Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Жадаев А.Ю. 1 Максимова И.В. 1
1 Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»
В данной статье показано, что при подготовке высококвалифицированных кадров пищевой индустрии в условиях непрерывного образования в педагогической системе «школа – вуз», «колледж – вуз» необходимо формирование и развитие профессиональной мотивации студентов к своей будущей профессии. Как показало педагогическое исследование, у студентов 1-го курса очного отделения ИПТД, обучающихся по направлению подготовки 38.03.07 – «Товароведение», профиль подготовки «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров», поступивших в вуз на базе 11 классов, недостаточно развитая мотивация к своей предстоящей деятельности по направлению и профилю обучения. Вместе с тем у студентов, поступивших для получения высшего образования на базе СПО, уровень профессиональной мотивации несколько выше и мотивационная составляющая носит более осознанный характер в сравнении с вышеупомянутой группой студентов на базе 11 классов. Это свидетельствует о необходимости особого внимания к формированию и развитию профессиональной мотивации у студентов, обучающихся в вузе после 11 классов и продолжение этого процесса у студентов, обучающихся после получения СПО с использованием ЭОР.
мотивация
профессиональная мотивация
студенты пищевой индустрии
непрерывное образование
педагогическая система «школа ? вуз»
«колледж – вуз»
электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
интерес
1. Аршанский Е.Я. Непрерывная химико-методическая подготовка обучающихся в системе «профильный класс – педвуз – профильный класс»: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. – М., 2005. – 482 с.
2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Высшая школа, 2009. – С. 528.
3. Гавронская Ю.Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогических вузов автореф. дис. …докт. пед. наук: 13.00.02. – СПб., 2008. – 45с.
4. Двуличанская Н.Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе естественнонаучной подготовки: автореф. дис… д-ра. пед. наук: 13.00.08. – М., 2011. – 40 с.
5. Жадаев А.Ю. Принципы, положенные в основу адаптации химических опытов к условиям больнично-стационарного обучения // Наука и школа. – 2014. – № 5. – С. 146–149.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 508 с.
7. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / под ред. Т.С. Назаровой. – М.- СПб.: Нестор – История, 2012. – 548 с.
8. Казанцева Г.Н. Методика изучения отношения к учебным предметам [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=99&0a1=1212&0o1=0&0s1=0 – (04.04.2013).
9. Кукаев Н.А. ЭОР как средство инновационной подготовки бакалавра / Н.А. Кукаев, И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. – Н.Новгород: Мининский университет, 2015. – С. 355–360.
10. Максимова И.В. Дистанционное обучение как один из эффективных способов контроля знаний студентов / И.В. Максимова, А.Ю. Жадаев // Современные тенденции развития науки и технологий: VII Международная научно-практическая конференция: сб. материалов. – Белгород, 2015. – С. 72–74.
11. Масленникова Ю.В. Раннее профессиональное самоопределение школьников в системе «школа-вуз» (на примере физико-математического образования): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Н. Новгород, 2002. – 194 c.
12. Новик И.Р. Формирование у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися Нижегородской области / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, И.А. Воронина, О.А. Савина, А.В. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12–5. – С. 914–918.
13. Проект федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования. – URL:http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm.
14. Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии в средней школе: пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1963. – 667 с.

На современном этапе общественного развития, в связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране, встает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в различных сферах деятельности, конкурентоспособных на рынке труда.

Поэтому рынок рабочей силы требует от российских выпускников как средних, так и высших учебных заведений «специалиста новой формации», способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, профессиональному росту.

Основные направления реформирования профессионального образования в России закреплены в законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., а также нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения, на основе которых формируются общекультурные и профессиональные компетенции [13].

Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные подходы к реализации идеи непрерывного образования (Е.Я. Аршанский, А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский, С.М. Годник, Н.Н. Двуличанская, В.И. Загвязинский, А.М. Новикова, В.Г. Осипов, Г.Н. Фадеев); методология компетентностного подхода в образовании (О.В. Акулова, И.С. Батракова, Ю.Ю. Гавронская, Е.С. Заир-Бек, В.А. Козырев, А.К. Маркова, С.А. Писарева, Н.Ф. Радионова, В.Ю. Сморгунова, А.П. Тряпицына), теории учебной и профессиональной мотивации (А.К. Маркова, Н.И. Мешков, В.А. Якунина, A.A. Вербицкий, М.В. Матюхина) [1, 3, 4].

Для формирования новых поколений высококвалифицированных специалистов пищевой индустрии важное значение приобретают вопросы результативности формирования профессиональной мотивации. По мнению Ю.В. Масленниковой, уровень подготовки выпускников вуза в значительной мере определяется целенаправленным отбором абитуриентов, опирающимся на диагностику мотивов, способностей, уровня обученности школьников в соответствии с содержанием и уровнем будущей профессиональной подготовки в вузе, а также развитие необходимых качеств личности [11]. В процессе профессиональной подготовки специалистов пищевой индустрии должны быть получены разносторонние знания по предметам базового и профессионального циклов, а также сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам-специалистам быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ею заниматься, что является основным показателем образовательной деятельности учебного заведения. Практика работы в вузе показывает, что у студентов первых курсов заинтересованность в приобретении выбранной профессии остается еще слабо развитой, поскольку многие из них окончательно не решили, кем они хотели бы стать. Проведенное ранее исследование по изучению мотивации обучения в вузе по методике, предложенной Т.И. Ильиной [6], свидетельствует о том, что для большинства студентов-первокурсников (75 %) одним из главных мотивов обучения является получение диплома о высшем образовании при формальном усвоении знаний, а не стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества [12].

Анализ научной литературы показал отсутствие однозначного определения психолого-педагогической категории «мотивация». Мы придерживаемся определения, предложенного О.С. Виханским, А.И. Наумовым: «мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [2]. Отсюда следует, что формирование и развитие мотивации в учебном заведении – это целостный процесс многосторонней деятельности преподавательского состава и учебно-познавательной деятельности студентов.

Авторами данной статьи проведен анализ профессиональной мотивационной сферы у студентов Института пищевых технологий и дизайна (ИПТД) – филиала ГБОУ ВО НГИЭУ. В названном образовательном учреждении осуществляется двухуровневая подготовка студентов по программам среднего и высшего профессионального образования. При этом студенты, осваивавшие программу СПО, продолжают обучение в вузе по программам высшего образования выбранного направления и профилю подготовки в более сокращенные сроки, тем самым следуя траектории получения непрерывного образования в педагогической системе «колледж ? вуз». Значительное внимание в вузе уделяется привлечению студентов к активной научной деятельности в рамках работы научно-исследовательской лаборатории «Экспертиза качества товаров и услуг». Регулярно студенты старших курсов под руководством ученых-экспертов проводят качественный и количественный химический анализ ряда пищевых продуктов питания местных производителей (молоко, соки, колбасные изделия и т.д.), реализующиеся в торговых предприятиях г. Н. Новгорода и Нижегородской области. Результатом такой интересной и эффективной формы сотрудничества является выявление качества продовольственных продуктов питания. Данную информацию оперативно размещают в сети Интернет на информационном портале «Открытый Нижний».

Такая тесная взаимосвязь студентов с профессорско-преподавательским составом вуза во время выполнения научно-исследовательских работ студентов (НИРС) способствует формированию и развитию профессиональной компетентности студентов-пищевиков. При проведении таких видов работ используются внутрипредметные и метапредметные связи дисциплин профессионального цикла с рядом дисциплин химической направленности (неорганическая, органическая, аналитическая, биологическая, пищевая химия и т.д.). В связи с этим изучение мотивационной сформированности у студентов к обучению в вузе авторами проводилось при освоении химических дисциплин.

Обучение студентов в условиях непрерывного образования в педагогической системе «колледж – вуз» опирается в нашем исследовании на общепризнанную классическую модель учебной деятельности, представленную в работах отечественных ученых П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, М.И. Скаткина, С.Г. Шаповаленко и целого ряда других специалистов в области педагогики и психологии [14]. Применительно к процессу обучения студентов-первокурсников пищевой индустрии в вузе с целью формирования и развития профессиональной мотивации в практико-ориентированной системе образования нами разработана концептуальная модель (рис. 1), в которой выделены следующие основные компоненты учения:

а) мотивационно-целевой компонент, включающий в себя потребности, интересы, мотивы, т.е. все то, что обеспечивает включение студентов-первокурсников в условиях получения непрерывного образования в педагогической системе «колледж ? вуз» в процесс активного учения с развитием внутренней мотивации к будущей профессии через метапредметную связь ряда дисциплин химического и профессионального циклов;

б) содержательный компонент включает две составные части: систему ведущих знаний (факты, законы, теории) и способы учения (переработка информации). Уровень овладения умственными операциями тесно связан с развитием у студентов умений осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (анализ, синтез, конкретизация). С этой целью на лекционно-практических занятиях нам на помощь приходят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), включающие в себя мультимедийную презентацию, созданную в онлайн-среде на базе сайта www.prezi.com, видео-фрагменты с демонстрационными экспериментами, контрольно-измерительные материалы для проверки знаний обучающихся [9, 10], что позволяет, в свою очередь, заинтересовать, а значит, и пробудить мотивацию студента к изучению нового материала, что позволяет оптимизировать образовательный процесс и делает его наиболее эффективным; в этом выражается также принцип наглядности обучения;

в) технологический компонент содержит формы, методы, технологии обучения на лекционно-практических занятиях с целью формирования и развития профессиональной мотивации студентов ИПТД, что в свою очередь дает предпосылки создания условий для получения определенного результата учебной деятельности, нами используются различные принципы обучения, приведенные на схеме (рис. 1). Выдвинутые нами принципы обучения согласуются с принципами, изложенными в современной теории дидактики [5, 7]:

1. Принцип системности предполагает изучение теоретического материала на лекционных занятиях в определенной последовательности, по возрастающему уровню сложности учебного материала, т.е. «от простого – к сложному», «от известного – к неизвестному» и т.д.

2. Принцип доступности в нашем случае предполагает доступность изучения материала, важного с познавательной и профессиональной точки зрения, без искажения его научного содержания. Этот принцип тесно связан с принципом научности.

3. Принцип научности является «катализатором» формирования у студентов целостного мировоззрения, современной научной картины мира и активной жизненной позиции.

4. Принцип адекватности предполагает изучение нового материала (на лекционных, семинарских занятиях) в строгом соответствии с ФГОС 3+, формирование общекультурных и профессиональных компетентностей при изучении ряда дисциплин, в том числе и предметов естественнонаучного цикла.

5. Принцип мотивационной стимуляции (потребностная мотивация) предполагает при проведении практических и семинарских занятий по химическим дисциплинам на мотивационно-ориентировочном, рефлексивно-оценочном этапах занятия использовать дифференцированные задания прикладного и творческого характера с учетом способностей и возможностей студентов, по выполнению которых у обучающихся формируется личностная заинтересованность к предмету и, как следствие, формирование общекультурной и профессиональной компетентностей у студентов. При выполнении такого вида заданий студенты расширяют свой кругозор и получают необходимые знания из области химии, которые им могут пригодиться в дальнейшей профессиональной и повседневной жизни.

6. Педагогическая технологичность предполагает разработку методических подходов к обучению студентов-первокурсников ИПТД с целью достижения планируемых результатов обучения и формирования профессиональной мотивации к будущей профессии.

pic_69.wmf

Рис. 1. Концептуальная модель формирования и развития профессиональной мотивации студентов-первокурсников пищевой индустрии

Нужно отметить, что все рассмотренные компоненты модели при обучении в условиях непрерывного образования «колледж – вуз» находятся в единстве и взаимосвязи, оказывая комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс.

Целью педагогического исследования, проведенного авторами данной статьи в октябре 2015 г., явилось выявление сформированности профессиональной мотивации у студентов-первокурсников очного отделения ИПТД, обучающихся по направлению подготовки 38.03.07 – «Товароведение», профиль «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров», поступивших на обучение по программам высшего образования на базе 11 классов (группа А) и на базе СПО (группа Б). Общее количество респондентов составило 56 человек. Результаты анкетирования студентов-первокурсников в начале обучения в вузе, вопросы и варианты ответов анкеты представлены в таблице.

Анкета по определению профессиональной мотивации у студентов-первокурсников ИПТД (на примере обучения химии)

Вопросы с вариантами ответов

Студенты, поступившие в вуз

абс./ %

на базе 11 классов (группа А)

на базе СПО (группа Б)

1. Мне нравится:

а) самостоятельно изучать химические дисциплины, что поможет мне стать высококвалифицированным специалистом пищевой индустрии;

б) успешно учиться, чтобы сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» и регулярно получать стипендию;

в) успешно учиться, чтобы достичь уважения преподавателей и быть примером для сокурсников;

г) успешно учиться, чтобы добиться одобрения родителей и избежать порицания за плохую учебу

6/20

8/27

4/13

12/40

8/31

12/46

4/15

2/8

2. Я уверен, что:

а) прилежное изучение ряда химических дисциплин не влияет на уровень подготовки компетентного специалиста пищевой индустрии;

б) химические знания, полученные мной в процессе обучения в вузе, будут использованы в будущей профессии;

в) я не располагаю глубокими знаниями по химии, что в свою очередь не позволяет убедительно показать связь химии с моей будущей профессией;

г) я весьма «средний» студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше

8/27

4/13

11/37

7/23

4/27

7/15

12/46

3/12

3. Мне интересно:

а) когда ставится сложная жизненная задача и мне необходимо найти пути её решения, т.к. в будущем я планирую работать на руководящей должности;

б) когда есть необходимость отстаивать собственное мнение в интересах полезного дела;

в) выполнять различную работу, которая приносит мне выгоду;

г) выполнять различные виды научно-исследовательских работ химико-биологической направленности, что повышает мою любознательность и способствует самосовершенствованию и самообразованию

8/26

12/40

4/13

6/20

12/46

8/30

3/12

3/12

4. Я считаю, что:

а) профессия, которую я получаю, поможет приобрести новые практические умения;

б) то, чему я научусь в вузе, всегда мне пригодится в дальнейшей повседневной жизни, даже если я не буду работать по полученной специальности;

в) полученная профессия поможет мне открыть собственный бизнес и обеспечить материальный достаток в будущем;

г) моя профессия поможет приобрести интересный круг общения в настоящем и будущем

4/13

6/20

15/51

5/16

7/27

7/27

9/34

3/12

Всего опрошено – 56 человек

 

Ответы студентов-первокурсников ИПТД на вопрос 1 анкеты в таблице свидетельствуют о том, что у половины опрашиваемых (46 %) в группе Б преобладает мотивация учебы ради хорошей отметки на экзаменах и получения стипендии за хорошую и плодотворную учебу, и, напротив, студенты в группе А отмечают, что у них есть желание успешно учиться, чтобы добиться одобрения родителей и избежать наказания за плохую учебу (40 %), но, к сожалению, не ради получения глубоких, прочных знаний и практических умений по химическим дисциплинам, которые могут пригодиться в будущей профессии (13 %). Этот показатель фактически одинаков в обеих группах. Возникающие жизненные трудности готовы решать многие студенты, о чем свидетельствуют ответы на вопрос 3 анкеты, но данный показатель в группе Б в 1,5 раза выше по сравнению с группой А, поскольку многие студенты в будущем хотели бы подняться по карьерной лестнице и работать на руководящих должностях (28–47 %), либо открыть собственный бизнес и обеспечить себе материальный достаток (51–34 %). Нужно отметить, что у студентов в группе Б по результатам ответов на вопросы анкеты заинтересованность в будущей профессии несколько выше по сравнению с группой А, поскольку данные студенты, получившие среднее профессиональное образование, осознанно продолжали обучение в вузе по выбранному профилю и направлению подготовки.

Кроме того, в ходе педагогического исследования в начале обучения студентов в вузе в обозначенных группах испытуемым предлагалось ответить на вопросы анкеты для определения отношения студентов к предмету «Химия», используя методику Г.Н. Казанцевой [8]. Результаты опроса представлены в виде диаграммы (рис. 2).

pic_70.tif

Рис. 2. Результаты анкетирования для определения мотивации студентов к изучению химии в вузе

Анализ результатов анкетирования показал, что в группе Б показатель «люблю» химию на 22,7 % выше по сравнению с группой А, а показатель «не люблю» химию на 15,7 % ниже, отсюда можно предположить, что студенты, обучавшиеся ранее по программам СПО, более мотивированы изучением химии. Это связано, по всей вероятности, с тем, что студенты группы Б были ознакомлены с более широким спектром химических дисциплин в отличие от студентов группы А, поступивших в вуз из разных школ и непрофильных классов (за исключением классов химико-биологической, медико-биологической направленности), где на изучение данной учебной дисциплины отводится всего лишь 1 час в старшем звене (10–11 кл.).

Таким образом, формирование и развитие профессиональной мотивации тесно связано с уровнем развития мотивационной потребности студентов пищевой индустрии к изучению ряда дисциплин химической направленности, поскольку понимание сложных технологических и биохимических процессов при приготовлении пищи требует от студентов оперировать знаниями из этой области науки и успешно использовать полученные компетентности при изучении уже профессиональных дисциплин.


Библиографическая ссылка

Жадаев А.Ю., Максимова И.В. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-2. – С. 333-338;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35829 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674