Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Переверзев А.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
В данной статье рассматривается проблема профессиональной подготовки военнослужащих-контрактников в системе среднего профессионального военного образования, способных эффективно исполнять свои должностные обязанности. Цель данной статьи состоит в обосновании педагогических условий формирования у курсантов военного вуза ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности в процессе получения среднего профессионального военного образования. В число этих условий автор включает ориентацию педагогического взаимодействия на трансляцию офицерами, преподавателями, командирами, сержантами и другими субъектами норм безопасного поведения и ценностного отношения к ним; направленность организованной военно-профессиональной деятельности на формирование ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности; организацию самообразования и самостоятельного профессионального развития. Методологической основой сформулированных автором положений явился личностно-деятельностный подход, рассматривающий личность и как субъект, и как продукт деятельности.
военно-профессиональная деятельность
ценностное отношение к безопасности в военно-профессиональной деятельности
1. Алехин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / ред. И.А. Алехин. – М.: Военный университет, 2003. – 377 с.
2. Барабанщиков A.B. и др. Основы военной психологии и педагогики / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко. – М.: Просвещение, 1988. – 269 с.
3. Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса / Л.А. Витвицкая // Вестник ОГУ. Т. 1. Гуманитарные науки. – 2005. – № 10. – С. 78–83.
4. Гущина Л.И. Диагностика проблем педагогического взаимодействия и определение способов их решения в деятельности учителя: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Гущина Людмила Ивановна. – СПб, 2007.– 16 с.
5. Дятчина Ж.М. Взаимодействие классного руководителя и комсомольской организации класса в формировании общественной активности старшеклассников: автореф. …дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Дятчина Жанна Михайловна. – М., 1979. – 15 с.
6. Ермолина М.А. Формирование мотивации профессионального самообразования курсантов вузов ГПС МЧС России, обучающихся по специальности «Юриспруденция»: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Ермолина Мария Александровна. – СПб., 2008. – 22 с.
7. Калюжный А.С. Профессиональное самовоспитание военнослужащих / А.С. Калюжный. – Ниж. Новгород: НГТУ, 2004. – 22 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 352 с.
9. Манукян А.Р. Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров / А.Р. Манукян / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – № 44. – С. 109–119.
10. Передня Д.Г. Самообразование курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ и его институциональное регулирование: Социологический анализ: автореф. дис. ...канд. социол. наук: 22.00.08 / Передня Дмитрий Григорьевич. – М., 2003. – 24 с.

Среднее профессиональное военное образование обеспечивает Вооруженные Силы специалистами по эксплуатации высокотехнологичных вооружения и военной техники, а также специалистами по управлению первичными воинскими коллективами. Существующая практика обучения и воспитания военнослужащих характеризуется когнитивным подходом к обеспечению безопасности военно-профессиональной деятельности, основанным на теориях мотивации самосохранения и предполагающим лишь опосредованное влияние на личность. Такой подход мы считаем устаревшим и недостаточно эффективным, с точки зрения современной психологии и педагогики труда.

Военно-профессиональная деятельность предъявляет большое число требований к личности военнослужащего. Облик военного профессионала формируется в процессе всей профессиональной карьеры, от момента выбора профессии и до окончания военной службы, решающая роль в этом процессе принадлежит профессиональному военному образованию [2].

Обращаясь к понятию безопасности в военно-профессиональной деятельности, отметим, что суть данного понятия заключается в поддержании условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности. Безопасность в военно-профессиональной деятельности обеспечивается целенаправленной деятельностью органов военного управления и должностных лиц, направленной на сохранение жизни и здоровья военнослужащих, организацию безопасных условий всех видов жизнедеятельности войск, а также анализ, прогнозирование и ограничение факторов, являющихся причиной гибели и травматизма личного состава при исполнении обязанностей военной службы.

Исходя из того факта, что обучающийся является активным субъектом своей профессиональной подготовки, мы считаем, что эффективность профессиональной подготовки военнослужащих зависит не только от их знаний, умений и навыков, но и от степени сформированности у них ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности.

Данное положение не теряет своей актуальности и тогда, когда речь идет о формировании профессионализма у военнослужащих-контрактников. В результате реформы, проводимой в Вооруженных Силах РФ (комплектование их военнослужащими-контрактниками), возросло число военнослужащих данной категории. Перед системой среднего профессионального образования встала задача обеспечить Вооруженные Силы РФ специалистами по эксплуатации высокотехнологичных вооружения и военной техники, а также специалистами по управлению первичными воинскими коллективами. Однако, как показывают результаты нашего исследования, именно этой категории военнослужащих зачастую свойственны закрепившиеся действия, не соответствующие критерию безопасного поведения, которые они могут в дальнейшем передавать как нормы действий в различных ситуациях военно-профессиональной деятельности.

Остановимся еще на одном важном для нас вопросе. Ценность – это свойство какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. В системе ценностей военнослужащего основополагающее значение имеет такая моральная ценность, как долг.

Долг – категория, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Безусловно, защита Отечества является долгом и обязанностью каждого военнослужащего, но наряду с этим не менее важным является ценность жизни и здоровья как самого военнослужащего, так и окружающих его людей.

Развитие профессионала в процессе получения среднего профессионального военного образования обусловливает его осознанное, внутренне мотивированное поведение в ходе выполнения задач военно-профессиональной деятельности, характер которого связан не с контролем и санкциями, а с профессионально важными качествами личности, ее установками, нормами и правилами.

Важное место в системе формирования ценностного отношения курсантов военных вузов к безопасности в военно-профессиональной деятельности занимают педагогические условия, создаваемые в процессе их подготовки. Эффективность формирования ценностного отношения курсантов к безопасности в военно-профессиональной деятельности может обеспечиваться посредством соблюдения совокупности следующих педагогических условий:

– ориентация педагогического взаимодействия на трансляцию офицерами, преподавателями, командирами, сержантами и другими субъектами норм безопасного поведения и ценностного отношения к ним;

– направленность организованной военно-профессиональной деятельности на формирование ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности;

– организация самообразования и самостоятельного профессионального развития.

Рассмотрим данные условия более подробно.

Педагогическое взаимодействие, способствующее формированию ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности, представляет собой вид внутрисистемной связи, возникающий в образовательном процессе, целенаправленно и мотивированно поддерживаемый офицерами, преподавателями, сержантами, солдатами и другими субъектами в процессе совместной деятельности по реализации содержания среднего профессионального военного образования.

Приведенное определение базируется на положениях, высказанных Л.А. Витвицкой [3], Л.И. Гущиной [4], Ж.М. Дятчиной [5] и др. Авторы рассматривают сам образовательный процесс как полиморфное и многоплановое взаимодействие его субъектов, в ходе которого происходит взаимное обогащение смыслом совместной деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

Целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса осуществляется в процессе учебных занятий и воспитательной работы с военнослужащими, обучающимися по программам среднего профессионального военного образования. Целям формирования ценностного отношения курсантов военных вузов к безопасности в военно-профессиональной деятельности могут служить практически все виды учебных занятий:

– лекционные занятия. Лекции по специальным дисциплинам, которые касаются выполнения задач по предназначению, обеспечивают формирование представлений об угрозах жизни и здоровью в каждом конкретном случае, способах защиты и алгоритмах безопасных действий;

– семинарские занятия. В ходе этих занятий организуется осмысление курсантами ситуаций, обеспечивающее интериоризацию ценностей здоровья и безопасности, перевод моральных норм безопасного поведения в нравственный план;

– практические занятия, стрельбы, тактические занятия и учения, занятия с вооружением и техникой. В них моделируются ситуации, в которых действуют опасные и вредные для жизни и здоровья военнослужащих факторы, отрабатываются действия личного состава.

Особое значение имеет взаимодействие курсантов в системе воспитательной работы и в повседневной военно-профессиональной деятельности. В воспитательной работе необходимо использовать такие формы работы, как обмен опытом военно-профессиональной деятельности, встречи с профессионалами, беседы, экскурсии, просмотр видеофильмов и т.д. В повседневной деятельности взаимодействие осуществляется через показ и демонстрацию алгоритмов безопасного поведения, моделирование учебных ситуаций, связанных с опасностью, их обсуждение и подведение итогов.

Формирование ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности в процессе получения профессионального военного образования, как мы считаем, во многом обеспечивается самой соответствующим образом организованной военно-профессиональной деятельностью.

Общими условиями организации военно-профессиональной деятельности на ступени среднего профессионального военного образования являются:

– поддержание высокой воинской дисциплины;

– обеспечение удовлетворительного морально-психологического состояния и состояния здоровья курсантов;

– соблюдение определенных Уставом внутренней службы ВС РФ правил внутреннего порядка;

– обеспечение социальной защиты курсантов в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Во-первых, ведущим здесь выступает деятельностный подход, согласно которому качества личности развиваются и одновременно проявляются в деятельности [8].

Во-вторых, военнослужащие находятся на контрактной службе. Они выполняют полноценную профессиональную роль, являются субъектами военно-профессиональной деятельности, которая для них не ограничивается только учебой.

В-третьих, среднее профессиональное военное образование менее теоретизировано, чем высшее; оно предусматривает практико-ориентированное обучение, при этом развитие ценностного отношения курсантов к безопасности в военно-профессиональной деятельности связано с их профессиональным опытом.

В-четвертых, в возникающих или специально смоделированных профессиональных ситуациях формируется опыт личного безопасного поведения, а также опыт организации относительно безопасного выполнения боевых задач.

Военно-профессиональная деятельность, влияющая на формирование ценностного отношения курсантов к безопасности в военно-профессиональной деятельности, таким образом, может быть определена как целенаправленная активность курсантов при решении повседневных или специально смоделированных профессиональных и учебно-профессиональных задач, в ходе которой формируются и проявляются личностные качества, определяющие его безопасное поведение.

Основу содержания самообразования военнослужащих в процессе получения среднего профессионального военного образования составляет приобретение ими систематических знаний в различных областях науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося, основанный на осознании противоречия между имеющимися и необходимыми для профессионального роста знаниями, умениями и навыками. В широком смысле под самообразованием понимаются все виды самостоятельной работы занимающегося над изучаемым материалом [6; 10].

Наибольшая эффективность самообразования достигается в том случае, когда военнослужащий глубоко и самокритично оценивает исходный уровень своих знаний и умений, четко определяет программу их совершенствования, учитывает оценку своей деятельности со стороны начальников и товарищей по службе.

В системе самообразования исключительно важное значение имеет умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, способности быстро находить нужные данные, сведения, быстро и правильно их оценивать, оперативно определять пути и условия их использования в теоретической или практической деятельности. Среди видов самообразования, наиболее актуальных для системы среднего профессионального военного образования, мы, исходя из собственного опыта, отметим чтение, самостоятельные упражнения и тренировки, целенаправленное наблюдение за деятельностью своих товарищей, старших начальников, прослушивание лекций, докладов, радиопередач, просмотр телепередач и кинофильмов, посещение музеев, выставок и др.

В органичном единстве с самообразованием следует рассматривать и самостоятельное профессиональное развитие обучаемого в процессе получения среднего профессионального военного образования. И.А. Алехин [1], А.С. Калюжный [7], А.Р. Манукян [9] трактуют этот процесс как целеустремленную деятельность военнослужащих по формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанным стремлением отвечать требованиям военной службы и деятельности и с личной программой развития. В ходе самостоятельного профессионального развития все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного изучения и изменения.

К числу важнейших внутренних предпосылок, определяющих эффективность самостоятельного профессионального развития курсантов в процессе получения профессионального военного образования, следует отнести:

– потребности и мотивы, побуждающие курсантов к работе над собой;

– развитое самосознание и самокритичность, позволяющие объективно оценить свои достоинства и недостатки;

– здоровое чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения;

– определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования;

– знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой;

– сознательная установка на разностороннее самостоятельное профессиональное развитие;

– психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе.

Самообразование и самостоятельное профессиональное развитие в интересах формирования ценностного отношения курсантов к безопасности в военно-профессиональной деятельности можно определить как часть целеустремленной самостоятельной работы военнослужащего по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию качеств личности, осуществляемая в том случае, когда военнослужащий осознал ее необходимость для эффективного выполнения обязанностей военной службы.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что эффективность профессиональной подготовки курсантов зависит не только от знаний, умений и навыков, но и от степени сформированности у них ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. Эффективность формирования ценностного отношения курсантов к безопасности в военно-профессиональной деятельности может быть обеспечена совокупностью таких педагогических условий, как ориентация педагогического взаимодействия на трансляцию офицерами, преподавателями, командирами сержантами и другими субъектами норм безопасного поведения и ценностного отношения к ним; должным образом организованная военно-профессиональная деятельность; организация самообразования и самостоятельного профессионального развития.


Библиографическая ссылка

Переверзев А.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3. – С. 548-551;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35671 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674