Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОСТАВ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Хусаинова Г.Р. 1 Галеева Ф.Т. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
В статье приводится выявленный и обоснованный нами компонентный состав профессионально-значимых творческих способностей студентов будущих менеджеров, включающий креативный (аналитические и прогностические способности, предполагающие способность учитывать факторы, влияющие на организацию и др., способности работы с информацией, способности генерации идей), мотивационный, эмоционально-волевой и оценочный (рефлексия) компоненты. Раскрыты инструменты его оценивания, включающие диагностические методы тестирования, беседы, анкетирование, самооценку, педагогические наблюдения и педагогическое оценивание. Для дифференциации процесса обучения и учета не только общих требований, но и возможностей и трудностей каждого студента, анализа динамики всех четырех компонентов творческих способностей на каждого студента была заведена индивидуальная карта. Тестами были охвачены все компоненты выявленного, обоснованного и раскрытого нами компонентного состава профессионально-значимых творческих способностей менеджера.
профессионально-значимые творческие способности
будущие менеджеры
креативный компонент
эмоционально-волевой компонент
мотивационный компонент
тестирование
анкетирование
1. Боно Э. Серьезное творческое мышление: пер. с англ. Д.Я. Онацкая. – Мн.: Попурри, 2005. – C. 416 ил.
2. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза: Научно-методический центр пензенского городского отдела образования – 1994. – С. 344.
3. Рысь Ю.И. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов, В.П. Ступицкий. – М.: Академический проект, 2002. – С. 320.
4. Хусаинова Г.Р. Развитие творческих способностей студентов-будущих менеджеров процессе иноязычной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук – Казань, 2010. – С. 20.
5. Хусаинова Г.Р. Развитие творческих способностей студентов-будущих менеджеров процессе иноязычной подготовки: дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2010. – С. 250.

Выявленный, обоснованный и раскрытый нами компонентный состав профессионально-значимых творческих способностей менеджера включает в себя следующие компоненты:

1. Креативный компонент, включающий

– аналитические и прогностические способности, предполагающие способность учитывать факторы, влияющие на организацию; способность предвидеть всевозможные последствия, как краткосрочные, так и долгосрочные, своих решений на деятельность подчиненных, а также других людей из внешней среды организации, влияние на окружающую среду и экологию; способность рассмотреть последствия нестандартной экономической ситуации;

– способности работы с информацией: способности сводить воедино и перерабатывать сложную по составу экономическую информацию в условиях большого информационного потока и на этой основе принимать управленческие решения; способность выявлять недостающую информацию для обеспечения роста прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышения эффективности труда; способность обобщить информацию, предлагаемую сотрудниками;

– способности генерации идей: способность генерировать оригинальные идеи при разработке инновационных стратегий, связанных с развитием предпринимательской и коммерческой деятельности; способность разрабатывать стратегии, опираясь на творческий потенциал всего коллектива; способность к использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности при решении нестандартных управленческих задач.

2. Мотивационный компонент, предполагающий способность менеджера мотивировать персонал на обмен опытом, идеями, информацией; собственную мотивацию менеджера на использование творческого подхода в нестандартных условиях; мотивацию на творческое саморазвитие; преодоление недостатков, собственной управленческой деятельности; мотивацию подчиненных на саморазвитие, профессиональное развитие.

3. Эмоционально-волевой компонент, включающий способность менеджера концентрировать творческие усилия, упорство; смелость и независимость в суждениях; способность управлять гетерогенной по составу командой сотрудников, лидерство, инициативность; самостоятельность; позитивное самовосприятие; готовность к нововведениям; любознательность; склонность к разумному риску при принятии управленческих решений в инновационной деятельности предприятия; оптимизм; предприимчивость.

4. Оценочный компонент, или рефлексия, включает следующие показатели: достаточно высокий уровень самооценки менеджера в условиях рыночной нестабильности; неопределенности; способность дать рефлексивную оценку своему состоянию, самочувствию и определить, насколько это мешает или помогает осуществлению творческой профессиональной деятельности; способность оценить способы выполнения творческой профессиональной деятельности [4].

В качестве инструментов оценивания нами применяются диагностические методы тестирования, беседы, анкетирование, самооценка, педагогические наблюдения и педагогическое оценивание. Обобщенно состав и способы оценки развития компонентов профессионально-значимых творческих способностей студентов-будущих менеджеров представлены в табл. 1.

На каждого студента экспериментальных и контрольных групп была заведена индивидуальная карта развития профессионально-значимых творческих способностей [5] для дифференциации процесса обучения и учета не только общих требований, но и возможностей и трудностей каждого студента, анализа динамики всех четырех компонентов профессионально-значимых творческих способностей (рисунок).

Особое внимание было уделено отражению в индивидуальных картах динамики таких компонентов творческих способностей, как креативный, мотивационный и эмоционально-волевой, т.к. динамика этих компонентов регистрировалась не только на основании тестовых методик, но и на основании педагогического наблюдения и самонаблюдения студентов.

Таблица 1

Состав и способы оценки развития компонентов профессионально-значимых творческих способностей у будущих менеджеров

Компонент

Исследуемая характеристика

Способ измерения

1. Креативный

Творческое мышление: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность

Невербальный тест Ф. Вильямса «Тест дивергентного мышления» [181]

Вербальный тест – методика Е.Е. Туник – модификация тестов Дж. Гилфорда.

Методика экспертных оценок (Д. Джонсон)

2. Мотивационный

Мотивация на творческое саморазвитие

Анкетирование

Мотивация на:

1) приобретение знаний;

2) профессиональное развитие;

3) получение диплома

Методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе»

3. Эмоционально-волевой

Решительность, уверенность в себе

Тест «Решительны ли вы» Ю.И. Рысь, В.Е. Степанова, В.П. Ступицкого

Способность концентрировать творческие усилия; упорство; смелость и независимость в суждениях; инициативность; самостоятельность; позитивное самовосприятие; любознательность; склонность к разумному риску

Педагогическое наблюдение и самонаблюдение студентов

4. Оценочный

Творческая самооценка

Тест «Каков Ваш творческий потенциал»

Индивидуальная карта развития профессионально-значимых творческих способностей студента

1. Имя________________________Группа_________________________________

2. Исходный уровень владения языком___________________________________

3. Показатели креативного компонента профессионально-значимых творческих способностей

на констатирующем этапе_______________________________________________

на контрольном этапе__________________________________________________

4. Показатели мотивационного компонента профессионально-значимых творческих способностей

на констатирующем этапе_______________________________________________

на контрольном этапе__________________________________________________

5. Показатели эмоционально-волевого компонента профессионально-значимых творческих способностей

на констатирующем этапе_______________________________________________

на контрольном этапе__________________________________________________

6. Показатели оценочного компонента профессионально-значимых творческих способностей

на констатирующем этапе_______________________________________________

на контрольном этапе__________________________________________________

Особые замечания преподавателей-экспертов______________________________

Для того чтобы проследить динамику развития креативного компонента профессионально-значимых творческих способностей студентов-будущих менеджеров, с целью их сравнения мы провели диагностику креативности по методике Е.Е. Туник, которая является модификацией тестов Д. Гилфорда и Е.П. Торренса. Анализируются следующие факторы: беглость – определяется количеством ответов; гибкость – количеством классов данных ответов; оригинальность – количеством редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

В соответствии с логикой нашего исследования мы посчитали возможным и целесообразным выбрать для проведения тестирования только те субтесты, которые отражают некоторые задания, используемые нами в развивающем эксперименте. Для целей нашего исследования мы применяли вербальный тест, который содержит 2 субтеста. В первом субтесте требуется придумать как можно больше интересных и необычных применений известного в быту предмета (3 минуты). Во втором субтесте необходимо перечислить как можно больше последствий гипотетической ситуации (3 минуты). Показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8–0,9, а коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм равен 0,7–0,8. Время проведения тестов ограничено, Тестирование может проводиться в группе. Для того, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную атмосферу, работу с тестами следует называть занятием.

Также для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) мы используем невербальный тест Ф. Вильямса, который показывает способность обучающихся к творческому самовыражению с помощью рисунков, их воображение – способность визуализировать и строить мысленные образы. Данный «Тест дивергентного мышления» направлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность, полученных в результате факторного анализа, при исследовании интеллекта Гилфордом (структура интеллекта, известная как SOI). Эти факторы являются когнитивными по своей природе и классифицируются по SOI как дивергентные трансформации фигур (образов) (DFT). Также можно получить оценку для названия, отражающую вербальные способности, которую можно классифицировать по SOI как дивергентные семантические трансформации. Таким образом, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга.

Тестирование проводится в групповой форме. Желательно, чтобы во время тестирования обучающиеся сидели по одному. Для тестирования раздаются незаполненные бланки тестовой тетради. Тестовая тетрадь состоит из двух отдельных листов, стандартного формата А4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.

В данном тесте нас интересует общая суммарная оценка всех четырех показателей, показывающая развитие дивергентного мышления вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей, т.е. полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга. С помощью данного теста мы проверяем динамику развития образного мышления студентов, их способности визуализировать и строить мысленные образы.

Для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) мы используем также экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести диагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона. По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в учебной обстановке. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности. Опросник креативности Джонсона, состоящий из восьми пунктов (контрольный список характеристик творческого мышления и поведения), разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Для оценки креативности обучающихся проводится наблюдение экспертом-преподавателем. Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей 5 градаций. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов). По Джонсону, коэффициент надежности равен 0,7–0,8.

Для того чтобы оценить уровень развития креативного компонента профессионально-значимых творческих способностей студентов, мы предложили им 5 нестандартных ситуаций [1] (табл. 2):

Таблица 2

Нестандартные ситуации для определения уровня способностей как составляющей креативного компонента

Тестируемая способность

Нестандартная ситуация

1. Способность исследовать проблему с разных сторон и многоаспектно (анализирует всякую возникшую ситуацию)

Что Вы думаете по поводу данной ситуации В некоторых компаниях введено новое правило, согласно которому каждый работник в начале рабочего дня нажимает специальную кнопку, и на табло рядом с его именем загорается зеленая или красная лампочка. Красная лампочка означает, что он сегодня занят и не желает, чтобы его беспокоили. Зеленая лампочка показывает, что он полон энергии и готов выполнить любое задание.

Что вы думаете об идее выплаты студентам коммерческих вузов стипендии

Что вы думаете о такой идее В некоторых городах решили ввести бесплатный прокат велосипедов. Вы можете прямо на улице подобрать велосипед, воспользоваться им, а затем оставить в любом месте, где его снова кто-нибудь подберет.

Как вы думаете, хорошая ли это идея

На некоторых заводах в качестве эксперимента попробовали ввести четырехдневку. Люди работают по десять часов в день четыре дня в неделю и затем три дня отдыхают.

2. Способность полностью учитывать факторы (важные и второстепенные) как непосредственно влияющие на организацию, так и факторы косвенной среды

Владелец сети супермаркетов планирует открыть еще один в районе новостроек. Что ему следует учесть (какие факторы)

3. Способность предвидеть всевозможные последствия своих решений на действия подчиненных, людей из внешней среды организации (потребителей, клиентов), окружающую среду, экологию.

Чтобы улучшить систему образования, повысили налоги в местный бюджет. Перечислите всех людей, которых коснется данная проблема.

4. Способность рассмотреть все последствия нестандартной экономической ситуации из временной шкалы (немедленные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные)

Разразился энергетический кризис, и цены на бензин возросли втрое. Определите всевозможные последствия данной ситуации.

5. Способность генерировать оригинальные идеи при разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанных с развитием предпринимательской и коммерческой деятельности;

– способность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одной управленческой проблемы

А. В универсамах всегда большие очереди в кассу. Вы хотите улучшить ситуацию. Как найти лучший способ ее осуществления

В. Вы – директор магазина и пытаетесь добиться от служащих внимательности и доброжелательности в отношениях с покупателями. Что можно сделать в такой ситуации

На каждую проблемную ситуацию отводится по 3 минуты.

Для выявления динамики мотивационного компонента использовалось анкетирование для того чтобы выявить степень осознания важности студентами творческих способностей для деятельности менеджера.

Также для оценки мотивационного компонента профессионально-значимых творческих способностей студентов нами используется методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т.И. Ильиной. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Решительность является профессионально-значимой характеристикой менеджера, составляющей эмоционально-волевой компонент профессионально-значимых творческих способностей менеджера. С целью ее самодиагностики студентам в нашем исследовании предлагалось использовать тест авторов Ю.И. Рысь, В.Е. Степанова, В.П. Ступицкого «Решительны ли вы» [3].

С целью исследования способностей как составляющей эмоционально-волевого компонента – способности концентрировать творческие усилия, упорство; смелость и независимость в суждениях; инициативность; самостоятельность; позитивное самовосприятие; любознательность; склонность к разумному риску; оптимизм, – в нашем исследовании использовалось педагогическое наблюдение и самонаблюдение студентов, которое регистрировалось в индивидуальных картах студентов.

Для исследования оценочного компонента профессионально-значимых творческих способностей менеджера с целью самодиагностики студентам предлагалось использовать тест «Каков ваш творческий потенциал» А.Ю. Козыревой [2]. Таким образом, нами были охвачены все компоненты выявленного, обоснованного и раскрытого нами компонентного состава профессионально-значимых творческих способностей менеджера.


Библиографическая ссылка

Хусаинова Г.Р., Галеева Ф.Т. СОСТАВ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 394-398;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35922 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674