Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ

Эльмурзаева Р.А. 1 Ярычев Н.У. 1
1 Чеченский институт повышения квалификации работников образования
Статья посвящена вопросу повышения качества обучения в системе дополнительного профессионального образования. Рассматривается роль преподавателя и его влияние на эффективное повышение квалификации слушателей. Анализируется профессиональный стандарт преподавателя и трудовые функции, необходимые для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся. Изучается содержание преподавательской, методической и научной деятельности преподавателя с позиции данного стандарта. Рассматриваются исследования, посвященные профессиональной культуре преподавателя. На их основе сформулировано понятие научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования. Определена сущность данного понятия и его внутреннее строение. Выделены компоненты (преподавательский, методический и научно-исследовательский) и уровни (эмоциональный, когнитивный, мотивационный, этический. деятельностный) проявления научно-методической культуры преподавателя. Анализируются особенности диагностики научно-методической культуры. Обозначены и охарактеризованы методы и методики данной диагностики.
преподаватель
дополнительное профессиональное образование
слушатель
педагог
профессиональный стандарт преподавателя
научно-методическая культура
1. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Дело, 2005. – 496 с.
2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
3. Ильясов Д.Ф. Бенчмаркинговые технологии в непрерывном профессиональном развитии педагогов общеобразовательной школы / Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 6 (43). – С. 199–202.
4. Ильясов Д.Ф. Образовательные программы повышения квалификации руководителей школ: процессуальные аспекты проектирования / Д.Ф. Ильясов // Инновации в образовании. – 2005. – № 1. – С. 43–54.
5. Ильясов Д.Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров / Д.Ф. Ильясов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 2 (92). – С. 30–35.
6. Ильясов Д.Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования / Д.Ф. Ильясов, М.И. Солодкова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 64–69.
7. Ильясов Д.Ф. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников / Д.Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. – № 2 (7). – С. 5-12.
8. Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: монография / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 258 с.
9. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/.
10. Плеханова Л.А. Развитие методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Л.А. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view id=5887 (дата обращения: 19.10.2016).
11. Резапкина З. Психологический портрет учителя / З. Резапкина, Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2006. – № 6. – С. 38–41.
12. Селиванова Е.А. Психологические особенности организации обучения педагогов / Е.А. Селиванова, Н.Ю. Андреева, Л.А. Курышова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 2 (19). – С. 20–31.
13. Усов А.А. Формирование профессионально-дидактической культуры педагогов дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А.А. Усов. – Тамбов, 2003. – 270 c.
14. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений в 3-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 3. – 336 с.

Одной из задач современного общества является непрерывное обучение в условиях постоянного обновления информации. Дополнительное профессиональное образование выполняет важнейшую функцию – повышение квалификации специалистов, совершенствование уровня их профессионального мастерства. В этой связи появляется множество исследований, указывающих на необходимость профессионального развития преподавателя в системе дополнительного профессионального образования [4, 6, 10, 12]. Преподаватель учреждения дополнительного профессионального образования согласно профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» выполняет множество трудовых функций. При этом одной из задач его деятельности является создание условий для профессионального и личностного развития обучающихся, методическое обеспечение реализации образовательных программ. Кроме того, от преподавателя требуется знание теоретических основ и технологии организации научно-исследовательской и проектной деятельности.

Анализ содержания профессионального стандарта преподавателя [9] указывает на то, что в системе дополнительного профессионального образования важно сочетать разные виды деятельности. К ним относятся: преподавание по дополнительным профессиональным программам (ДПП), организационно-методическое обеспечение реализации программ ДПП, научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ ДПП и др.

Все вышесказанное указывает на то, что современный преподаватель дополнительного профессионального образования не должен ограничиваться рамками преподавания свой дисциплины. Ему важно быть специалистом в области научной и методической работы. Для подтверждения этого вывода можно обратиться к обобщенным трудовым функциям, которые в соответствии с профессиональным стандартом должен осуществлять преподаватель учреждения дополнительного профессионального образования (табл. 1).

Преподавателю учреждения дополнительного профессионального образования следует органическим образом совмещать преподавательскую, методическую и научно-исследовательскую деятельность. Мы полагаем, что именно сформированная научно-методическая культура и обеспечивает такую целесообразную интеграцию.

Современные разработки в области профессиональной деятельности преподавателя позволят определить содержание исследуемого понятия. Так, Л.А. Плеханова рассматривает методическую культуру преподавателя как социально-профессиональную характеристику, обеспечивающую высокий уровень педагогической деятельности. Она также включает методическое осмысление используемых педагогических средств в обучении взрослых. Помимо прочего, методическая культура способствует созданию и освоению преподавателем новых педагогических ценностей и технологий. Автор делает ценный вывод, что методическая культура позволяет адаптировать полученные теоретические знания к реальному процессу повышения квалификации работников образовательных учреждений [10].

А.А. Усов исследовал профессионально-дидактическую культуру педагога дополнительного образования. Он описал ее как интегральное качество личности, определяющее направленность на освоение ценностных ориентаций в профессиональной деятельности. Профессионально-дидактическая культура представляет совокупность дидактических и профессиональных знаний, совершенствование дидактических способностей и их реализацию через творчески продуктивную профессиональную деятельность [13].

Определение понятия научно-методическая культура дает Ю.В. Подповетная, но в контексте деятельности преподавателя вуза. Она отмечает, что научно-методическая культура представляет собой социально-профессиональную характеристику, отражающую профессиональное самосознание, творческое мышление и научно-методические умения преподавателя в диалектическом единстве. Данная культура обеспечивает высокий теоретический уровень его педагогической деятельности, способствует научному осмыслению используемых педагогических средств и результативность учебной деятельности студентов [8].

Таблица 1

Содержание деятельности преподавателя дополнительного профессионального образования контексте профессионального стандарта [9]

Преподавательская деятельность

Методическая деятельность

Научная деятельность

Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы

Знание психолого-педагогических основ и методики применения технических средств обучения

Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся

Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы

Знание методики разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретация результатов контроля и оценивание

Подготовка обучающихся к участию в конференциях, организация конференций.

Экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов

Использование педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся, применение современных технических средств обучения и образовательных технологий

Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ДПП, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения

Знание методологии, теоретических основ и технологии научно-исследовательской и проектной деятельности.

Анализ примерных (типовых) программ с учетом развития соответствующей области научного знания и др.

elm1.wmf

Структура научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования

Таким образом, данные определения методической, профессионально-дидактической и научно-методической культуры указывают на их важность в аспекте профессиональной деятельности преподавателя как системы высшего, так и дополнительного профессионального образования. В этой связи научно-методическую культуру преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования мы рассматриваем в качестве интегративного профессионально-личностного качества, включающего преподавательские способности, методические умения и научную деятельность, направленные на профессиональное и личностное развитие обучающихся с целью достижения современного качества общего образования.

Комментируя данное определение, отметим, что научно-методическая культура рассматривается нами именно как качество личности, проецирующееся на профессиональную деятельность. Дело в том, что у каждого преподавателя вырабатывается свой индивидуально-методический стиль, который обуславливается его личностными особенностями. В основе лежит базовое качество – общая личностная культура, определяющая развитие в дальнейшем профессиональных качеств. Научно-методическая культура интегрирует три значимые профессиональные характеристики: преподавательские способности, методические умения и научную деятельность. Это – деятельностные характеристики каждого компонента научно-методической культуры, то есть высший уровень представленности ее преподавательского, научного и методического компонентов.

Причем мы полагаем, что каждый компонент должен проявляться на пяти уровнях: эмоциональном, когнитивном, мотивационном, этическом и деятельностном. Именно сочетание позитивных эмоций, владение теоретическими основами деятельности, сформированная мотивация, этически насыщенная деятельность преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования является действительно эффективной. Она может представлять пример для подражания и истинный образец профессиональной культуры.

Основная цель преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования – это профессиональное и личностное развитие обучающихся с целью достижения качества общего образования. Такие выводы получили обоснование в ряде научных публикаций [3, 4, 7]. Именно поэтому данная установка получили отражение в формулировке приведенного выше определения.

Вместе с тем важно отметить, что научно-методическая культура – сложное образование. Чтобы уточнить ее содержание, раскроем ее структуру детально (рисунок).

Первый уровень научно-методической культуры – эмоциональный. Он представляет собой основу каждого компонента. В преподавательском компоненте он получает воплощение в коммуникативном интересе. Умение проводить занятие в интерактивной форме, продуктивно выстраивать диалог со слушателями, интерес к коммуникации – важные составляющие характеристики преподавателя. Этим и обуславливается выделение данной позиции. Эмоциональный уровень в методическом компоненте проявляется в методической интуиции. Мы рассматриваем данное понятие как проницательность преподавателя, интуитивно грамотный выбор необходимой методики в зависимости от педагогической ситуации. И, наконец, в научно-педагогическом компоненте на эмоциональном уровне мы отмечаем значимость такого качества, как гносеологический оптимизм. Стремление к познанию, исследованию педагогических ситуаций, уверенность в результативности научного поиска будут способствовать эффективной научной деятельности преподавателя.

На когнитивном уровне научно-методической культуры выделяем такие качества, как педагогическая рефлексия, методическая грамотность и логическое мышление. Преподавателю важно не только хорошо знать преподаваемую дисциплину, но и уметь осмысливать, пересматривать ее содержание, выставлять смысловые акценты в зависимости от актуальности информации. Методическая грамотность рассматривается как способность конструировать свою деятельность на разных уровнях, используя современную нормативную базу, психолого-педагогические исследования, научные достижения и др. Логическое мышление наряду с развитой интуицией позволит преподавателю выбирать те способы работы и формы отражения своей профессиональной деятельности, которые наиболее доступны слушателям и при этом являются наукоемкими.

Мотивационный уровень научно-методической культуры включает в себя готовность применять современные технические средства и образовательные технологии на занятиях со слушателями, установку на развитие преподавателем своего индивидуального методического стиля. Важна интеграция яркой и интересной преподавательской деятельности с выраженной мотивацией к исследованию преподавателя. Научное описание и затем адаптация содержания педагогических ситуаций к реальному процессу повышения квалификации и является важным показателем научно-методической культуры.

Учитывая, что научно-методическая культура является частью общей культуры преподавателя, отражающей его этические принципы и основы деятельности, был выделен этический уровень. Он отражает профессиональную нравственность преподавателя, его профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство. Данные качества являются ключевыми в культуре преподавателя. Преподавателю важно быть тактичным в деятельности со слушателями, знать особенности психологии обучающихся разного возраста и с разными личностными особенностями. Научная мораль рассматривается как использование моральных принципов в деятельности ученого. Следует понимать, что результаты научного исследования преподавателя распространяются в педагогической среде и используются в дальнейшем в работе с детьми. Поэтому педагогу важно учитывать последствия своей деятельности и особенности восприятия ее другими.

И, наконец, на деятельностном уровне научно-методическая культура преподавателя включает преподавательские способности, методические умения и научную деятельность. Способности определяются как свойства личности, которые требуются для успешного осуществления деятельности. Преподавательские способности сочетают в себе перцептивные, речевые, организаторские, академические, дидактические и др. Их сочетание и позволяет преподавателю умело осуществлять профессиональную деятельность. Методические умения являются освоенным преподавателем способом действий, базирующимся на приобретенных знаниях и навыках. Это умение проводить анализ нормативно-правовой базы, учебной литературы, содержания преподаваемого материала, умение применять методические рекомендации, использовать вариативную методику преподавания. Сюда же включается умение конструировать собственную методическую систему и оформлять ее в виде методических рекомендаций для слушателей или коллег. Научная деятельность включает написание научных статей, учебных пособий и монографий, организацию и участие в конференциях, экспертизу научно-методических и учебно-методических материалов и др.

Таблица 2

Критерии и уровни проявления научно-методической культуры преподавателя

Уровни / критерии

Качество преподавательской деятельности

Качество методической деятельности

Качество научно-исследовательской деятельности

Низкий

эмоциональный

Ниже среднего

эмоциональный + когнитивный

Средний

эмоциональный + когнитивный + мотивационный

Выше среднего

эмоциональный + когнитивный + мотивационный + этический

Высокий

эмоциональный + когнитивный + мотивационный + этический + деятельностный

Таким образом, именно такое содержание научно-методической культуры нам представляется исчерпывающим. Сочетание всех ее компонентов (преподавательский, методический и научно-исследовательский), представленных на всех уровнях (эмоциональный, когнитивный, мотивационный, этический и деятельностный) позволит преподавателю быть действительно профессионалом своего дела и соответствовать новым требованиям, предъявляемым к его деятельности.

По уровню развития каждого компонента научно-методической культуры можно судить о ее проявлении. В этой связи критериями изучения уровня проявления научно-методической культуры преподавателя дополнительного образования являются: качество преподавательской деятельности, качество методической деятельности и качество его научно-исследовательский деятельности. Они могут быть выражены на пяти уровнях. Низкий уровень научно-методической культуры отличает ее сформированность только эмоциональной основой деятельности. Высокий же уровень проявления научно-методической культуры преподавателя характеризуется сочетанием всех ее основ: от эмоциональной до деятельностной составляющей (табл. 2).

Что касается диагностики научно-методической культуры преподавателя, важно использовать комплексный подход: метод наблюдения, метод экспертной оценки, анализ продуктов деятельности, тестирование. Они позволят получить информацию о сформированности данного феномена. С помощью наблюдения можно оценить особенности проведения занятий преподавателем: умение планировать, организовать, контролировать учебно-профессиональную деятельность слушателей. Метод экспертной оценки позволит выявить особенности методической работы преподавателя. Анализ продуктов деятельности (исследование качества научных публикаций, методических пособий) будет способствовать выявлению характера методической и научной деятельности.

Для уточнения отдельных позиций можно воспользоваться следующими методиками:

1. Методика оценки направленности личности [14]. Выявляется направленность личности педагога на себя, на общение или дело. Одним из показателей сформированности научно-методической культуры является направленность преподавателя на дело (заинтересованность в решении деловых проблем, качественное выполнение работы, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение).

2. Опросник коммуникативных и организаторских склонностей КОС [1] позволяет выявить уровень развития коммуникативных и организаторских способностей у преподавателя, необходимых ему для осуществления эффективной преподавательской деятельности.

3. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова) [2] способствует определению предпочитаемого стиля преподавателя (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный).

4. «Психологический портрет учителя» (З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина) [11]. С помощью данной методики можно выявить приоритетные ценности преподавателя, его психоэмоциональное состояние, самооценку, стиль преподавания и уровень субъективного контроля. Кроме того, можно определить склонность к профессиональному выгоранию.

5. Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфира [2] способствует исследованию мотивации: внутренней, внешней положительной или внешней отрицательной.

Таким образом, отметим, что сформированная научно-методическая культура преподавателя позволяет ему быть успешным в своей деятельности, грамотно интегрировать множество направлений в дополнительном профессиональном образовании. Это особенно важно для повышения качества образования педагогов. Научно-методическая культура включает в себя преподавательские способности, методические умения и научную деятельность. Диагностика данного феномена включает в себя комплекс методов и позволяет преподавателю своевременно определить собственную профессиональную компетентность и при необходимости скорректировать свою деятельность.


Библиографическая ссылка

Эльмурзаева Р.А., Ярычев Н.У. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 405-410;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36425 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674