Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Каримова Л.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Статья посвящена проблеме поиска и разработки новых форм контроля знаний и компетенций студентов педагогического вуза в процессе хормейстерской подготовки. Анализируется метод педагогического тестирования как один из способов оперативного, экономичного и объективного метода оценки знаний, широко используемый для диагностирования уровня сформированности профессиональных компетенций студентов и применяемый как компонент мониторинга качества подготовки бакалавра музыкального образования. Обосновывается применение деятельностно-компетентностного подхода к усвоению отдельных учебных курсов и в целом к образованию в вузе, в связи с чем хормейстерская подготовка рассматривается в статье как интегративный процесс, в котором приобретение определенных знаний, практических умений и опыта деятельности происходит через комплексное и последовательное обогащение содержательного и деятельностного компонентов образования. Анализируются существующие тестовые материалы по дисциплинам дирижерско-хорового цикла, разработанные преподавателями Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы для направления «Педагогическое образование» профиль «Музыкальное образование, профиль по выбору». Предлагается создание единого интегративного теста, состоящего из системы заданий, нацеленных на обобщенную итоговую аттестацию, что позволит сформировать итоговый компетентностный тест для оценки достижения запланированных результатов обучения и уровня сформированности компетенций, заявленных в образовательной программе.
компетентностный подход
тестовый контроль
хормейстерская подготовка студентов педагогического вуза
1.Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа// Педагогика. – 2005. – №4. – С. 19–27.
2.Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/ А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
3.Дятлова К.Д., Гаврилова М.А., Колпаков И.А. Опыт создания компетентностного итогового теста// Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского. – 2013. – №2 (1). – С.11–15.
4.Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. – М.: Университетская книга. Логос, 2009. – 272 с.
5.Каримова Л.Н. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе хормейстерской подготовки студентов педагогического вуза// Фундаментальные исследования. – 2014. – №3. – Ч.2 – С.393–396.
6.Каримова Л.Н. Хормейстерская подготовка студентов педагогического вуза: учебно-методическое пособие// Изд-во: БГПУ им.М.Акмуллы. – 2015. – 76 с.
7.Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения привнес значительные изменения в цели отечественной системы образования, ориентируя на поиск новых решений организационно-технологических и научно-методических вопросов подготовки бакалавров музыкального образования к будущей профессиональной деятельности. Введение компетентностного подхода к оценке результатов образования повлекло за собой создание новой системы оценочных средств, где «...на первый план выходит не объем усвоенных знаний или алгоритмы их воспроизведения по образцам, а ключевые компетенции, творческий подход к решению учебных и жизненных проблем, умения самостоятельно приобретать знания и применять их в ситуациях, близких к будущей профессиональной деятельности» [4, с.2].

Рассматривая компетентность как интегральный показатель качества образования, многие исследователи, как отмечает В.Хутмахер (Walo Hutmacher), соглашаются с тем, что компетенция ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». «Знаю, что» относится к атрибутам традиционной знаниевой парадигмы, а «знаю, как» больше связано со «знаниями в действии», что обосновывает применение деятельностно-компетентностного подхода (Ф.Г.Ялалов) к усвоению учебных курсов и вцелом к образованию [7].

Внедрение компетентностного подхода, по мнению ряда исследователей [3, с.12], не отменяет, но интегрирует, объединяет все прогрессивные педагогические подходы, используемые в современном высшем образовании: личностно ориентированный, культурологический, деятельностный и т.д. При этом единственный метод диагностики и аттестации, используемый всеми этими подходами, согласно авторам, это метод педагогического тестирования. Являясь одним из способов оперативного, экономичного и объективного метода оценки знаний, тестирование широко используется для диагностирования уровня сформированности профессиональных компетенций студентов, в том числе по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Музыкальное образование» при изучении дисциплин хормейстерской подготовки.

Тестовая форма контроля знаний студентов музыкального отделения по дисциплинам хормейстерской подготовки применяется как компонент мониторинга качества подготовки бакалавра музыкального образования, позволяя решить следующие задачи: закрепление и систематизация учебного материала в области вокально-хорового исполнительства; установление «обратной связи» между преподавателем и студентами, позволяющая оценивать динамику усвоения учебного материала; контроль за аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работой студента; применение полученных знаний и умений на практике; самоконтроль и самооценка студентами своих пробелов в знаниях по вопросам вокально-хорового искусства; мотивация и стимулирование студентов к систематическому обучению, к качественной подготовке к промежуточному и итоговому контролю по дисциплинам дирижерско-хорового цикла. Кроме этого, осуществление контроля в такой форме дает возможность оценивать действительный уровень усвоения учебного материала и сформированности компетенций в области хормейстерской подготовки и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса по освоению дисциплин данного направления.

В области музыкального образования при подготовке высших педагогических кадров дисциплины дирижерско-хорового цикла занимают значительное место. Это «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Класс хорового дирижирования и чтение хоровых партитур», «Хороведение и хоровая аранжировка», «Школьно-песенный репертуар», «Организация певческой деятельности». Выбор вышеперечисленных дисциплин обусловлен решением задач всесторонней хормейстерской подготовки бакалавров музыкального образования и предполагает комплексное и последовательное приобретение теоретических знаний и практического опыта освоения учебного материала, результатом которого должна стать сформированность общекультурных и профессиональных компетенций, обусловленных профилем.

В учебном плане подготовки бакалавра по направлению 44.03.05.62 профиля «Музыкальное образование (профиль по выбору)» Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы в группе дисциплин хормейстерской подготовки обозначены следующие компетенции, которые должны быть сформированы у студентов по окончании изучения курсов данного направления:

ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ПК-6-готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;

ПК-9 - способность разрабатывать и реализовать с учетом отечественного и зарубежного опыта культурно-просветительские программы;

ПК-10 -способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

ПК-11 - готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования.

Дисциплины хормейстерской подготовки, имея четкую практико-ориентированную направленность, проводятся преимущественно в форме практических занятий, что позволяет реализовать деятельностный подход к образованию, лежащий в основе компетентностного подхода, предполагающего «формирование прагматически ориентированных универсальных (ключевых) и профессиональных компетенций» [2, с.121] и требующего «сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы: в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания; в содержании образования; в деятельности учителя, преподавателя, обучающихся; в технологическом обеспечении образовательного процесса; в образовательной среде» [там же, с.122].

По мнению исследователей А.А.Вербицкого и О.Г.Ларионовой, «реализация компетентностного подхода невозможна в традиционном объяснительно-иллюстративном обучении, настроенном на передачу образцов попредметно разбросанных знаний, умений и навыков» [там же, с.121]. Постепенность введения дирижерско-хоровых дисциплин в образовательный процесс подготовки бакалавра музыкального профиля в БГПУ им.М.Акмуллы позволяет системно и последовательно накапливать хормейстерские знания и умения, постоянно обогащая содержание деятельности через реализацию освоенных навыков в практике работы с вокально-хоровым коллективом на старших курсах, обеспечивая тем самым формирование индивидуального осознаваемого личного опыта студента, связанного с его будущей профессиональной деятельностью.

Так, дисциплина «Класс хорового дирижирования и чтение хоровых партитур», ведется на протяжении всего курса обучения, с первого по восьмой семестр. Она проводится в форме индивидуальных практических занятий, целью которых является формирование готовности к применению навыков и приемов дирижерской техники в процессе управления хоровым коллективом (ансамблем) и осуществлению на профессиональном уровне вокально-хоровой работы. Впроцессе изучения дисциплины студенты овладевают системой знаний по истории и теории хорового дирижирования, вырабатывают точность двигательной координации дирижерской техники, занимаются освоением разнообразных мануальных приемов, направленных на достижение наилучшей ансамблевой звучности для раскрытия идейно-образного содержания произведения и создания творческих исполнительских интерпретаций [6, с.8].

Курс «Хороведение и хоровая аранжировка» изучается во втором семестре и проводится в форме лекционных, практических и семинарских занятий. На лекциях рассматриваются наиболее сложные историко-теоретические и методические вопросы, практические и семинарские занятия направлены на закрепление пройденного в ходе лекций учебного материала. Впроцессе изучения дисциплины студенты знакомятся с основными историческими этапами развития хорового исполнительства, художественно-исполнительскими возможностями хорового коллектива, классификацией певческих голосов и особенностей развития детского голоса, методами разработки вокально-хоровых занятий, методологическими основами репетиционно-исполнительского процесса. Вразделе «Хоровая аранжировка» студенты знакомятся с аранжировками, переложениями и обработками, выполненными выдающимися хоровыми композиторами, а также приобретают навыки переложения и аранжировки вокально-хоровых произведений на разные составы хора или ансамбля, постигая и закрепляя знания о художественных возможностях и особенностях звучания различных типов и видoв хоров [6, с.27].

Дисциплина «Хоровой класс и практическая работа с хором» представляет собой существенный раздел хормейстерской подготовки, изучается с третьего по восьмой семестр. Являясь практическим средоточием всех выше перечисленных дисциплин, «Хоровой класс и практическая работа с хором» аккумулирует содержание, цели и задачи каждого предмета в отдельности, позволяя наряду с приобретением новых знаний, умений и навыков применять их в практико-ориентированной деятельности. Занятия в хоровом классе направлены на приобретение навыков всестороннего общения с хоровым коллективом. Во-первых, это участие студентов в хоре в качестве певцов, позволяющее им осваивать вокально-хоровые навыки в процессе пения в хоровом ансамбле, разбирая и исполняя лучшие образцы хорового творчества; во-вторых, это практическая работа с хором, где каждый студент выступает в качестве дирижера, хормейстера, овладевая профессиональными компетенциями в области хормейстерской подготовки, пробуя себя в качестве руководителя, пробуя свои организаторские, педагогические и музыкально-исполнительские способности [6, с.49].

Таким образом, хор музыкального отделения педагогического вуза, выполняя функции учебного и исполнительского коллектива и практически соединяя в себе учебное содержание, цели и задачи каждого предмета дирижерско-хорового цикла, является своего рода творческой лабораторией по подготовке будущих учителей музыки к реализации своих профессиональных компетенций в области дирижерско-хоровой (хормейстерской) подготовки [6, с.58].

В организации процесса хормейстерской подготовки студентов нашего вуза внедряются интерактивные формы и методы обучения, значительно активизирующие образовательный процесс, разрабатываются интерактивные упражнения и задания, обеспечивающие становление индивидуального личного опыта студента, связанного с его будущей профессиональной деятельностью, позволяющие осуществлять контроль за усвоением учебного материала на качественно новом уровне. Втаблице [5, с.395] представлены формы и методы, используемые как в экспериментальных программах и курсах, так и втрадиционном учебном процессе на лекционных, практических, групповых и индивидуальных занятиях.

Интерактивные формы и методы в процессе хормейстерской подготовки студентов педагогического вуза

Формы и методы

Дисциплины хормейстерской подготовки

Хоровой класс и практическая работа с хором

Класс хорового дирижирования

Школьно-песенный репертуар

Хороведение и хоровая аранжировка

Работа в малых группах

Хормейстерская работа студента по разучиванию произведений по партиям, пение дуэтами, трио, квартетами

Работа с малым вокальным ансамблем над хоровой миниатюрой, смена дирижера

Парная работа над школьным репертуаром, попеременное исполнение роли учителя и ученика

Парная подготовка презентаций, докладов, представление аранжировки

Уроки-семинары

Конференция по вопросам хорового исполнительства, кейс-метод после посещения хорового концерта

Дискуссия, дебаты по вопросам интерпретации хоровых произведений, конференции по вопросам дирижирования

Дискуссии и дебаты по составленным школьно-песенным репертуарам для разных возрастов

Семинары с использованием видеокейса (метода коллективного анализа ситуаций) по вопросам хороведения

Деловые игры

Тренинги общения, ораторского мастерства, психологической саморегуляции перед публичным выступлением

Тренинг лидерства, развития презентационных навыков, креативности, прогнозирования поведения, выработки стресс устойчивого поведения

Тренинг развития презентационных навыков, креативности, прогнозирования поведения, социальных навыков

Разыгрывание ситуаций в ролях, коммуникативные задачи и упражнения, презентации и самопрезентации

Использование средств мультимедиа

Видеодемонстрации и видеоанализ поведения/работы участников обучения, просмотр и анализ исполнения вокально-хоровых произведений

Видеодемонстрации и видеоанализ поведения/работы участников обучения, просмотр и анализ исполнения вокально-хоровых произведений

Видеодемонстрации и видеоанализ поведения/работы участников обучения, просмотр и анализ исполнения вокально-хоровых произведений

Просмотр и анализ исполнения вокально-хоровых произведений; видеодемонстрации видеоанализ поведения/работы участников обучения

Технология портфолио

Портфолио-презентация: аудиовизуальные файлы (фотографии, видеозаписи и т.д.) с письменным самоанализом содержания

Портфолио процесса: репертуар, пройденный в классе, аннотации, нотный материал

Портфолио процесса: репертуар по классам, мероприятиям, сценарии. Портфолио-презентация: аудиовизуальные файлы с самоанализом содержания с практики

Портфолио процесса: собственные хоровые аранжировки, переложения, обработки, аудиовизуальные файлы их исполнения

Метод проекта

Совместное проектирование и прогнозирование работы над хоровым концертом студентов-практикантов

Проектирование работы над вокально-хоровым произведением, отбор приемов и средств для дирижерского воплощения замысла авторов произведения

Разработка проекта сценария музыкального спектакля для школьников в рамках внеклассной работы; Проект «Школьная песня»

Проект «Хоровые обработки в исполнении студентов для детей», совместное проектирование работы над детским циклом песен

Наряду с подобными формами и методами обучения преподавателями предметниками дисциплин хормейстерской подготовки кафедры музыкального образования хореографического искусства Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы для оценки динамики усвоения учебного материала по дисциплинам дирижерско-хорового цикла, а также диагностирования уровня сформированности профессиональных компетенций студентов разработаны тестовые задания с учетом общепринятых принципов и требований, предъявляемых к тестам: профессиональная направленность, валидность, надежность, системность и систематичность, однозначность, определенность. Они созданы для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и входят в фонды оценочных средств, которые, согласно ФГОС ВО, позволяют оценить достижение запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности компетенций, заявленных в образовательной программе.

Следует отметить, что большинство заданий, предложенных в тестовой форме, представлены в виде вопроса/задания, для выполнения которого требуется однозначное решение (ответ). Подобные задания необходимы для усвоения материала понятийного уровня, т.е. уровня «знать». Есть небольшая часть заданий, для решения которых требуется действие по определенному алгоритму, большинство исследователей обозначают этот уровень как алгоритмический, т.е. «уметь», «применять знания и умения». Задания на определение творческого, аналитического уровня, предполагающего применение знаний в незнакомой, нестандартной ситуации, когда нет однозначного прямого ответа на поставленный вопрос, практически отсутствуют или представлены незначительно. Вто же время именно результаты выполнения заданий третьего уровня, на наш взгляд, в большей степени, чем другие, позволят оценить степень сформированности/выраженности общекультурных и профессиональных компетенций.

Кроме этого, следует отметить повторяемость вопросов/заданий в силу того, что разработаны они по группам родственных дисциплин. На наш взгляд, для осуществления текущего и промежуточного контроля успеваемости студентов использование разработанных тестов по каждой отдельно дисциплине необходимо, в то же время для оценки достижения запланированных результатов обучения и уровня сформированности компетенций, заявленных в программах дисциплин, необходимо создание единого интегративного теста, состоящего из системы заданий, нацеленных на обобщенную итоговую аттестацию.

Для создания единого интегративного теста учебный материал всех дисциплин этой группы следует скомпоновать по дидактическим единицам, укрупненным разделам, например:

а)история хорового исполнительства;

б)теория хорового исполнительства;

в)элементы техники дирижирования;

г)хоровой/песенный практикум.

Для каждого раздела разработать тестовые задания с учетом необходимости применения обобщенных интегрированных знаний двух и более учебных дисциплин хормейстерской подготовки. Создание единого интегративного теста по группе дисциплин хормейстерской подготовки поможет в дальнейшем при формировании итогового компетентностного теста для оценки достижения запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровня сформированности компетенций, заявленных в образовательной программе в целом.


Библиографическая ссылка

Каримова Л.Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 329-333;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35627 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674