Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА КАК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА

Дубинина О.И. 1
1 Астраханский филиал ЧОУ ВО «Современная гуманитарная академия»
Среди решаемых в настоящее время проблем кардинального социально-экономического оздоровления общества важное место занимает совершенствование системы профилактики наиболее значимых негативных тенденций кризиса института семьи, следствием которого выступает неуклонный рост количества социальных сирот, детской безнадзорности, беспризорности и преступности. Для предупреждения проблем социального сиротства в настоящее время является актуальной проблема пересмотра концепции ранней профилактики, основанной преимущественно на принципах контроля, принуждения, наказания, на принципах охранно-защитной профилактики. Эффективная работа по профилактике социального сиротства нуждается в подготовленных высококвалифицированных кадрах с высшим юридическим образованием. Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих в нём глобальных изменений и формирование правового государства, потребность общества в существенном улучшении деятельности государственно-правовых структур предъявляет к работе юриста, а значит и к работе вуза, занятого их подготовкой, принципиально новые требования. Новые условия работы требуют высокого уровня психологической готовности молодого специалиста к будущему труду, а именно наличия социально значимых мотивов достижения успехов в работе, знание правовых норм, широкого умственного и культурного кругозора, эмпатийности и развитой волевой сферы.
социальное сиротство
сирота
формирование готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства
профессиональная юридическая деятельность
профилактика социального сиротства
содержательно-технологическая модель педагогических условий по формированию готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства
1. Буданова Н.А. Формирование профессиональной готовности выпускников вуза в деятельности студенческой общественной организации: дис ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Чита, 2010. – 208 с.
2. Бондаренко, С.А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Материалы Всерос. науч.- практ. конф. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. – Ч. 1. – С. 188–207.
3. Дубинина О.И., Палаткина Г.В. Сущность юридической деятельности по профилактике социального сиротства и защиты детей, оставшихся без попечения родителей // Журнал Теория и практика. – 2012. – № 8.
4. Карпова О.Л. Готовность педагога к самообразовательной деятельности в современном социуме // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 8. – С. 56.
5. Маркова А. Государство поддержит детей // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – № 5.
6. Прикладная юридическая психология: учебник / под. ред. С.Н. Мамонтовой. – Харьков, 2002.
7. Тасеев В.Б. Формирование профессиональной готовности специалиста социальной работы к деятельности по защите детства: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Самара, 2007. – 171 с.
8. Чусавитова Г.Н. Педагогические условия подготовки будущих учителей к использованию электронно-коммуникативных средств в учебно-воспитательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Челябинск, 1995. – 202 с.

Как отмечает О.Л. Карпова: «К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Понятие «готовность» в общетеоретическом аспекте рассматривается как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности [4].

Анализируя понятие «готовность» в своих научных работах, В.А. Сластенин придерживается мнения, что «готовность» может быть интерпретирована как целостное образование, ядром которого выступает нравственно-психологическая, содержательно-информационная и операционно-деятельностная готовность, являясь одновременно одним из определяющих показателей профессионально-личностного развития студента [1].

Г.Н. Чусавитова определяет «готовность» как интегративное качество личности, в структуру которого входят три взаимосвязанных компонента: познавательный, мотивационный и эмоционально-волевой [8].

Наиболее точно даётся характеристика понятия профессиональной готовности С.А. Бондаренко, где данная категория рассматривается, как сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания умения и навыки (ЗУН), обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере [2].

В.Б. Тасеев, отмечал, что в структуре профессиональной готовности специалиста социальной работы к деятельности по защите детства предусматривается:

– когнитивный компонент, который отражает уровень понимания необходимости усвоения теоретических знаний;

– мотивационно-ценностный компонент включает в себя потребность в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, интерес к данной деятельности, стремление добиться в ней успеха, осознание ценности и значимости данной деятельности;

– деятельностный компонент означает осознанную реализацию профессиональных умений и навыков в процессе межличностного взаимодействия, обеспечивающего адекватное поведение с клиентами (дети и их семьи);

– рефлексивный, позволяющий критично осмысливать свою деятельность и на этой основе выстраивать перспективу собственного роста [7].

В нашем исследовании за базовое определение профессиональной юридической деятельности принимается определение С.Н. Мамонтовой «целенаправленные действия (поведение) юриста-профессионала по решению юридических дел, осуществляемые на основе норм процессуального права и направленные на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве» [6].

Исходя из этого, мы приходим к выводу, что для активизации формирования профессиональной готовности юриста к профилактике социального сиротства необходимо будет:

– с одной стороны, создать требуемые внутренние условия (целенаправленно воздействовать на мотивацию студентов через убеждение, обсуждение целей и идеалов профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства; стимулирование внутренней работы по профессиональному самоопределению и самопознанию);

– с другой стороны, обеспечить соответствие внешних воздействий, для чего с помощью специально организованных условий учебно-профессиональной деятельности и взаимоотношений в системе «студент – преподаватель» избирательно актуализировать необходимые профессионально значимые и профессионально важные качества.

Профессиональная деятельность юриста в большинстве своем протекает в рамках правовой формы деятельности государства – правоприменительной, правоохранительной и др., исходной единицей которой является юридическое дело, поэтому юридическая суть профессиональной деятельности юриста та же, что и правовой формы деятельности государства: она всегда связана с нормами права, основана на законе и имеет юридические последствия. Деятельность проявляется, как правило, в действиях – целенаправленных, планируемых. Сами действия требуют навыков, умения, приемов, подготовки, технической оснащенности и овладения ею, т.е. профессиональной образованности.

Термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-либо неблагоприятного события, т.е. устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия. Из вышесказанного следует, что профилактика – это запланированная последовательность или комплекс действий, которые направлены на достижение обозначенного результата.

В современной психолого-педагогической науке, как отмечает в своих исследованиях М.А. Ковальчук, сложились три подхода к организации профилактического процесса.

Каждый из подходов базируется на выделении тех или иных причин как приоритетных, оказывающих влияние на проявление негативного явления: средовой, клинико-биологический и личностно-ориентированный.

В своем исследовании мы придерживаемся идеи комплексности в организации профилактического процесса, которая выражается в сочетании направлений: средового, клинико-биологического и личностно-ориентированного.

Таким образом, профилактика социального сиротства, как вид профессиональной деятельности юриста, представляет собой целенаправленный комплекс действий по решению юридических дел, осуществляемый на основе норм материального и процессуального права, связанных с предупреждением, устранением причин, условий, а также факторов возникновения социального сиротства, основными видами которых являются юридическое консультирование, просветительская работа среди населения и неблагополучных семей, работа по выявлению и патронатное сопровождение семей группы риска. Подготовка будущего юриста к профилактике социального сиротства заключается в разработке системы формирования его профессиональной готовности. Отбор содержания, методов и форм организации учебного процесса базируется на деятельностном подходе, принципах активности, проблемности, интереса, диалогичности, что позволяет организовать образовательную среду, отражающую объективные (отношение общества к семье/ребенку) и субъективные (требования к специалисту-профессионалу и человеку) тенденции в системе защиты детства.

Таким образом, у юриста, осуществляющего профилактику социального сиротства, должна быть сформирована готовность к выполнению следующих задач:

– юридическая поддержка семей группы риска по социальному сиротству; защита права ребенка на воспитание в семье; правовое обеспечение социальной реабилитации и социальной адаптации детей из неблагополучных семей; юридическая помощь в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, при обеспечении приоритета семейных форм устройства; правовое обеспечение условий для позитивной социализации детей из группы риска [3].

Подготовка специалистов, суть которой выражается сформированностью профессиональной готовности к деятельности по защите детства, считается эффективной, когда средства обучения ориентированы на развитие компонентов готовности.

Опираясь на исследования В.Д. Шадрикова, А. Марковой, М.Н. Курочкиной, О.В. Госсе, в структуре готовности юриста к профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства были выделены следующие компоненты [5]:

– мотивационно-ценностная (устойчиво-положительное отношение к профессиональной деятельности, потребность в самообразовании, самосовершенствовании);

– когнитивная (использование правовых и психолого-педагогических знаний по профилактике социального сиротства);

– содержательно-операционная (способность к осуществлению консультативной, информационной, проектной деятельности в профилактике сиротства;

– личностная (способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, способность к саморегуляции и самокоррекции).

В связи с этим сформируем уровни готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства.

Низкий уровень характеризуется несформированностью ценностно-мотивационного компонента правовой компетенции, поверхностными правовыми знаниями, то есть минимальным или недостаточным пониманием правовой информации, юридической терминологии, отсутствием умения анализировать правовую информацию.

Средний уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов правовой компетенции, при этом студенты проявляют интерес лишь к обязательной правовой информации, правовые знания поверхностные, недостаточно четкие, в основном приближающиеся к предусмотренным учебниками.

Высокий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов правовой компетенции. Студенты проявляют многосторонний устойчивый интерес к правовой информации. Объем правовых знаний значительно выходит за пределы программы, знания глубоки и базируются на законах и иных нормативно-правовых актах. Данный уровень характеризуется потребностью в повышении правовых знаний и умений.

Обобщая мнения специалистов о понимании этой категории, приходим к следующей дефиниции готовности будущего юриста к профилактике социального сиротства: в нашем исследовании мы трактуем данное понятие:

– готовность студента к профилактике социального сиротства определяется как интегративное образование студента, имеющее системную организацию, сложную структуру и выступающее как целостное взаимодействие и взаимопроникновение ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельностного блоков, степень сформированности которых определяет быструю адаптацию студента к условиям профессиональной среды, успешность его работы с асоциальной семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, потребность и направленность профессионально-личностного роста.

Исходя из анализа специфики формирования готовности будущих юристов к профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства, мы предполагаем, что педагогические условия этого процесса могут быть рассмотрены как компоненты педагогической модели, отражающие возможности образовательной и материально-пространственной среды вуза, обеспечивающие эффективную профессиональную подготовку. Проектирование модели осуществлялось на основе системного анализа структуры, содержания и процесса функционирования предстоящей деятельности будущих специалистов. Практическая готовность юриста к профилактике социального сиротства включает опыт применения юридического инструментария, технологий консультативной, посреднической деятельности для решения правозащитных задач социальной работы, вербального воздействия и невербального поведения.

На основании исследования научной литературы выявлено, что для успешной профилактики социального сиротства у будущих юристов должны быть сформированы следующие навыки и умения (гностические, проектировочные, коммуникативные, профессиональные). Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).

В результате формирующего эксперимента можно отметить положительную динамику в уровнях готовности будущих юристов по профилактике социального сиротства. Сравнительный анализ исходного и итогового уровня готовности к профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства у будущих юристов в контрольной группе представлен на рисунке.

В контрольной группе высокий уровень готовности к профилактике социального сиротства по средним значениям всех четырех компонентов получен у 36,8 % студентов, средний уровень выявлен у 43,2 % студентов и низкий уровень готовности характеризует 20 % студентов.

Таким образом, нами были получены следующие результаты:

– студенты экспериментальной группы владеют более высоким уровнем готовности к профилактике социального сиротства по сравнению с будущими юристами контрольной группы, которые в своем большинстве не способны отличить первичную, вторичную и третичную профилактику социального сиротства, не умеют определять методы и социальные технологии профилактики в зависимости от видов;

– сформированность уровня мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности именно в области профилактики социального сиротства выше в экспериментальных группах (оценивалась преподавателями, а также испытуемыми с помощью само- и взаимооценок);

– в экспериментальной группе в целом возросло содержание и характер мотивации будущих юристов к активной работе по самопознанию и самосовершенствованию социально и профессионально значимых качеств.

pic_51.wmf

В рамках исследования представлены конкретные данные о позитивных изменениях показателей уровня готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства, таких как:

– устойчиво положительное отношение к профессиональной деятельности; доброжелательность, гуманность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, способность к осуществлению консультативной, информационной деятельности в профилактике сиротства; способность к саморегуляции и самокоррекции; способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала; потребность в самообразовании, самосовершенствовании; способность к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования профилактики социального сиротства.

В заключение хочется отметить, что формирование мотивации к профилактике социального сиротства в качестве новообразования было создано за счет формирования потребности, интереса и желания работать с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.


Библиографическая ссылка

Дубинина О.И. ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА КАК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-1. – С. 113-117;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36188 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674