Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Бибикова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
В статье аргументирована необходимость организации педагогического процесса развития креативности детей младшего школьного возраста. Автор статьи предлагает анализ модифицированной методики построения индивидуального профиля развития креативности. В основе эталонного профиля лежит модель-триада креативности, включающая творческую направленность, творческое мышление и специальные способности. Составляющие модели проецируются на зону актуального состояния креативности, ее ближайшего развития и саморазвития. В статье подробно описана технология построения индивидуального профиля креативности, приведены критерии оценки и представлены графические диаграммы по оценке выраженности показателей креативности младшего школьника. В качестве итогового критерия автор статьи рассматривает уровни развития креативности младших школьников: уровень потенциальной креативности, уровень ситуативной креативности, уровень актуальной креативности. Для качественного определения основных показателей креативности (продкутивность, чуствительность, оригинальность) предложена характеристика индикаторов развития креативности.
креативность
индивидуальный профиль развития креативности
показатели креативности
уровни развития креативности
1. Бибикова Н.В. Технологии развития креативности личности: учебное пособие – М.: Прометей, 2012. – 127 с.
2. Бибикова Н.В. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ульяновск, 2004. – 25 с.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000. – 368 с.
4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2000. – 320 с.
5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 448 с.

Процессы реформирования и модернизации системы современного образования, как справедливо отмечают многие исследователи, обострили противоречия между социальным заказом на личность, способную к творческому решению самых разнообразных проблем, и усредненным образовательным уровнем, ориентированным на стандарты. Поэтому приоритетной задачей начальной школы становится организация педагогического процесса, направленного на развитие креативности каждого ребенка.

Обозначенные противоречия определили необходимость разработки содержания и структуры индивидуального профиля креативности младшего школьника, авторскую методику для его идентификации, а также показатели, критерии и уровни развития общей способности к творчеству.

Эталонный профиль креативности спроектирован в соответствии с теоретической моделью-триадой креативности. Модель-триада креативности (творческая направленность личности – продуктивное мышление – специальные способности) имеет проекцию на пространство зон актуального состояния креативности, ее ближайшего развития и саморазвития [1]. Поэтому развитие обозначено как продвижение ребенка посредством присвоения креативного опыта в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками.

Составляющие модели креативности можно рассмотреть по следующим показателям.

Творческая направленность личности: сила мотивации к творчеству; потребность в творчестве (по инициативе самого субъекта); стремление к самому процессу творчества (устойчивая внутренняя мотивация); интерес к деятельности за пределами поставленной задачи, проблемы; увлеченность содержанием творческой деятельности, направленность на творчество; склонность к самовыражению; любознательность.

Творческое (продуктивное) мышление: оригинальность мышления (способность продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальное решение); гибкость мышления; продуктивность (мыслительная активность); воображение; фантазия; наблюдательность; память (запоминание креативных образцов).

Специальные способности: чувствительность (сензитивность) – восприимчивость к новому; способности к практическому приложению знаний и умений; способность к оригинальному (нестандартному) использованию материалов и идей; способности к преобразованию и символизации; опережающая возраст умелость; широта интересов; изобретательность в различных видах деятельности, в играх.

Этот список объективных характеристик разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Каждая составляющая креативности оценивается по пятибалльной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, ярко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 – свойство выражено, но неустойчиво в проявлениях, наблюдается ситуативно;

3 – оцениваемое свойство личности не выражено (скрыто), его проявления наблюдаются крайне редко (стремится к 0);

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому;

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому,

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Для графического изображения индивидуального профиля креативности можно использовать вариант, предложенный А.И. Савенковым [5].

Первоначально на индивидуальной «карте» для каждого ученика нужно нарисовать 3 шаблона, соответствующих числу составляющих элементов модели креативности. Число лучей на шаблоне совпадает с числом выделенных показателей (по 7 для каждой составляющей). Любой луч имеет 5 делений по числу баллов в шкале оценивания (рис. 1).

pic_43.wmf

Рис. 1. Шаблон профиля креативности

Идеальный профиль креативности с максимальным числом баллов (5) по каждому показателю соответствует правильному многоугольнику. Однако реальный профиль отличается от идеального и отражает индивидуальные особенности развития креативности у конкретного ребенка. Такая наглядная форма представления результатов упрощает определение адекватных и эффективных направлений педагогической работы (рис. 2).

Как видно из рис. 2, творческая направленность личности младшего школьника была оценена по 7 показателям (шкала от 0 до 5 баллов). Личные показатели творческого (продуктивного) мышления были оценены компетентными экспертами. Полученная сумма баллов позволила определить уровень креативности младшего школьника по таблице соответствия.

pic_44.wmf

Рис. 2. Пример «Индивидуальный профиль креативности (показатель: творческая направленность)» по усредненным значениям экспертных оценок

Соответствие суммы баллов уровням креативности

Уровень креативности

Сумма баллов

Актуальный (3 уровень, высокий)

105–85

Зона ближайшего развития 2 уровня

84–64

Ситуативный (2 уровень, средний)

63–43

Зона ближайшего развития 1 уровня

42–32

Потенциальный (1 уровень, низкий)

31–21 (и ниже)

В обобщенном виде полученные результаты можно проиллюстрировать графически в виде индивидуальной лепестковой диаграммы (рис. 3).

pic_45.wmf

Рис. 3. Оценка выраженности показателей креативности младшего школьника

Аналогичные карты составляются для каждого ученика. В индивидуальные карты на протяжении периода экспериментальной работы необходимо вносить все результаты, полученные посредством применения диагностико-исследовательского комплекса, включая стандартизированные, проективные и различные качественные (феноменологические) методы исследования. Совокупность экспериментальных результатов отражает различные параметры креативности (как процесса и продукта).

Итак, для получения достоверных и объективных данных представляется логичной диагностика изменений индивидуального профиля креативности каждого ученика. Количественные показатели этих изменений будут свидетельствовать о динамике процесса развития креативности. Следовательно, итоговым критерием логично выбрать уровни развития креативности младших школьников [2].

Вопрос об идентификации проявлений креативности у младших школьников воспринимается нами как вопрос о критериях, показателях, факторах креативности в целом. Это – предмет многолетних дискуссий в научной среде. Например, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс рассматривали креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления [3]. В качестве основных факторов (G, Q, U) креативности признаны:

G оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности;

Q семантическая гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможность его нового использования, расширять функциональное применение на практике;

U-образная адаптивная гибкость – способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

U-образная семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.

В современной интерпретации гибкость рассматривается как способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, способности преодолевать стереотипы (С. Медник) [3].

Оригинальность считается одним из основных показателей креативности. Это есть способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных, – уточняет А.И. Савенков [5]. Оригинальность диагностируется по минимальной частоте встречаемости предъявленного учеником способа решения, ответа в однородной группе. Вместе с тем, подчеркивает В.Н. Дружинин, нередко происходит необоснованное смещение понятий: креативность отождествляется с нестандартностью, нестандартность – с оригинальностью, а последняя – с редко встречающимся ответом у данной группы испытуемых. Нестандартность – понятие более широкое, чем оригинальность. Оригинальность (включая оригинальность вербальных и невербальных ассоциаций) следует оценивать через способность продуцировать идеи и производить продукты, отличительной чертой которых является исключительность по сравнению с массовым опытом, необычность. Несомненно, названный показатель должен сопровождаться такими характеристиками, как самостоятельность; валидность, адекватность (действий и полученного результата) поставленной задаче.

Добавим также, что выдвинутые показатели гибкости и оригинальности проявляются также в наблюдаемом результате творческого процесса – креативном продукте, следовательно, справедливы также и для его характеристики.

Качественное своеобразие продукта и процесса будем рассматривать как индикатор креативных свойств.

Для идентификации креативности выделим и другие специфические и неспецифические показатели.

Продуктивность (беглость) – способность к продуцированию, которая измеряется по числу идей, подходов, продуктов в контексте одной творческой проблемы (задачи, задания). Беглость обычно оценивают как легкость создания новых образов, наиболее ярко проявляется при решении логических задач, проблем и может быть выявлена в любом виде деятельности ребенка. Следовательно, этот показатель непосредственно не связан с креативностью, т.е. не является специфическим. Однако очевидно: чем больше идей, тем больше возможность выбора из них наиболее интересных, оригинальных.

Чувствительность (сензитивность) – восприимчивость к новому, выраженная установка на выбор нестандартных заданий и их творческое выполнение. Этот интегративный показатель объединяет: способность к поиску нетрадиционных способов решения интеллектуальных и прикладных задач, способность к переносу, способность к выработке обобщающих стратегий, способность к применению ранее приобретенных специальных знаний, умений, навыков, а также широта этого применения в неспецифических условиях. В общем, это способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес) [4].

Далее качественные характеристики выделенных показателей необходимо описать в терминах количественных характеристик, которые поддаются измерению. Ниже дифференцируются составляющие каждого показателя креативности, которые рассматриваются как индикаторы креативности младших школьников.

Индикаторы показателей креативности

1. Оригинальность проявляется в мышлении, поведении и деятельности, продуктах творчества. Инструментальный индикатор – минимальная частота встречаемости диагностируемого признака в однородной группе учащихся.

Смысловой индикатор предназначен для разграничения продуктивных и непродуктивных проявлений творческой активности, а именно: репродуктивных (стереотипных), оригинальных (творческих) и неосмысленных (отклоняющихся от позитивной нормы или неадекватных).

2. Продуктивность. Инструментальный индикатор продуктивности в целом – число выбранных и успешно выполненных творческих задач (заданий). Беглость оценивается по быстроте преобразования образца для подражания в творческий продукт.

Смысловой индикатор характеризует: чувствительность к творческой деятельности, независимость в новых условиях, ситуациях, требующих проявления креативной активности. Чувствительность (сензитивность) в свою очередь проявляется в способности различать и формулировать задачи, проблемы, задания творческого характера.

3. Гибкость. Инструментальный индикатор – измеряется числом (логичных, оправданных, целесообразных) переключений с одного класса объектов и явлений на другой в ходе мыслительных и предметных действий.

Смысловой индикатор отражает оперативность, умение находить альтернативные стратегии решения, отказ от стереотипов, широкий диапазон творческих проявлений (разнообразие), свободу переключения [1].

Креативность, даже если не проявляется, потенциально присуща каждому индивиду, следовательно, исследуемая способность чувствительна к развитию. На этом основании выделены три основных уровня креативности младших школьников.

Уровень потенциальной креативности (низкий) характеризуется проявлением отдельных креативных свойств, как правило, под влиянием какого-либо внешнего стимула. Это уровень так называемой «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. У детей, имеющих уровень потенциальной креативности, оригинальность продукта творческой деятельности (рисунка, сказки, поделки и т.п.) выступает как самоцель и обычно достигается не за счет продуктивных механизмов, т.е. проявление оригинальности имеет случайный характер.

Уровень ситуативной креативности (средний) характеризуется неустойчивостью (нестабильностью) проявления общей способности к творчеству. Креативность на этом уровне может являться чисто ситуативной характеристикой – реакцией. Детей этого уровня отличает проявление творческой активности, интереса к творческой деятельности, однако мера их выраженности во многом определяется ситуацией, наличием креативных образцов. При этом каждый творческий продукт оценивается и переживается ребенком как открытие, творческая находка, событие.

Уровень актуальной креативности (высокий) характеризуется устойчивостью проявлений креативности, стабильно высокими значениями показателей всех составляющих креативности, как в творческом процессе, так и в продукте. Постановка новой проблемы – важнейший фактор творчества. Самостоятельная, не стимулированная извне постановка проблемы – качественная особенность детей этого уровня. В деятельности преобладает внутренняя мотивация. Ребенок мотивирован на самореализацию в творческой деятельности, проявляется склонность к различным видам самообразования, творчества [1].

Переходные уровни отражают междууровневое состояние исследуемой характеристики, когда она не достигает значений следующего уровня, но превосходит значения предыдущего. Эти результаты исследования особенно важны в контексте динамики развития креативности.

Представленная технология построения индивидуального графического профиля креативности, адаптированная к младшему школьному возрасту, может быть эффективна в ходе диагностики и организации процесса креативного развития личности.

Статья поддержана исследовательским грантом РГНФ (проект № 16-16-73002 а).


Библиографическая ссылка

Бибикова Н.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 96-100;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35986 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674