Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СПОСОБ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Савастьина А.А. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Система высшего образования не может быть ориентировано только на оказание образовательных услуг и организацию научной деятельности. Она призвана стать своеобразным катализатором динамичного развития общества, формирования мировоззрения людей. Она должна создавать того, кто по праву сможет назваться человеком XXI века. Одним из важнейших направлений государственной образовательной политики является формирование активной жизненной позиции молодежи, способной обеспечить духовно-нравственное, интеллектуальное и творческое развитие. Ее осуществление возможно лишь при ее активном участии. Важным аспектом исследования социальной активности студентов является изучение личности молодого активиста, интегральным качеством которого выступает инициативность. Атмосфера творчества в учебном заведении способствует вовлечению студентов в культурную и социально значимую жизнь. Организация внеучебной деятельности молодежи предполагает повышение ее качества и оптимизацию. При этом социально обусловленный заказ заключается в изучении содержания досуговой деятельности молодежи, способствующей повышению социальной активности студенческой молодежи через реализацию своих возможностей в социуме. Существенное внимание отводится инновационным мероприятиям по стимулированию развития творческой среды, поддержке инициатив студентов с целью формирования активной жизненной позиции.
студенческая молодежь
социальная среда
социальная активность
активная жизненная позиция
досуговая деятельность
студенческое самоуправление
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М., 2005. – 432 с.
2. Асадуллин Р.М. Новые ориентиры развития профессионального образования: монография. – Уфа, 2008. – 132 с.
3. Борисова О.В. Формирование социальной активности студентов в условиях клубных объединений вуза. – Чебоксары, 2005. – 21 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
5. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 519 с.
6. Мангейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Наука, 1989. – 324 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ЗАО Изд-во «Питер», 1999. – 720 с.
8. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2009. – 424 с.
9. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». rg.ru›2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
10. Шаламова Л. Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодежи // Высшее образование в России. – 2007. – № 8. – С. 72–74.

Современным обществом ХХI века востребованы высоко профессиональные, компетентные и одновременно нравственные молодые люди, способные оперативно и грамотно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, обладающие навыками социального партнерства, отличающиеся социальной мобильностью, конструктивностью мышления.

Социальную значимость приобретают общественные сферы жизни напрямую связанные с системой образования при помощи которой происходит процесс формирования личности. Образование и культура играют жизненно важную роль в улучшении взаимоотношений между человеком и окружающей средой, они творят новое и запускают его в общество, которое становится реальностью только в результате взаимодействия индивидов.

Мангейм в свое время утверждал, что «молодежь – скрытый ресурс общества, от мобилизации которого зависит его жизнеспособность» [6]. Известно, что сознание молодого человека восприимчиво, способно перерабатывать и усваивать огромный поток информации. Справедливо замечено, что социальное образование позволяет развивать взаимодействие конкретной личности со средой обитания. Его можно рассматривать как форму воспитания социальной активности студенческой молодежи.

Студенчество представляет собой специфическую социально-демографическую группу, наиболее динамичную, социально мобильную и трудоспособную часть социума. По мнению Б.Г. Ананьева «студенческая пора – это годы сложнейшего структурирования интеллекта молодых людей, который индивидуален и вариативен» [1].

Данная группа молодежи по праву может считаться интеллектуальной элитой общества и стать в будущем эффективным средством интеграционного процесса в обществе. Б.Г. Ананьев считает, что «студенческая пора – это время сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно» [1].

Проблемы формирования, развития и стимулирования активности молодежи рассматривались во все периоды существования государства. В современном обществе данная проблема становится наиболее актуальной. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается важность постоянного совершенствования образовательного процесса с целью формирования у молодежи социальной активности, что является государственным заказом перед образовательными учреждениями [9].

Согласно социальному заказу ужесточаются требования к подготовке специалистов, требующие не только прочного теоретического запаса знаний, владения умениями и навыками, но и системного подхода к анализу сложных социальных и технических ситуаций, формирования творческого стратегического мышления.

Социальная активность (от лат. activus – деятельный) – способ жизнедеятельности человека, заключающийся в деятельности по преобразованию социальных условий в соответствии с его потребностями и интересами, а также формирование определенных социальных качеств [8].

По мнению С.Л. Рубинштейна, «деятельность человека одна из форм активности личности, направленная на сознательное изменение окружающей среды» [7]. В свою очередь, Л.С. Выготский устанавливает диалектическую связь между воздействием социальной среды на личность и её активным отношением к среде. Им была предпринята попытка доказать, что активность личности определяется условиями социума и содержанием её деятельности [4].

Аналогично высказывается и Б.Г. Ананьев, заявляя, что личность формируется в деятельности, которая образует его как общественное существо [1].

Социальная активность молодежи чаще всего воплощается в поведенческих установках личности, делая общество в плане его развития более динамичным. Базовыми показателями социальной активности студентов в системе высшей школы являются:

- активная гражданская позиция, чувство собственного достоинства, свободный выбор содержания деятельности;

- толерантность, доброжелательность, понимание ценностей человеческой личности;

- потребность в познании, поиск смысла жизни;

- потребность в научной преобразующей деятельности, интеллект;

- владение иностранными языками;

- эрудиция, конкурентоспособность, лидерские качества, коммуникативность, социальная активность [3].

В связи с этим ключевой задачей является профессиональная подготовка компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, ориентированного на выполнение производственных задач [2].

Повышение качества образования, инновационные образовательные технологии, использование методов активного обучения на учебных занятиях, многоуровневый подход в изучении иностранных языков, выстраивание системы взаимного сотрудничества между преподавателями и студентами, интеграция в мировое образовательное и научно-культурное пространство – всё это позволяет участникам образовательного процесса уверенно ориентироваться в современном многополярном мире.

В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. Социальная активность личности – творческая деятельность, направленная на преобразование социума и самой личности. На это нацеливал известный исследователь проблем молодежи В.Т. Лисовский [5]. По его мнению, личность формируется благодаря собственной активности. При этом чем глубже осознание ею своей социальной значимости, тем выше уровень социальной зрелости.

Системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации студенческой молодежи становится образовательная среда университета. Именно в стенах вуза чаще всего развивается креативный потенциал студентов. Стремление к активному участию в жизни общества, реализации социальных потребностей и интересов приводит к возникновению лидерства и различных форм социальной активности молодежи. Молодежная инициатива представляет некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых управленческих решений и способствует развитию личности студентов.

В настоящее время в вузе ведется разработка новой системы и технологий воспитательного процесса, которые опираются на идеи системности, целостности и единства. Инновационные технологии позволяют учесть позитивный опыт прошлого и обеспечить новые подходы к проектированию воспитательного процесса. Однако этого недостаточно для успешного развития творческой одаренности студенческой молодежи, определения созидательной направленности её на творчество. Студенты сами являются носителями огромного потенциала различных способностей, и у них есть запас времени, чтобы реализовать их.

Среди направлений внеучебной деятельности можно назвать развитие творческих способностей студентов; организацию коллективной творческой деятельности; профилактику предупреждения асоциального поведения студентов; активизацию студенческого самоуправления; вовлечение студенческого сообщества в социальные процессы. Её содержание характеризуется слиянием интеллектуальной и творческой, индивидуальной и коллективной деятельности, эмоциональной вовлеченностью студентов, тем самым способствуя созданию творческой среды для развития личности, пространства для самовыражения в процессе общения.

К традициям Тюменского государственного нефтегазового университета (далее – ТюмГНГУ) следует отнести такие мероприятия, как праздники, «круглые столы», дискуссии, тренинги, проведение которых осуществляется на принципах личностно ориентированного подхода. Фестивали студенческого творчества проводятся с целью создания условий для реализации творческого потенциала студентов, выявления результативности деятельности клубных объединений. В данном случае за каждым студентом сохраняется признание права высказывания собственного мнения и определение конкретной позиции.

Для ориентирования студентов на творческое самовыражение и проявление социальной активности в досуговой деятельности следует проанализировать содержательное наполнение используемой педагогической стратегии в контексте наметившихся тенденций к определению требований к профессиональной подготовленности, рассмотреть внеучебную деятельность как компонент образовательно-воспитательной среды учебного заведения, в которую привносятся инновационные изменения.

В качестве педагогических условий, способствующих ориентированию студентов на творческое самовыражение, можно назвать следующее:

- осознание личностью ценностного аспекта предметной деятельности, качеств, потенциала;

- участие в различных мероприятиях;

- уровень педагогического мастерства, проективной культуры преподавателя;

- выбор и реализацию в образовательном процессе соответствующих форм, способов, методов, приемов и средств, что составляет педагогическое обеспечение стратегии.

Через сферу досуга система образования позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на формирование мировоззрения и нравственный облик студентов. В процессе организации досуга происходит упрочение чувства коллективизма, усиливается степень консолидации, происходит стимулирование социальной активности студенческой молодежи, определение жизненной траектории, научение нормам поведения в обществе.

Жизнедеятельность студенческой молодежи разноаспектная, достаточно насыщена и строго регламентирована, поскольку требует определенных физических и интеллектуальных затрат сил. Однако активное участие в ней помогает студентам снять создавшееся напряжение и восстановить утраченные силы. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия реализуется преимущественно в творческой сфере.

Направленность регулирующего воздействия системы образования касается формирования желательной модели поведения молодежи и требуемой гражданской, общественной позиции с учетом ее интересов. Возрастает потребность в новой стратегии и политике социального развития молодежи, которые должны строиться на базе принципиально новых подходов, в частности на основе самореализации молодого поколения, социального творчества, предприимчивости, осуществления инновационных проектов, программ при активной поддержке государственных и общественных институтов.

Для студенческой молодежи ТюмГНГУ разработан план областных мероприятий, организуемых Департаментом, в число которых входят такие мероприятия, как фестивали «Студенческая весна», «Студвеснушки», «Новое поколение», КВН, интеллектуальные игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», студенческие смены в оздоровительных лагерях «Интеллект», «Премьера».

При содействии Департамента указанные мероприятия организуются в новом формате. Интеграция разных направлений молодежного творчества (научного, художественного, технического) дает новый импульс развитию направления работы «Интеллект» с привлечением новых сторонников научного и технического творчества, предпринимается попытка инициировать актуальные для экономики инновационные проекты. Значимым событием в жизни студенческой молодежи в последнее время стали ежегодно проводимые конкурсы «Группа года», «Студент года», целью которых является поиск путей оптимального использования возможностей учебного заведения для раскрытия творческого потенциала студентов.

Важными составляющими воспитательных мероприятий являются формирование гражданской позиции и общественной активности молодежи, развитие молодежного самоуправления и парламентаризма. Активно развивается молодежное движение «Дебаты» с целью развития лидерских качеств, информационных и коммуникативных способностей участников. Открытый форум молодежи Тюменской области является диалоговой площадкой для обсуждения актуальных вопросов молодежной среды.

Для творческой реализации студенческой молодежи в образовательном пространстве университета необходимо рациональное использование её потенциала. Для этого целесообразно поддерживать студенческие совет и профком, которые преследуют единую цель, взаимодействуют с контингентом обучающихся, используя разнообразные методы и формы в работе.

Студенческое самоуправление способствует не только решению наиболее важных проблем молодежи, но и повышению ее социальной активности. В 2015 году в Тюмени действовало 267 детских и молодежных общественных объединений, в деятельность которых вовлечено более 70 тысяч человек. Так, участие в работе «Школы молодежного актива» предполагает формирование организаторских навыков, активной гражданской позиции в студенческой среде.

Традиционно проводится региональный общественный конкурс «Гордость Тюменской области», который позволяет выявлять и поощрять представителей молодежи, добившихся высоких результатов в трудовой и общественной деятельности (политика, производство, предпринимательство, культура, спорт и другие сферы).

В условиях информационного общества все большее значение в процессе социализации приобретает медиаобразование, развитие информационной культуры молодежи, что становится одним из главных направлений молодежной политики. В молодёжных объединениях воспитывается чувство единства, укрепляются взаимные контакты, развиваются партнерские отношения.

Автор высказывает согласие с позицией Л. Шаламовой в том, что для развития социальной активности студенческой молодежи необходимо наличие ряда условий:

- стремление к активному участию в жизни студенческого коллектива, университета, региона;

- четко осознавать цели и направления приложения своих усилий;

- предоставление свободы выбора в направлении практического использования внутреннего потенциала;

- обеспечение поддержки молодежных инициатив;

- взаимодействие органов студенческого самоуправления с органами управления университетом на основе принципов социального партнерства;

- поддержание преемственности традиций последующими поколениями [10].

Итак, образовательная среда предоставляет широкие возможности студентам в выработке профессиональных умений, в смене социального статуса студентов, позволяющего формировать адекватную самооценку.


Библиографическая ссылка

Савастьина А.А. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СПОСОБ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 177-180;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35799 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674