Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ПРИНЦИП ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Колосова О.Ю. 1 Говердовская Е.В. 2
1 Ставропольский филиал ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»
2 Пятигорский медико-фармацевтический институт филиал ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье рассматривается процесс становления личности в современном обществе, закономерно сопровождающийся формированием высокой экологической культуры, основы которой закладываются в образовательном учреждении. Это, естественно, требует всестороннего совершенствования экологической направленности подготовки преподавателя. Чтобы сделать этот процесс научно обоснованным и управляемым, важно знать лежащие в его основе закономерности и вытекающие из них принципы. По мнению авторов, если закономерности выступают как выражение существенной, необходимой внутренней связи между причиной и следствием, то принципы служат тем основополагающим началом, которое определяет общее направление учебно-воспитательного процесса, основные требования к его содержанию, методике и организации. Как совокупность отправных, исходных положений, принципы экологической подготовки преподавателя охватывают все стороны, сущность и цели, заключают в себе результаты обобщения передовой педагогической практики.
личность
экологическое образование
эколого-педагогическая деятельность
экологическое воспитание
1. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. – 2015. – Т. 1. – № 2 (21). – С. 156–159.
2. Бакланова О.А., Бакланов И.С. Контуры типологического исследования социальности современного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14. – № 2–1. – С. 5–10.
3. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовная культура общества: к проблеме ранних форм отчуждения // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–10. – С. 2336–2339.
4. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–7. – С. 1566–1569.
5. Гончаров В.Н., Лобейко Ю.А. Научная информация и научные знания: социально-образовательный аспект // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–25. – С. 5720–5724.
6. Гончаров В.Н., Лобейко Ю.А. Социально-философский и научно-образовательный аспекты исследования научной информации // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-25. – С. 5725–5729.
7. Ерохин А.М. Религия и искусство в системе культуры // European Social Science Journal. – 2014. – № 7–2 (46). – С. 9–12.
8. Камалова О.Н. Становление и развитие неклассических подходов понимания интуиции в первой половине XX века // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2013. – № 4. – С. 127–133.
9. Кулюткин Ю.Н. Психологический анализ профессионально – педагогической деятельности // О подходах к исследованию структуры профессиональной педагогической деятельности. – Л.: Знание, 1977. – С. 38–51.
10. Лобейко Ю.А. Социально-психологические проблемы общения в контексте межличностных общественных отношений // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 73–78.
11. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. «Науки о природе» и «науки о духе»: судьба старой дилеммы // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 10–16.
12.Несмеянов Е.Е., Матяш Т.П. «Цивилизация молодых»: идея и реальность // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 6. – С. 145–160.
13. Платонов К.К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1979. – 216 с.
14. Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 109–119.

Процесс формирования личности и профессиональной подготовки преподавателя к экологическому образованию обучающихся строится, как правило, и осуществляется в основном с функциональных позиций. Между тем становится все более очевидным, что целостное представление об этом процессе можно получить лишь на основе системного анализа. «Развитие науки и образования – процесс непрерывного обновления» [6]. Вот почему системно-целевой подход составляет один из ведущих принципов экологической подготовки будущих преподавателей.

Системно-целевой подход к эколого-профессиональной подготовке будущего преподавателя исходит из заданной программы, которая ориентирует на конечную цель – готовность будущего преподавателя к руководству экологическим образованием обучающегося. Все компоненты эколого-педагогического образования организованы в динамическую систему и функционируют как комплекс соотнесенных и взаимосвязанных элементов. Каждый элемент такой системы участвует в решении ее задач и создает определенный результат. Все это определяет упорядоченность и организованность функционирования и взаимодействия всей системы в целом.

Конечная цель-результат профессиональной подготовки студентов к экологическому образованию обучающихся реализуется в квалификационной характеристике преподавателя. Как нормативная модель преподавателя, она соединяет в себе обобщенные требования к личностным качествам, знаниям, умениям и навыкам, необходимые для решения образовательно-воспитательных задач в области окружающей социальной среды, «характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей» [14].

Профессионально-экологическая подготовка преподавателя как система должна иметь на выходе следующую упорядоченную совокупность свойств и характеристик: гражданская и профессиональная ответственность за сохранение природной среды; глубокая заинтересованность и убежденность в необходимости экологического образования обучающихся; владение научными основами познания, охраны и преобразования природы; понимание социально-политического и международного аспектов охраны окружающей среды; знание целей и задач экологического образования как составной части воспитания, знание экологического содержания действующих образовательных программ, учебников и учебных пособий; умение структурировать учебный материал и адаптировать его к задачам экологического образования обучающихся, умение обоснованно выбирать и рационально применять средства, методы и приемы экологического образования обучающихся; умение пробуждать и развивать у обучающихся интерес, любовь и бережное отношение к природе; умение увлекать и заинтересовывать обучающихся природоохранительной деятельностью; умение управлять активностью, поведением и деятельностью обучающихся в природе.

Знание инвариантных, идеализированных параметров профессионально-экологической деятельности преподавателя позволяет раскрыть содержание целей обучения как систему необходимых знаний, умений и навыков, особенностей личности о указанием однозначно понимаемых и доступных проверке характеристик. Квалификационная характеристика преподавателя предусматривает его профессиональную готовность осуществлять экологическое образование обучающихся.

Профессиональная готовность преподавателя представляет собой интегральное свойство личности. Начало ее формирования согласно концепции К.К. Платонова [13] лежит в подструктуре опыта, то есть обусловлено в первую очередь знаниями, умениями и навыками. Такой подход позволяет определить иерархию качеств личности и выделить среди них основное ядро, на формирование которого должно быть направлено главное внимание высшей педагогической школы в процессе эколого-профессиональной подготовки будущего преподавателя.

Наиболее существенные задачи, которые преподаватель решает в связи с формированием ответственного отношения обучающихся к окружающей социальной среде – «выявление сложного взаимодействия различных видов социальной коммуникации» [2], определяющих ценностный смысл его профессиональной деятельности, а также те условия, которые влияют на выбор средств для достижения целей, операциональный состав его действий.

По своему характеру педагогическая деятельность есть своеобразная метадеятельность в том смысле, что она является деятельностью по организации другой деятельности, а именно экологической деятельности обучающихся. Предметом деятельности педагога, предметом его педагогического воздействия, следовательно, является не обучающийся сам по себе, а экологическая деятельность обучающегося, с его отношением к объекту, на который направлено действие обучающегося. Организация этой деятельности, ее построение и регуляция, управление этой деятельностью – все это и является основной задачей педагога, конечным результатом его эколого-педагогической деятельности. «В обществе социальных перемен образование студентов, призвано решать задачи, направленные на творческое самоопределение личности по отношению к динамически изменяющейся жизни. Такое самопределение зависит от развития духовной культуры человека, его интеллектуальной зрелости, его профессиональной компетентности» [9]. «Культура – это, прежде всего, упорядоченность (порядок) духовной жизни общества» [3].

Профессиональную деятельность преподавателя по осуществлению экологического образования обучающихся можно проанализировать на трех уровнях: социально-педагогическом, психолого-педагогическом и конкретно-методическом.

Социально-педагогический анализ характеризует ее, как одну из чрезвычайно важных разновидностей социальной деятельности. Психолого-педагогический анализ направлен на определение ее структурных компонентов, на раскрытие тех факторов межличностного общения [10] и внутренних механизмов, без которых невозможно осуществление педагогом своих общественных и профессиональных функций. Конкретно-методический анализ связан с самим содержанием деятельности преподавателя и соответственно с вычленением тех знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы у педагога для квалифицированного руководства экологическим образованием обучающихся.

Психолого-педагогический и конкретно-методический анализ приводят к выводу о том, что структура и содержание этой деятельности раскрываются в следующих основных параметрах: набор существенных проблем и задач, которые приходится решать преподавателю в связи с экологическим образованием обучающихся; виды деятельности, с помощью которых преподаватель реализует эти задачи; способы и средства решения профессионально-экологических проблем, используемые преподавателем.

Как органическая часть целостного педагогического процесса профессионально-экологическая подготовка преподавателя представляет собой систему, которая состоит из ряда внутренне связанных подсистем.

К ним относятся: общественно-политическая, специальная и психолого-педагогическая подготовка, а также первоначальный опыт личной практической деятельности студентов в окружающей природной среде. В итоге только на междисциплинарном уровне создаются наиболее благоприятные предпосылки для становления педагога как руководителя и организатора экологического образования. Так, цикл общественнонаучных дисциплин помогает вскрывать общие закономерности взаимодействия природы и общества, социальный характер всемирного движения в защиту окружающей среды. Изучение общественных наук раскрывает социальные механизмы научного управления обществом, его отношение к природе, пути органического соединения достижении научно-технической революции с преимуществами экономической системы и оптимизации взаимодействия человека с окружающей средой. Этот «процесс, выходящий за пределы науки и образования, протекает за счет использования научного знания» [5]. Содержание общественных наук убеждает в том, что охрана окружающей среды всегда составляет одно из важнейших направлений государственной деятельности, направленной на совершенствование взаимодействия общества и природы, на сбережение и разумное использование природных ресурсов, определяет развитие современной цивилизации [12].

Цикл общественнонаучных дисциплин дает обобщенные систематизированные знания, раскрывающие целостную структуру, состояние и развития биосферы, разностороннюю ценность природы и ее многофункциональную роль в жизни человеческого общества.

Усиление экологической направленности специальных дисциплин предполагает вооружение студентов научными знаниями о сложном характере окружающей среды, различных физических, химических, биологических и социально-экономических факторах ее возможных изменений.

Однако не всякое экологическое знание, а только знание, организованное в теорию, способствует раскрытию социального бытия человека и его сложных взаимоотношений с природной средой, что проявляется «в определенной, фиксирующей этот мир структуре… в сознании» [1]. В этом отношении первостепенную роль играют ведущие научные идеи. К числу этих идей, образующих в своей совокупности теоретический фундамент науки об охране природы, относятся: природа как единая целостная система, среда жизни и источник существования человека; охрана окружающей среды как управление взаимодействием природы и обществом; охрана природы как рациональное использование природных ресурсов и улучшение окружающей человека среды; формирование активной жизненной позиции и гражданского отношения к природе как составная часть воспитания.

Ведущие экологические идеи составляют фундамент экологического образования обучающихся в общеобразовательном учреждении. Это требует установления гибких, действенных и содержательных связей преподавания вузовских и курсов в общеобразовательных учреждениях. Естественно, что экологические идеи раскрываются в общеобразовательном учреждении и вузе с неодинаковой глубиной и полнотой, но сам факт их соотнесения, научной интерпретации и профессиональной актуализации повышает результативность подготовки студентов к экологической работе в общеобразовательном учреждении.

Системообразующие функции в экологическом образовании будущих преподавателей выполняют курс охраны и преобразования природы. Являясь завершающим этапом экологической подготовки студентов, этот сложный по составу знаний синтетический курс опирается на весь комплекс наук о природе и обществе и непосредственно обращен к задачам образования в области окружающей среды. Используя ретроспективные связи, он обогащает знания будущего преподавателя о целостной картине взаимосвязей в системе человек - общество - природа, определяя тот факт, что «естественные науки обосновали свое доминирование в области познания» [11]. Благодаря тому, что ведущие экологические идеи раскрываются на основе межпредметной информации, будущие преподаватели овладевают рядом фундаментальных понятий: основные закономерности организации биологических систем (организм, популяция, биоценоз, биогеоценоз, биосфера); научно-техническая революция как отражение антропогенеза в историческом развитии биосферы; рациональное использование природных ресурсов, охрана и преобразование природы; оптимизация окружающей природной среды как управление взаимодействием природы и общества.

Привлекая знания, приобретенные студентами в процессе изучения общественно-политических, биологических, химических и физических дисциплин, преподаватели этого курса имеют возможность показать противоречивый характер взаимоотношений общества и природы. Курс охраны и преобразования природы широко опирается на экологию биологических систем, а также на социальную экологию, что позволяет раскрыть природные ресурсы не только как источник материальных благ, но и как составной компонент биосферы, и как цель деятельности человека. Все это последовательно подводит студентов к убеждению в том, что практическая оптимизация окружающей среды станет возможной, если предпринимаемые обществом меры будут основываться на совокупности междисциплинарных научных знаний о состояния экологических систем в природе.

За последнее время все более осознается необходимость расширения этого направления обучения, прежде всего за счет усиления межпредметных связей и экологической направленности преподавания специальных дисциплин.

Необходимо также особое внимание на оптимистические представления о возможности гармонического взаимодействия общества с окружающей природной средой в современных условиях развития.

Следует более четко охарактеризовать объективные потребности практической деятельности, задачи, содержание экологического образования, усилив, таким образом, собственно профессиональные, педагогические аспекты. Профессиональная подготовка преподавателя в области экологического образования включает изучение психолого-педагогических дисциплин. Принципиальное значение в этом плане имеет развитие положения о том, что в единстве умственного, нравственного, идейно-политического, трудового, физического и эстетического воспитания формируется такой тип поведения и деятельности в природе, в основе которого лежат мотивы, определяющие ценностные ориентации личности. «В социокультурном пространстве современного общества духовность и нравственность способствуют формированию сознания человека и определяют его поведение и деятельность» [4]. Они «являются формами духовно-практического освоения мира, выражают ценностное отношение человека к действительности» [7].

Подготовка будущего преподавателя предполагает усвоение сущностей, цели, задач, форм и методов экологического образования как составной части воспитания, прежде всего овладение способами организации практической деятельности обучающихся в этой области. В этой связи важно включать в систему целей экологического воспитания формирование у подрастающего поколения культуры отношения к природе. «Особое внимание отводится анализу чувственной сферы человека» [8].

Психолого-педагогические и методические идеи в силу их особенностей только тогда приобретают характер убеждений для преподавателей, когда сочетаются с педагогической деятельностью. Между тем практическая экологическая направленность в преподавании психолого-педагогических дисциплин до настоящего времени является еще недостаточной.

Для того чтобы сделать процесс подготовки студентов к образованию обучающихся в области окружающей среды управляемым, необходимо выделять обязательный минимум типовых профессиональных задач, составляющих специфику будущей деятельности преподавателя.

Наиболее благоприятные предпосылки для формирования у студентов профессиональной готовности к экологическому образованию обучающихся складываются в процессе педагогической практики, которая создает условия, максимально приближенные к самостоятельной деятельности, будущих специалистов, в образовательном учреждении.

Эффективность профессионально-экологической подготовки будущих преподавателей существенно возрастает в результате включения студентов в различные формы внеучебной общественно-экологической деятельности. Такими формами могут являться: обучение студентов экологической работе с учащимися в системе факультетов общественных профессий; организация месячников охраны природы; привлечение студентов к общественно полезным мероприятиям природоохранительной направленности; пропагандистская и культурно-просветительная природоохранительная деятельность студентов, в первую очередь среди обучающихся.

Таким образом, формирование личности преподавателя, его профессиональная подготовка к экологическому образованию представляет единый процесс, в основе которого система обобщенных научных знаний о закономерностях взаимодействия природы и общества, приобретение опыта педагогической деятельности.

Системно-целевой подход позволяет составить целостное представление о структуре профессионально-экологической подготовки преподавателя. Его реализация требует моделирования личности специалиста, поиска и нахождения средств, обеспечивающих единство взаимодействия всех подсистем целостного педагогического процесса.


Библиографическая ссылка

Колосова О.Ю., Говердовская Е.В. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ПРИНЦИП ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 124-128;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35788 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674