Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗНАЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ В ВУЗАХ

Кручинин С.В. 1 Прокопенко В.В. 1
1 Ноябрьский институт нефти и газа (филиал) Тюменский индустриальный университет
Одним из основных факторов обеспечения стабильности социально-экономического развития страны является культура безопасности жизнедеятельности, формирование и развитие которой – актуальная проблема современности. Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности позволит значительно повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, сократить человеческие и материальные потери. Но культура безопасности не является врожденной, культуре безопасности жизнедеятельности нужно учить. Создание психологического настроя на обеспечение безопасности жизнедеятельности основывается на установке мотивации того, что обучение безопасности жизнедеятельности является основой формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Во время обучения необходимо последовательно вести студентов от опознания, идентификации отдельных явлений к их критическому осмыслению. Это способствует закреплению в памяти студента определенной методики действий в любой практической ситуации.
безопасность жизнедеятельности
обучение
специалист
нефтяная отрасль
учебное заведение
1. Багрова Е.В. Креативность студентов и преподавателя: зависимость прямая. Профессиональное образование. Столица. – 2015. – № 11. – С. 17–19.
2. Багрова Е.В. Проблемы взаимопонимания в системе отношений «учитель-ученик» // Вестник Тюменского государственного университета. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2007. – № 1. – 0,25 п.л.
3. Бояров Е.Н. Формирование безопасной информационно-средовой компетентности у современного бакалавра образования // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 1, № 3. – С. 19–25.
4. Вавилова Л.Н. Формирование риск-ориентированного мировоззрения в процессе обучения безопасности жизнедеятельности в техническом вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2016. – № 1 (35). – С. 159–162.
5. Дмитриева О.А. К вопросу об особенностях преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе для студентов заочного отделения // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 8 частях. ООО «АР-Консалт». – 2015. – С. 113–114.
6. Добриогло А.Ю. Формы и методы преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов технического вуза // Строительство и архитектура – 2015: материалы международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет», Союз строителей южного федерального округа, Ассоциация строителей Дона. – 2015. – С. 153–155.
7. Дыхан Л.Б. Формирование готовности к эффективному поведению в чрезвычайных ситуациях в ходе преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» в вузе // Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий: сборник XX Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. – 2015. – С. 555–557.
8. Зайцева С. П. Повышение эффективности управления филиалом вуза на основе системы программно-целевой экспертизы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Барнаул, 2004. – 164 c. РГБ ОД, 61:04-13/2318.
9. Зодбаева Е.А., Муева А.В., Мучаева Б.Б., Наминова Ш.В. Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития образовательной среды вуза // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 2, № 42. – С. 194–198.
10. Марданова Э.И., Попова М.Н. Особенности преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для бакалавров в вузе // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. – 2015. – Т. XIII, № 3. – С. 114–117.
11. Фатьянова Т.Е. Безопасность жизнедеятельности в вузе // Педагогика и современность. – 2015. – № 6 (20). – С. 56–60.

Основным условием реализации личностного потенциала при обучении безопасности жизнедеятельности является формирование личности, способной избегать опасностей. Конечно, это во многом зависит от качеств личности обучаемого. Прежде всего, влияет биологический фактор, который зависит от индивидуальных особенностей человека (возраст, пол, состояние здоровья и т.д.) и который проявляется в целом наборе безусловных рефлексов, которыми человек неосознанно пользуется в различных опасных ситуациях: скорость зрительной и других реакций человека, способность к концентрации внимания, скорость оценки обстоятельств, приспособления человека к неожиданным ситуациям и тому подобное [5].

Значительную роль играет и психофизиологический фактор, определяющий индивидуальные особенности психических функций. Психофизиологические качества проявляются в следующем: ощущение человеком опасности, скорость реакции на проявленную опасность, эмоциональная реакция на опасность и т.д.

Культуру безопасности жизнедеятельности личности можно понимать как образованность, которая базируется на научном мировоззрении, проявляет гибкость мышления человека, умение выражать свои мысли, что определяется владением языками – родным и общественным. Для этого в вузе необходима целенаправленная, методично обоснованная система ее формирования и совершенствования с использованием нестандартных педагогических средств в учебном процессе (специальные организационно-методические формы проведения учебных занятий, индивидуальное изучение студентами первоисточников дисциплины под руководством преподавателя и т.д.).

В качестве основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности необходимо опираться на ряд методологических подходов, определяющих специфику построения учебного процесса с позиции усвоения студентом определенного опыта.

Так, например, можно выделить системный подход – это особая исследовательская позиция, способ восприятия действительности, основной характеристикой которого является то, что объект, который анализируется, рассматривается как система, акцент ставится на выявлении всего многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри самого исследуемого объекта, так и с внешним окружением [8].

Спецификой системного подхода является ориентация на факторы, обеспечивающие целостность объекта. Особое внимание обращается на выявление системообразующих связей, в первую очередь ответственных за целостность явления или объекта, который изучается.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности можно рассматривать как систему, включающую в себя множество взаимосвязанных и независимых элементов, обуславливающих упорядоченную последовательность ее различных компонентов и уровней.

С точки зрения системного подхода специфика системы методики формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности в нефтяном вузе не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана с характером взаимодействия между ними, механизмом связей и отношений между элементами данной системы, обеспечивающих ее целостность и функционирование.

Значимым является также и деятельностный подход, выражающийся в использовании положений теории деятельности в методике исследования проблемы. Суть его заключается в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия студента с окружающим миром, обеспечивает решение определенных жизненно важных задач. Личность в этом случае выступает как субъект взаимодействия, выполняет определенную последовательность различного рода действий [6].

По проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности деятельностный подход означает выявление и описание тех способов действий в профессиональной деятельности, которые должны привести студентов к раскрытию ценностного аспекта учебного содержания. Перенос знаний, умений по отношению к ситуации и поведение студентов приведет к закреплению профессиональных действий в области безопасности жизнедеятельности, овладению новыми действиями, которые станут нормой поведения студента.

Следующий, интегративный подход считается одним из основных методологических подходов, отражающих основные тенденции развития общества и науки.

Относительно технологических систем интеграция в образовании предполагает единство и взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности студента, взаимосвязь теоретической и практической подготовки студента.

Интегративный подход показывает, что процесс формирования личностных качеств происходит на основе объединения в целое каких-либо частей. Это означает, что процесс формирования личностного качества начинается с формирования простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и определяют развитие и закрепление этих качеств. Такой подход основывается на том, что в силу возрастных особенностей студентов невозможно сразу полностью сформировать личностные качества. Любое личностное качество является сложным образованием, и его формирование начинается с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и продолжается в дальнейшем развитии.

В нашем случае интегративный подход является важным для определения категорий профессионального образования, конструирования и реализации методической системы и определения ее эффективности при формировании и развитии культуры безопасности жизнедеятельности [10].

Важную роль при формировании культуры безопасности жизнедеятельности отводят личностному подходу, реализующему общечеловеческие гуманистические основы современного образования. Его использование означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект и результат.

Личность – это уникальная система взглядов, отношений, убеждений, проявляющихся в деятельности индивида, которая в той или иной степени представляет свое общество, свою культуру. Культура и личность взаимосвязаны. Культура создается личностью, и в то же время личность формируется культурой, они дополняют и развивают друг друга. Культура не формируется автоматически, а нужна организация целой системы воспитания и обучения, основанная на научном изучении форм, методов, направлений развития личности.

Ученый Ф. Боаса определяет культуру как совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. В культуре содержатся такие модели поведения, следование которым позволяет добывать себе пищу, строить жилье, и эти модели поведения передаются из поколения в поколение в процессе социализации и являются основным механизмом, с помощью которого человечество адаптируется к окружающей среде.

Аксиологический подход определяет содержательную характеристику учебного процесса при формировании у студентов культуры безопасности жизнедеятельности, ориентируясь на преобладающие тенденции развития общества и в первую очередь особенности развития культуры безопасности жизнедеятельности на занятиях [4].

Культурологический подход ориентируется на усвоение наследия человеческой цивилизации посредством интеграции общечеловеческого, национального и личностного опыта в процессе целенаправленного обучения.

Культурологический подход ориентирует на культуру как характерный способ профессиональной деятельности, является универсальной характеристикой эколого-профессиональной культуры, задающей социально-гуманистическую программу, и представляет направленность профессиональной деятельности на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Следующий подход, определяющий социокультурные основы образования, связан с его гуманизацией. Гуманистический подход позволяет определить существенные характеристики личности и возможности ее самореализации [7].

Современный этап гуманизации образования определяет основное направление педагогических поисков – область личностно ориентированного обучения. В процессе духовного становления личности значительную роль играет содержание образования, в том числе гуманитарной, который способствует формированию общекультурной компетентности студентов.

Кроме вышеназванных подходов для построения системы методики формирования культуры безопасности жизнедеятельности на занятиях по безопасности жизнедеятельности в Тюменском индустриальном университете необходимо установить основные принципы, которые определяют требования к профессиональному образованию, разработки и использования методов и средств обучения, единства знаний, доступности и целеустремленности. К наиболее важным специфическим принципам профессионального образования студентов Тюменского индустриального университета можно отнести следующие [9]:

1. Принцип культурологичности – направленность воспитания в образовании на формирование и развитие культуры безопасности жизнедеятельности студентов, наполнение учебного материала профессиональным содержанием, в общих чертах культурологическими понятиями. Культурологичность ориентирует многогранность познания мира, обеспечивает вхождение личности студента в мир науки и культуры, в котором происходит усвоение общечеловеческих ценностей.

2. Принцип экологизации, определенный тенденцией экологизации общества, которая подразумевает необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности при изучении соответствующих дисциплин в нефтяном вузе. На основе данного принципа происходит переориентация целей и задач формирования у студентов культуры безопасности жизнедеятельности в процессе изучения дисциплины БЖД. Это связано с изменением старых потребительских ценностей на новую систему ценностей общечеловеческого характера, в обновлении содержания экологического и профессионального образования, способствует формированию широкого взгляда на окружающий мир, человека, общество и природу.

3. Принцип здорового образа жизни в данном случае может быть определен как принцип взаимосвязи профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности со здоровьесберегающей технологией. Он вытекает из многих философских, педагогических и психологических принципов и определяет включения личности в трудовую деятельность, осознанность и мотивацию обучения.

4. Принцип взаимосвязи профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности предполагает содержательную компоненту всех существующих стандартов и программ общего и профессионального образования, а обоснованное введение специальных программ безопасности жизнедеятельности, в совокупности обеспечит формирование мировоззрения личности как органической составной части мировоззрения студента.

5. Принцип региональности – предполагает учет в смысле профессионального образования регионального компонента: национальных и культурных традиций, природных и социально-экономических условий и т.д. Использование данного принципа позволяет наиболее эффективно сочетать познавательные и эмоционально ценностные аспекты профессионального образования, что очень важно для реализации целей и задач формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в Тюменском индустриальном университете.

6. Личностный принцип определяет направленность образования на личность студента, на превращение общественной необходимости сохранения природы на внутренние потребности и интересы, нормы поведения будущих специалистов по отношению к природе. Реализация данного принципа предполагает развитие личности студентов как квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда и ориентированного в смежных областях деятельности.

Совокупность вышеназванных подходов и принципов, их взаимодействие дает целостную характеристику методики формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности при изучении соответствующей дисциплины в вузе [11].

Эффективность процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности на занятиях по БЖД зависит также от соблюдения определенных условий, которые в свою очередь вытекают из вышеназванных принципов. При изучении данной проблемы на основе анализа педагогической литературы мы попытались определить основные педагогические, психологические и методические условия, обеспечивающие эффективность формирования у студентов на занятиях по БЖД культуры безопасности жизнедеятельности.

Важным условием процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности в процессе изучения дисциплины БЖД является педагогическая деятельность преподавателя, которая должна носить творческий характер.

Преподаватель, который работает творчески, имеет глубокие и разносторонние познания в области профессиональных знаний, учит увлекательно, отличается поиском новых идей, творчески планирует систему развития профессиональных занятий, применяет различные формы и методы обучения с учетом особенностей студентов. Именно творческий характер деятельности преподавателя важен для формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов.

Также не менее важной для формирования культуры безопасности жизнедеятельности является теоретическая и методическая готовность преподавателя к проектированию и формированию ситуаций, способствующих актуализации субъективного опыта студентов на разных стадиях усвоения материала.

Для формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов на занятиях по БЖД необходимо знание преподавателем индивидуальных особенностей студентов, что позволяет ему составить план работы занятий, иметь представление о сформированности профессиональных знаний и умений.

Важное психологическое условие, которое необходимо учитывать – помощь педагога студентам в осознании того, что происходит с ними в процессе их деятельности. Опыт показывает, что студенты не всегда могут самостоятельно адекватно оценить те события, в которых они принимают участие. Оставаясь лидером, преподаватель стремится к диалогическому общению. Концепция диалога выражает идею проникновения в мир студента и постоянной корректировки его обучения с учетом «встречного потока сознания». По нашему мнению, способность педагога к рефлексии – одна из важных условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности на занятиях по БЖД в Тюменском индустриальном университете.

При формировании культуры безопасности жизнедеятельности на занятиях по БЖД в Тюменском индустриальном университете необходимо придерживаться определенной психологической позиции – создание мотивации познавательно-творческой деятельности студентов, которая предусматривает личностную значимость для каждого, направленность обучения на смену мотивов в сторону преимущества внутренних мотивов над внешними.

Одним из важных психолого-педагогических условий, которое учитывается при формировании культуры безопасности жизнедеятельности на занятиях по БЖД, является создание творческой атмосферы, предусматривает доброжелательность между участниками образовательного процесса. Это условие выполняется, если выбранные темы значимые, интересные, проблемные, не имеют однозначного ответа или решения, расширяющие кругозор и мировоззрение, актуализируют профессиональные знания студентов.

Таким образом, реализация вышеупомянутых подходов (системного, деятельностного, интегративного, личностного, аксиологического, ценностного, культурологического и гуманистического), принципов (культурологичности, экологизации, взаимосвязи профессионального и экологического образования, региональности), педагогические, психологические и методические условия, являются основой формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности студентов на занятиях по БЖД в Тюменском индустриальном университете.


Библиографическая ссылка

Кручинин С.В., Прокопенко В.В. ЗНАЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ В ВУЗАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 154-158;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35998 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674