Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Неделяева А.В. 1 Паниткова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
В настоящее время в высших учебных заведениях активно применяются инновационные педагогические технологии. Все более популярной становится технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). В статье рассматривается использование некоторых приемов данной технологии в курсе «Безопасность жизнедеятельности». Авторами данной статьи описан опыт применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на лекциях «Введение в безопасность жизнедеятельности», «Классификации чрезвычайных ситуаций» и при организации самостоятельной работы студентов. Авторы иллюстрируют теоретические положения указанной выше инновационной технологии ее практическим использованием на примере лекции по теме «Введение в безопасность жизнедеятельности» и последующей самостоятельной работы. В статье описаны стадии «вызова», прием «чтение лекции с остановками», стадия рефлексии. Для стадии рефлексии была выбрана тестовая форма контроля с использованием тестов закрытого и открытого типов. Отмечено, что в ходе лекционных занятий с применением этой технологии происходит повышение образовательного и культурного уровня студентов, меняется их отношение к обучению, возрастает результативность аудиторной и самостоятельной работы.
«Безопасность жизнедеятельности»
педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
1. Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник ННГУ. – Вып. 1(6). – 2005. – С. 181–188.
2. Ельцова О.В. Реализация компетентностного подхода в курсе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» путем использования некоторых приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Вектор науки ТГУ. – 2013. – № 4. – С. 225–227.
3. Михайлов Л.А., Соломин В.П., Михайлов А.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 302 с.
4. Наумова Т.А., Вытовтова Н.И., Баранов А.А. Педагогическая технология дистанционного профессионального обучения лиц с особыми педагогическими потребностями // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.
5. Неделяева А.В. Использование новых педагогических технологий в учебном курсе «Безопасность жизнедеятельности» // Перспективы науки. – 2014. – № 4 (55). – С. 19–22.
6. Неделяева А.В. Некоторые аспекты использования технологии критического мышления в преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности» // Перспективы науки. – 2015. – № 10(73). – С. 22–24.
7. Неделяева А.В., Глыбина О.В. Интерактивное обучение при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 4 (8). – С. 33. – Режим доступа: URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/interaktivnoe-obuchenie-pri-izuchenii-distsipliny-/ (дата обращения 29.02.2016).
8. Шестаков В.А. Безопасность жизнедеятельности: курс лекций. – Екатеринбург, 2002. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.tajfan.com/.../курс-лекций-безопасность-жизнедеятельности (дата обращения 01.03.2016).

Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – это набор приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс, в котором обеспечивается самостоятельная, сознательная деятельность учащихся по пути к достижению ими же поставленных учебных целей занятия [1].

Основу технологии представляют три стадии «вызов – осмысление содержания – рефлексия». На стадии вызова формируется познавательный интерес. В процессе реализации стадии осмысления содержания материала происходит систематизация новой информации [2]. На стадии рефлексии происходит закрепление новых знаний, систематизация представлений об изучаемом явлении.

Ранее нами были рассмотрены некоторые аспекты использования технологии развития критического мышления в преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности» на семинарских занятиях [6], использование данной технологии при чтении лекций представляет более сложную задачу.

Нами применена технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на лекциях «Введение в безопасность жизнедеятельности» и «Классификации чрезвычайных ситуаций», а также при организации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены стадии «вызова», осмысления содержания материала и рефлексии.

Цель исследования – оценить эффективность педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на лекциях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и при организации самостоятельной работы студентов.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина при преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке бакалавров.

Методом исследования является педагогический эксперимент с использованием активных и интерактивных методов обучения на основе технологии РКМЧП.

Группы наблюдения:

1) группа № 1 – студенты 2 курса, обучающиеся по направлению «Прикладная информатика» (экспериментальная группа), в обучении использована технология РКМЧП;

2) группа № 2 – студенты 2 курса, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» (контрольная группа). В обучении применялись традиционные педагогические технологии.

Результаты исследования и их обсуждение

В статье «Интерактивное обучение при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» описаны разные виды активных и интерактивных форм обучения. Отмечено, что при использовании интерактивных методов происходит лучшее запоминание учебного материала. Студенты не только получают новую информацию, но и активно осмысливают ее, предлагают свои способы решения проблемы, учатся грамотно строить дискуссию и аргументировать свои выводы [7].

При использовании технологии РКМЧП наиболее применимыми в курсе «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) являются следующие приемы: на стадии «вызова» – это «ассоциации» (фиксация студентами на бумаге имеющихся знаний о предлагаемом для изучения понятии), «кластер» – это запись преподавателем ключевого слова, с которым последовательно связаны другие понятия [2], а также и другие приемы.

Мы подробно рассмотрим применение технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на лекции «Введение в безопасность жизнедеятельности». Лекция была проведена для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (экспериментальная группа). Было проведено сравнение результатов обучения экспериментальной группы и результатов обучения контрольных групп при использовании традиционных педагогических технологий. Лекция № 1 «Введение в безопасность жизнедеятельности» для контрольных групп была построена по однотипному плану, как и лекция для экспериментальных групп.

Перед изучением курса в экспериментальных группах (группа № 1) и в контрольных группах (группа № 2) проводили тест входного контроля, результаты теста в группах № 1 и 2 были приблизительно одинаковыми (3,5 и 3,4 балла соответственно).

Первый этап лекции «Введение в безопасность жизнедеятельности» с применением технологии РКМЧП – стадия «вызова» – это формулировка вопросов для студентов «Какие проблемы вы изучали в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе? Ответы могут быть как устными, так и письменными.

Основной кластер лекции: понятие «безопасность жизнедеятельности». Вспомогательные кластеры лекции: отдельные понятия «безопасность» и «жизнедеятельность», «обобщенная модель понятия безопасность жизнедеятельности», «опасность», «риск», «аксиомы теории безопасности жизнедеятельности».

По определению Л.А. Михайлова, безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека [3]. Это понятие является не только основным кластером лекции, но и основным понятием дисциплины.

На стадии «осмысления» могут быть использованы такие приемы, как «инсерт», т.е чтение студентами текста с использованием пометок на полях [2], где условными знаками обозначается известная информация, новая информация, непонятная информация, а также информация, не соответствующая представлениям студента. В нашем случае, т.к. чтение лекции проходит на аудиторном занятии и сопровождается презентацией, студенты записывают некоторые элементы лекции и ставят соответствующие условные знаки.

В ходе лекции используется и прием «чтение лекции с остановками», т.е. чтение преподавателем лекции с периодическими остановками и постановкой вопросов, побуждающих студентов к размышлению, предположению.

План лекции «Введение в безопасность жизнедеятельности»:

1. Цель и задачи БЖД.

2. Понятия «безопасность», «жизнедеятельность», «опасность».

3. Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания».

4. Потоки в системе «человек – среда обитания».

5. Риск как количественная мера опасности.

В ходе лекции раскрываются основные понятия темы, студентам задаются вопросы. Формулируется главная цель БЖД – предупреждение и упреждение потенциальных опасностей [3], а также защита человека и окружающей среды от опасностей.

Одна из дискуссий – обсуждение обобщенной модели понятия БЖД (рисунок). Рассматриваются разные составляющие части этой модели: объект-субъект безопасности, окружающая среда, угрозы, защита, предотвращение угроз.

pic_67.wmf

Обобщенная модель понятия «Безопасность жизнедеятельности» [8]

Важнейший элемент этой модели – система «объект-субъект безопасности». Это любая система, в состав которой входит человек как представитель социума. При обсуждении проблемы безопасности человек является и субъектом, и объектом безопасности [8]. Задача студентов – привести примеры таких систем.

Следующий компонент модели – окружающая среда, которая представляет собой систему из природных, техногенных и социальных компонентов. Например, в результате аварии на промышленном предприятии был выброс сернистых соединений. Студенты должны продолжить фразу о возможных последствиях выброса.

Угрозы – система угроз объекту со стороны окружающей среды. «Защита» – это целая система защиты, осуществляемая субъектом, одновременно являющимся и объектом защиты, а также самозащиты [8]. Задача студентов – привести примеры систем защиты от опасностей.

Предотвращение угроз – наряду с непосредственной защитой от угроз со стороны окружающей среды, а также в связи с угрозами в социальной сфере, субъект на основании анализа причин угроз может осуществлять определенные предотвращающие действия. Студенты приводят примеры предотвращения угроз разного происхождения.

Далее в лекции акцентируется внимание на понятии «опасность», отмечается, что по происхождению опасности могут быть природного, техногенного и социального характера. Приводятся примеры и других видов опасностей. Преподавателем даются определения понятий «биосфера», «социум», «техносфера».

После того, как дано определение техносферы и пояснение, что в состав техносферы входят территории, занятые городами, поселками и селами, промышленными зонами, промышленными предприятиями, задается вопрос: «Как Вы поняли, что можно отнести к техносфере?» В этом обсуждении также бывает много спорных моментов, например, «парк в городской черте – это составная часть техносферы или биосферы?».

Для унификации подхода в оценивании результатов изучения темы нами в качестве оценочных средств была выбрана тестовая форма контроля в виде тестов закрытого и открытого типа. Для большей объективности результативность стадии рефлексии может оцениваться не только ведущим преподавателем по курсу, но и магистрантами, обучающимися в НГПУ им. К. Минина по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности детей». Во-первых, магистранты сами знакомятся с технологией РКМЧП, во-вторых, получают опыт оценивания таких приемов работы.

При сравнении результатов оценивания тестов в группах обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (экспериментальные группы) и в группах обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (контрольные группы) было установлено, что суммарная оценка по тесту составила 4,8 балла в экспериментальных группах и 4,0 в контрольных группах.

Лекция № 2 «Классификации чрезвычайных ситуаций» в экспериментальных группах тоже была проведена с использованием технологии РКМЧП. По результатам анализа усвоения лекции № 2 в экспериментальных группах были получены высокие результаты.

Некоторые элементы технологии РКМЧП могут быть использованы и при организации самостоятельной работы студентов (СРС). Так, обобщение материала по разделу 1 «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности» может быть в рамках СРС. Задания для СРС нами были размещены в электронном курсе «Безопасность жизнедеятельности» в системе электронного обучения Moodle. Итоговое задание строится по аналогичной схеме, как и описанная в статье лекция: стадия «вызова», стадия осмысления содержания материала и стадия рефлексии. Отмечена высокая эффективность использования таких приемов при организации СРС.

Таким образом, с помощью использования технологии развития критического мышления происходит закрепление новых знаний, перестраивание собственных представлений, включение новых знаний в уже имеющиеся собственные [2].

Заключение

Формирование у студентов культуры безопасности жизнедеятельности, личной заинтересованности и активной жизненной позиции в вопросах обеспечения безопасности осуществляется через повышение мотивации познавательного интереса. С этой целью могут быть использованы различные новые педагогические технологии: методы проектной деятельности, «критического мышления», кейс-технологии и дистанционное обучение с использованием платформы Moodle [5]. При применении новых педагогических технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе к обучению, происходит переосмысление преподавателем своей роли в учебном процессе.

Методическую основу технологии развития критического мышления через чтение и письмо составляют более 60 активных и интерактивных приемов и стратегий. Преподаватель имеет возможность не только использовать в своей практике данные стратегии, но и варьировать приемы, подчас создавая новые в рамках технологической основы [2].

Используя педагогическую технологию РКМЧП при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», мы получили тот положительный результат, о котором пишет Т.А. Наумова с соавторами: «По определению В.П. Овечкина, под педагогической технологией понимается целостный образовательный процесс, включающий совокупность последовательно выполняемых образовательных процедур, приводящих к изменению исходящего психофизиологического, интеллектуального, социокультурного состояния обучающихся и достижению требуемого образовательного результата с высокой степенью вероятности» [4]. Об изменении психофизиологического состояния свидетельствуют и те положительные эмоции, которые получают студенты при освоении нового материала по технологии РКМЧП. В ходе таких занятий происходит повышение образовательного и культурного уровня, меняется отношение к обучению, а результативность таких форм аудиторной работы будет выше, чем при применении традиционных педагогических технологий.

В заключение можно процитировать О.В. Ельцову: «Использование некоторых приемов на занятиях по курсу «Безопасность жизнедеятельности» способствует большей продуктивности занятий, студенты более осмысленно подходят к усвоению информации, через осознанное освоение знаний происходит более продуктивное развитие умений» [2].


Библиографическая ссылка

Неделяева А.В., Паниткова Л.А. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 386-389;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35756 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674