Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ КОМАНДИРОВ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК ПО УПРАВЛЕНИЮ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Сымов В.П. 1 Кириллова Т.В. 1
1 ФКОУ ВПО «Академия права и управления ФСИН России»
В статье рассматриваются вопросы совершенствования процесса подготовки курсантов высшего военно-учебного заведения Воздушно-десантных войск (ВДВ), которое обусловлено необходимостью внедрения эффективных методик в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Актуальность статьи определяется повышением требований к качеству профессиональной подготовки офицеров, развитием новых образцов вооружения, техники и усложнением процесса эксплуатации и применения, увеличением объема и сложности выполняемых задач. Особое внимание уделено анализу реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, необходимости формирования профессиональной компетентности курсантам в ввузе ВДВ по управленческим, военно-техническим, социально-гуманитарным блокам дисциплин на междисциплинарной основе, обоснованию понятия профессиональной компетентности будущего командира Воздушно-десантных войск и ее компонентов, модели формирования профессиональной компетентности по управлению личным составом подразделений, в том числе и прогностических качеств курсантам в ввузе ВДВ.
совершенствование системы военного образования
компетентностный подход
компоненты профессиональной компетентности
прогностическое образование
1. Боевой устав Воздушно-десантных войск: приказ Командующего ВДВ от 1 октября 2013 г. №178 // Взвод, отделение. – М., 2013. – 329 с.
2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков. – М.: Педагогика, 2003. – № 10. – С. 8–14.
3. Военная доктрина Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 25 декабря 2014 г. № Пр–2976 // Рос. газ. 2014. № 298(6570).
4. Волков A.B. Формирование профессиональной компетентности курсантов общеобразовательных учреждений МЧС России в процессе изучения специальных дисциплин: автореф. Дисс. . канд пед.наук. – Шуя, 2010.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
6. Калаков Н.И. Методология развития прогностического образования и науки в России в целях обеспечения безопасности страны. – М.:РГУФКСиТ, 2015. – 634 с.
7. Краевая Н.А. Формирование общеинженерной компетентности курсантов военного вуза в процессе графической подготовки: дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2008.
8. Коровкин А.Ю. Формирование профессиональной компетентности у курсантов учебных заведений МВД России: дис. … канд. пед. наук. – М., 2011.
9. Неижмак В.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения (На примере общепрофессиональных дисциплин): дис. . канд. Пед. Наук: 13.00.08. – Ульяновск, 2004.
10. Овсянников И.В. Формирование профессиональных компетенций у курсантов военных командных вузов: дис. канд. пед. наук. – М., 2009.
11. Президент России: события: расширенное заседание коллегии Министерства обороны Российской Федерации. 11 декабря 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50913.
12. Президент России: документы: перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития системы военного образования. 27 января 2014 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/20119.
13. Президент России: события: совещание по вопросам развития системы военного образования. 15 ноября 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19631.
14. Радыш Г.Г. «Формирование компетентности курсантов в управлении подразделениями в мирное время» Дис. … канд. воен. наук. – М.: ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ», 2011.
15. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – № 146.
16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
17. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст] // Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Современная психология. – 2006. – № 1. – С. 15–21.
18. Кириллова Т.В. Образование – фактор экономического и социального прогресса // Международный журнал экспериментального образования. – М.: РАЕ, 2011. – № 10. – С. 138–139.
19. Кириллова Т.В. Системная методология: системный подход в развитии научного познания // Т.В. Кириллова, О.В. Кириллова, Глобальный научный потенциал. – СПб., ИД ТМБпринт. – 2014. – № 12 (45) – С. 36–39.
20. Кириллова Т.В., Кириллова О.В., Кокель С.В. Системная методология: теория и практика // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24599 (дата обращения: 25.05.2016).

Развитие Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) является одной из основных задач военной политики, определенных Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктриной [3]. Оно предусматривает совершенствование систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки; подготовку высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышение престижа военной службы; обеспечение современными образцами вооружения, военной и специальной техники, их качественное освоение и др.

В ежегодном докладе на расширенном заседании коллегии Минобороны России (2015 год) Министр обороны Российской Федерации указал, что работа по повышению престижа военной службы и поднятию патриотизма значительно увеличила количество желающих стать профессиональными военными. Воздушно-десантные войска – самостоятельный высокомобильный род войск ВС РФ, предназначен в мирное время для оперативного реагирования на проявление агрессии, локализации и пресечения вооруженного конфликта на ранней стадии его развития, как на территории РФ, так и за его пределами [1]. На современном этапе реформирования нужны высокая боевая выучка подразделений и профессионализм командиров.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ и специфика службы в ВДВ предполагает наличие у командиров подразделений целого ряда качеств: умение быстро и точно оценивать беспрерывно меняющуюся обстановку; способность принимать целесообразные решения; способность эффективно обучать личный состав; сформированную безупречную дисциплинированность; твердые волевые и физические качества. Прежде всего, на высокие требования, предъявляемые к профессионализму офицеров-десантников, накладывают свой отпечаток такие факторы, как постоянная боевая готовность всех частей и подразделений ВДВ; специфический характер обучения и воспитания военнослужащих в обстановке изменения призывного контингента; необходимость овладения современными образцами вооружения и военной техники – все это требует повышения качества подготовки курсантов, формирования у них профессиональной компетентности, необходимой для эффективного управления подразделениями в любых условиях и обстановки, при интенсивном внедрении инновационных технологий обучения и новых образовательных стандартов.

Необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки военного специалиста подтверждается указаниями Верховного главнокомандующего, требованиями министра обороны и командующего ВДВ. 15 ноября 2013 года Президент РФ, в ходе посещения Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова (РВВДКУ), с начальниками военных вузов в присутствии Министра обороны РФ, министра образования и науки РФ и других должностных лиц провёл совещание по вопросам совершенствования системы военного образования. По итогам совещания Президентом РФ подписано 2 поручения Правительству РФ и 6 поручений МО РФ [13], выполнение которых должно обеспечить главную задачу, поставленную Верховным главнокомандующим [14]: «Система высшего военного образования, подготовка офицерских кадров является фундаментом Вооружённых Сил. И он должен быть надёжным, прочным, отвечающим требованиям времени и рассчитанным, что очень важно, на перспективу».

Осуществлению потребности в подготовке современного военного специалиста, который не только обладает суммой знаний и умений, но и способен реализовать эту сумму в практической деятельности способствует переход к компетентностному подходу в военном профессиональном образовании. Отечественная высшая военная школа в 2011 году перешла на новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – ФГОС ВПО третьего поколения, который законодательно закрепил реализацию этого подхода в российском образовании.

Выработанная многолетним опытом организация образовательного процесса, методика проведения занятий позволяет успешно решать основную задачу обучения в РВВДКУ – подготовку квалифицированных офицеров-специалистов, имеющих глубокие теоретические знания, твердые практические навыки и умения. В то же время данная методика не полностью охватывает все требования современного ФГОС нового поколения, ориентированного именно на формирование у курсантов профессиональной компетентности.

Концепция развития образования РФ до 2020 года, требования Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [17] предусматривают коренные изменения в системе военного образования. В высших военно-учебных заведениях (ВВУЗ) МО РФ методы организации учебно-познавательной деятельности курсантов должны отвечать целям и задачам ФГОС нового поколения и создавать необходимые условия для формирования профессиональной компетентности, где ведущим принципом организации обучения должны выступать деятельностный и компетентностный подходы.

Компетентностный подход в подготовке курсантов ввуза ВДВ по управлению личным составом подразделений необходимо строить на общеметодологических и базовых знаниях дисциплин управленческого, военно-технического и социально-гуманитарного блока: теория прогнозирования управления; теория обучения, воспитания и развития личности; теория механизмов и машин и т.п.

В современных условиях произошел переход от концепции приобретения знаний, умений и навыков, к концепции компетентностного подхода в подготовке курсантов. В то же время проблеме формирования профессиональной компетентности курсантов в ввузе ВДВ недостаточно внимания уделяется при обучении по управленческим, военно-техническим, социально-гуманитарным блокам дисциплин на междисциплинарной основе. Потенциал военно-технических и социально-гуманитарных дисциплин не используется в полной мере для поэтапного формирования этой компетентности, структура этого понятия на междисциплинарной основе недостаточно разработана в теории и практике педагогической науки. Не в полной мере раскрыта специфика профессиональной компетентности будущих командиров ВДВ.

При всем многообразии существующих исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности (Г.Г. Радыш [15], В.В. Неижмак [10], A.B. Волков [4] и др.) недостаточно полно изучены педагогические условия, которые освещают условия реальной прогностической, управленческой деятельности, не разработан их комплекс, оптимально обеспечивающий успешное формирование профессиональной компетентности будущих командиров ВДВ к управлению личным составом подразделений. Это свидетельствует о том, что вопросы формирования профессиональной компетентности будущих командиров по управлению личным составом подразделений в процессе обучения в ввузах является актуальной и недостаточно изученной.

Анализ теоретического и практического опыта обучения будущих командиров ВДВ позволяет нам констатировать, что существует ряд противоречий: между современными требованиями государства и общества к уровню профессиональной подготовки будущих офицеров и недостаточной разработанностью теоретико-методологической системы и специфики поэтапного формирования профессиональной компетентности курсантов; между потребностью педагогической практики ввуза ВДВ в использовании потенциала управленческих, военно-технических и социально-гуманитарных блоков дисциплин на междисциплинарной основе, которая недостаточно направлена на формирование этой компетентности; необходимостью целенаправленного формирования профессиональной компетентности будущих командиров ВДВ по управлению личным составом подразделений и недостаточной разработанностью модели формирования профессиональной компетентности по прогностическому управлению личным составом подразделений.

По мнению И.А. Зимней, компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программа (алгоритм) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентность человека как актуальных, деятельностных проявлениях, становятся его личностными качествами, свойствами. Компетентность характеризуется и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регулятивными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом [5].

По В.Д. Шадрикову, «компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств. В каждой деятельности вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и умения во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций. Было бы большой ошибкой (которая намечается), если при реализации компетентностного подхода мы противопоставили его знаниям, умениям, способностям, личностным качествам» [19].

Таким образом, компетенции относятся к различным видам деятельности, к кругу вопросов, связанных с ней. Это многофункциональные задачи, связанные с деятельностью, успешность решения которых обеспечивает ее эффективность. Они формируются в профессиональной подготовке и проявляются в профессиональной деятельности.

Компетентность относится в том числе и к субъекту экстремальной профессиональной деятельности. Это результат владения соответствующей компетенцией, приобретение личности, благодаря которому субъект экстремальной деятельности может решать конкретные проблемные задачи в сложных опасных условиях. Это сложное и многоуровневое психологическое новообразование субъекта экстремальной деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки в сфере управления, представляющее собой системно-научное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать многофункциональные задачи, составляющие содержание профессиональной экстремальной деятельности на междисциплинарной основе.

Анализ исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности свидетельствует, что в настоящее время существуют понятия различных видов компетентности специалистов: И.В. Овсяников в своем диссертационном исследовании профессиональную компетентность специалиста – командира мотострелкового подразделения определяет, как совокупность компетенций, представляющих собой способность и готовность к выполнению функциональных обязанностей [11]; А.Ю. Коровкин понятие профессиональной компетентности обучающихся учебных заведений МВД России обосновал как интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности профессиональных знаний, умений и личностных качеств, необходимых сотруднику органов внутренних дел [8] и др.; Н.А. Краевая сформулировала определение понятия общеинженерная компетентность, как интегративное качество будущего специалиста, способность и готовность эффективно выполнять инженерную деятельность, которая заключается в совокупности проявленных в учебно-профессиональной деятельности общеинженерных компетенций, в том числе и графических компетенций [7].

На основании результатов исследований А.В. Хуторского, утверждающего, что компетенция это некоторое заданное требование к образовательной подготовке ученика, а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество, следует [18], что профессиональная компетентность выпускника военного вуза – командира парашютно-десантного подразделения – это степень овладения профессиональными компетенциями конкретным офицером, характеризующее способность решать задачи профессиональной деятельности, определяемые ФГОС.

На наш взгляд, профессиональная компетентность будущего командира ВДВ – это интегративное качество личности, позволяющее ему освоить и эффективно использовать инновационные управленческие, военно-технические, военно-педагогические технологии в своей профессиональной деятельности в мирное время и в экстремальных условиях современного боя.

Все это говорит о том, что компетенции будущего командира не сводятся только к умениям, основанным на прочных знаниях и навыках, приобретенных в процессе профессиональной подготовки, важным является также формирование способности управлять и воспитывать личный состав подразделений, так как именно от слаженной работы подразделений, четкого понимания и выполнения приказов зависит качество и результат деятельности командира, что особенно становится важным, если это нестандартная ситуация, и тем более если это выполнение боевой задачи в военное время. Сущность профессиональной компетентности будущего командира ВДВ выражается в сформированности комплекса качеств, отвечающих особенностям его военной службы, а их критерии будут определяться целями, задачами, характером военной службы и спецификой ВДВ. Профессиональную компетентность выпускника военного вуза целесообразно определять как военно-профессиональную подготовленность и способность к выполнению боевых задач и обязанностей в ходе военной службы. Она выступает основным гарантом успеха военнослужащего в служебной деятельности и проявляется во всех его сторонах – в профессиональной деятельности, в повседневных отношениях, в личностном развитии и в совокупном результате военной службы.

Очевидно, что выполнить высокие требования к качеству подготовки военного специалиста, к его профессиональному и социально-культурному статусу, целесообразно в том случае, если за период обучения будущий военный специалист овладеет профессиональной компетентностью, которая понимается как интегральная характеристика его личности, включающая не только степень освоения знаний, и навыков в той или иной области профессиональной деятельности, но и умение жить и эффективно действовать в обществе и, в частности, в военной организации, как в мирное, так и в военное время.

Исходя из теоретического анализа и практического опыта подготовки будущих командиров ВДВ мы можем выделить следующие компоненты профессиональной компетентности:

– мотивационно-потребностный – профессиональное самоопределение, осознание своих способностей и достижение поставленных своих стратегических и тактических целей;

– аксиологический – цивилизованно-интегрированно отражает базовые ценности, особенно ценности военной профессии, традиции и воинского труда на современном этапе развития армии и общества;

– когнитивный – опирается на развитие становления личности, ее умения анализировать, оценивать и прогнозировать действия своих подразделений и противника, способности принимать рациональные решения в управленческой деятельности;

– деятельностный – раскрывает проблемно-деятельностный характер, способы и технологии управления в сложных условиях, получения и применения нового управленческого, технического и военно-педагогического знания;

– управленческая грамотность – достаточная теоретическая и практическая подготовка в области управленческих, военно-технических, социально-гуманитарных блока дисциплин на междисциплинарной основе, понимание фундаментальных законов природы, общества и возникновения войн, как основы управленческой деятельности, умение разбираться в теоретических принципах управления;

– управленческая образованность – представляет собой максимальный уровень грамотности в системе управления, при котором обучающийся овладевает системно-научными знаниями в области управленческих, военных, теоретических, психологических, педагогических, акмеологических наук, таких как теория прогнозирования и управления, теория механизмов и машин, теория обучения, воспитания и развития личности, и умеет применять их эффективно на практике.

Выводы

Анализ различных подходов к обоснованию определений профессиональной компетентности позволил сформулировать понятие: «профессиональная компетентность курсанта» – это интегративное качество личности будущего командира подразделения, позволяющее ему освоить и эффективно использовать управленческие, военно-технические и военно-педагогические технологии в своей профессиональной деятельности в сфере управления подразделениями в мирное время и в экстремальных условиях современного боя, в том числе прогностические качества, позволяющие прогнозировать будущие события на интуитивном, чувственном, логическом и на научном уровне и рационально принимать альтернативное решение. Согласно философской теории образования Б.С. Гершунского, а также на основе системного подхода [18, 19, 20] и методологии развития прогностического образования и науки в России в целях обеспечения безопасности страны Н.И. Калакова [6], нами выделены практические уровни профессиональной компетентности будущих командиров ВДВ по управлению личным составом подразделений.

В настоящее время нами разрабатывается модель и методическая система формирования профессиональной компетентности будущих командиров ВДВ по управлению личным составом подразделений.


Библиографическая ссылка

Сымов В.П., Кириллова Т.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ КОМАНДИРОВ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК ПО УПРАВЛЕНИЮ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 180-184;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36383 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674