Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

СОЗДАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СЕРВИСНОГО ОТРЯДА КАК ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПРАКТИКО-ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Королева Л.А. 1 Кобцева Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
В статье рассмотрены основные этапы создания сервисного отряда, являющегося практико-интегрированной площадкой. С этой целью определены преимущества практико-интегрированного обучения и формы его реализации во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Установлено, что все существующие направления деятельности студенческих отрядов пользуются постоянным интересом среди молодежи. Однако только сервисный студенческий отряд может функционировать без ограничений круглый год, что позволяет говорить о том, что данное некоммерческое молодежное объединение может стать постоянной эффективной площадкой для успешной реализации процесса практико-интегрированного обучения. Это позволит студентам закрепить и получить профессиональные компетенции и трудоустроиться студентам, в том числе и студентам младших курсов, на профильных предприятиях. Реализован подготовительный этап формирования сервисного студенческого отряда. Определены мотивации молодежи для участия в сервисном студенческом отряде. Разработана стратегия продвижения сервисного студенческого отряда, позволяющая реализовать деятельность сервисного студенческого отряда и, как следствие, приобрести необходимые навыки и умения по своей будущей профессии и опыт работы по специальности.
сервисный студенческий отряд
практико-интегрированное обучение
стратегия продвижения
1. Практико-интегрированное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cpo.vvsu.ru/pio/ .html (дата обращения: 20.05.2016).
2. Российские Студенческие Отряды [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Российские_студенческие_отряды .html (дата обращения: 12.05.2016).
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) [Текст]: Федеральный закон N 232-ФЗ от 24 октября 2007 г. // Российская газета – Федеральный выпуск. –2007. – № 4504 (0), (27 октября). – (ст. 9, 16, 24).
4. Фейлинг Т.Б. Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в интегрированной системе высшего и дополнительного образования // Человек и образование. – 2011. – № 3. – С. 70–74.
5. Хорошилова Т.В. Студенческие отряды как форма студенческого самоуправления / Т.В. Хорошилова / Молодежь Востока России: история и современность. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 24 ноября 2009 г. / под общ. ред. П.М. Байкова и Ю.В. Березутского. – Хабаровск: ДВАГС, 2009. – 160 c.

Образование является одним из ключевых показателей оценки развития страны, и система высшего образования оказывает на это большое влияние. Образованием принято считать отрасль экономики, которая включает в себя организации, обеспечивающие обучение и передачу знаний. В настоящее время система и качество образования постоянно модернизируется и совершенствуется. В 2003 году Россия присоединилась к Болонской модели обучения, основной целью которой является формирование общеевропейской системы высшего образования [3].

К преимуществам данной системы образования, можно отнести:

  • введение двухуровневой системы образования (первая ступень – бакалавр (не менее трех лет), вторая ступень – магистр (два года);
  • введение кредитной системы, что обеспечивает сопоставление образовательных программ не только в пределах РФ, но и за рубежом;
  • мобильность студентов и преподавателей;
  • контроль качества образования;
  • использование данной системы образования в разных странах [1].

Большинство молодежи стремится получить первый уровень профессионального образования – бакалавриат. Это объясняется тем, что студенты стремятся как можно скорее трудоустроиться и обрести материальную независимость.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) реализует передовые образовательные технологии. Руководствуясь современными образовательными системами и учитывая интересы студентов, в 2014 году администрацией вуза принято решение перейти на практико-интегрированное обучение (ПИО). Цель ПИО – приобретение необходимых навыков и умений по своей будущей профессии, а также опыта работы по специальности. В рамках практико-интегрированного обучения студенты на четвертом курсе направляются на предприятия для прохождения производственной, преддипломной практик, где закрепляют полученные знания на практике [1].

К основным преимуществам практико-интегрированного обучения можно отнести:

  • начало профессиональной карьеры еще до получения диплома бакалавра,
  • внесение вклада в персональное резюме, существенно повышающее конкурентоспособность выпускника ВГУЭС на рынке труда;
  • конкретизация круга своих профессиональных интересов;
  • развитие полезных навыков и компетенций;
  • анализ и умелое использование разного рода информации и построение отношений в деловой сфере.

Практико-интегрированное обучение развивает у студентов широкий спектр компетенций, необходимых им в жизни и будущей профессиональной деятельности [4]. Работа в проектах ПИО предполагает реализацию четко обозначенных целей и решение включенных в эти цели задач. В реализации проектов ПИО очень важную роль играет дисциплина и ответственность: своевременное предоставление различного вида документов и отчетов, выполнение условий договоров, обязательств перед заказчиками, работодателями и т.д. Студенты получают хорошую возможность применения своих теоретических знаний на практике в регламентированном режиме, получая регулярно обратную связь об успешности прохождения всех этапов ПИО от опытных наставников.

Для успешной реализации практико-интегрированного обучения необходимо постоянное сотрудничество с компаниями-партнёрами вуза. Поскольку количество студентов с каждым годом увеличивается, то список мест для прохождения практики должен постоянно расширяться. Для этого необходимо задействовать как предприятия города Владивостока и Приморского края, так и внутренние подразделения вуза.

В настоящее время в студенческой среде наиболее развиты молодежные объединения и инициативы, где студенты с общими целями и интересами взаимодействуют на благо общества. К одной из наиболее популярных общественных некоммерческих организаций в стране можно отнести молодежную общественную общероссийскую организацию «Российские студенческие отряды» [2].

Студенческий отряд – форма организации студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования различных форм обучения, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу [5].

На сегодняшний день в Приморском крае существуют следующие виды деятельности студенческих отрядов: педагогическое; проводники пассажирских поездов; рыбоперерабатывающая деятельность на путине; ведение строительных работ; сервисная деятельность.

Современные педагогические отряды составляют основной кадровый потенциал страны в сфере детского летнего отдыха и оздоровления. Студенческие педагогические отряды, помимо обеспечения вторичной занятости студентов, позволяют приобрести дополнительные профессиональные навыки, пройти практическую школу будущему педагогу, подготовить молодежь к вступлению в социально-экономические отношения на рынке труда, что совпадает с целями практико-интегрированного обучения.

Студенческие отряды проводников обеспечивают комфортные условия поездки пассажирам поездов дальнего следования в период летних отпусков. Студенты, работающие проводниками пассажирского поезда, приобретают колоссальные навыки и опыт в коммуникации с людьми, однако данные студенческие отряды могут функционировать только в летнее каникулярное время.

Строительная сфера является индикатором экономического роста государства. В периоды активного развития экономики, строительная отрасль растет вместе с ней. При этом, учитывая специфику природно-климатических условий России, строительные работы могут вестись лишь в непродолжительный период летних месяцев. В такой ситуации привлечение студенческих отрядов становится самым лучшим выходом. Лучшие строительные студенческие отряды участвуют во всероссийских строительных проектах, например, возведение Космодрома «Восточный», строительство стартовой площадки «Ангара» и т.д. Студенты строительных специальностей имеют возможность только летом применить полученные в университете знания на практике и закрепить профессиональные компетенции, став квалифицированными специалистами.

Особой популярностью в Приморском крае пользуются путинные отряды. Специализация данного направления заключается в переработке свежевыловленной рыбы в период с июля по сентябрь.

Из всех вышеперечисленных направлений сервисное направление является самым новым. Основная направленность сервисного студенческого отряда (ССО) – оказание качественных услуг потребителю по разным направлениям сервисной деятельности на профессиональном уровне. Сервисное направление предоставляет возможность студентам реализовать профессиональные навыки и умения в таких видах деятельности, как: обслуживание в кафе и ресторанах; в сфере гостиничного сервиса; промоутерские услуги; анимационные услуги; услуги проката; услуги гидов и экскурсоводов; администрирование на предприятиях сервиса.

Цель исследования: организация студенческого сервисного отряда ВГУЭС как площадки для практико-интегрированного обучения.

Методы исследования: системный анализ, социологический метод, библиографический метод.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время туриндустрия Приморья бурно развивается по всем направлениям. Владивосток сегодня занимает лидирующие позиции в крае по развитию туризма благодаря своему потенциалу и географическим особенностям. Во Владивостоке прошли такие значимые проекты, как: Саммит-АТЭС 2012, «53-й Всероссийский слёт студенческих отрядов», «Неделя моды во Владивостоке», международная выставка «PITE», «Российская Студенческая Весна», «Восточный экономический форум». Состоялось открытие первой игорной зоны, открылись новые галереи, выставки и музеи, ожидается открытие океанариума на острове Русском. С появлением концертной площадки «Фетисов арена», увеличилось количество не только спортивных, но и культурно-развлекательных мероприятий, в том числе с участием зарубежных исполнителей. В сентябре этого года ожидается летний кубок лиги КВН во Владивостоке. Городские мероприятия нередко имеют международный и всероссийский статус.

Проведение вышеперечисленных мероприятий и проектов требует большого количества обслуживающего персонала различной специализации. Активное привлечение сервисного отряда к мероприятиям такого уровня способствует профессиональному и личному росту бойцов, а также установлению долговременного сотрудничества с предприятиями сервиса.

В университете длительное время осуществляется подготовка специалистов и бакалавров по направлениям подготовки «Сервис», «Туризм», «Гостиничное дело». Студенческий сервисный отряд должен стать одной из площадок успешной реализации процесса практико-интегрированного обучения во ВГУЭС. В отличие от других направлений стройотрядовского движения, сервисное может реализовываться в течение всего календарного года, так как предприятиями для трудоустройства бойцов отряда станут предприятия индустрии моды и красоты, выставочные комплексы, гостиницы, рестораны, кафе, санатории, базы отдыха, испытывающие постоянный дефицит в обслуживающем персонале.

Поиск мест для прохождения практики, нередко вызывает у студентов трудности, а сотрудничество администрации вуза и руководящего звена сервисного отряда с предприятиями сферы сервиса поможет студентам уже на младших курсах трудоустроиться в соответствии с профилем обучения, а на старших курсах проходить различные виды практик.

Для формирования сервисного отряда как площадки ПИО и его эффективной деятельности необходимо разработать стратегию продвижения, которая состоит из следующих этапов:

  • Формирование командного звена студенческого сервисного отряда. Утверждение руководства отряда является начальной и основополагающей ступенью в разработке стратегии продвижения. Командир и комиссар являются ответственными лицами за трудовую, общественную, культурную и иную деятельность отряда. С руководящим звеном отряда проведено собеседование для ознакомления с функциональными и стратегическими задачами отряда. Командиры приняли участие в тренинге Штаба ВГУЭС, позволяющем начинающим членам командного состава почувствовать себя увереннее, усилили мотивацию руководящего состава отряда в функции управления, а также повысили компетенции.
  • Формирование имиджа отряда и выбор отрядной формы. Командным составом отряда совместно с творческой группой Штаба ВГУЭС разработаны такие основные элементы имиджа отряда, как название и эмблема. Первый студенческий сервисный отряд имеет название «СОВа», что является аббревиатурой фразы «Сервисные отряды ВГУЭС». При выборе названия отряда принималось во внимание, что сова – это птица, которая замечает любые детали даже при лунном свете. Эмблема отряда изображена на рисунке. В настоящее время форма отряда находится в статусе разработки. Например, одним из элементов отрядной формы станет белая футболка с принтом в виде черной «бабочки» и подтяжек впереди, названием отряда на спинке.

kor1.tif

Эмблема сервисного отряда ВГУЭС

  • Обучение командного звена и бойцов отряда. В программу формирования отряда включено обучение будущих сотрудников сферы обслуживания. В подготовительный период бойцам прочитаны лекции по профессиональной этике и этикету, сервисологии, деловому общению, конфликтологии в сфере услуг. Для подготовки будущих кадров в сфере обслуживания сформирована программа практических занятий для бойцов отряда. Помимо лекционных занятий проводятся занятия по командообразованию.
  • Определение основной целевой аудитории отряда. В марте 2016 г. прошел первый сбор студенческого сервисного отряда «СОВа» ВГУЭС, в котором приняли участие 45 студентов в возрасте от 17 до 22 лет. Проведённый анкетный опрос собравшихся позволил сделать выводы о том, что студенты уже сейчас ищут работу, и сфера обслуживания вызывает у них интерес. Большую часть пришедших в отряд составили первокурсники разных направлений обучения, большинство из них являлись представителями следующих направлений подготовки: «Гостиничное дело», «Туризм», «Сервис» и «Дизайн».

Основными мотивами вступления в сервисный отряд послужили такие факторы, как заработная плата, саморазвитие, потребность в общении и получение первичных профессиональных навыков. На сегодняшний день работодатели определяют заработную плату для сотрудников в двадцать тысяч рублей, что для студентов первых курсов является достаточным мотивом. Помимо этого бойцы сервисного отряда смогут приобрести ряд профессиональных компетенций в ходе практико-интегрированного обучения. Это является дополнительным мотивом членства в студенческом отряде.

Многие кандидаты в отряд – первокурсники, которые стремятся к самореализации. Студенческие отряды являются одной из площадок личностного роста. Ежегодно при участии СО проводятся творческие фестивали и вечера, конкурсы профессионального мастерства, благотворительные акции. Учитывая, что саморазвитие является важным мотивом для вступления в отряд, активная деятельность бойцов в отряде будет способствовать росту у них как личностных качеств, так и профессиональных.

Межличностное общение в студенческой среде является важнейшим аспектом формирования коллектива отряда. Поэтому важно создать и впоследствии поддерживать благоприятную атмосферу, что определяет работу комиссара. Приморское региональное отделение включает в себя 28 отрядов различной направленности. Межотрядное общение способствует продвижению нового отряда в рамках организации. Постоянное взаимодействие с людьми, позволит развить у бойцов навыки коммуникации, что важно при работе с клиентами предприятий сервиса.

  • Определение мест деятельности отряда. Администрацией вуза предложены следующие места трудоустройства бойцов отряда на предстоящий летний период – база отдыха «СИДИМИ» и всероссийский центр «Океан». Данные компании летом испытывают определенный кадровый дефицит. Предложенные вакантные места по различным направлениям сервисной деятельности готовы занять бойцы студенческого сервисного отряда. Основными требованиями к сотрудникам на данных предприятиях являются высокие требования к дисциплине и категоричное отношение к вредным привычкам сотрудников. Например, в качестве сотрудников на базу отдыха «СИДИМИ» приглашаются: административный персонал, сотрудники службы проката, аниматоры детского зала, тренеры спортивных групп. На время трудового семестра работодатель обеспечивает питанием и предоставляет места проживания на территории базы отдыха.

Владивосток является не только экономическим центром Приморского края, но студенческой столицей. Постоянная модернизация системы образования позволяет создать наиболее новую действенную модель получения знаний. Использование преимуществ практико-интегрированного обучения и сотрудничество с такой масштабной организацией, как «Российские студенческие отряды», способствует активному развитию данной системы образования и повышению квалификационных компетенций студентов. В настоящее время студенческий сервисный отряд ВГУЭС СОВа официально зарегистрирован в приморском региональном отделении «Российские Студенческие Отряды» и стал официальной площадкой для реализации практико-интегрированного обучения, для эффективной деятельности которого разработана стратегия продвижения.


Библиографическая ссылка

Королева Л.А., Кобцева Н.В. СОЗДАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СЕРВИСНОГО ОТРЯДА КАК ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПРАКТИКО-ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-2. – С. 321-325;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36153 (дата обращения: 22.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074