Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКОЙ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Лопатина А.Б. 1
1 ГОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
В научном обзоре обозначены научно-педагогические основы стратегии управления спортивной тренировкой в спорте высших достижений. Опорными пунктами этих основ являются массовость, раннее начало занятиями спортом, тщательный отбор спортсменов, индивидуальный подход, руководящая роль тренера, преемственность, контроль за функциональным состоянием спортсмена, применение околопредельных тренировочных и предельных соревновательных нагрузок, использование и совершенствование средств педагогического контроля и управления спортивной тренированностью и средств медицинского восстановления функционального состояния организма спортсмена. На основании изучения литературных данных, анализа высоких спортивных достижений атлетов разных стран, предложена система взглядов и научно-педагогические основы для формирования многолетней многоэтапной многоплановой стратегии управления спортивной тренировкой в спорте высших достижений. Одной из научно-педагогических основ успешной и результативной стратегии управления спортивной тренировкой является возрастная дифференциация физических нагрузок и ведущая роль тренера в детском, подростковом и юношеском возрасте.
научно-педагогические основы
спортивная тренировка
дети
подростки
1. Виногродский Б.Б., Сизов В.С. Менеджмент в китайской традиции. – М.: «Экономистъ», 2007. – 256 с.
2. Гузь С.М., Хуббиев Ш.З. Влияние занятий атлетической гимнастикой на скоростно-силовые, силовые способности и функциональные показатели школьников 12–17 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 10(56). – С. 32–37.
3. Жаворонков С.В. О введении мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов // Вестник НИУ БелГУ, 2014.
4. Жаворонков С.В. Функционально-кондиционная подготовленность школьников подросткового возраста // Вестник НИУ БелГУ, 2014.
5. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
6. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. Дис. …д-ра экон. наук. – СПб., 2007. – 581 c.
7. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / Авт. В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение 2011. – 126 с.
8. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 200 с.
9. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб. для студентов вузов / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
10. Лесгафт П.Ф. Об играх и физическом воспитании в школе: Речь, сказанная на торжественном заседании в память Н.И. Пирогова, 23 ноября 1982 г. // Избранные труды / Сост. И.Н. Решетень. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – С. 273–281.
11. Лях В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 5–10.
12. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов физической культуры. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
13. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» [Текст]: Федер. закон от 23.06.2014 № 170-ФЗ.
14. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
15. Программа курса: к учебникам В.Я. Барышникова, А.И. Белоусова «Физическая культура». 1–4 классы / авт.-сост. Е.С. Воробьева, Т.В. Андрюхина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 40 с.
16. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы / А.П. Матвеев. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
17. Русская лапта на уроках физической культуры в школе: учеб. пособие / Е.В. Готовцев, Г.Н. Германов, И.В. Машошина. – Воронеж: Элист, 2011. – 264 с.
18. Славяно-арийские веды. – Омск: Изд-во «Асгардъ», 2001. – Т. 4. – 224 с.
19. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учеб. для вузов. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 520 с.
20. Таран А.А. Использование русских народных игр в физическом воспитании школьников как средства гуманизации образования: на примере сельской школы: Дис. …канд. пед. наук:. – Омск, 2007. – 24 с.
21. Таран А.А. От лапты – к баскетболу // Физ. культура в школе. – 2003. – № 5. – С. 28–32.
22. Тарасов В.К. Искусство управленческой борьбы. – М.: Добрая книга, 2012. – 432 с.
23. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2008. – 480 с.

Стратегия, как понятие само по себе, возникло первоначально в военном деле. Известны древнекитайские стратагемы, применяемые для продумывания поведения армии при том или другом ходе военных действий [22]. Затем подходы, применяемые в выстраивании стратегий в военных победах, постепенно стали применяться в других областях жизни и жизнедеятельности, для достижения цели [6]. Спорт высших достижений является таким социальным институтом, в котором без четкого детального планирования путей достижения цели, невозможно достичь желаемых результатов [23].

Целью данного обзора является описание научно-педагогических основ оптимальной модели выстраивания стратегии управления спортивной тренировкой в спорте высших достижений.

Спортивная тренировка – это система подготовительных мероприятий, имеющая целью создать максимально возможную индивидуальную спортивную подготовленность у данного спортсмена к соревнованиям [12]. В спорте высших достижений спортивная тренировка должна быть рассчитана на участие спортсмена в соревнованиях высокого уровня, в том числе и Олимпийских играх.

Спортивная тренировка обусловливается специфичностью вида спорта и должна быть эффективна в достижении прогнозируемого спортивного результата [9].

Понятие спортивной тренировки должно охватывать все стороны спортивной подготовки и включать в себя все ее разновидности: теоретическую, техническую, физическую, стратегическую, тактическую, психологическую, физиологическую, индивидуально-личностную, адаптивную [4]. Спортивная тренировка обязательно должна быть насыщена подходами, развивающими и укрепляющими тактико-технические навыки, специализированные для данного конкретного вида спорта; направлена на формирование, развитие и совершенствование двигательных стереотипов, характерных для выбранного вида спорта, но при всем при этом должна захватывать и неспецифические для данного вида спорта двигательные навыки, обладающие положительной перекрестной способностью приспосабливать организм спортсмена к физическим нагрузкам выбранного вида спорта. Однако необходимо учитывать и возрастные особенности организма спортсмена, особенно в детском и подростковом возрасте [7], дабы сформировать устойчивую двигательную и функциональную базу, способную развиваться и совершенствоваться в дальнейшем, при выходе атлета на высокий спортивный уровень [8]. С такой задачей способен справиться только грамотный и всесторонне развитый тренер-наставник, роль которого сложно переоценить. Постоянная оптимизация двигательных мышечных стереотипов и двигательных навыков также должна сопровождаться и совершенствованием функциональных возможностей всех органов и систем организма спортсмена, что является необходимым условием для реализации прогнозируемого спортивного результата [2]. Спорт и спортивная тренировка, как ничто другое в жизни, воспитывает и тренирует волю, моральные качества и, как умение достигать цели, так и умение продолжить борьбу после поражения, что, пожалуй, намного важнее, чем просто умение побеждать [5]. Нельзя говорить о спортивной тренировке, не учитывая психологическую компоненту спортсмена и его психологическую индивидуальность, которые проявляются и в тренировках, но особенно явно оказывают влияние на умение провести соревнования с запланированным для себя и команды результатом [19]. Безусловно, воспитание любого спортсмена должно включать изучение теоретических основ спорта, спортивной тренировки, умение применять эти знания на практике в различных ситуациях, совершенствование практических навыков и набор опыта как тренировочной, так и соревновательной деятельности [14].

Как видно, понятие «спортивная тренировка» состоит из многих компонентов, основными задачами ее являются выработать спортивную тренированность, сформировать спортивную подготовленность и спортивную форму атлета [11].

Спортивная тренированность является результатом системы, используемой спортсменом, для формирования приспособления всех систем и органов атлета с целью повышения как специальной, так и общей работоспособности [16].

Спортивная подготовленность является результатом системы комплексных мер, направленных на развитие физических качеств, технико-тактической, психологической и адаптивной подготовки [21].

По достижении целей тренировочного процесса спортсмен обретает спортивную форму, которая является отражением всего набора свойств и качеств, которые включены в спортивную подготовленность. Спортивная форма отражает функциональный максимум данного атлета, который он может и способен использовать в своей соревновательной деятельности для достижения высшего спортивного результата. Однако спортивная форма имеет свои стадии, в том числе и пик, подвести к которому на момент проведения ответственных соревнований является задачей тренерского состава.

Собственно, основной задачей спортивной тренировки, многолетнего многоэтапного динамичного процесса и является выведение атлета на пик спортивной формы, когда спортсмен, используя все свои природные и обретенные навыки, умеет рассчитать и применить свои функциональные возможности, для обретения долгожданной победы. Именно максимум спортивной формы показали российские лыжники в последний день зимней Олимпиады 2014 года, завоевав полный комплект наград.

Стратегия спортивной тренировки, как многолетний процесс, должна быть ориентирована на широкий охват всех средств и способов ее реализации. Массовость, как залог успешного отбора из большого количества тренирующихся, это не только вопрос узкоспециализированных отраслей, но и задача политическая и экономическая, так как формировать тренд, ориентированный на достижение высшего спортивного результата, возможно эффективно при участии всего социума и государства. Прививание гражданам нашей страны идеи о необходимости включения спортивной подготовки в воспитание каждого ребенка должно осуществляться на уровне всей страны, с разработкой и внедрением программ государственной поддержки детских спортивных учреждений, формированием материально-технической базы в школах и программами обучения и финансирования педагогического состава, проводящего непосредственную работу с детьми.

Роль учителя физической культуры, первого тренера, спортивного наставника или консультанта настолько велика, что может либо сформировать навык внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь, пусть даже и не преуспеющего в будущем ребенка, либо навсегда перечеркнуть желание тренироваться, даже у способного к спорту индивида [15].

Анализируя «китайское чудо» пекинской Олимпиады, можно прийти к выводу о верности выстраивания стратегии массовости занятий физической культурой и спортом в детском возрасте и выделение для занятий спортом с детьми одних из лучших тренеров, для формирования изначально правильной теоретической и практической базы двигательных навыков и функциональных резервов [1].

Массовость и раннее занятие спортом позволяют обеспечить большой охват идеей занятия физической культурой детского населения страны, что приводит не только к более качественному отбору будущих профессиональных спортсменов из всего числа занимающихся, но и к оздоровлению нации [13]. При анализе источников литературы, восходящих к древним документам, сказаниям и преданиям наших предков [18], можно заключить, что в быту наших родичей именно так и было заведено. Каждый ребенок, помимо обучения разным наукам, законам мироздания и миропонимания, проходил и физическую подготовку, адаптированную под интересы и возможности детского организма, что делало акцент на игровые спортивные забавы и состязания. Последствия такого подхода в массе своей порождало огромное количество здоровых и сильных атлетов – русских богатырей, победить которых было если не невозможно, то очень сложно. Вместе с утратой славяно-арийских традиций воспитания и образования нашего народа, описывавших эффективные стратегии управления любыми процессами в обществе, деградировала нация в целом, что привело к снижению качества жизни, уровня здоровья, уровня физической подготовленности и многого другого. Возрождение традиций нашего народа или хотя бы планомерное внедрение мудрости предков в современное видение стратегии выведения нашей страны в мировые лидеры, в том числе и в спорте, единственный выход для достижения успеха. Некоторые современные исследователи, понимая эффективность этой методики, взяли себе на вооружение традиционные русские спортивные игры и внедряют их в воспитание и обучение детей на уроках физической культуры в школе [3].

В подростковом же возрасте, при изменении гормонального фона, пропорций и состава тела, когда наработанные ребенком двигательные стереотипы становятся неэффективными, целесообразно применять упражнения, направленные на повышение общей тренированности, общей двигательной активности. Такая тактика позволяет адаптировать подростка к физическим и функциональным изменениям, происходящим в его теле, наработать вновь необходимую технико-тактическую подготовленность и сохранить у подростка мотивацию к занятиям спортом [20].

В юношеском возрасте целесообразно совершенствовать все наработанные прежде навыки и обучать спортсмена их использованию в разнообразных ситуациях тренировочного, соревновательного и социального процессов, то есть нарабатывать практический опыт применения своих способностей [17].

Все это время необходимо вести спортсменам здоровый образ жизни, изучать процессы положительной и отрицательной адаптации к стрессу физических нагрузок, ни в коем случае не употреблять запрещенных препаратов, стимуляторов, допингов и по возможности минимизировать прием лекарственных веществ. Положительно сказывается занятие не только избранным видом спорта, но и элементами тренировок другими видами спорта, обладающими положительным перекрестным эффектом на формирование функциональных характеристик, нужных для данного вида спорта [10].

В переходном возрасте, от юношеского к взрослому, с учетом того, что выбранный вид спорта позволяет таким образом ранжировать спортсменов по возрастной категории, а также во взрослом состоянии спортивная тренировка должна быть направлена на достижение индивидуально максимального спортивного результата. Поскольку реалии современного спорта таковы, что в спорте высших достижений применяются околопредельные тренировочные нагрузки, то такой жесткий тренировочный режим выдержат лишь лучшие из лучших, что и является неким гарантом их победы на ответственных соревнованиях. Способность тренироваться по системе с использованием околопредельных тренировочных и предельных соревновательных нагрузок, умение использовать всю гамму своих навыков и умений, а также управлять собой и своим состоянием во время подготовки к соревнованиям и их проведения и является фактором отбора спортсменов в состав сборной команды России.

Изучая источники литературы, описывающие анализ процесса подготовки спортсменов к соревнованиям высокого ранга, результативность их выступления на этих соревнованиях и некоторые аспекты спортивной биографии, можно прийти к выводу, что все эти атлеты в своей спортивной подготовке руководствовались следующими опорными пунктами:

1) раннее начало занятиями физической культурой и спортом;

2) часто: смена одного вида спорта на другой, но в раннем возрасте, чаще в детском, реже в подростковом;

3) часто поводом для начала занятий спортом являлось желание родителей укрепить здоровье своего часто и длительно болеющего ребенка;

4) полное и углубленное занятие выбранным видом спорта по программе;

5) часто: смена тренера в раннем детском, детском и подростковом возрасте, для поиска того тренера, с которым бы занятия спортом для ребенка были мотивирующими к победам, а не демотивирующими;

6) часто: отбор тренером одного вида спорта потенциально результативного спортсмена на соревнованиях по другому виду спорта;

7) преемственность;

8) частые и длительные тренировки в течение всей спортивной карьеры по заранее разработанному учебно-тренировочному плану;

9) высокая личная мотивация спортсмена на достижение спортивного результата;

10) высокий профессиональный спортивный интеллект и хорошая теоретическая база самого спортсмена или тренерско-педагогического состава, его окружающего;

11) направленность на достижение максимально возможного для данного атлета спортивного результата;

12) систематический контроль за состоянием функциональных систем во время тренировочного процесса и периодическое углубленное исследование состояния различных органов и систем организма спортсмена;

13) использование околопредельных тренировочных и предельных соревновательных нагрузок;

14) максимальная индивидуализация всего тренировочного процесса на всем его протяжении;

15) тесное взаимодействие спортсмена с тренером и полное доверие тренеру и тренерско-педагогическому составу;

16) умение трактовать свое состояние в процессе подготовки к соревнованиям и на соревнованиях самим спортсменом и умение принимать ответственные решения;

17) самостоятельность спортсмена и понимание своей индивидуальности, умение применить свои знания на практике;

18) роль тренера-наставника является руководящей, однако не подавляет личность спортсмена;

19) постоянный поиск и использование средств восстановления, новейших педагогических методов спортивной тренировки и медицинских средств, обеспечивающих оптимизацию адаптационных процессов.

Заключение

Беря за основу все пункты успешных спортивных достижений, можно сделать вывод о необходимости формирования многолетней многоэтапной и многоплановой системы подготовки спортсменов высокого уровня, что еще не раз приведет нашу страну к завоеванию полного комплекта наград в различных видах спорта на соревнованиях самого высокого уровня. Формированием стратегии достижения высшего спортивного результата должна заниматься не только комплексная научная группа при каждой сборной команде по каждому виду спорта, но и государство. Выстраивание стратегии управления спортивной тренировкой в спорте высших достижений – объемный, обширный и ресурсозатратный процесс, которому, однако, необходимо гибко реагировать на постоянно изменяющиеся условия современного мира и базироваться на научно-педагогических основах понимания этого явления.


Библиографическая ссылка

Лопатина А.Б. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКОЙ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 887-891;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35391 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674