Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рябова Н.В. 1 Барцаева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
В статье представлен теоретический анализ литературы по проблеме дополнительного образования, который позволил определить ключевые понятия исследования: «дополнительное образование», «социализация», «адаптация», «модель адаптации». Раскрыта значимость современной системы дополнительного образования как института социализации детей дошкольного возраста. Представлены структурные компоненты адаптации детей указанного возраста: личностный (адекватная самооценка, уверенность, эмоциональное благополучие), академический (элементарные представления о себе, элементарные математические представления, элементарные основы грамматики), жизненный (коммуникативные, общеучебные, социально-бытовые умения). Обоснована модель адаптации детей в организациях дополнительного образования, подробно проанализирован каждый блок модели (целевой, содержательный, организационно-процессуальный, оценочно-результативный), определено его назначение. Показаны педагогические условия реализации обоснованной модели (взаимодействие специалистов, развивающая образовательная среда, индивидуальный образовательный маршрут, повышение квалификации педагогов).
дополнительное образование
организация дополнительного образования
социализация
адаптация
дети дошкольного возраста
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
2. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей : экспликация понятия // Концепт. – 2012. – № 3 (Март). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1223.htm. [Дата обращения: 29.07.2016].
3. Ежовкина Е.В. Теоретические основы создания модели успешно адаптирующегося ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном социуме // Российский научный журнал. – 2013. – № 32. – С. 239–244.
4. Коломинский Я.Л. Основы психологии. – М.: АСТ, 2010. – 352 с.
5. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70733280.
6. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
7. Лебедев Ю.Д. Дополнительное образование: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 145 с.
8. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: монография. – М., 2004. – 32 c.
9. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. – 608 с.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html; http://base.garant.ru/70291362.

В настоящее время отмечается рост заинтересованности людей в дополнительном образовании, растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. В этой связи актуальность данной проблемы очевидна и находит свое отражение в следующих нормативных документах: «Федеральный Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”», «Концепция развития дополнительного образования детей», «Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и др. [5; 10].

Цель исследования. В ситуации модернизации системы образования остро встает задача понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования. Особая роль в процессе социализации и адаптации детей принадлежит организациям дополнительного образования. Это в свою очередь требует разработки научно-теоретических основ дополнительного образования, а также модели адаптации детей в организациях дополнительного образования.

Анализ литературных источников свидетельствует, что понятие «социализация» рассматривается как процесс включения человека в общество, с помощью усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, исторически накопленной культуры (В.В. Краевский) [6]; как процесс вхождения человека в социальную среду, приспособление к психологическим, культурным и социологическим факторам (В.А. Сластенин) [9]. Итак, каждый человек является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином и т.д.

Одним из основных институтов социализации детей является дополнительное образование, которое согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об образовании» определяется как вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [10]. Проблемами дополнительного образования занимались такие исследователи, как Л.Н. Буйлова, Ю.Д. Лебедев, Л.Г. Логинова и др. Так, Л.Н. Буйлова определяет дополнительное образование как важнейшую составляющую образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив сопровождение и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деформаций в детской среде [2]; Л.Г. Логинова – как организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, который направлен на формирование мотивации ребенка к творческому познанию [8]; Ю.Д. Лебедев – как один из основных социальных институтов, который наиболее успешно обеспечивает воспитательный процесс, а также развитие тех или иных способностей детей [7]. Дополнительное образование направлено на развитие творческих индивидуальных способностей детей, удовлетворение их потребностей в нравственном, физическом и интеллектуальном совершенствовании, формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, на организацию их свободного времени. Также оно обеспечивает адаптацию человека к жизни в обществе, его дальнейшую ориентацию в сфере выбора профессии. Особого внимания в этой связи заслуживают дети дошкольного возраста, так как в этот период закладывается основная база для дальнейшей жизненной стратегии человека. В свою очередь, такие организации способствуют не только общему развитию детей дошкольного возраста, но и приобретению нового социального опыта, который впоследствии станет фундаментом успешной социальной адаптации.

В современных условиях особо остро встает вопрос адаптации детей к тем или иным социокультурным условиям. Адаптация детей является сложным явлением, включающим различные стороны жизнедеятельности и взаимодействия. С целью успешного взаимодействия детям необходимо знать нормы поведения, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, уметь приспосабливаться к условиям социальной среды и др. Социальные институты, среди которых организации дополнительного образования играют важную роль, призваны стать активными помощниками ребенку в жизни. В связи с этим особое значение приобрела проблема адаптации детей в организациях дополнительного образования.

Адаптация является ключевым понятием нашего исследования и определяется как включение человека в определенные условия. Существуют несколько подходов к определению понятия адаптация (П.К. Анохин, В.М. Сеченов, А. Маслоу, Ж. Пиаже, И.Ф. Исаев, А.В. Мудрик, Д.А. Андреева, Т.Г. Дичев и др.): биологический (перестройка процессов, которые наблюдаются в ходе филогенеза и онтогенеза); философский (исторически обусловленный процесс, который ограничен во времени и носит преобразующий характер, предполагающий приспособление личности к изменяющимся условиям среды; социологический (приспособление к изменяющимся условиям социальной среды, взаимодействие личности, группы с этой средой; психологический (единство процессов ассимиляции и аккомодации); педагогический (воздействие факторов, которые включают в себя комплекс субъективных и объективных факторов, зависящих от каких-либо обстоятельств).

Итак, анализ литературных источников свидетельствует, что отсутствует единое понимание термина адаптация. В нашем исследовании адаптация – это процесс взаимодействия человека и окружающей среды, приспособление его к новым отношениям, правилам, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и др. С целью выделения структурных компонентов адаптации нами были проанализированы работы следующих исследователей: Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина Я.Л. Коломинский и др. [1; 4]. Ориентируясь на них, выделены составляющие адаптации детей дошкольного возраста: личностная, которая включает личностные качества, проявляющиеся в отношении ребенка к учебной деятельности, к самому себе, к посещению дошкольной организации; академическая, представленная элементарными представлениями, обеспечивающими ребенку успешность включения в окружающую социальную среду; жизненная, оперирующая умениями, необходимыми ребенку в жизни [3].

Анализ литературных источников свидетельствует, что в общеобразовательных организациях осуществляется системная работа по адаптации ребенка. Однако сложности имеются в разработке и реализации модели адаптации детей в организациях дополнительного образования. В этой связи особую актуальность приобретает создание данной модели.

В республике Мордовия функционируют более ста организаций дополнительного образования детей различной направленности (музыкальная, художественная, спортивная, школа искусств и др.). Особое значение придается организациям, осуществляющим работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: детский клуб «Умисити», семейный клуб «Букваренок», студия развития «Почемучка», центры раннего развития «Смышленок», «Колокольчик», «Я САМ», «Планета мам» и др. Данные организации оказывают услуги в том числе по дополнительным общеобразовательным программам; работают специалисты, которые проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) и др. В нашем исследовании интерес представляет Центр продленного дня, созданный при Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева. Данный центр оказывает такие дополнительные образовательные услуги, как подготовка к школе, развивающие занятия с ориентацией на индивидуальные склонности ребенка, консалтинговые услуги психолога, логопеда, дефектолога и т.д. Поэтому с целью характеристики адаптации детей в этой организации представим данный процесс в виде модели. Разработанная модель представлена взаимосвязанными компонентами: целевой, содержательный, организационно-процессуальный, оценочно-результативный (рисунок). Целевой компонент определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и направлен на развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста; формирование личностно значимых качеств, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в организациях дополнительного образования. Содержательный компонент представлен дополнительной общеобразовательной программой «Вместе весело шагать», которая включает работу по адаптации детей дошкольного возраста в соответствии с направлениями развития: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Организационно-процессуальный компонент включает формы, методы, средства, используемые при работе с детьми; раскрывает этапы формирования адаптации детей дошкольного возраста (вводный, действенный, заключительный) и этапы адаптационного воздействия специалистов на данный процесс (диагностический, консультативный, деятельностный, итоговый). Оценочно-результативный компонент модели содержит критерии, показатели и уровни, позволяющие определить сформированность компонентов адаптации (личностный, академический, жизненный), а также проследить их динамику.

Анализ литературы позволил нам говорить о том, что для того чтобы ребенок адаптировался в среде организаций дополнительного образования, нужно создать педагогические условия, которые определяются нами как совокупность возможностей образовательного процесса и способствуют адаптации детей в организациях дополнительного образования. В качестве педагогических условий нами были выделены следующие.

Реализация взаимодействия специалистов предполагает совместную деятельность специалистов разных профилей (например, психолог, логопед, дефектолог), направленную на выработку и реализацию единой стратегии адаптации ребенка в окружающей среде. Направления деятельности специалистов: диагностическое (проведение диагностики); коррекционное (сенсорное, умственное, физическое развитие, формирование представлений об окружающем мире, развитие речи и др.); консультативно-просветительское и профилактическое (помощь субъектам образования в вопросах адаптации).

Создание развивающей образовательной среды предполагает реализацию ее основных компонентов: предметно-пространственного (предметное содержание, его пространственная организация, изменение в зависимости от времени), образовательного (обусловлен освоением детьми определенных образовательных областей), воспитательного (сотрудничество, положительные взаимоотношения, бережное отношение детей друг к другу), развивающего (атмосфера творческой деятельности, включение инновационных педагогических технологий). Все компоненты среды должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

pic_56.tif

Модель адаптации детей дошкольного возраста в организациях дополнительного образования

Повышение квалификации педагогов. Содержание дополнительной программы повышения квалификации для педагогов предполагает разработку следующих модулей: «Роль адаптации в жизни человека», «Взаимодействие специалистов в реализации процесса адаптации детей в организациях дополнительного образования», «Основные направления работы по созданию условий успешной адаптации детей в организациях дополнительного образования».

Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей, в ходе которого будет осуществляться процесс адаптации, а в дальнейшем и их социализация. К реализации данного процесса необходимо привлечение родителей, что предполагает разработку методических рекомендаций для них.

Реализация педагогических условий будет способствовать овладению детьми: личностными качествами, такими как уверенность в себе, адекватная самооценка, эмоциональное благополучие; элементарными представлениями о себе и об окружающем мире, математическими представлениями, элементарными основами грамматики; общеучебными, коммуникативными, социально-бытовыми умениями.

Анализ проведенного исследования свидетельствует, что проблема адаптации детей дошкольного возраста в организациях дополнительного образования является актуальной в современном мире. Нами определены ключевые понятия исследования. Выявлены структурные компоненты адаптации детей: личностный, академический, жизненный. В процессе исследования разработана модель адаптации детей в организациях дополнительного образования. В структуру модели входят следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-процессуальный и оценочно-результативный. Выделены педагогические условия, соотнесенные со всеми этапами процесса формирования адаптации детей, начиная с постановки цели, ее конкретизации в задачах и завершая регулированием и корректировкой данного процесса, итоговым учетом и оценкой полученных результатов, полностью соответствующих целям и задачам разработанной модели.

Заключение

Таким образом, обобщение результатов исследования говорит о том, что проблемой адаптации детей заниматься необходимо. Реализация представленной модели в системе дополнительного образования будет способствовать эффективной адаптации ребенка дошкольного возраста, а далее его успешной социализации.

Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2016 год. Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».


Библиографическая ссылка

Рябова Н.В., Барцаева Е.В. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-1. – С. 159-163;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36197 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674