Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Козырева О.А. 1, 2
1 Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
2 Сибирский государственный индустриальный университет
В работе рассмотрены теоретико-эмпирические основы формирования культуры самостоятельной работы личности в структуре использования технологии системно-педагогического моделирования, определяющей возможность развития личности в двух плоскостях профессионально-педагогического знания – акмеверифицированном (акмепедагогическом) и адаптивном. Акмеверифицированная практика формирования культуры самостоятельной работы личности оправдается высоким качеством постановки и решения задач культуры самостоятельной работы личности, качество которых могут быть определено в различных научных публикациях (статьи, монографии, проекты, патенты). Адаптивная практика формирования культуры самостоятельной работы личности представляет собой гуманистический продукт, определяемый в структуре подготовки личности, включенной в систему непрерывного профессионального образования, через адаптивные курсы и адаптивные учебные пособия, фасилитирующие персонифицированное формирование культуры самостоятельной работы личности, в совместном труде визуализирующих качественное решение задач развития личности и коллектива (коллективные статьи, коллективные монографии и пр.). Специфика продуктивного поиска в структуре формирования культуры самостоятельной работы личности и оптимизация возможностей использования технологии системно-педагогического моделирования позволяют исследовать качество формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности у двух субъектов педагогического процесса: 1) педагога, 2) обучающегося.
культура самостоятельной работы личности
педагог
обучающийся
технология системно-педагогического моделирования
адаптивное знание
акмепедагогическое знание
1. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного Федерального университета. – 2008. – № 3. – С. 61–69.
2. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного Федерального университета. – 2007. – № 2. – С. 184–192.
3. Козырева О.А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 6. – С. 54–73.
4. Козырева О.А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 7. – С. 192–203.
5. Козырева О.А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – 2007. – № 4 (58). – С. 184–187.
6. Козырева О.А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. – 2015. – № 5. – С. 164–171.
7. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. – 2015. – № 2–3(62). – С. 63–67.
8. Козырева О.А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // European Social Science Journal. – 2014. – № 4–1. – С. 136–142.
9. Козырева О.А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. – 2011. – № 2(73). – С. 109–117.
10. Козырева О.А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. – 2012. – № 8. – С. 83–90.
11. Козырева О.А., Матвеев А.А. Культура самостоятельной работы как условие развития профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – № 2(4). – С. 107–113.
12. Коновалов С.В., Козырева О.А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 12 (165). – С. 129–135.
13. Коновалов С.В., Козырева О.А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 2 (18). – С. 153–156.
14. Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. – 2011. – № 6. – С. 210–217.
15. Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. – 2014. – № 3(129). – С. 128–132.
16. Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 11. – С. 58–65.
17. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического ун-та им. Н.Г. Чернышевского. – 2011. – № 6. – С. 40–44.
18. Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 1 (5). – С. 27–29.
19. Редлих С.М., Козырева О.А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. – 2014. – № 1. – С. 103–107.
20. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – № 1 (3). – С. 49–62.
21. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. – 2015. – № 4–2. – С. 91–95.
22. Степанов С.В., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – № 1 (3). – С. 76–80.
23. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессион. образование в России и за рубежом. – 2015. – № 4 (20). – С. 151–155.
24. Сукиасян А.А., Коновалов С.В., Козырева О.А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование: в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа: Аэтерна, 2015. – 64 с.
25. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О.А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование: в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа: Аэтерна, 2015. 62 с.
26. Сукиасян А.А., Коновалов С.В., Козырева О.А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование: в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа: Аэтерна, 2015. – 63 с.
27. Сукиасян А.А., Коновалов С.В., Козырева О.А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование: в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа: Аэтерна, 2015. – 48 с.
28. Сукиасян А.А., Коновалов С.В., Козырева О.А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование: в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа: Аэтерна, 2015. – 40 с.
29. Сукиасян А.А., Коновалов С.В., Козырева О.А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование: в 3-х ч. Ч.3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа: Аэтерна, 2015. – 46 с.
30. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 52 с.
31. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 40 с.
32. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 32 с.
33. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 40 с.
34. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6-и ч. Ч. 5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 48 с.
35. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6 ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 56 с.
36. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 80 с.
37. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 76 с.
38. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 72 с.
39. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 68 с.
40. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 72 с.
41. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Горбунова И.А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура: в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и. – Стерлитамак: АМИ, 2015. – 76 с.

Теория и практика формирования культуры самостоятельной работы обучающегося и педагога [1–23] определили появление термина «культура самостоятельной работы личности», выделили и систематизировали возможности моделирования и оптимизации ресурсов технологии формирования культуры самостоятельной работы личности – технология формирования культуры самостоятельной работы обучающегося (1997), RP-технология педагогического взаимодействия (2005), технология системно-педагогического моделирования (2011). В структуре использования технологии системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования раскрыли два направления моделирования программно-педагогического обеспечения изучения учебных курсов и дисциплин – это адаптивное и акмепедагогическое направления создания и использования педагогических средств в широком смысле понятия.

Под культурой самостоятельной работы личности будем понимать двухуровневую (обучающийся, педагог), полиступенчатую (в нашем случае – четырехступенчатую) модель, определяющую функции обучающегося и педагога в иерархии формируемых самостоятельной работой новообразований и продуктов развития и саморазвития личности.

В структуру уровневой модели технологии системно-педагогического моделирования закладываются 4 типа деятельности (репродуктивная, репродуктивно-вариативная, поисковая, творческая), в таком понимании у обучающегося и педагога появляются продукты ведущей деятельности, качество которых визуализируется в зависимости от степени освоения и сформированности потребностей личности в достижениях. На репродуктивном уровне (это первый уровень технологии) обучающийся использует все средства фиксации первичной и вторичной информации, благодаря качественному пополнению опыта деятельности может перейти на второй уровень. Педагог, определивший свои возможности постановки и решения педагогических задач на первом уровне, использует качественный опыт педагогической деятельности в детализации достигнутых вершин средствами традиционного и инновационного опыта других педагогов.

Второй уровень – репродуктивно-вариативная деятельность. Обучающийся на втором уровне использует моделирование, получает новые результаты учебной деятельности. Педагог на втором уровне благодаря педагогическому моделированию разрабатывает, уточняет и детализирует программно-педагогическое обеспечение преподаваемых курсов и дисциплин.

Третий уровень – поисковая деятельность. Обучающийся включен в поиск и апробацию рациональных способов воспроизводства социального знания в широком смысле понятия. Педагог на третьем уровне имеет хорошо апробированные, т.е. качественные авторские разработки, в структуре которых персонифицированно поставлены проблемы и сообразно субъектным возможностям пространства и личности ситуативно решены.

Четвертый уровень – творческая деятельность. У обучающегося на четвертом уровне появляется новое социальное знание, авторство которого он может доказать свидетельствами, дипломами, публикациями и прочими подтверждающими документами. У педагога на четвертом уровне определяется научная (научно-педагогическая) школа, также с подтверждающими ее существование документами.

Четыре уровня формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности можно определить в определенных терминах, для обучающегося последовательность четырех уровней может иметь наименования: базовый, ученический, продвинутый, творческий; для педагога – объектный, индивидуальный (персонифицированный), субъектный и личностный. В структуре наименований можно использовать другую терминологию, но сущность четырех уровней останется прежней по способу воспроизводства социального и профессионального знания.

Непрерывное профессиональное образование на протяжении всего периода развития личности определяет потребность пополнения знаний обучающихся и педагогов. Различные рейтинговые шкалы стимулируют способы воспроизводства социального и профессионального знания. В таком понимании необходимо учитывать способ постановки и решения задач социализации и самореализации личности. Для адаптивного способа постановки и решения задач социализации и самореализации личности необходимо разрабатывать программно-педагогическое обеспечение с учетом индивидуальных особенностей в развитии обучающегося. Для акмепедагогического способа постановки и решения задач социализации и самореализации личности вариативно используются все методы и средства традиционной и инновационной педагогики, обеспечивающие многообразием решений и продуктивных практик развития личности по условно детерминируемым направлениям «наука», «искусство», «культура», «спорт», «религия» и пр. высокие результаты. Среднестатистический педагог высшей школы, включенный в рейтинговую, внутривузовскую оценку достижений, определяет свои личные достижения в двух направлениях – «образование» и «наука». В профессии инженера регулярно (ежегодно) проводятся конкурсы по итогам года «Лучший по профессии», где номинации и показатели определяются учреждением, объявившим данный конкурс.

В качестве примеров адаптивного и акмепедагогического программного обеспечения курсов и дисциплин в системе высшего профессионального образования можно привести разработанные адаптивные учебные пособия курса «Практическая педагогика» [27–29], а акмепедагогического – учебные пособия курса «Практическая педагогика» [24–26]. Для системы среднего профессионального образования соответственно адаптивные учебные пособия курса «Педагогика» [30–35] и учебные пособия курса «Педагогика» [36–41]. В структуре подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 44.06.01 – «Образование и педагогические науки» также используется технология системно-педагогического моделирования, продуктами которой являются работы [30–41]. Специфика четырехуровневого воспроизводства научного или социального знания уникальна по структуре и возможностям, качество знания может быть определено в продуктах развития и саморазвития личности, благодаря рефлексии и визуализации результатов самоанализа (портфолио обучающегося, профессионально-педагогический кейс, образовательное портфолио и пр.) исследованы и оценены по объективным критериям и показателям достижений личности в выбранной плоскости деятельности.

Необходимо уточнить акмепедагогический и адаптивный аспекты использования всех ресурсов технологии системно-педагогического моделирования. Акмепедагогический продукт развития и саморазвития личности определяется ситуативно и персонифицированно. Ярким примером, иллюстрирующим качество и возможности появления продукта в полисубъектной, поликультурной среде, является личность-муза, ради которой или которого пишутся научные труды, рисуются картины, рождаются стихи и музыка, создаются технические изобретения, продвигается та или иная линия социального развития в модели современного гуманизма и поликультурной толерантности. Качество создаваемых продуктов лежит на самостоятельной личности, включенной в конкурентную борьбу и персонифицированный выбор оптимальных возможностей воспроизводства антропоресурсов. В качестве такого примера могут быть выбраны учебные пособия курса «Практическая педагогика» [24–26], в ресурсах которых определяется продуктивное задание, которое будущий педагог, пройдя несколько этапов профессионального обучения и анализа качества постановки и решения научно-педагогической проблемы, представляет кругу педагогов-ученых и педагогов-практиков, уникальное, авторское решение, опубликованное в научной или научно-практической статье. За 2014/2015 уч. год в структуре подготовки педагогов двух специальностей (бакалавриат) все студенты в выборке имели научные публикации (уровень конференции Международный), постановка проблемы которых корнями уходила в выбор направления уточнения и детализации понятийного аппарата современной педагогики как науки, задания брались из программно-педагогического обеспечения курса [24–26]. Технология системно-педагогического моделирования в акмепедагогической составляющей использования в развитии личности, включенной в систему непрерывного профессионального образования, благодаря определяемым единицам функциям ФГОС, позволяет создать качественное, востребованное программно-педагогическое обеспечение, возможности которого верифицируются и оптимизируются в личной практике педагога и обучающегося.

Адаптивный продукт развития и саморазвития личности определяется в контексте создаваемых специальных педагогических условий, обеспечивающих воспроизводство социального опыта в модели «хочу – могу – надо – есть» (рис. 1 и 2).

pic_82.wmf

Рис. 1. Модель «до» (до создания специальных педагогических условий)

pic_83.wmf

Рис. 2. Модель «после» (после создания специальных педагогических условий)

Использование специальных педагогических условий обеспечивает адаптивность постановки и решения детерминируемых задач развития личности. Качество реализации специальных педагогических условий – поликультурная единица и функция коррекции идей гуманизма в решении задач развития и саморазвития личности. По качеству постановки и решения задачи гуманизации поликультурной образовательной среды можно сделать выводы о гибкости-негибкости в визуализации и оптимизации выбора специальных педагогических условий, контролирующих с позиции права и этики научность и продуктивность педагогического и социального выбора. Поэтапное повышение качества решаемых задач и учет нормального распределения способностей в выборке обучающихся и субъектов профессионально-трудовых отношений позволяет в технологии системно-педагогического моделирования определить и уточнить, оптимизировать и детализировать качество решаемых задач (задачи могут быть определены и решены единолично и коллективно). Чем выше качество определяемых и решаемых задач – тем выше уровень жизни и личности, и общества. Вся практика развития образования и, в конечном счете, антропосреды определяется авторскими продуктами деятельности (изобретения, патенты, научные труды, программно-педагогическое обеспечение современного непрерывного профессионального образования и пр.), что определено в структуре модели формирования культуры самостоятельной работы личности и технологии системно-педагогического моделирования.


Библиографическая ссылка

Козырева О.А. ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 355-359;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35750 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674