Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Лаврентьев С.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
В настоящей статье, раскрыты теоретико-методологические и прикладные аспекты проблемы профессионального развития конкурентоспособности и становления личности будущего специалиста. Уточняется сущность и раскрывается содержание основных направлений и механизмов в постановке и решении проблем профессионально-личностного развития конкурентоспособности будущего специалиста. В статье предложены подходы к решению актуальной проблемы развития конкурентоспособности будущего специалиста, которая обусловлена динамикой социально-экономических и политических преобразований, происходящих в стране и за ее пределами, современными условиями глобализации рынка трудовых ресурсов, необходимости модернизации традиционно сложившейся системы образования. Следовательно, потребность в овладении новым социально-экономическим и профессиональным опытом является характерной особенностью современного этапа развития общества и связана она с появлением новых профессий, обострением конкуренции на рынке квалифицированного труда, глобальными переменами в самой структуре постиндустриального социума.
конкурентоспособность
будущий специалист
профессиональное и личностное развитие
1. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 145. – С. 28–43.
2. Грейсон Джексон К. младший, О’Делл Карла. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 2004. – 320 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134.
4. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Социально-экономические и педагогические предпосылки формирования конкурентоспособности будущего специалиста в образовательном процессе современного университета / С.Ю. Лаврентьев, Д.А. Крылов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: www.science-education.ru/128-22145.
5. Лаврентьев, С.Ю., Крылов Д.А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе / С.Ю. Лаврентьев, Д.А. Крылов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/ 121-18305.
6. Митина Л.М. Теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение обучения и личностно-профессионального развития персонала организации // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2012. – Т. 17. – № 1. – С. 13–22.
7. Ivanenko N.A., Lavrentiev S.Y., Khrisanova E.G., Tenyukova G.G., Kuznetsova L.V., Yakovlev S.P. & Shvetsov N.M. Basic Principles for Forming Teaching Staffs’ Competitiveness in Vocational Training Institutions. Review of European Studies. – 2015. – Vol. 7, № 5. – Р. 118–123 http://dx.doi.org/10.5539/res.v7n5p118. DOI:10.5539/res.v7n5p118.
8. Lavrentiev S.Y., Krylov D.A., Komelina V.A., Arefieva S.A. Theoretical Approaches to the Content and Structure of Competitiveness of Future Teacher. Review of European Studies. – 2015. – Vol. 7. № 8. – Р. 233–239. http://www.ccsenet.org/journal/index.php/res/issue/view/1324. DOI: 10.5539/ res.v7n8p233.

В условиях глобализации рынка трудовых ресурсов, динамизма социально-экономических и политических преобразований, происходящих в стране и за ее пределами, модернизации традиционно сложившейся системы образования, все большую актуальность приобретает проблема повышения конкурентоспособности специалистов.

На повестке дня перед современным государством стоят задачи удовлетворения растущих потребностей общества в повышении эффективности подготовки конкурентоспособного работника, способного в условиях рыночных трансформаций поддерживать достаточно высокий уровень профессиональной мобильности, основанной на личностно-профессиональном самоопределении, диверсификации форм трудовой деятельности.

В соответствии с этим насущная потребность в овладении новым социально-экономическим и профессиональным опытом будущего специалиста является характерной особенностью современного этапа развития общества. В качестве предпосылок которого можно обозначить в первую очередь появление новых профессий, обострение конкуренции на рынке квалифицированного труда. Они напрямую связаны с глобальными переменами в самой структуре постиндустриального социума, все чаще опирающегося на современные информационно-коммуникационные технологии. Во-вторых, функциональная трансформация знания ведет к разрушению стереотипов о традиционных формах профессионализации, которые также претерпевают глубокие изменения.

Актуальность проблемы личностно-профессионального развития конкурентоспособности личности диктуется, прежде всего, весомостью профессионализации в жизнедеятельности человека. А успешность профессионализации детерминировано его личными качествами, значимостью творческой реализации специалиста, главным образом в области профессиональной деятельности.

Цель исследования. В соответствии с вышеизложенным целью исследования является определение и содержательное раскрытие теоретическо-методологических и прикладных аспектов решения актуальной проблемы профессионального развития конкурентоспособности и становления личности будущего специалиста.

Материалы и методы исследования

Основным материалом послужили исследования, полученные в ходе анализа целостного педагогического процесса профессиональной подготовки 74 студентов 2–5 курсов Марийского государственного университета по следующим направлениям: «Профессиональное обучение», «Педагогическое образование», научные изыскания отечественных и зарубежных исследователей, затрагивающих проблемы личностного и профессионального развития специалиста, а также многолетний опыт работы автора, в том числе в системе высшего образования. Достоверность и обоснованность процесса и результатов научных изысканий выстраивается в русле исходных теоретических положений, ведущих идей о диалектическом единстве сознания и деятельности, научно обоснованных выводов с опорой на данные современной психолого-педагогической науки; использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам.

Результаты исследования и их обсуждение

Период глубоких социально-экономических, ценностных, профессионально-личностных трансформаций сопряжен с преодолением целого ряда проблем. Проблемы, стоящие перед отечественной экономикой, обусловлены новыми глобальными кризисами, являющимися следствием как внутрироссийских барьеров, так и внешних негативных тенденций общемирового развития. Разработчики «концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» указывают на четыре таких вызова:

– к первому вызову специалисты относят нарастание темпов внутрироссийской и общемировой конкуренции, которая наряду с аллопатически сложившимися рынками техники и технологий, человеческих ресурсов, товарно-финансовой сферой охватывает систему государственно-муниципального управления, инновационной деятельности, развития личности;

– второй вызван ожидаемым новым этапом технико-технологических пертурбаций, усиливающейся роли инновационного социально-экономического развития государства, а также снижением влияния многих традиционных факторов роста;

– исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития авторы документа видят в третьем вызове;

– с четвертым эксперты связывают вызов, обусловленный ростом значимости человеческого капитала как главного источника повышения уровня конкурентоспособности современной инновационной экономики. Определяется он в большей степени качеством профессиональной подготовки человеческих ресурсов, уровнем их социализации и кооперационности [3].

Отсюда следует усиление и непрерывное обновление требований государственных структур, предпринимательского сообщества к качеству процесса образования и образовательных результатов к социально зрелой личности, повышающей профессиональное мастерство; к подготовке компетентного, владеющего специальными знаниями, умениями в сфере инновационных технологий, обладающего творческим мышлением и профессиональной мобильностью конкурентоспособного работника.

Принимая во внимание имеющуюся необходимость и своевременность решения выявленной проблемы, развитие конкурентоспособности студентов станет более эффективным по сравнению с широко распространенной практикой в том случае, когда личностно-профессиональная конкурентоспособность трактуется как способность мобилизовать личные качества и выстроить стратегию своих действий сообразно системным целевым установкам образовательного процесса вуза.

Нуждаясь в качественно новых методах адаптивно-флексибильного включения выпускника вуза в трудовую деятельность, перемены в среде профессионального развития сопровождаются изменениями в самой личности, предъявляют иные требования к конкурентоспособности личности [1].

В настоящее время в российской научной литературе и зарубежных изданиях еще не сложилось целостного, универсального представления о профессиональном развитии личности и личностном развитии специалиста до высокого конкурентоспособного уровня. В зависимости от цели, задач, объекта изучения отечественные и иностранные ученые и практики наполняют его различным смысловым контекстом.

Во многих работах, посвященных вопросам формирования структуры личности конкурентоспособного специалиста, акцентируется внимание на роли и значении установок, актуализации развития его потенциала (В.И. Андреев, В.Г. Леонтьев, И.Д. Лушников, В.Г. Максимов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Г. Проскурякова и др.).

Анализ научной экономико-управленческой литературы, работ в сфере педагогики, психологии, социологии в рамках поставленной проблемы позволил условно распределить исследования на две группы – личностного и профессионального развития конкурентоспособности специалиста с выходом на процессы интегративного характера.

Придерживаясь суждения, согласно которому профессиональное развитие является структурным компонентом целостного развития личности, этот процесс можно характеризовать в философском, психолого-педагогическом, социально-экономическом аспектах.

В социологических исследованиях анализируются главным образом «проблемные зоны» процесса развития конкурентоспособности учащихся, изучается историческое развитие взглядов на его проблематику в рамках теории «обучающей организации». Сущность теории заключается в том, что обучение личности ведет ее к социальной адаптации к условиям меняющегося рынка.

Экономические изыскания опираются на теорию «человеческого капитала», понимаемого как накопленный человеком определенный набор знаний, навыков, способностей, умений и т.п. (то есть его компетентности), которые способствуют росту производительности человека.

Научной базой для педагогических исследований, касающихся проблем развития конкурентоспособности, является системный подход к обучению, парадигма непрерывного образования каждого человека на протяжении всей жизни (life learning process), а также построение эффективных моделей обучения, посредством которых приобретаются новые знания, навыки, умения, дающие конкурентные преимущества в дальнейшей профессиональной деятельности [4, 5].

Психологические исследования исходят из аксиомы о единстве процессов обучения и развития человека, научно верифицирована доминирующая роль когнитивных установок в формировании структуры личности специалиста. Доказывается их существенное влияние на деятельностную, эмоциональную и волевую направленность. Психологические основания преследуют цель поиска и дальнейшего совершенствования тех профессионально значимых личностных качеств, которые обусловливают успешное развитие конкурентоспособности человека в профессии.

В свою очередь, исследование и анализ работ теоретико-методологического плана по проблемам развития конкурентоспособности личности будущего специалиста условно нами разделены на три группы, направленные:

− на исследование, выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование необходимых качеств, способностей личности, на моделирование образа идеального специалиста;

− на выявление барьеров роста определенных профессионально значимых качеств и умений специалиста в рамках конкретной профессии и поиском наиболее эффективных методов их преодоления на различных этапах профессионального обучения;

− определение доминирующих принципов, закономерностей, условий и направлений развития личности и профессионального становления на всех стадиях обучения будущего специалиста, поиска оптимальных путей (инновационные методы обучения, педагогические стратегии и современные образовательные технологии), особенности образовательно-воспитательной среды и связей вуза с работодателями, профессиональными объединениями и предпринимательским сообществом.

Теоретический поиск, анализ эмпирического материала по ключевым проблемам профессионального становления и развития личности специалиста указывает на то, что российскими исследователями делаются акценты на профессиональном и учебно-профессиональном характере процесса развития личности.

Весьма значимы в этом плане выводы Н.С. Пряжникова, который рассматривает профессиональное становление как продолжительный процесс развития человека, начиная с этапа формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. По его мнению, центральную роль в этом процессе занимает профессиональное самоопределение. Профессиональное развитие, с точки зрения Л.М. Митиной, неотделимо от личностного: в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности – творческой самореализации [6].

Многочисленными теоретико-эмпирическими исследованиями выявлено, что биологическое и социальное в профессиональном становлении личности являются предпосылками исходя из которых человек выстраивает свою жизнь в избранной профессии. Особую роль в этом процессе, психологи и педагоги отводят активности самого человека.

Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях вопросы профессионального развития изучаются в рамках процессов профессионализации, профессиональной активности и профессионального становления.

Проведенный анализ литературы позволяет вычленить общее в понимании профессионального развития личности – это обусловленный социальными условиями и обстоятельствами процесс целостного развития личности как активного участника профессиональной деятельности (в том числе активного на этапе профессионального выбора и подготовки). К наиболее существенным условиям уместно отнести следующие:

– реализация принципа дополнительности (В.А. Извозчиков), который предполагает интеграцию дополнительных образовательных ресурсов (расширение субъектной сферы обучения, использование широкого спектра видов познавательной деятельности студента вуза, дополнение содержательной части учебного материала, соответствующего образовательным потребностям учащихся и др.) для обеспечения целостности и завершенности процесса обучения в условиях современного университета;

– обеспечение направленности личности на интегральный результат всех составляющих целостного образовательного процесса;

– непрерывность, обусловленная необходимостью обеспечения поступательного развития личности на всем жизненном пути, что неизбежно побуждает связывать ее с временным фактором, чередованием периодов институционально организованной учебной деятельности и самообразования, саморазвития, ступенчатостью и многоуровневостью профессионального образования.

Как видим, представления о личности конкурентоспособного профессионала обусловлены необходимостью системного выявления предстоящих к выполнению профессиональных функций, векторно направленных к адекватной рефлексии роли человеческого потенциала в профессии, а также сфокусированы на пересмотр целей профессиональной деятельности в сторону более полной ориентации на потребности ее полноценного развития.

Разработке таких представлений о личности конкурентоспособного специалиста посвящены многочисленные исследования. Сформулированы они и в труде американских экономистов Грейсона К. Джексона младшего и О’Делла Карла – «Американский менеджмент на пороге XXI века», ставшего руководством по теории и практике современного управления. Авторы монографии полагают, например, что в конкурентоспособной стране ее гражданам следует владеть высоким средним уровнем функциональной грамотности, определенными основами знаний о мире, в области математики, статистической грамотности, научной методологии. Были также выделены способности к наблюдению за процессами, умения анализировать их, а также владение способами интерпретации результатов и осуществление конкретных действий для их улучшения, умения работать в команде, способность нести ответственность за свои поступки, стремление к постоянному обучению и адаптации к переменам [2].

Теоретические и эмпирические результаты исследований, включенные и невключенные наблюдения дают основания для утверждения целесообразности каждому специалисту наряду с разносторонним развитием себя как личности и субъекта профессиональной деятельности развивать свои «сильные стороны», которые отличают его от других, делают уникальным и неповторимым, подлинной индивидуальностью, личностью особенно значимой и привлекательной [7, 8].

Заключение

Таким образом, продолжающиеся поиски иных, отличных от упомянутых выше подходов к проектированию, теоретическо-эмпирической верификации цели и задач подготовки студентов современного университета обусловлены различного рода внутренними и внешними факторами, свидетельствуют о необходимости осуществлять поиск специфики личностно-профессионального развития конкурентоспособности студента современного вуза, ее отличительных черт. Предпринятый анализ обозначенных выше направлений изучения проблемы повышения профессионального и личностного развития конкурентоспособности, раскрывает психолого-педагогические начала разработки, последующей успешной реализации программ формирования опорных качеств, их экспериментальной проверки, отбора эффективных методов и педагогических технологий.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-16-12005.


Библиографическая ссылка

Лаврентьев С.Ю. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-1. – С. 157-161;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35711 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674