Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА

Ергазина А.А. 1
1 Актюбинский университет им. С. Баишева
В статье раскрывается педагогический потенциал интеркультурной деятельности в формировании социальной ответственности студента. Ориентация открытого образования на непрерывность и продолжительность в течение всей жизни человека актуализирует необходимость высокого уровня сформированности социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности как главного инструмента самообразования и базовой компетентности. В интеркультурной деятельности апробируются альтернативные культурные формы, выступающие способом восстановления личностной и социальной идентичности. Анализ формирования и развития интеркультурной деятельности, где происходит взаимодействие культур, является важнейшим фактом современности. Процессы глобализации стимулируют встречу культур, непосредственное соприкосновение разных мировоззренческих систем, образцов поведения, систем ценностей. Помимо активного интеркультурного взаимодействия интеркультурная деятельность способствует формированию социальной ответственности студента как жизненной стратегии поведения и персонального сознания.
педагогический потенциал
интеркультурная деятельность
социальная ответственность
студент
персональное сознание
1. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ [Текст] / В.Л. Бенин. – Уфа, 1997. – 131 с.
2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 80 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика» Вып. 9).
3. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В.Г. Бочарова. – М., 1991. – 25 с.
4. Волович Л.А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе [Текст] / Л.А. Волович. – Казань: ИСПО РАО, 1999. – 56 с.
5. Ергазина А.А. Опыт интеркультурной деятельности как социокультурный и педагогический феномен [Текст] / А.А. Ергазина: монография. – Актобе: Принт-А, 2014. – 234 с.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2003. – 480 с.
7. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи [Текст]: монография / С.П. Иваненков. – Изд. 2-е, допол. – СПб., 2003. – 420 с.
8. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория [Текст] / В.А. Митрахович // Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». – 2008. – № 9 (33). – С. 16-20.
9. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику [Текст] / Н.М. Таланчук. – М.: Логос: Ассоциация «Профобразование», 1991. – 184 с.
10. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.

В философии понятие «потенциал» трактуется как «источник, возможность, средство, запас», то, что «может быть в действии использовано для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели» [10, с. 65]. Потенциал предполагает наличие определенной «критической массы» впечатлений, знаний, опыта деятельности. Для нашего исследования важно утверждение: потенциал обладает динамическими свойствами, приводит в действие «внутренние движущие силы педагогического процесса» [6, с. 37].

Понятие «педагогический потенциал» пересекается с философскими, социологическими, психолого-педагогическими категориями, обозначающими возможности человека, занимающегося педагогической деятельностью. Оно частично совпадает с ними по смыслу, но не тождественно им. По нашему мнению, это комплексное понятие.

В научной, справочной, энциклопедической литературе под потенциалом обычно понимают либо возможности, либо способности, либо ресурсы. Однако они, даже вместе взятые, не исчерпывают содержания понятия «потенциал».

В наши цели входит выявление педагогического потенциала интеркультурной деятельности в формировании социальной ответственности студента университета.

Исходя из идеи направленности потенциала и социальной педагогики [3], педагогический потенциал мы представляем как присущее человеку и социуму в целом, а также социально значимым предметам и явлениям, свойство иметь определенные возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие личности в процессе ее образования, иначе говоря – образовывать, развивать и осуществлять педагогические функции, заключающиеся в прямом или опосредованном влиянии на процесс формирования социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности.

В.А. Митрахович указывает на не статичность, а постоянно развивающееся и эволюционирующееся свойство педагогического потенциала [8]. Его динамичность обусловливает процесс перехода субъектов процесса формирования социальной ответственности в интеркультурной деятельности из одного состояния в другое, более совершенное.

Как отмечает ученый, в педагогическом потенциале одновременно может быть сосредоточено несколько уровней:

1) прошлый, когда прежний педагогический потенциал уже перерос в действительность;

2) настоящий, когда педагогический потенциал актуализируется сегодня либо находится в состоянии готовности для реализации;

3) будущий, т.е. завтрашний, но зарождающийся уже в настоящем.

Сущностными характеристиками педагогического потенциала интеркультурной деятельности являются историческая преемственность, социокультурность, системность, социоструктурность, полисферность, институциональность, организационность, стратификационность, нормативно-правовая обусловленность, ментальность, традиционность, ритуальность. Указанные характеристики взаимосвязаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии, являются не иерархически соподчиненными, а рядоположенными, т.к. одновременно, в своей совокупности, обеспечивают социально-педагогическую деятельность всех его элементов и устремлены к личности, ее развитию в социальной среде.

Эмпирический уровень исследования сущности педагогического потенциала интеркультурной деятельности связан с изучением следующих функций интеркультурной деятельности в процессе формирования социальной ответственности студента:

– обучающей – обеспечивающей профессиональное обучение студента в условиях интеркультурной деятельности;

– воспитательной – как конкретизирующей воспитание, формирование (социализацию) личности студента, при этом основной целью воспитания являются формирование у студента социальной ответственности;

– организационно-кадровой – заключающейся в организации кадрового обеспечения социума специалистами, имеющими соответствующую психолого-педагогическую и социально-педагогическую подготовку;

– нормативно-регулятивной – состоящей в стандартизации, регламентации и организации повседневной жизнедеятельности и процесса формирования социальной ответственности студента на основе нормативно-правовых документов, норм и ценностей, принятых в интеркультурной деятельности;

– коммуникации – выражающейся в обеспечении интеркультурного взаимодействия студента на основе информационного обеспечения, распределения информации внутри интеркультурного пространства с целью передачи накопленного опыта интеркультурной деятельности, формирования определенных мировоззренческих, морально-психологических и профессиональных качеств, необходимых для выполнения ими социальной роли ответственной личности.

Выделенные нами функции интеркультурной деятельности, а также ее сущностные характеристики позволили определить в структуре педагогического потенциала интеркультурной деятельности следующие структурные компоненты:

– педагогический позволяет образовывать, развивать и осуществлять педагогические функции, заключающиеся в прямом или опосредованном влиянии на процесс формирования социальной ответственности студента, и обладает наиболее эффективным действием на уровне интеркультурной деятельности;

– организационно-управленческий способен осуществлять указанные функции в ходе организационного и управленческого обеспечения процесса формирования социальной ответственности студента.

Структурные компоненты педагогического потенциала интеркультурной деятельности как системного явления находятся в отношениях взаимодействия и взаимовлияния. Более того, не только их сложившееся (состоявшееся) содержание имеет некую целостность, но и их развитие происходит в единой сети взаимосвязей, представляя собой форму проявления социальной ответственности.

Таким образом, сущностный анализ педагогического потенциала интеркультурной деятельности позволяет характеризовать ее как сложный системно организованный социально-педагогический феномен.

Следуя точкам зрения В.Л. Бенина, Л.А. Воловича, С.П. Иваненкова, Н.В. Таланчука, мы отмечаем, что интеркультурная деятельность обеспечивает целостное развитие личности, активную адаптацию личности в образовательной среде, позитивное общение в разных видах деятельности [1; 4; 7; 9].

Модификация умений интеркультурной деятельности в сфере поведения позволила их представить следующим образом:

1. Группа умений, характеризующая культурные формы поведения: умение адекватно выстраивать позиции, роли, отношения в общении на социально одобряемых нормах поведения; умение вести диалог, не отвергая точки зрения другого; умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям; умение владеть эмоциями в разных ситуациях; умение «держать» улыбку, интонацию, жест, взгляд при встрече со знакомым и незнакомым человеком; умение поддерживать чье-либо действие, хорошее начинание; умение установить связь с другими людьми, осознавая значимость другого субъекта как равного себе.

2. Группа умений, характеризующая поведение в поликультурной среде: умение строить взаимоотношения с человеком другой этнической культуры, демонстрируя уважение ее традиций, обычаев; умение находить правильный выход из конфликта, достигать согласия и продуктивности в условиях различия взглядов, убеждений, культуры; способность к самореализации в адекватных для данной культуры нормах; умение понимать и принимать другие культуры; толерантное и позитивное отношение к представителям другой национальности [5, с. 27].

Интеркультурная деятельность отражает приоритет общечеловеческих ценностей, она является непременным условием построения демократического общества. Интеркультурная деятельность в качестве этического основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоянно: в истории никогда не было недостатка в провозглашении гуманистических идеалов, однако в массовой социальной практике утверждались единообразие, нетерпимость, насилие. Мобильное и динамичное общество ближайшего будущего требует, чтобы человек обладал способностью отстаивать свою точку зрения. Но это может привести к появлению противостояния и нетерпимости между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями) [2, с. 80]. Однако интеркультурная деятельность не фигурирует повсеместно в обыденном сознании и отношениях, пока еще не рассматривается в системе моральных или нравственных принципов современной молодежи.

И все же законы человеческого мира требуют корректного поведения на уровне семейных, межгрупповых, межконфессиональных, межнациональных, а также международных отношений. Многие причины социокультурного характера делают задачу формирования социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности чрезвычайно актуальной в практическом плане. Потребность в понимании и формировании социальной ответственности в интеркультурной деятельности обеспечивается не только актуальными проблемами развития нашего общества, но и поиском универсальных, «вневременных» механизмов построения культуры человеческих отношений.

Задача интеркультурной деятельности – посредством своей культурно-коммуникативной функции обеспечить опыт нравственного становления, толерантного взаимодействия и формирования гражданской позиции подрастающего поколения. В качестве общепедагогической доминанты выступает непрерывное образование, позволяющее индивиду в различные периоды его жизни получить доступ к информационно-образовательным ресурсам, а также воспринимать образование как средство и цель развития личности. Открытость как важная характеристика непрерывного образования становится реальным способом реагирования образования на изменения окружающей жизни. Из этого следует, что ориентация открытого образования на непрерывность и продолжительность в течение всей жизни человека актуализирует необходимость высокого уровня сформированности социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности как главного инструмента самообразования и базовой компетентности.

Умение и понимание необходимости посмотреть на свою профессию, на сферу своей социальной деятельности сквозь призму культурных норм, традиций, личных ценностей – это одно из важнейших условий формирования социальной ответственности, свободного выбора собственных ценностных ориентиров. Осуществление такого рода рефлексии является необходимым условием достижения наивысшей степени освоения культурных практик и использования полученного опыта в новых ситуациях.

Рассматривая культурную практику как деятельностную характеристику освоения личностью социально ответственного поведения, в качестве критерия выделена активность студентов в интеркультурной деятельности. Поскольку социальная ответственность связывается нами с идеей ответственного выбора, который осуществляется личностью самостоятельно, то следующим важным критерием считали самостоятельность выбора культурных практик.

Различные интерпретации, трактовки культуры уже сами по себе задают разные векторы, направленность в изучении практик. Чтобы конкретизировать данный аспект исследования, нами были рассмотрены следующие распространенные истолкования культуры. Во-первых, максимально широкое толкование, когда под культурой понимают весь «внеприродный», искусственный мир, созданный человеком. Во-вторых, подход, который можно обозначить как локально-сферный, когда под культурой понимаются особые области и формы социальной практики. В нашем исследовании опираемся на второе толкование культуры и рассматриваем ее как особую сферу общественной жизни, как совокупность специфически «культурных видов» деятельности, к которым относят преимущественно творческие виды практики и соответствующие им институциональные формы, предназначенные для организации этой деятельности:

– культура – это система двухуровневая, объединяющая социальный и личностно-индивидуальный уровень производства и функционирования культурного опыта;

– базовые для культуры образцы опыта – культурные установления – объединяют оба уровня и существуют в качестве психологической реальности, в которой живет, функционирует и воспроизводится культура;

– изучение культуры позволяет выявить закономерные связи между базовыми культурными установлениями и формами индивидуальных культурных практик;

– процессы культурной детерминации и воспроизводство опыта (схема «культура – личность – культура») позволяют изучать функционирование культурной системы в целом.

Заключение

Таким образом, можно выделить возникающие эффекты развертывания интеркультурной деятельности в формировании социальной ответственности студента:

1. Интерсубъективность жизненного мира смыслов и других образований ведет к коммуникации на межличностном, профессиональном, социальном уровнях и предполагает современные представления о культуре как специфической информации для «контакта».

2. Интеркультурная деятельность протекает на всех уровнях: личностном, групповом, межцивилизованном. При этом возникает взаимодействие, взаимосогласование и взаимопроникновение взаимно направленных интенций. В результате синергетического эффекта возникает энергийность, рождаются новые значения, по-новому упорядочиваются ценности контактирующих культур. Поэтому интеркультурная деятельность – часть интеркультуры, где происходит первоначальный живой контакт, реализуется готовность к сотрудничеству, взаимное узнавание, смягчение позиций, соединение разнонаправленных ориентаций, где происходит взаимопонимание и взаимоуважение.

3. В интеркультурной деятельности апробируются альтернативные культурные формы, выступающие способом восстановления личностной и социальной идентичности. Анализ формирования и развития интеркультурной деятельности, где происходит взаимодействие культур, является важнейшим фактом современности. Процессы глобализации стимулируют встречу культур, непосредственное соприкосновение разных мировоззренческих систем, образцов поведения, систем ценностей. Помимо активного интеркультурного взаимодействия интеркультурная деятельность способствует формированию социальной ответственности как жизненной стратегии поведения, поэтому интеркультурное пространство – специфическое пространство для общения, влияющее на производство новой информации, генерации нового знания, новой этики взаимоотношений, персонального сознания.

Итак, сложный характер взаимодействия культур в прошлом и настоящем представляет интерес для исследователей. При этом могут быть прямо противоположные позиции и оценки этого взаимодействия.


Библиографическая ссылка

Ергазина А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-2. – С. 327-330;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36329 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674