Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА (АНДРАГОГА) К РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОТЦОВ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Залужная М.В. 1 Латышев О.Ю. 1
1 ГКУ СО РО «Азовский центр помощи детям»
Данная статья представляет интерес для специалистов, работающих с замещающими семьями. В ней представлена модель готовности педагога организации для детей-сирот к эффективному осуществлению процесса подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей. Раскрыты основные составляющие данной модели, а именно мотивационно-ценностный, интеллектуально-творческий и операционно-технический компоненты. Представлены результаты исследования педагогов организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, экспериментальной и контрольной групп. Материалы статьи могут быть использованы в работе служб семейного жизнеустройства и сопровождения замещающих семей на этапе программно-методического проектирования и реализации работы с семьями граждан РФ. Также целесообразно их использование при составлении материалов лекций, семинаров и спецкурсов в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
андрагог
подготовка
сопровождение
отцы из замещающих семей
1. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
2. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 127 с.
3. Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
4. Ломтева Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 340 с.
5. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». http://base.garant.ru/70661542.

В свете современной политики российского государства педагогов детских домов переориентировали на работу с взрослым контингентом населения [5]. Это работа с кровными семьями «группы риска», подготовка опекунов, усыновителей в школе принимающих родителей, сопровождение замещающих семей и т.д.

Как правило, в организациях для детей-сирот преимущественно работают учителя-предметники, учителя дошкольного образования, детские педагоги-психологи, которые обучались методам и приемам работы с детьми, и у многих работа с взрослым контингентом вызвала внутреннее сопротивление.

Сегодня педагоги-практики понимают, что не все методы педагогики эффективны в работе с взрослыми людьми. В России впервые о специфике образования взрослых заговорили в начале 90-х годов после публикации труда С.И. Змеева «Технология обучения взрослых», в котором автор выделил андрагогику как новую отрасль знаний и наук об образовании [2]. Аналогичной точки зрения в своих трудах придерживаются исследователи Т.Н. Ломтева [4], И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая [3], М.Т. Громкова [1], которые рассматривают андрагогику как одно из направлений педагогической науки. С их точки зрения, оно охватывает теоретические и практические проблемы образования взрослых. Андрагогику рассматривают как новую отрасль педагогической науки.

Этимология термина «андрагогика» происходит от греческого языка (андрос – мужчина, человек; агогейн – вести) и определяется как раздел теории обучения взрослого субъекта учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога (андрагога). Если перевести буквально, то андрагогика – это «ведение взрослого человека», что является актуальным в процессе подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей.

Но важно понимать, что психические процессы у взрослого человека протекают менее продуктивно, чем у ребенка, ввиду чего приобретают актуальность наиболее эффективные методы обучения. Для проектирования и реализации работы с отцами из замещающих семей имеет особую значимость внедрение следующего спектра методов андрагогики: тренинги, мастер-класс, дискуссия, игровой метод, тьюториалы, вебинар, метод кейс-стади и пр.

С точки зрения технологии обучения взрослых, особый акцент представляет личность андрагога. Компетентно осуществлять процесс работы и координировать сопровождение отцов из замещающих семей с применением андрагогических методов и форм работы могут исключительно высококвалифицированные специалисты (андрагоги). При этом подразумевается, что последние владеют рядом личностных качеств (открытость, эмпатийность, коммуникабельность, корректность, отзывчивость, и др.), техникой обучения взрослого контингента населения, владеют инновационными техническими приемами обучения и на регулярной основе реализуют процесс самостоятельного обучения.

В процессе работы с замещающими семьями мы исходили из предположения, что ее эффективность во многом зависит от того, насколько педагог организации для детей-сирот способен осуществлять данный процесс и работать с взрослым контингентом населения.

В ходе исследовательской работы нами была разработана модель готовности педагога (андрагога) к осуществлению эффективного процесса подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей (рис. 1).

pic_114.tif

Рис. 1. Модель готовности педагога к работе с взрослым контингентом населения

Данная модель представлена следующими взаимосвязанными компонентами: мотивационно-ценностным, интеллектуально-творческим, операционно-техническим, содержательное наполнение которых отражает специфические особенности деятельности педагога (андрагога) в рамках реализации процесса подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей.

Ведущее место в структуре готовности занимает мотивационно-ценностный компонент. Для педагога (андрагога) организации для детей-сирот, реализующего технологию работы с отцами из замещающих семей, важно глубокое понимание и принятие системы ценностей в области семьи, материнства, детства и отцовства. Только в том случае, если они будут восприниматься преподавателем как личностно значимые, могут стать основой внутренней позиции, которая определяет способность действовать в интересах общества, а также своих собственных. В условиях организации для детей-сирот основополагающее значение для специалиста, работающего с взрослым контингентом населения, имеет мотивация достижения успехов и целеполагание во всем «новом» в сфере жизнеустройства детей-сирот. Для профессионального развития педагога (андрагога) важна положительная динамика, заинтересованное отношение ко всем инновационным тенденциям, происходящим в сфере его деятельности.

Интеллектуально-творческий компонент готовности характеризуется показателями уровня сформированности педагогических, психологических, социально-правовых знаний в области семьи, материнства, детства и отцовства. Столь же принципиальное значение имеет при этом наличие у педагога (андрагога) творческо-организаторских способностей, так как работа с взрослым контингентом населения требует наличия креативного мышления и умения организовать взаимодействие в группе отцов на высоком уровне. На наш взгляд, ведущей силой процесса подготовки и сопровождения является личность педагога (андрагога). Его характер, мировоззрение, устремление, культура, знания, образ жизни, привычки, его эмпатия к людям и любовь к своей профессии.

Операционно-технический компонент готовности проявляется непосредственно во время практической деятельности педагога (андрагога) через проектирование и реализацию работы с взрослым контингентом населения, наличие опыта работы с данной категорией людей. Также значимыми являются знания и возможность применения андрагогических методов и форм работы. Признание педагога (андрагога) как высококвалифицированного специалиста в своей сфере деятельности, профессиональных качеств педагога (андрагога), на наш взгляд, также играет весомую роль.

Разработанная в ходе исследования модель готовности педагога (андрагога) к работе с взрослым контингентом населения дает возможность охватить в единой системе его специфику и способствует описанию и расширению знаний для преобразования и эффективного управления образовательным процессом. В условиях организации для детей-сирот актуальным на данный момент представляется переориентирование воспитателей на работу в качестве педагогов (андрагогов).

Эффективность реализации приведённой здесь модели во многом зависит от того, насколько педагог организации для детей-сирот способен работать с взрослым контингентом населения. Важно выявить готовность педагога (андрагога) к осуществлению процесса подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей.

На этапе апробации нами было проведено экспериментальное исследование готовности педагогов Азовского центра помощи детям (АЦПД – экспериментальная группа, далее – ЭГ) – 17 педагогов и Шолоховского центра помощи детям (ШЦПД – контрольная группа, далее – КГ) – 12 педагогов к работе с взрослым контингентом населения, модели готовности которых представлены ниже (рис. 2, 3).

Анализируя полученные результаты, мы можем констатировать, что для педагогов АЦПД ценностные установки в области семьи, материнства, детства и отцовства как личностно значимых соответствуют: для 31 % – высокому уровню, 69 % – среднему, низкий уровень отсутствует. В КГ эти данные распределились следующим образом: 33 % педагогов продемонстрировали средний уровень, и 67 % – высокий, при этом низкий уровень также отсутствует. Для 69 % педагогов ЭГ, что соответствует среднему уровню, и 31 % – высокому, имеет место мотивация достижения успехов и целеполагание во всем «новом» в сфере жизнеустройства детей-сирот. Для 92 % педагогов ШЦПД этот показатель соответствует среднему уровню, и для 8 % – низкому, высокий уровень в этом случае отсутствует. Анализ профессионального развития педагога (андрагога), его заинтересованного отношения к инновационным тенденциям и положительной динамики саморазвития соответствует в ЭГ низкому уровню – 6 %, среднему – 75 %, высокому – 19 %. В КГ данные соответственно отличаются: низкий – 33 %, средний – 50 %, высокий – 17 %.

pic_115.wmf

Рис. 2. Модель готовности педагога АЦПД к работе с взрослым контингентом населения

pic_116.wmf

Рис. 3. Модель готовности педагога ШЦПД к работе с взрослым контингентом населения

Интерпретируя данные по трем составляющим, мы получили результат сформированности мотивационно-ценностного компонента. У педагогов АЦПД он находится на среднем уровне у 69 %, на высоком – у 31 %. В ШЦПД сформированность данного компонента на среднем уровне присутствует у 83 % педагогов, на высоком – у 17 %.

По следующему компоненту уровень сформированности педагогических, психологических, социально-правовых знаний в области семьи, материнства, детства и отцовства в ЭГ распределился следующим образом: 6 % – низкий уровень, 38 % – средний, 56 % – высокий уровень. В КГ этот показатель у 8 % имеет среднее значение, у 92 % – высокое. Так как работа с взрослым контингентом населения требует наличия креативного мышления и умения организовать взаимодействие в группе на высоком уровне, имеет важное значение наличие у педагога (андрагога) творческо-организаторских способностей. Так, в ЭГ для 19 % педагогов данный показатель соответствует низкому уровню, для 81 % – среднему, высокий уровень при этом отсутствует. В КГ высокий уровень по данному показателю отсутствует, средний уровень соответствует 33 %, низкий 67 %. Критерий, характеризующий личностные качества педагога для 44 % педагогов АЦПД соответствует высокому уровню, для 56 % – среднему, низкий уровень отсутствует. В коллективе педагогов ШЦПД данный критерий у 100 % педагогов соответствует среднему уровню, низкий и высокий уровни отсутствуют.

В целом сформированность интеллектуально-творческого компонента модели готовности педагога (андрагога) к работе с взрослым контингентом населения в ЭГ для 75 % соответствует среднему уровню, для 19 % – высокому, для 6 % – низкому уровню. В КГ высокому уровню соответствует 8 %, среднему – 92 %, низкий уровень отсутствует.

Наличие опыта продуктивной работы с взрослым контингентом населения соответствует высокому уровню (50 % в ЭГ), (0 % в КГ); среднему уровню 44 % в ЭГ, (50 % в КГ); низкому уровню 6 % в ЭГ и (50 % в КГ) испытуемых. Анализ уровня квалификации специалистов АЦПД и ШЦПД показал соответствие высокому показателю для 25 % опрошенных в АЦПД и 0 % для коллектива ШЦПД, среднему уровню для 44 и 0 % соответственно, низкому уровню 31 % в ЭГ и 100 % в КГ. Оценка уровня применения андрагогических методов и форм работы выявила высокий уровень для 44 % специалистов АЦПД и 92 % для ШЦПД, средний уровень 56 % и 8 % соответственно, низкий уровень в обеих группах отсутствует.

В целом, для оценки сформированности операционно-технического компонента данные для ЭГ выглядят следующим образом: низкий уровень – 6 %, средний – 63 %, высокий – 31 %; для КГ: низкий уровень – 58 %, средний – 42 %, высокий – отсутствует.

Таким образом, интерпретация результатов показала, что степень готовности педагогов организаций для детей-сирот к работе с отцами из замещающих семей распределена в ЭГ между «средним» и «высоким» показателями 62 и 38 % соответственно. В КГ 100 % испытуемых соответствуют индикатору среднего уровня готовности.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышения квалификации специалистов организаций для детей-сирот и обучения их андрагогическим методам и формам работы с взрослым контингентом населения на базе методических ресурсных центров, интегрируя передовой педагогический опыт через организацию инновационных курсов подготовки андрагогов на базе институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования.


Библиографическая ссылка

Залужная М.В., Латышев О.Ю. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА (АНДРАГОГА) К РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОТЦОВ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 135-140;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36489 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674