Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИМИДЖЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Плотникова И.Е. 1 Моисеева Н.С. 1 Филозоп А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава РФ
На сегодняшний день накоплено значительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия студентами образа научно-педагогического работника. В то же время пока отсутствует научно обоснованный имидж преподавателя, не обоснованы базовые условия его направленного формирования, влияющие на становление личности обучающегося медицинского вуза. В современных условиях имидж организации определяется имиджем научно-педагогических работников и без этого невозможно быть конкурентоспособным. Установлено соотношение различных типов имиджа профессии научно-педагогического работника медицинского вуза, сформированное в групповом сознании обучающихся, в котором преобладает имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной. Кроме того, в представлении обучающихся научно-педагогический работник обладает не только необходимыми профессиональными навыками, но и умеет взаимодействовать с обучающимися; способен поддерживать дисциплину и порядок; занимается самообразованием и саморазвитием, чтобы сделать занятия со студентами интересными, что также необходимо учитывать при оценке и формировании имиджа педагога.
имидж научно-педагогического работника медицинского вуза
обучающиеся
конкурентоспособность
1. Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки / В.В. Белобрагин, В.Я. Белобрагин // PR в образовании. – 2004. – № 2. – С. 63–83.
2. Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2007. – 40 с.
3. Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6 – 1. – С. 45–53.
4. Калюжный А.А. Педагогическая имиджелогия: учебное пособие для студентов вузов. – Алматы: Научно-издат. центр «Гылым», 2004. – 200 с.
5. Калюжный А.А. Теоретико-методологические предпосылки исследования имиджа личности // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. – 2005. – № 3 (14). – С. 71–81.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета): приказ Минобрнауки России от 09 февраля 2016 г. № 96 (ред. от 08.08.2016) // Минюст России. – 2016. – № 41275.

В настоящее время сложившаяся ситуация в образовательной сфере указывает на необходимость формирования новых тенденций в области качественных характеристик преподавательского состава. Схожий уровень образовательных технологий, аналогичные методы обучения, общие подходы к обучающимся студентам обеспечивают примерно равные условия работы для научно-педагогических работников медицинских учреждений. Современная политика в области качества в данном случае обеспечивается способностью педагога гибко следовать изменениям «рынка». В этих условиях имидж научно-педагогического работника начинает играть ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности образовательного учреждения и его устойчивости в целом [1].

Понятие «имидж» от (лат. imago – образ и от англ. image – образ) получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания: социологии, психологии, политологии, антропологии, культурологии и др. [2].

На сегодняшний день накоплено значительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия студентами образа научно-педагогического работника. В то же время пока отсутствует научно обоснованный имидж преподавателя, не обоснованы базовые условия его направленного формирования, влияющие на становление личности обучающегося медицинского вуза [3, 4, 5].

Общекультурные компетенции (ОК) подразумевают определенные требования к подготовке специалиста высшей школы. Имидж неразрывно связан с саморазвитием, самореализацией, самообразованием и использованием творческого потенциала, способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК). Неотъемлемыми качествами специалистов, освоивших программу обучения, является готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования (универсальные компетенции – УК) [6].

В результате освоения программы обучения у будущего педагога должны быть сформированы: универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки; общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки; профессиональные компетенции, определяемые профилем программы.

Имидж научно-педагогического работника медицинского вуза заключается в способности проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в полученной области; способности следовать этическим нормам в профессиональной деятельности; способности к планированию и решению задач собственного профессионального и личностного развития.

Целью исследования является представление результатов эмпирического исследования имиджа научно-педагогического работника медицинского вуза.

Исследовательской базой стал Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко. В целом в работе участвовало 300 студентов.

Для изучения представлений студентов об имидже научно-педагогического работника медицинского вуза использовался метод анкетированного опроса. Анкета состояла из 15 вопросов, включающих анонимные сведения об отвечающем респонденте, такие как пол, возраст, курс и факультет, а также вопросы, относящиеся к личности научно-педагогического работника медицинского вуза: профессионально привлекающий имидж; имидж педагога как преподавателя по предмету; имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной; негативный имидж, а также ряд вопросов, относящихся к профессиональным требованиям и компетенциям педагога). Данные анкетного опроса проанализированы с помощью стандартных процедур статистического анализа в Exсel.

Основной эмпирической базой исследования являлись обучающиеся 3, 4 и 5 курса стоматологического факультета Воронежского государственного медицинского университета. Выборочная совокупность была представлена 300 респондентами, среди которых: 195 человек (65 %) опрошенных являются лицами женского пола и 105 человек (35 %) – мужского пола. Возраст опрошенных составлял от 18 до 24 лет. Из общего числа студентов 62 % опрошенных респондентов учатся на платной основе, а 38 % на бюджетной (табл. 1).

Таблица 1

Распределение обучающихся по полу и возрасту

Возраст

Пол

Мужчины

Женщины

18–20 лет

30 (10 %)

60 (20 %)

20–22 года

45 (15 %)

60 (20 %)

22–24 года

30 (10 %)

75 (25 %)

Итого

105 (35 %)

195 (65 %)

Всего

300 (100 %) человек

Для выявления профиля стереотипного современного научно-педагогического работника, соответствующего представлениям и ожиданиям обучающихся ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (3–5 курсов) было проведено психолого-педагогическое обследование, позволившее оценить состояние имиджа практикующих педагогов.

Анализ результатов исследования позволил сформулировать имидж-характеристики, воспроизведенные респондентами, соответствующие следующим структурным компонентам (табл. 2):

– профессионально привлекающий имидж;

– имидж педагога как преподавателя по предмету;

– имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной;

– негативный имидж.

Построение типологии имиджа профессии педагога может быть осуществлено на основе группировки респондентов по выделенным группам. Испытуемые респонденты каждой группы имеют сходные особенности восприятия и характеризуются восприятием определенного вида имиджа профессии преподавателя. Соотношение различных видов имиджа профессии научно-педагогического работника медицинского вуза, сформированных в групповом сознании обучающихся, представлено на рисунке.

Таблица 2

Виды имиджа, воспроизведенные респондентами в зависимости от курса обучения

Курс

Профессионально привлекающий имидж

Имидж педагога как преподавателя по предмету

Имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной

Негативный имидж

Всего

3 курс

21 (7 %)

15 (5 %)

48 (16 %)

6 (2 %)

90 (30 %)

4 курс

11 (3,7 %)

20 (6,7 %)

70 (23,3 %)

4 (1,3 %)

105 (35 %)

5 курс

25 (8,3 %)

19 (6,3 %)

50 (16,7 %)

11 (3,7 %)

105 (35 %)

Всего

57 (19 %)

54 (18 %)

168 (56 %)

21 (7 %)

300 (100 %)

pic_85.wmf

Соотношение различных видов имиджа профессии педагога у современных студентов

Как видно из предложенной диаграммы, распространенность различных видов имиджа неодинакова: в групповом сознании обучающихся вузов у 168 (56 %) человек преобладает имидж педагога как сильной личности, образованной и культурной. Исследование выявило и негативный вид имиджа профессии преподавателя, который сформирован у 21 (7 %) студента. Примечательно, что 57 (19 %) обучающимся свойственен «Профессионально привлекающий вид имиджа профессии педагога».

Для выявления уровня компетенции научно-педагогических работников медицинского вуза обучающимся было предложено проанализировать характеристики педагога и проранжировать перечисленные качества (от 1 – «наиболее важно» и так далее до 10 – «наименее важно») (табл. 3).

1. Взаимодействует с обучающимися.

2. Способен поддерживать дисциплину и порядок.

3. Рассказывает обучающимся о своей личной жизни, успехах и неудачах.

4. Занимается самообразованием и саморазвитием, чтобы быть компетентным в своем предмете.

5. Открыто признается, что делает ошибки или не знает чего-то.

6. Интересуется жизнью обучающихся, расспрашивает их о доме и пытается помочь, если это возможно.

7. Заставляет обучающихся учить, чтобы они отлично знали его предмет.

8. Доброжелателен с коллегами, стремится помочь им.

9. Использует много дополнительного и наглядного материала и методов обучения, чтобы сделать занятия со студентами интересными.

10. Помогает обучающимся стать независимыми и самим организовывать свое обучение.

Таким образом, в представлении обучающихся научно-педагогический работник обладает не только необходимыми профессиональными навыками, но и умеет взаимодействовать с обучающимися (1); способен поддерживать дисциплину и порядок (2); занимается самообразованием и саморазвитием, чтобы быть компетентным в своем предмете (4), а также использует много дополнительного и наглядного материала и методов обучения, чтобы сделать занятия со студентами интересными (9), что необходимо учитывать при оценке и формировании имиджа педагога.

Таблица 3

Характеристики педагога, воспроизведенные респондентами в зависимости от курса обучения

Курс / Характеристики

3 курс / балл

4 курс / балл

5 курс / балл

1

1

1

1

2

3

3

3

3

10

10

10

4

2

4

4

5

8

9

8

6

7

7

7

7

4

5

9

8

6

6

6

9

5

2

5

10

9

8

2

Немаловажным для студентов является умение педагога обучать, чтобы они отлично знали его предмет (7); а также быть доброжелательным с коллегами (8); помогать обучающимся стать независимыми и самим организовывать свое обучение (10).

Таким образом, имидж представляет собой сложный феномен, в котором содержатся разнообразные характеристики. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека идет по разным каналам и по каждому из них надо вести определенную работу. При этом главным для имиджа становится его коммуникативная функция. Имидж является инструментом общения с массовым сознанием; результатом сознательной работы, особенно это касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха.

Заключение

В современных условиях имидж организации определяется имиджем научно-педагогических работников и без этого невозможно быть конкурентоспособным.

Установлено следующее соотношение различных типов имиджа профессии научно-педагогического работника медицинского вуза, сформированное в групповом сознании обучающихся, в котором преобладает имидж педагога как личности сильной, образованной и культурной. Профессионально привлекающий имидж сформирован в сознании 19 % человек, а имидж педагога как преподавателя по предмету у 18 % опрошенных.

Исследование выявило и негативный вид имиджа профессии преподавателя, который сформирован у незначительного числа студента (7 %).

Кроме того, в представлении обучающихся научно-педагогический работник обладает не только необходимыми профессиональными навыками, но и умеет взаимодействовать с обучающимися; способен поддерживать дисциплину и порядок; занимается самообразованием и саморазвитием, а также использует много дополнительного и наглядного материала и методов обучения, чтобы сделать занятия со студентами интересными, что также необходимо учитывать при оценке и формировании имиджа педагога.

Феномен имиджа стал предметом исследования в различных отраслях научного знания. Это обстоятельство позволяет определить феномен имиджа в качестве личностноориентированной структуры, которая является эквивалентом субъективного отношения человека к тем или иным социальным процессам, явлениям, вещам, людям и т.д. Возможно, имидж уже стал частью нашей культуры.

Особое значение для педагога приобретают особенности человека, его способности, профессиональная подготовка, восприимчивость к нововведениям, готовность к творческому поиску и контакту, необходимость формирования нового стиля социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития общества.

Профессиональный имидж преподавателя медицинского вуза – образ, который полностью соответствует специфике профессии, который формирует отношения между специалистом и его студентами, пациентами, коллегами, руководителями.

Имидж педагога включает не только внешний вид, но и владение нормами социального взаимодействия и знание профессиональной корпоративной культуры, клинического этикета, а также наличие тактичности и эмпатии.

Таким образом, имидж научно-педагогического работника медицинского вуза является одним из главных атрибутов его деятельности. Создание профессионального имиджа должно быть осознанным и основываться на соблюдении принципов организационной культуры, необходимых для формирования положительного впечатления у студентов и коллег, а забота государства о благополучии представителей данной профессии повышает ее респектабельность.


Библиографическая ссылка

Плотникова И.Е., Моисеева Н.С., Филозоп А.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИМИДЖЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 413-417;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36462 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674