Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА

Столярчук И.А. 1
1 Волгоградский государственный социально-педагогический университет
В статье описывается авторская технология формирования гендерной культуры подростка, обеспечивающая педагогическую профилактику его гендерной дезадаптированности в условиях системы дополнительного образования. Рассматривается содержание понятий «гендерная культура», «педагогическая технология», «модули» в контексте данного исследования. Разработанная авторская технология формирования гендерной культуры подростка стимулирует внутреннюю активность подростка, мотивирует к становлению гендерной идентичности, диалогичности в гендерных взаимоотношениях. Описываются задачи технологии формирования гендерной культуры подростка, реализуемой в учреждениях дополнительного образования детей, создающие условия для проявления подростком самостоятельности в ходе работы с каждым модулем. Анализируются особенности предлагаемой технологии: обновление содержания образования подростков, представленное в модулях продвижения по индивидуальной траектории становления гендерной идентичности; смена форм гендерного взаимодействия педагога и обучающегося на эгалитарные; активизация интерактивных образовательных средств, развивающих способность к саморефлексии, анализу конструктивной и деструктивной составляющих гендерных стереотипов.
педагогическая технология
гендерная культура
гендерная дезадаптированность подростка
педагогическая профилактика
система дополнительного образования детей
1. Андреева Н.И. Формирование гендерной культуры в современном обществе: философско-культурологический анализ: дис.... д-ра филос. наук. – Ростов н/Д, 2005. – 285 с.
2. Беспалько В. П. Комплексный подход к применению педагогических технологий: учебно-практическое пособие: – М.: издательский отдел НОУ ИСОМ, 2004. – 132 с.
3. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании // Известия Волгогр.гос.пед.ун-та. Сер. «Педагогические науки». – 2011. – № 8(62). – С. 20–24.
4. Борытко Н.М. Духовно-нравственное воспитание: этический подход // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». – 2012. – № 4(68). – С. 19–23.
5. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Лопата В.В. Специфика конституирования гендерной идентичности в современном обществе. – Ставрополь, 2014. – 170 с.
6. Клецина И.С. Гендерная психология. Практикум. – 2-е изд. / под.ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
7. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003.
8. Кон И.С. Плюсы и минусы раздельного и совместного обучения // Педагогика. – 2006. – № 9.
9. Лысова И.И. Формирование гендерной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза (на материале обучения иностранному языку): дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Андреева. – Белгород, 2009. – 219 с.
10. Мид М. Мужское и женское. – М.: РОССПЭН, 2004. – 412 с.
11. Сажина JI.В. Динамика гендерных культур (на примере Российского и западного социумов: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. – Ставрополь, 2008. – 45 с.
12. Столярчук Л.И. Методологические ориентиры гендерного подхода в образовании // Известия Волгогр.гос.пед.ун-та. Сер. «Педагогические науки». – 2014. – № 6(91). – С. 25–29.
13. Швецова А.В. Гендерные универсалии как средство формирования гендерной культуры // Вестник Челябинского гос. ун-та. Философия. Социология. Культурология. – 2010. – Вып. 19. – № 31 (212). – С. 39–44.
14. Keesing R.M. 1982. Introduction //Rituals of Manhood / Ed. G.H. Herdt. – Berkeley: University of California Press. – P. 1–43.
15. Kohlberg L. A cognitive-developmental analysis of children s sex-role concepts and attitudes // The development of sex differences. – Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1966. – P. 82–173.
16. Stoller R.J. Sex and gender. – New York: Science House, 1968.

В современном российском обществе происходят социальные и культурные трансформации, инспирирующие гендерные изменения, деформирующие устойчивые стереотипные представления о предназначении женщин и мужчин в общественной жизни [2], маскулинности и феминности. Наиболее восприимчивыми к последствиям гендерных изменений и негативным явлениям социальной реальности оказываются подростки, чьи формирующиеся установки часто сталкиваются с трудностями нового миропорядка. Неопределенность и противоречивость гендерных требований различных социальных институтов препятствует гендерному самоопределению подростков, развитию у них способности к преодолению кризисов гендерной идентичности, внутриличностных противоречий, приводит к гендерной дезадаптированности, проявляющейся в поведенческих нарушениях (девиантности), употреблении алкоголя, наркотических веществ, суицидах, пристрастии к виртуальному общению, что актуализирует поиск инновационных педагогических технологий формирования гендерной культуры подростка, которые обеспечили бы педагогическую профилактику его гендерной дезадаптированности. Разработке одной из них и посвящено данное исследование.

В определении «гендерной культуры» личности подростка в нашем исследовании мы основываемся на понимании ее И.И. Лысовой: «как совокупности усваиваемых в результате научения и интериоризации социально закрепленных традиций взаимодействия полов и гендерно поведенческих моделей в данном обществе и их творческое развитие и преобразование; система взглядов на реально существующую гендерную картину мира, включающую в себя убеждения и принципы, нормы и требования, способы восприятия, познания и деятельности (в оптимальной степени соответствующие индивидуальным особенностям каждого человека), ответственность за сохранение гендерного равноправия и равновесия во всех социальных сферах» [7, с. 35] и А.В. Швецовой «как системы знаний, норм и ценностей, обеспечивающих эффективное гендерное взаимодействие и способствующих развитию общей культуры личности» [11, с. 40].

В психолого-педагогической науке обращается внимание на то, что педагогическая технология должна быть нацелена на достижение у обучающихся гарантированного запланированного результата обучения, повышение качества образовательного процесса в целом. «В педагогической технологии, в отличие от общей дидактики, не может ничто декларироваться, если его нельзя измерить, системно построить и управляемо воспроизвести на практике» [Беспалько, 2004, с. 17].

В рамках нашего исследования, вслед за М.Е. Бершадским, Н.В. Демичевой, В.Ю. Питюковым, Г.К. Селевко и др., педагогическую технологию мы рассматриваем как комплекс элементов образовательного процесса формирования гендерной культуры подростка, воспроизводимый в определенной последовательности, спроектированный на научной основе, нацеленный на достижение гарантированного результата.

Разработанная нами технология формирования гендерной культуры подростка состоит из «модулей» (от лат. modulus «мера»). Под модулем исследователи (С.Я. Батышев, К.Я. Вазина, Н.Н. Суртаева, П.Ю. Цявичене и др.) понимают завершенную часть учебного материала, методы, приемы, комплекс действий, выполняемых подростками, приводящих к ожидаемым результатам на основе более мягкого управления образовательным процессом.

Сущность технологии формирования гендерной культуры подростка состоит в активизации самостоятельности подростка в ходе работы с модулем, характеризуется следующими особенностями:

– содержание образования подростков представлено в модулях как относительно самостоятельных комплексах. Задания для выполнения предлагаются мальчикам и девочкам-подросткам индивидуально, побуждают продвигаться по индивидуальной траектории в становлении гендерной идентичности (гендерного самосознания, самоприятия, саморефлексии гендерного поведения), на основе специальных гендерных знаний;

– меняется форма гендерного взаимодействия педагога и обучающегося – модули позволяют перевести образование на диалогическую, эгалитарную, субъект-субъектную основу, состоящую в создании партнерских взаимоотношений подростков со сверстниками и педагогами, развивая ценностное отношение друг к другу в ходе совместной образовательной деятельности;

– интерактивные образовательные средства развивают у обучающихся способность к осмыслению, самостоятельной деятельности, самокритичности и анализу конструктивной и деструктивной составляющих гендерных стереотипов.

Анализ практики системы дополнительного образования (образовательных программ студий, мастерских, детских объединений, творческих подразделений, классных, школьных и отрядных мероприятий, методических рекомендаций и др.) показал, что инновационный педагогический поиск разработки технологии формирования гендерной культуры подростка в системе дополнительного образования детей является одним из наиболее перспективных, поскольку обладает потенциалом наиболее гибкого учета образовательных запросов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в системе дополнительного образования МОУ ДОД «Центр “Славянка”» г. Волгограда, в отделении для девочек «Славянка» и в отделении для мальчиков «Честь имею»; в МОУ СОШ № 9, 35, 84 г. Волгограда, в детских оздоровительных лагерях ДОЛ «Орленок» Волгоградской области, «Черноморочка», «Кооператор» Краснодарского края.

Диагностический и формирующий эксперименты, проведенные на выборке (200 подростков на предварительном этапе), а 665 подростков на последующих (98 мальчиков отделение «Славянин», 96 девочек отделение «Славянка», 173 подростка обоего пола МОУ СОШ № 9; 246 чел. – МОУ СОШ № 35; 252 чел. – МОУ СОШ № 84); 15 педагогов. Пилотным экспериментом было охвачено 37 подростков детских оздоровительных лагерей ДОЛ и 8 вожатых. В общей сложности в экспериментальной работе были задействованы 1194 подростка, 15 педагогов, 8 вожатых г. Волгограда, Волгоградской области и Краснодарского края.

Центральным новообразованием подросткового возраста является потребность во взрослении. Противоречие заключается в том, что подросток стремится к признанию своей личности, однако не имеет для этого реальной возможности в глазах взрослых. В этой связи подросток реализует себя в кругах сверстников. И.С. Кон отмечал, что подросток в обществе сверстников, «испытывая себя как представитель пола, «обкатывает» полученные в семье гендерные стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении» [Кон, 2003, с. 230]. Поэтому для более мягкого управления технологическое обеспечение осуществлялось на основе стратегий: педагогического руководства, педагогической поддержки и педагогического сопровождения в каждом модуле.

1. Модуль «Организационно-адаптивный» нацелен на становление гендерной идентичности подростка, определяет степень, в которой он идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее / его воспринимаемым полом и гендером. Гендерная идентичность определяет то, как индивид переживает свой гендер, и способствует чувству индивидуальной тождественности, уникальности и принадлежности. Она не дается индивиду автоматически при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования». Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения, вплоть до «перекодирования» или «переустановки» гендерной идентичности. Как показало исследование, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию гендерной культуры подростка является эффективным средством педагогической профилактики гендерной дезадаптированности подростков, в процессе которой «блокируется» гендерная дезадаптированность, не закрепляются гендерные стереотипы, безболезненно преодолеваются кризисы гендерной идентичности; у мальчиков и девочек подростков происходит осознание правомерности своих чувств, развивается способность к управлению своими чувствами, помогающими им раскрыть и принять свою субъектность, гендерную идентичность, укрепить свою внутреннюю систему управления, что способствует успешной гендерной социализации и препятствует гендерной дезадаптированности.

Под высоким уровнем сформированности гендерной культуры мы понимаем тип мышления, основанный на априорном признании равенства прав и возможностей людей вне зависимости от принадлежности их к тому или иному полу, соответствующие особенности восприятия мужского и женского, способность к критическому (аналитическому) осмыслению общепринятых стереотипов и предубеждений относительно мужественности и женственности, проявляющиеся в следовании этим принципам в повседневной жизни. Данное понимание гендерной культуры взято нами за основу рабочего определения.

Технология формирования гендерной культуры подростка обеспечивает педагогическую профилактику его гендерной дезадаптированности, основанную на признании целостного характера педагогических процессов и явлений; их обусловленности внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейного, кризисного характера саморазвития подростков; необходимости оказания помощи (содействия) в поступательном их развитии независимо от половой принадлежности. Гуманитарно-целостный подход в контексте данного исследования – это, прежде всего, подход к действительности с точки зрения мужчины и женщины и во имя развития в каждом из них целостного человека. В то же время это попытка увидеть мир в его «человеческом» и гендерном измерении. Ценным становится не совпадение, но различие точек зрения. «Встреча с Другим» здесь представляется еще и как встреча с другим мировосприятием, другим мироощущением. Такая встреча становится собы?тием, а диалогическое взаимодействие – со-бытие?м, которое приобретает не только формирующий, но совместно развивающий характер, при котором каждый самореализуется, саморазвивается, самоутверждается, взаимодействуя с людьми разного пола, признавая взаимоотношения между ними как равноценные. Подросток при педагогической поддержке педагога формирует в себе гендерную культуру как ценностно-целевой ориентир и педагогическое средство в педагогической профилактике гендерной дезадаптированности.

В соответствии с гуманитарно-целостным подходом педагогическую деятельность по формированию гендерной культуры подростка можно рассмотреть в контексте трех аспектов «духовного Бытия человека: его социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного способа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление субъекта в культурноом процессе) и сопричастное бытие вместе со значимыми Другими» [3, с. 20].

Социокультурное в педагогической деятельности связано с влиянием культуры на людей, аккультурацией норм и правил конкретной культуры, влияющей на черты характера, выбор супруга, гендерные роли. М. Мид справедливо утверждает, что аккультурация имеет цель интернализировать ребенком предписанные принципы поведения, в том числе и гендерного [8]. Р. Кисинг также обращает внимание на невозможность воспитания мужественности без искусственного культурного вмешательства: «Рост и сила, храбрость и мужественность достигаются серией инструкций, откровений, испытаний. Из мальчиков делают мужчин» [12, с. 14].

Индивидуальное в педагогической деятельности предполагает самостановление субъекта в культурном процессе. Осознание себя представителем определенного пола, включающее субъективные представления об анатомических различиях, дополняется представлениями о половой роли, активным структурированием собственного опыта с помощью получаемой когнитивной информации, способствующей, по определению Л. Кольберга, самосоциализации, закрепляющейся ответными реакциями людей [13]. И.С. Клецина отмечает, что для сохранения и утверждения гендерной идентичности самовыражения себя как субъекта важно наряду с осознанием содержания гендерной роли в системе социальных норм, правил и ожиданий относительно мужского и женского поведения соотнесение ее со знанием о собственной гендерной идентичности; переработка информации о соответствующей половой принадлежности и закрепление ее на уровне сознания. «Половая принадлежность – это первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное Я» [5, с. 201].

2. Модуль «Мотивационно-ценностный» в педагогической деятельности по формированию гендерной культуры подростка позволяет не ограничиваться фиксацией подростков на гендерных различиях, а дает им возможность интерпретировать, расширять границы культурных норм для применения новой информации, новых гендерных схем (С. Бем). Занятия с подростками в учреждениях дополнительного образования (ДОД) направляются на актуализацию личностного опыта конструирования собственной гендерной идентичности. Например, конструируются педагогические ситуации, в которых приветствуются у мальчиков, а не только у девочек-подростков внимательность и заботливость; а выносливость и умение защитить себя востребованы для современных девочек, а не только как традиционно считалось для мальчиков. Такая стратегия формирования гендерной культуры подростка создает предпосылки дл готовности подростков к построению комфортных, успешных гендерных взаимоотношений, не ограничивает индивидуальные особенности и интересы в выборе занятий, клубов, факультативов в системе дополнительного образования детей (ДОД).

Сопричастное бытие предполагает взаимодействие подростка со сверстниками своего и другого пола. Общение подростка с окружающими его людьми, как сверстниками, так и взрослыми, становится основным источником получения информации и опытом его общения со значимыми Другими для реализации своих возможностей. Формирование гендерной культуры осуществляется в соответствии с особенностями подросткового возраста, в соответствии с которыми у подростка формируются представления о социальных особенностях мужчин и женщин на основе полученных знаний и осознания содержания гендерных ролей, ценностного отношения к мужественности и женственности, накопления личностного опыта о разнообразном гендерном репертуаре. Сопричастное бытие к гендерной культуре позволяет личности на основе системы знаний, норм и ценностей осуществлять эффективное гендерное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, что непосредственно влияет на развитие его общей культуры личности. Развитие способности к критическому осмыслению гендерных стереотипов и предубеждений позволяет воспринимать мужское и женское на основе признания равенства прав, что требует создания условий для равноценной самореализации. «Содержание гендерного образования требует постоянного переосмысления, корректировки и рефлексии... маскулинности и фемининности в соответствии с новой реальностью» [10, с. 28], перевода гендерной культуры в сферу Бытия подростка, что обеспечит ему гендерную адаптацию к новым гендерным изменениям в обществе и его окружении; творческое отношение к гендерной культуре «блокирует» какие-либо проявления гендерной дезадаптации, а целенаправленное формирование гендерной культуры подростка становится фактически средством педагогической профилактики гендерной дезадаптированности.

3. Модуль «Рефлексивно-оценочный» технологии формирования гендерной культуры как средства педагогической профилактики гендерной дезадаптированности подростка в учреждениях дополнительного образования реализовывался нами в ходе опытно-экспериментальной работы, включал широкий спектр занятий, наполненных гендерным содержанием, доступных как для мальчиков, так и для девочек, не ограничивающих мальчиков выбором традиционно «мужских», а девочек – традиционно «женских» видов деятельности, творчества, а позволяющих им осуществлять поиск ассоциаций для оценки и применения новой информации, связанной с представлениями о гендерной культуре, видах творческой деятельности.

Характерными особенностями педагогической деятельности по формированию гендерной культуры подростка как средства профилактики гендерной дезадаптированности подростков на основе гуманитарно-целостного подхода являются следующие положения:

– учет многомерности формирующих влияний (не только целенаправленного гендерного воспитания), но и гендерной социализации, гендерной дезадаптации в педагогической профилактике гендерной дезадаптированности подростков не для выявления пробелов и недостатков развития, а для поиска сильных сторон подростков обоего пола и перспектив их саморазвития в современной педагогической реальности учреждений дополнительного образования детей (ДОД);

– обращенность к уникальным проблемам подростков обоего пола и активизации индивидуальных способов их самопреодоления (кризисов гендерной идентичности, самопонимания, гендерного самоопределения и др.);

– стимулирование внутренней активности подростка, обусловленной не линейностью, а внутренними закономерными причинами кризисного характера саморазвития. «Обеспечить права, интересы и запросы человека (не материальные, но и духовные, например потребность в определении смысла жизни) по-настоящему эффективно можно только с участием самого человека» [2, с. 21];

– диалогичность, партнерство в построении взаимоотношений с самим/самой собой (образ Я), со сверстниками своего и другого пола, со взрослыми обоего пола и многообразии взаимоотношений с миром в ходе становления подростка.

Перспективы и успех педагогической деятельности по формированию гендерной культуры подростка на основе разработанной технологии способствует педагогической профилактике гендерной дезадаптированности подростка, видится в дальнейшей разработке концептуальных оснований, методического обеспечения реализации гендерного подхода, технологий оценки качества исследований по гендерному воспитанию.


Библиографическая ссылка

Столярчук И.А. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-2. – С. 388-392;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35839 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674