют также многие жизненно важные черты характера и правила поведения, предотвращая неспортивное поведение, лень, эмоциональные неуправляемые проявления. Важно также получение опыта руководства и лидерства в достижении цели в жизни вообще, приобретение опыта в планировании и постановки целей в спорте и в других областях их жизни, делает их более зрелыми, лучше приспособленными к самостоятельному решению их будущих жизненных проблем. Спортсмены учатся принимать во внимание права и проблемы других при улучшении коммуникации.

Практическая совместная постановка целей представляет пошаговый процесс [8]:

Шаг 1: Планирование своей собственных целей и привлечение своих спортсменов

Тренеру вначале следует подумать о своих целях, приоритетах и спортсменах, определить главные цели и задачи и конкретные цели в каждом разделе подготовки, а также стратегии для их достижения. Постановка цели совместно с игроками будет более успешной, если тренер сможет идентифицировать проблемы для обсуждения и предложить цели и пути их достижения. Вначале тренер должен выяснить цели спортсменов, их приоритеты и надежды, возможно попросив их сформулировать, почему они вообще пришли в спорт.

Затем необходимо постепенно вовлекать спортсменов в этот процесс на кратких встречах с ними, когда они могут всесторонне обсудить набор возможных и значимых целей. Для приобретения спортсменами нужного опыта полезно выбрать для обсуждения одну-две задачи подготовки, начиная с разделов, в которых тренер и спортсмены смогут действовать достаточно хорошо, что позволит тренеру и команде хорошо начать.

При этом тренер лучше вовлекает спортсменов, понимающих пользу от поставленной цели, увеличивая их вклад в общее дело. Этот процесс может быть более длительным, если игроки никогда не имели никакой ответственности за их собственные решения и поведение. Спортивная деятельность стимулирует лидерство, и тренер должен быть готов, чтобы устанавливать цели в этой области и поддерживать игроков в таких решениях. Перед привлечением спортсменов к постановке целей надо определить реальные границы возможностей тренировочной программы (время, средства, спортсмены). Если тренер хочет ограничить привлечение игроков к постановке целей в некоторых видах деятельности или разделах подготовки, нужно, чтобы эти ограничения и причины были бы очевидны и понятны всем игрокам.

Шаг 2: Установление благоприятного психологического климата

Работа тренера над созданием спокойной, позитивной атмосферы помогает каждому его спортсмену почувствовать себя комфортно для внесения своего вклада в общее дело, и в такой обстановке тренер добьется большего в привлечении их к решению задачи. Даже если тренер имеет определенные цели или идеи, ему следует попытаться получить их как можно больше от спортсменов, и чем сильнее они почувствуют, что способствуют установке цели, тем большую ответственность за нее они будут нести вместе с тренером и командой. Тренер должен показать спортсменам, что заботится о них и их целях, чувствует перед ними свою ответственность и помогает им достигнуть их целей. В такой обстановке их совместная работа для достижения поставленных целей будет гораздо настойчивее.

Очень важно, чтобы тренер в такой обстановке действовал в качестве помощника, а не диктатора. Важно получить от каждого спортсмена, особенно от тех, кто никогда не участвовал в постановке цели, максимальную отдачу. Чтобы облегчить групповое обсуждение, следует поощрять спортсменов говорить о том, что они думают и чувствуют. Для этого полезно задавать вопросы для разных индивидуумов, позитивно реагируя на предложения и показывая доверие к способности спортсменов действовать соответственно, предлагать разные разделы для обсуждения и примеры возможных целей и стратегий их реализации. При этом важно не осуждать идеи (возможно даже самые нелепые), а убедительно объяснять причины, почему они не могут быть осуществлены. Тренеру следует быть посредником в важных жизненных проблемах его спортсменов, давать задания для самостоятельной работы по установке цели.

Шаг 3: Принятие соответствующих целей

К принятию соответствующих целей, развивающих у спортсменов чувство ответственности следует предъявлять ряд важных требований: они должны быть конкретными и определенными, стимулирующими спортсменов и вовлекающих их в совместную деятельность.

Специфика таких целей делает ответственность более очевидной и увеличивает обязательства. Важно, чтобы цели были реально обозримыми и спортсмены видели бы их «изнутри», оказывая положительное влияние на их уверенность и мотивацию. Следует четко распределять принимаемые цели по разным срокам их реализации, поскольку краткосрочные цели мотивируют только на непродолжительное время, а долгосрочные относятся к более длинному периоду (индивидуальный сезон или вся спортивная карьера), и поэтому оба вида целей должны быть совместимыми. Эти соображения применимы также к совместному принятию стратегии, которые будут использоваться для ее достижения. Такие обсуждения почти всегда рассматривают усилия и дисциплину, определяемые стратегией. В таких ситуациях, когда спортсмены принимают все, что совпадает с целями группы, жесткое тренерское управление становится ненужным, и лучшим контролем становится само их поведение.

Шаг 4: Стремление к согласию и регистрация всех поставленных целей и стратегий

В этом процессе важно достигать согласия относительно целей и стратегий, для чего лучший способ – обсуждение, заканчивающееся компромиссом, который может принять каждый. Есть много путей достижения согласия, например каждый раз по отдельному пункту спрашивать согласия каждого. В начале сезона следует выяснить, совпадают ли цели спортсменов с задачами группы так, чтобы те, чьи цели не совпадают с групповыми, имели бы время адаптироваться к ним или найти команду, цели которой более совместимы с личными.

Следует фиксировать все цели и стратегии, относительно которых достигнуто согласие, после чего этого список следует представить для заключительного обсуждения. Такой подход гарантирует каждому полную ясность относительно возможных ожиданий и требуемых обязательств. Плакаты целей на стене зала, например, говорят, об их важности. Такое наглядное изображение целей позволяет более легко представлять их и регулярно контролировать.

Рекомендации по реализации установленных целей

- Успешные тренеры хорошо знают и понимают различия между своими соревновательными целями, целями участия своих спортсменов и их личными целями. Успешные тренеры стремятся выиграть каждое соревнование, и, даже если победа маловероятна, они знают, что она – цель соревнования и должна быть достигнута в пределах правил спорта.

- Успешные тренеры помогают атлетам развиться физически, в психологическом и в социальном отношениях. Они стремятся достигнуть своих личных целей, не подвергая опасности благосостояние их спортсменов.

- Действительно успешные тренеры находят способы достигнуть всех трех целей тренировки: иметь побеждающую команду, помочь молодым людям интересно и весело провести время и помочь им в их разностороннем развитии.

Существует несколько главных пунктов, на которых надо сосредоточиться:

- Тренер должен поощрять поведение, направленное на достижение целей группы, и препятствовать поведению, противоречащему этим целям, отмечать соответствующее поведение, хвалить его открыто и объяснять причины похвалы.

- Лучшим способом усилить ответственность является делегирование задач лидерства и управления, вовлечение всех членов команды в определенные формы руководства и управления. Это повышает их интерес к планам команды, увеличивает чувство их принадлежности к группе и помогает лучше оценить руководство и лидерство вообще. При низком уровне внешнего руководства члены команды могут стать источником полезных идей и лидерства.

- Тренер должен контролировать свое поведение. Оно должно быть последовательным в соответствии с заявленными целями и стратегиями, в конце концов спортсмены подражают тому, что делает тренер, а не тому, что он говорит.

- Периодический обзор целей и стратегий напоминает о намерениях и обязательствах и обеспечивает оперативную обратную связь. Достигнутые цели становятся источниками гордости, укрепления команды и вдохновения, нереализованные планы являются точками для усиления работы, концентрации на них общего внимания, а также пересмотра стратегии.


Библиографическая ссылка

Марков К.К. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 5. – С. 123-127;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36681 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674