Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ: ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Горева О.М. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Российская система образования сегодня переживает период масштабных преобразований, продиктованных объективными проблемами общественного развития и социальным заказом населения. Вузовскую общественность волнуют проблемы, напрямую связанные с процессом модернизации системы высшего образования. От того, насколько успешно будет реализован переход системы образования к многоуровневой системе, зависит будущее России. Данная система образования позволит воплотить парадигму – «образование через всю жизнь». При этом данный переход требует организационно-управленческих и содержательных изменений традиционного образовательного процесса. Новый импульс процессу модернизации придают федеральные нормативные документы, где обозначены желаемые цели и инструменты реализации государственной политики в области образования. Внедрение стандартов нового поколения гарантирует студентам и их родителям повышенный уровень знаний обучающихся и определенный уровень качества образования. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций студента-выпускника. В связи с этим государство нацеливает профессорско-преподавательский состав вузов и их руководство на инновационную деятельность по всем направлениям деятельности. Создание и применение новых наукоемких технологий в образовании – насущная задача инициативно настроенных педагогических коллективов.
образование
модернизация системы образования
многоуровневая образовательная система
бакалавриат
магистратура
инновации
1. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций / под ред. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 220 с.
2. Еремина О.В. Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов // Высшее образование в России. – 2010. – № 12. – С. 144–146.
3. Ивахненко Е.Н. Инновационная деятельность вуза // Высшее образование в России. – 2012. – № 7. – С. 39.
4. Иркутская В.И. ВТО и модернизация системы высшего образования России // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011 – № 6. – С. 45–47.
5. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»: приказ от 06 октября 2009г. № 373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 12. – С. 32.
6. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании в Российской Федерации» rg.ru›2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
7. Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (в редакции от 21.07.2011 г.).
8. Яковенко И., Вукович Г.Г. Российская двухуровневая система образования в контексте усиления Европейских интеграционных процессов // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – С. 106–107.

В настоящее время обострена конкуренция на рынке образовательных услуг. Замена стратегии своеобразной элитарности высшего образования на стратегию его массовой доступности в жизни граждан, желающих приобрести новые знания и компетенции, привела к существенному увеличению числа студентов.

Качество обучения в высшем учебном заведении есть главный критерий оценки инновационной образовательной деятельности, предполагающий готовность и способность студентов к дальнейшей профессиональной деятельности. Студент-выпускник должен обладать креативным и инновационным мышлением, методами самостоятельного профессионального роста; способностью работать в команде, практическим опытом исследовательских и конструкторских решений. Однако среди работодателей распространено мнение о том, что уровень профессиональной подготовки некоторых молодых специалистов не соответствует современным требованиям, которые предъявляет современная экономика.

В 2003 году Россия вступила в Болонский процесс, приоритетным направлением которого стало «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения» [1].

Основой Болонской декларации являются шесть принципов создания европейской системы высшего образования:

- переход на двухуровневое высшее образование;

- применение системы зачетных единиц;

- рост качества обученности студентов;

- повышение социальной мобильности студентов и преподавателей;

- оказание содействия трудоустройству студентов;

- формирование европейского подхода к развитию высшего образования.

Это позволяет обеспечить сходность уровней высшего образования в странах, подписавших Болонское соглашение, а научные степени по результатам обучения сделать сопоставимыми.

В последнее десятилетие современные вузы успешно реализуют многоуровневые программы высшего образования, каждая из которых составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов и предполагает самостоятельную итоговую аттестацию: бакалавриат; магистратура; подготовка кадров высшей квалификации [6]. Это соответствует современным требованиям со стороны общества и государства по вопросу подготовки конкурентоспособных специалистов. Однако специфика образовательного пространства в России до сих пор не позволяет перейти в полном объеме на новую систему подготовки кадров.

В 2011 году система высшего образования приступила к реализации образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения (далее – ФГОС). В содержательной части они кардинально отличаются от реализуемых ранее образовательных стандартов. ФГОС, характерные для отечественной высшей школы, сохраняют фундаментальность, научность и практическую направленность подготовки профессиональных кадров, определяют требования к результатам усвоения образовательных программ через формирование общекультурных и профессиональных компетенций [5].

Рассмотрим более подробно содержание программ подготовки специалистов. Так, бакалавриат – базовый уровень высшего образования, предполагающий подготовку по определенным профилям в профессиональной области. Студенты получают фундаментальную подготовку без узкой специализации. Продолжительность обучения составляет четыре года. По окончании студент – выпускник получает диплом о высшем образовании с присвоением ученой степени (квалификации) «бакалавр» по конкретному направлению, что позволяет ему занимать должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование [2].

Магистратура формирует второй уровень высшего образования, предусматривающий обучение студентов, направленное на глубокое освоение теоретических знаний и ориентацию на активное участие научно-исследовательской деятельностью. Срок обучения в магистратуре составляет два года, а по окончанию обучения обучающемуся выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени «магистр». Разница в профессиональной подготовке заключается в следующем: бакалавра подготавливают непосредственно к практической работе в конкретной отрасли, магистра  в большей степени для научной работы.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определен третий уровень высшего образования, включающий подготовку кадров высшей квалификации. Он предусматривает реализацию программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, результатом которой является подготовка диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

Многоуровневая система подготовки кадров является гибкой и, надеемся более эффективной, поскольку предоставляет широкие возможности для личностно-ориентированного обучения, обеспечивая социальную и профессиональную мобильность студентов, удовлетворяя потребности современного рынка труда [4].

Можно выделить некоторые преимущества новой системы подготовки кадров с высшим образованием, в частности:

- бакалавры и магистры получают фундаментальную и профильную практическую подготовку и имеют широкие возможности при трудоустройстве;

- поэтапное обучение позволяет студенту четко выявить свои интересы и потребности;

- переход к многоуровневой системе обучения позволяет решить проблему признания российских дипломов за рубежом, сделать российское образование конкурентоспособным [8].

Однако руководители отечественных предприятий продолжают отдавать предпочтение специалистам, считая их профессиональную подготовку полноценной.

Следует отметить, что современная отечественная система высшего образования призвана обеспечивать вариативность образования и удовлетворять постоянно меняющимся потребностям личности и общества. По мнению Е.Н. Ивахненко, «инновационная способность вуза заключается в предоставлении новых знаний; осуществлении инновационного опережающего обучения студентов, приобщении обучающихся к научно-исследовательской деятельности; удовлетворении потребностей общества» [3].

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» говорится: «инновация – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (услуга) или процесс, новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [7]. Главными показателями инновационной деятельности высшей школы являются:

1) качество получаемого образования;

2) сбалансированность образовательной инфраструктуры;

3) результаты инновационного развития вуза.

Сегодня концептуальная модель образовательной системы высшего учебного заведения предполагает наличие открытой системы с высочайшей степенью активности взаимодействия всех участников учебного процесса. Внедрение ФГОС выдвигает определенные требования к результатам обучения, выраженные через профессиональные компетенции по видам профессиональной деятельности.

В образовательном процессе наблюдается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес таких учебных занятий составляет не менее 20–40 % аудиторных занятий. К тому же акцент в учебной деятельности переносится на область самостоятельной работы студентов, подконтрольную преподавателю.

Одновременно уделяется существенное внимание применению инновационных технологий, нацеленных на повышение качества обучения, интеграцию учебной деятельности обучающихся с наукой, формирование профессиональных компетенций у студентов. Проектирование инновационно-ориентированной системы преподавателями вуза способствует развитию личности студента.

В основе инновационного образовательного процесса лежит использование современных технологий обучения:

– информационные технологии – целенаправленное использование компьютерных технологий для поддержки процесса обучения;

– smart-обучение – подразумевает повышение уровня интеллектуальности устройств, формирующих окружающую среду для конкретного вида деятельности;

– современные облачные Web-технологии, в которых программное обеспечение предоставляется пользователю как услуга;

– «кейс-стади» предусматривает создание проблемных ситуаций на основе фактов из реальной жизни;

– тренинговые технологии направлены на развитие знаний, социальных установок, умений и навыков;

– технологии обучения с применением метода проектов предполагают решение определенной проблемы и направлены на получение результата; используются в том случае, когда в учебном процессе возникает исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегральные знания из различных областей;

– проектно-ориентированные технологии обучения работе в команде над комплексным решением практических инженерных задач.

Использование инновационных форм и методов в организации образовательного процесса позволяет качественно изменить содержание обучения, активизировать познавательную деятельность студентов, повысить их уровень самостоятельности в приобретении знаний.

Внедрение современных технологий обучения в образовательную деятельность одновременно требует новых подходов к оснащению вуза техническими средствами, интерактивными интеллектуальными электронными досками (smart board) и столами (smart table), компьютерными технологиями, деловыми и организационно-деятельностными играми, а также овладение преподавателями программно-ролевыми методами организации научно-технической деятельности, инструментарием интенсивной конструкторско-технологической подготовки будущих специалистов. При этом большую роль в реализации образовательных программ играют учебно-методические материалы, представленные в электронном виде, призванные заменить обычные учебники и учебные пособия.

Схема инновационного процесса в образовательной деятельности представлена использованием разнообразных педагогических методов. Так, метод проблемного обучения позволяет развивать у студента творческое мышление, учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний, развивает познавательные интересы, формирует творческую личность.

Метод проектов – это способ организации совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности с целью достижения общего результата. Позволяет развивать у студентов системное мышление, навыки самостоятельного поиска необходимого теоретического материала, учит применению имеющихся познаний при решении практических задач.

Метод «мозгового штурма» направлен на генерирование идей по решению проблемы. Как правило, данный метод основан на процессе совместного решения проблемных задач возникающих в ходе дискуссии. Предложенные участниками дискуссии идеи и предложения фиксируются, анализируются и обобщаются для выбора оптимального варианта решения. На сегодняшний день метод «Мозгового штурма» есть эффективный метод стимулирования познавательной активности студентов формирования у них творческих умений [3].

Следовательно, развивающая деятельность направлена на повышение качества образования студентов, внедрение современных образовательных технологий, поиск и использование внебюджетных источников финансирования вузов, совершенствование профессионализма профессорско-преподавательского состава.

Инновационная политика вуза включает комплекс мероприятий и инновационных проектов, реализуемых по наиболее актуальным научно-педагогическим и образовательным направлениям. Как говорилось выше, инновационная деятельность вуза предполагает совокупность практических действий субъектов по обновлению образовательных услуг, применение в организации учебных занятий новых приемов и методов, проведения научных исследований. Субъектами инновационной деятельности в университете являются профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, докторанты, аспиранты, студенты. Отношения между ними регулируются договорами, в которых определены их обязательства и условия взаимоотношения в сфере деятельности.

Инновационная образовательная программа предлагает создание системы для формирования особой образовательной среды, которая подготовит выпускников к инновационной работе, выработает в них способность не только адаптироваться к новым условиям, но и активно ее преобразовывать. Они предусматривают: «интеллектуальные разминки» перед лекционными и практическими занятиями; лабораторно-расчетные работы по генерированию новых идей; занятия с применением методов интенсивного системного анализа; систему творческих индивидуальных заданий; курсовые задания в виде ситуационных и деловых игр; зачеты и экзамены в виде «эвристических бесед»; дипломное проектирование на патентоспособном уровне и др.

В этом случае главная миссия преподавателя – быть наставником, методистом, человеком, помогающим студенту усвоить знания. Новые идеи реализуются через инновационные программы, активное участие в процессе их разработки принимают преподаватели. Образовательные программы – это совокупность целенаправленных действий, проводимых высшим учебным заведением.

В современных условиях деятельность преподавателя переориентируется с информационной работы на самостоятельную учебно-познавательную и научно-исследовательскую работу студентов, на обучение методикам эффективного использования новых средств и методов обучения и информационных технологий. При этом педагог должен научить студента ориентироваться в потоке информации, наращивая объем теоретических знаний, контролировать уровень освоения материала. Особое значение для развития инноваций в инженерном образовании имеет разработка научно-образовательных программ, обеспечивающих опережающую подготовку специалистов для наукоемких отраслей, интегрирующих учебный процесс и научный поиск.

Таким образом, инновационное развитие образовательной политики позволяет вузу не только повысить качество подготовки и профессиональную компетентность будущих специалистов, но и предоставляет определенную экономическую независимость, что является немаловажным условием выживания. В сложившихся условиях жизнеспособными оказываются те вузы, которые проводят инновационную политику, внедряют в образовательный процесс новейшие технологии, способствующие расширению круга образовательных, научно-технических и консалтинговых услуг.


Библиографическая ссылка

Горева О.М. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ: ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 93-96;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35782 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674