Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОСТРОЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Павлова Н.И. 1 Щеглов Г.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»
Настоящая статья посвящена исследованию вопросов обучения муниципальных и государственных служащих в режиме дистанционного обучения. Исследованы возможности подготовки лекционного материала, наиболее полно отражающие изучаемую дисциплину и соответствующие психолого-педагогическим особенностям восприятия информации. В статье особое внимание уделено применению информационных технологий, предоставляющих возможность изучения материала в дистанционном режиме. При рассмотрении вопросов дистанционной оценки уровня полученных знаний авторы относятся к промежуточному тестированию в большей мере как к этапу обучения, чем как к этапу контроля, что отражается в технологии разработки электронного учебника. Дистанционные курсы разработаны с использованием системы дистанционного обучения Moodle 2.7. Использование дистанционного обучения с применением электронных обучающих курсов позволило повысить уровень качества обучения специалистов.
государственные и муниципальные служащие
дистанционное обучение
электронные образовательные ресурсы
электронный учебно-методический комплекс
1. Веряскина А.Н. Современный технологический переворот: методологический и дидактический аспекты // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 106–110.
2. Лакша Е.И. Дистанционное обучение в учебном процессе как средство повышения качества образования // Современные технологии образования взрослых: сб. науч. ст. / Гродн. гос. ун-т; ред- кол.: Т.А. Бабкина (отв. ред.) [и др.]. – Выпуск 2. – Гродно: ГрГУ, 2013. – C. 175–176.
3. Павлова Н.И., Щеглов Г.М. Особенность представления лекционных материалов в системе дистанционного обучения. // Известия института систем управления Самар. гос. Экон. Ун-та. – Самара, 2014. – № 1 (111). – С. 42–47.
4. Павлова Н.И., Щеглов Г.М. Некоторый опыт применения программного обеспечения при создании курсов для системы дистанционного обучения // Вестн. Самар. гос. Экон. Ун-та. – Самара, 2014. – № 1(111). – С. 42–46.
5. Трофимова Л.Н. Условия эффективности организации профессиональной переподготовки специалистов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 8. – С. 83–85.
6. Ящук Е.В., Занкова Е.Ю. Непрерывное педагогическое образование в условиях внедрения электронного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 166–170.

Развитие кадрового потенциала государственной и муниципальной службы, соответствующего потребностям современного общества, является важнейшим элементом реализации стратегии социально-экономического развития России, поскольку эффективность органов управления зависит от уровня профессиональной подготовки, актуальности и своевременности принимаемых решений. Для повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих Министерством образования Российской Федерации установлены образовательные программы по девяти направлениям обучения, из которых управленческое, организационно-экономическое, планово-финансовое, информационно-аналитическое, инновационное и правовое уже несколько лет успешно применяются в нашем вузе.

Традиционно наиболее востребованная 72-часовая программа переподготовки проводилась с отрывом от производства в стенах вуза. При этом наши слушатели не всегда могли полностью оторваться от решения важных профессиональных задач, что, естественно, приводило к неполному освоению предлагаемых материалов.

Внедрение новых методов обучения, информационных технологий, прежде всего, дистанционного обучения и Интернетобразования [5, 6], позволило нам не только предоставить материалы, соответствующие современному уровню педагогики, но повысить степень контроля за обучением.

Цель исследования

Целью данной работы явилось изучение особенностей применения дистанционных образовательных технологий в обучении государственных и муниципальных служащих в условиях внедрения в практику обеспечения реформы государственного управления в Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

Нами исследовались возможности современных информационных технологий, используемых в педагогике с последующим обобщением полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Итак, для каждого курса программы переподготовки подготовлен дистанционный пакет, включающий лекционный курс, практические задания или контрольные вопросы и тестовые задания.

Несмотря на, казалось бы, обязательную минимальную компьютерную подготовку слушателей, при возможности, первая встреча проводится в очном формате, где администратор курсов демонстрирует наглядно, как производится регистрация на курс и где следует просматривать материалы. Разумеется, все эти начальные сведения есть на сайте, но чем меньше слушателей было на курсах, тем чаще звонит телефон у администратора.

Наш опыт при проведении занятий как со взрослыми, так и студентами, считающими себя абсолютными специалистами в рассматриваемом вопросе, привел к целесообразности начинать курс с персонального теста-опроса. Таким образом слушатели и вводятся в круг рассматриваемых проблем, и получают объективное представление об уровне собственных знаний и умений. Поэтому каждый курс начинается с тестового задания, выявляющего начальный уровень знаний по дисциплине. Результат теста не влияет на доступ слушателя к курсу, но позволит по окончании курса сравнить изменение уровня компетенции.

Лекционный курс представлен в виде традиционного электронного учебника, использующего все возможности современного компьютерного дизайна.

Например, использование программного пакета Flip pdf позволило применить эффект «листающих страниц» (см. рис. 1) что психологически приводит к желанию выполнить это действие.

Если логика изложения предполагает дополнительное пояснение, подключаются мультимедийные возможности, такие, как презентация, видеоклип, записанный преподавателем видеоролик.

При создании курсов, связанных с информационными технологиями, для записи действий, проведенных на экране, мы использовали программу BB FlashBack Pro 4 Recorder. Приятной ее дополнительной возможностью оказалось автоматическое выделение на мониторе использованных преподавателем функциональных клавиш [3].

Важно отметить, что использование мультимедийных материалов не просто подключает слуховую и зрительную память, а делает слушателя соучастником процесса обучения.

Таким образом, совмещаются и преимущества лектора, живо, со знанием дела, излагающего сложный материал, но не потоку, а персонально слушателю, и возможности учебника, где трудный материал можно прочесть несколько раз. У слушателя создается ощущение, что преподаватель объясняет материал персонально ему, а в случае недостаточного понимания сложной темы, объяснение можно прослушать неоднократно до тех пор, пока материал не станет абсолютно доступен. Причем этот процесс безболезнен для психики слушателя, который, например, при очном обучении мог постесняться сообщить о недопонимании материала [2].

pavl1.tif

Рис. 1. Окно просмотра электронного учебника

Далеко не каждый курс может быть сопровожден иллюстративным материалом. Какую графику можно предложить в курсе «Новое в законодательном регулировании деятельности государственных гражданских служащих в области противодействия коррупции»? Но и читать сплошной длинный текст в виде ссылок на статьи законов и выдержки из них даже для непосредственно заинтересованных специалистов становится затруднительно. Как только в тексте появляется разбор возможных типовых ситуаций с контрольными вопросами о правомерности принимаемых решений, слушатели курса (в данной ситуации они скорее читатели) гораздо внимательнее отнесутся к излагаемому материалу, возможно, проработают его повторно.

Электронный учебник всегда имеет неоспоримое преимущество перед «живой» лекцией в плане отсутствия необходимости вести конспект. Весь лекционный материал при желании может быть распечатан на принтере, если он будет нужен в дальнейшей работе (доступ к материалам курса на сайте ограничен временными рамками изучения курса) или слушателю удобнее читать информацию в бумажном варианте. Однако мы ориентируемся, прежде всего, на продвинутого пользователя, который будет изучать дисциплину, пользуясь не только компьютером, но также планшетом или телефоном. Поэтому становится важным разбиение излагаемого материала на фрагменты в две – четыре страницы, соответствующие законченной логической конструкции материала. Желательно после каждого такого фрагмента задать контрольные вопросы, выполнить практическое задание или просмотреть мультимедийный материал. Длинные тексты не только плохо воспринимаются, но и не удобны при прокрутке его на экране.

Итак, слушатели ознакомились с некоторым разделом курса. Необходимые навыки они смогут получить, только применив эти сведения на практике. Для этого в курс необходимо вводить практические задания, начиная от тренирующих упражнений до конструирования проблемных ситуаций и моделирования обобщающих схем [1]. При этом в соответствии с традиционной формулой педагогики, обучение проводится в порядке: понять → знать → уметь → исследовать.

Следует отметить, что именно этот раздел наиболее плохо отработан в тех курсах, авторами которых являются приглашенные специалисты, не являющиеся преподавателями вуза. И если разработчик курса (не автор) может помочь автору методически правильно расположить материал в дистанционной среде, то практические задания по курсу остаются только в ведении автора.

И все же, с практическими заданиями или без них, раздел пройден. Изучен? Понят? Удобнее всего провести тестовый опрос. Этот опрос, кстати, еще и поторопит слушателя, отложившего за текущими делами изучение курса «на потом» – каждый из промежуточных тестов должен быть пройден в заданные сроки.

Для того, чтобы тест помог выявить уровень изученности и понимания слушателем рассматриваемого материала, автору курса необходимо проделать очень важную работу, сопоставимую с написанием самого лекционного курса.

Любому автору проще всего составить вопросы, связанные с запоминанием или формулировкой определений, но если при проработке бумажной версии текста такой вопрос имеет хотя бы какой-то смысл, связанный с запоминанием материала, то при работе с электронной версией учебника это задание сведется к вызову функции «найти» (см. рис. 2). А грамотный пользователь просто нажмет <Ctrl>+F.

pavl2.tif

Рис. 2. Поиск совпадения

Абсолютно неэффективны и вопросы с 2 вариантами ответов: верно и неверно.

Если на вопрос предложено несколько вариантов ответов, один из которых «все ответы правильные», то он, как правило, и является ключом к ответу.

Только в случае практического решения каких-либо ситуационных задач на основе изученного материала и выбором варианта, соответствующего полученному решению, можно сказать, что слушатель разобрался в изучаемом материале. Например, при изучении курсов, связанных с информационными технологиями, мы в предполагаемых ошибочных ответах задаем варианты типовых ошибок, связанные с выбором неверного алгоритма решения или применения метода.

Очевидно, при тестировании не следует акцентировать внимание и на мелких особенностях и нюансах, не являющихся критическими в изучаемом вопросе.

pavl3.tif

Рис. 3. Окно Журнала событий

Если вопросы в тесте не одинаковы по уровню сложности или в одном вопросе можно выбрать несколько правильных вариантов ответов, при создании тестов каждый из вопросов и/или ответов можно оценить в баллах, тогда результат теста рассчитывается в баллах, иначе балл определяется процентным уровнем правильных ответов.

И все-таки, как бы ни был создан тест, слушатель ответил на все задания. Результат автоматически сверяется с базой верных ответов и в соответствии с заданной автором курса границей оценки слушатель выясняет, прошел ли он тест.

Поскольку речь идет о промежуточном тесте, для нас этот этап является в большей степени обучающим, чем контролирующим. Слушателю, даже успешно прошедшему тест и допущенному к следующему уровню изучения материала, очень важно знать, где именно он ошибся. Поэтому в протоколе прохождения теста для неправильных ответов выводятся ссылки на разделы теоретического материала, который следует повторно изучить, если результаты прохождения теста не соответствуют субъективной оценке слушателя. Если же тест не пройден, его следует пройти повторно. Разумеется, предварительно необходимо проанализировать сделанные ошибки. При последующих прохождениях теста возможность появления ранее заданных вопросов зависит от объема тестовой базы, но в любом случае проводится рандомизация вопросов и последовательности возможных вариантов ответов на каждый из них. Количество повторных прохождений промежуточных тестов и промежуток времени между их прохождением устанавливаются преподавателем стандартно по курсу или индивидуально каждому студенту. Поскольку для каждого слушателя, зарегистрированного на курс, ведется виртуальный дневник, отображающий этапы обращения к элементам электронного учебника (см. рис. 3), многократное повторное тестирование без обращения к теоретическому или практическому материалу не имеет смысла – система обучения прозрачна со стороны преподавателя.

Важно, что после самотестирования слушатель может дополнительно подготовиться, чтобы повысить степень усвоения учебного материала, а также для получения более высокой оценки при итоговом контроле и перед преподавателем, и перед сотрудниками. Нами уже давно замечено, что как взрослые люди, занимающие руководящие посты, так и студенты любого возраста наиболее эффективно изучают теоретический материал или примеры его реализации в практических задачах при подготовке к контрольной работе или во время ее проведения. Поэтому при самотестировании создаются наилучшие условия для обучения методом конструирования проблемных ситуаций. Обучающий эффект здесь достигается не только за счет объективной оценки степени усвоения слушателем учебного материала, но и за счет заинтересованного поиска правильного ответа как в процессе тестирования, так и при получении итоговых сведений о результате тестирования и ответах, содержащих ошибки [4].

Несмотря на то, что при изучении курса слушатели могут ни разу не увидеть автора курса (ни на вступительном занятии, ни при выдаче документов), система предусматривает возможность общения с ним, поскольку слушатель может в любой момент времени задать преподавателю вопрос. Вопрос через электронную почту поступает преподавателю, о чем ему становится известно, когда он входит в систему или обращается к обычному почтовому ящику. Если же курс предполагает решение некоторых практических задач, они также поступают преподавателю для контроля.

Наконец, весь материал изучен, успешно пройдены все промежуточные тесты.

Итоговый экзамен может проводиться очно, в режиме видеоконференции или в виде тестирования в режиме ограниченного времени. Вопрос решается, как правило, администрацией вуза. Особенность менталитета российских студентов дает предпочтение тесту в присутствии преподавателя, однако в случае обучения муниципальных и гражданских служащих такой контроль явно лишний, поэтому выпускной тест-экзамен проводится, чаще всего, в дистанционной форме. Набор тестов формируется отдельно для каждого слушателя, причем автор курса только устанавливает количество вопросов для каждого раздела.

В нашей практике еще не было такого случая, чтобы слушатель, успешно прошедший промежуточные этапы тестирования (даже с повторными проходами), не смог бы выполнить итоговый тест.

А вот на новые курсы ранее обученные слушатели приходят к нам весьма охотно.

Выводы

Применение дистанционных образовательных технологий в обучении государственных и муниципальных служащих позволило реализовать основные дидактические принципы обучения: принцип научности, принцип наглядности, принцип системности, принцип активности, принцип индивидуального подхода. Все это способствовало получению качественных знаний при самостоятельном интерактивном изучении дисциплин.


Библиографическая ссылка

Павлова Н.И., Щеглов Г.М. ПОСТРОЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 163-167;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35514 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674