Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОЦЕНКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Каменская В.В. 1 Пенькова О.В. 1
1 ФГОУ ВПО «Московский государственный институт культуры, Тамбовский филиал»
Проведено интерактивное мониторинговое исследование с целью выявления уровня удовлетворённости студентов учебным процессом: содержанием обучения; приобретением навыков и умений; квалификацией преподавательского состава, организацией занятий, качеством читаемых курсов, системой оценки знаний. Учитывались мнения 137 студентов всех курсов очной и заочной формы обучения по специальностям и направлениям подготовки «Менеджмент», «Документоведение и архивоведение», «Прикладная информатика (в менеджменте)». Определены основные направления совершенствования системы менеджмента качества в Тамбовском филиале Московского государственного университета культуры и искусств: разработка новых, действенных схем привлечения студентов в вуз; развитие новых образовательных направлений, отвечающих требованиям современной молодёжи и работодателей; помощь студентам в овладении коммуникативными навыками; поддержка научного сотрудничества преподавателя с конкретным студентом на протяжении всего периода обучения; корректировка методик проведения занятий; увеличение в учебном процессе доли нетрадиционных лекций, семинаров, коллективных форм оценки знаний; преобразование развлекательной направленности воспитательной работы в ценностно ориентирующую.
качество образовательного процесса в филиале вуза
мониторинговое исследование качества образовательного процесса
совершенствование системы менеджмента качества в филиале вуза
1. Азаров В.Н. Моделирование процессов образовательной деятельности с целью улучшения её качеств // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 3. – С. 23–33.
2. Ананьева Е.М. Система менеджмента качества образовательной деятельности в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000 и некоторые особенности их внедрения в вузе с учётом профессионально-психологического аспекта // Образование и общество. – 2012. – № 4. – С. 35–38.
3. Васильев Е. Удовлетворённость студентов качеством образовательного процесса как критерий социальной эффективности функционирования вуза // Alma Matter. – 2012. – № 11. – С. 9–14.
4. Галеев В.И. Самооценка – метод совершенствования системы менеджмента качества // Сертификация. – 2011. – № 1. – С. 20–22.
5. Модель самооценки Т. Конти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.quality.edu.ru/quality/sk/menedjment/samoocenka/658/.
6. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 г. N 71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» п.11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения 8.06.2013).

Проблема менеджмента качества образования стала актуальна в свете вступления России в Болонский процесс и создания единого образовательного пространства, приводящего к появлению конкуренции со стороны зарубежных вузов. Внешние и внутренние факторы, характеризующие деятельность вуза: высокая конкуренция на рынках рабочей силы, необходимость разработки новых промышленных технологий, неполная удовлетворённость участников образовательного процесса результатами своей деятельности – заставляют вузы постоянно повышать эффективность образовательного процесса.

Цель исследования: диагностика качества образовательного процесса в Тамбовском филиале Московского государственного института культуры и определение на её основе направлений повышения качества образовательного процесса. Воспитание культуры качества в современном обществе становится одной из ключевых задач развития государства, и она должна решаться, в первую очередь в образовательной среде.

Сегодня на деятельность высшего учебного заведения оказывают разрушительное влияние внешние и внутренние факторы, всё более растущая конкуренция на рынках рабочей силы, необходимость разработки новых высокоэффективных технологий, неполная удовлетворённость участников образовательного процесса результатами своей деятельности. Все эти факторы заставляют вузы постоянно повышать эффективность образовательного процесса. Высокое качество образовательных услуг означает соответствие содержания общих образовательных программ требованиям заказчиков и образовательных стандартов; высокую удовлетворённость заинтересованных сторон (работодателей, студентов, преподавателей) качеством образовательных услуг; положительное влияние на общество, повышение общей культуры и образованности его членов. Традиционные подходы, используемые для улучшения качества образовательного процесса, уже не позволяют достичь желаемых результатов. Для улучшения ситуации, сложившейся в области качества образования, необходим новый взгляд на роль менеджмента в образовательном процессе, основанный на процессном подходе, статистическом анализе и принятии решений на основе фактов [1].

Одним из эффективных инструментов управления образовательным процессом в вузе может стать мониторинг удовлетворённости студентов. Выявление показателей, которые, по их мнению, определяют качество образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением, позволяет осуществить ранжирование многочисленных факторов по степени их влияния на качество образовательного процесса, определить наиболее болезненные точки и направить основные усилия и средства вуза (материальные, технические, методические, информационные) на совершенствование своей деятельности.

Для предоставления качественных услуг вуз должен быть уверен в том, что в самом образовательном учреждении созданы все условия для достижения данной цели. В силу этого особое значение приобретает процедура самооценки вуза [4]. Идея самооценки, опирающейся на удовлетворённость основных потребителей, принадлежит Т. Конти. Его модель основана на выявлении факторов и процессов, требующих изменений для повышения эффективности работы и конкурентоспособности организации [5]. На первом этапе проведения самооценки вуза эффективным инструментом получения объективной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг может стать анкетирование студентов по вопросу их удовлетворённости образовательным процессом, поскольку самая достоверная информация о состоянии дел в университете может быть получена от людей, которые принимают непосредственное участие в деятельности организации. Анкетирование студентов следует осуществлять не только на первоначальном этапе разработки системы менеджмента качества (СМК), но и в процессе её функционирования для улучшения и совершенствования образовательной деятельности. Для этого должна быть создана система мониторинга удовлетворённости студентов качеством образовательного процесса, разработан соответствующий инструментарий, определены ответственные за процесс лица, исполнители, необходимые ресурсы (персонал с требуемой компетентностью, финансы, информационные ресурсы и программное обеспечение, инфраструктура и производственная среда) и план проведения анкетирования. Процесс анкетирования нельзя рассматривать обособленно. Он тесно связан со всеми значимыми процессами образовательной деятельности и имеет особую значимость для совершенствования СМК вуза. По результатам опроса студентов могут быть приняты и разработаны соответствующие корректирующие и предупреждающие действия.

Целью менеджмента качества образовательного процесса в вузе является совершенствование качества работы преподавателя в системе «преподаватель-студент» [6]. Согласно ГОСТ Р 50691-94, который устанавливает основные требования к системам обеспечения качества услуг в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и направлен на обеспечение достижения необходимого качества предоставляемых потребителю услуг, обучение с полной уверенностью можно назвать услугой. В частности, в нём говорится о том, что услугой называется результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. К социально-культурным услугам данный стандарт относит медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования [2]. Таким образом, в качестве исполнителя услуги образования, в рамках вуза, можно рассматривать преподавателя, тогда в роли потребителя будут выступать студенты, другие преподаватели, работодатели, а в роли посредника – администрация вуза, работодатели. Если администрация вуза, другие преподаватели и работодатели – опосредованные потребители услуг образования конкретного преподавателя, то студенты – непосредственные потребители, удовлетворяющие свои потребности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии с помощью услуг, предоставляемых преподавателем, поэтому и необходимо их участие в управлении качеством образовательных услуг [3].

С целью выявления личной удовлетворённости студентов учебным процессом: содержанием, приобретением навыков и умений, методами передачи информации, квалификацией преподавательского состава организации, занятиями, развивающими творческий потенциал, лидерские качества, активность – в Тамбовском филиале Московского государственного института культуры (ТФ МГИК) проведено мониторинговое исследование мнений студентов всех курсов очной и заочной формы обучения. На предварительном этапе исследования разработана и размещена на официальном сайте ТФ МГИК программа для проведения интерактивного опроса среди студентов всех специальностей (направлений подготовки) об участии в нём.

В исследовании приняли участие 137 студентов всех специальностей (направлений), профилей подготовки, форм обучения. Часть студентов заочной формы обучения принимала участие в данном опросе в период пребывания на сессии. Большинство опрошенных студентов обучаются на договорной основе. Представители студентов от кафедр участвовали в опросе в следующем долевом соотношении: «Менеджмент» (57 %), «Документоведение и архивоведение» (23 %) и «Прикладная информатика» (20 %). Наибольшее количество опрошенных студентов обучается по направлению подготовки «Менеджмент» и специальности «Менеджмент организации».

Основные выводы и рекомендации по результатам исследования следующие. Набор студентов в ТФ МГИК осуществляется, главным образом, за счёт личной рекламы выпускников, положительно оценивающих качество образования в кругу родственников, друзей и знакомых. Другие схемы привлечения студентов в наш филиал оказываются менее эффективными. Наиболее значимыми ценностями студентов, определяющими выбор специальности (направления), являются «карьерный рост», «престижность», «интерес к будущей профессии, её полезность и значимость для общества». Данный факт позволяет сделать вывод о возможности поддержания и дальнейшего развития в ТФ МГИК образовательных направлений, отвечающих интересам современной молодёжи и работодателей. Представление студентов о студенческой жизни и об учёбе лишь наполовину совпадает с реально существующей картиной. Это может, с одной стороны, означать, что филиал не в полной мере соответствует представлениям студентов о предпочтительной организации образовательного процесса, а с другой – и то, что он восполняет неоправданные ожидания некоторых студентов неожиданными преимуществами для них.

Карьерная ориентация большинства студентов – менеджмент, профессиональная компетентность и стабильность работы. Участников образовательного процесса привлекает управленческая деятельность, но не временное трудоустройство. При условии профессиональной компетентности студенты склонны видеть стабильность работы в сфере управления, и в этих убеждениях педагогам следует их поддерживать. Студентами выделены именно те виды навыков, которые свидетельствуют о целенаправленной профессиональной ориентации и осмысленном выборе профиля обучения: делопроизводитель, менеджер, секретарь-референт, профессиональный фотограф, пользователь компьютера, системный администратор, водитель. Для успешной деловой карьеры в дальнейшем студенты хотели бы дополнительно овладеть коммуникативными навыками, а именно: принципами и правилами эффективного общения, умением управлять своими эмоциями, ораторским искусством. Большинство студентов хотели бы в будущем работать в должности руководителя, что свидетельствует, с одной стороны, об их стремлении к ответственности, независимости, лидерству, с другой – о необъективной оценке своих организаторских и управленческих способностей, об отсутствии видения других перспектив выбранного образовательного направления. Задача профессорско-преподавательского состава филиала заключается в том, чтобы открыть для студентов и другие перспективы трудоустройства, отвечающие их личностным особенностям и деловым качествам.

Новости о проводимых в ТФ МГИК мероприятиях студенты узнают преимущественно из социальных сетей либо на информационных стендах в филиале. Первый из выделенных источников является наиболее приемлемым для студентов филиала, но, в силу неформальности, не самым оптимальным. Доска объявлений (второй по популярности канал) доступна в большей степени студентам очной формы обучения, которые регулярно посещают занятия и пребывают в курсе текущих событий. На наш взгляд, следует разрабатывать более чёткие, централизованные коммуникации по линии старост и кураторов студенческих групп. Студентов устраивает действующее расписание занятий, что является подтверждением рациональной схемы организации образовательного процесса, разработанной учебной частью с учётом интересов всех категорий студентов: семейных, временно работающих, постоянно работающих, имеющих проблемы со здоровьем, проживающих в городских районах. По мнению большинства участников анкетирования, учебное время в ТФ МГИК используется продуктивно. На занятиях с малыми группами студентов изучаемая тема обычно прорабатывается в ускоренном режиме, на обсуждение основных вопросов оказывается достаточно части отведённого времени. Высвободившееся таким образом время часто используется для углубления изучаемого материала, обсуждение самостоятельных исследований обучающихся. Студентами отмечены случаи, когда преподаватель позволяет себе отступления от темы занятия, обращаясь в смежные предметные области, и такие отклонения приветствуются ими.

Все, без исключения, студенты приветствуют применение преподавателями на занятиях технических средств обучения. По мнению большинства студентов, преподаваемые дисциплины по специальности (направлению подготовки) способствуют углублению профессиональных знаний и формированию практических навыков. Примерно четвёртая часть опрошенных отмечает, что им не всегда понятны цели занятия. Это свидетельствует, с одной стороны, о методических недоработках преподавателей, с другой – об использовании преподавателем на младших курсах излишне сложной профессиональной терминологии. Предпочтительными для студентов формами оценки знаний, умений и навыков являются тесты, дискуссии, собеседования. К компьютерному контролю и решению ситуационных задач они имеют меньшую склонность. Групповые, коллективные формы оценки знаний приветствуются существенно больше, чем оценки по результатам самоподготовки. Существенная доля участников опроса отметила мотивированное завышение оценок преподавателями в целях поддержания посещаемости и определённого уровня самоподготовки студентов. Никто из студентов не предлагает принятия каких-либо мер по повышению эффективности качества образовательного процесса. Данный факт является скорее признаком адекватного восприятия всеми студентами традиционной лекционно-семинарской системы преподавания, с одной стороны, и принятием в этой системе преподавателей, с другой.

Из списка факторов, негативно влияющих на желание учиться, большинством студентов выделены два: невостребованность выбранной профессии на рынке труда и личная неорганизованность. Балльно-рейтинговую систему оценки знаний многие студенты не оценивают положительно, в силу того что конечный итоговый результат фактически у всех оказывается положительным. При этом уровень знаний у студентов неоднороден. Для отдельных студентов, тем не менее, аттестация по балльно-рейтинговой системе является мотивирующим фактором для самоподготовки и участия в научно-исследовательской деятельности.

По мере подготовки к занятиям и сессиям студенты пользуются электронной библиотекой ТФ МГИК и интернетом, к ресурсам других библиотек не прибегают. Студенты не выражают однозначного мнения по поводу того, кто из педагогов в ТФ МГИК достоин звания «Лучший преподаватель», что может быть объяснено рядом причин. Одна из них, немаловажная, связана с существующим распределением учебной нагрузки, при котором студенты на аудиторных занятиях постоянно видят и слышат одних и тех же преподавателей, привыкают, воспринимают. Другая причина является следствием воспитательного процесса, в частности, разноуровневого общения преподавателей со студентами. Замечено, что неформальные коммуникации, исходящие от преподавателя, а также его поведение и характер, являются более значимым фактором авторитета педагога в ТФ МГИК, нежели профессиональная компетентность, деловой и внешний облик и даже возраст. Достаточно значимым показателем выбора преподавателя как лучшего, является количество студентов, закреплённых за кафедрами. Так, наибольшее количество баллов у преподавателей кафедры менеджмента и кафедры общих учебных дисциплин, то есть там, где осуществляется образовательный процесс с наибольшим количеством студентов. Отчасти на выборе студентом преподавателя как лучшего отражается и фактор успешного взаимного сотрудничества с ним, когда студент (чаще заочник) на начальном этапе обучения начитает работать с конкретным преподавателем над курсовой либо другой научной работой и продолжает исследование вплоть до диплома. Зачастую такое взаимодействие осуществляется на протяжении всего периода обучения студента, основывается не только на деловых, но, со временем, дружеских отношениях между студентом и научным руководителем. Изменить сложившуюся картину возможно только при условии пересмотра системы воспитательной деятельности, которая в период последних двух лет претерпевает существенные изменения и где основой является развлекательная, а не ценностнообразующая направленность. В плане привития студентам критериев истинной успешности человека, специалиста, профессионала, корректировки негативных поведенческих факторов во взаимоотношениях с людьми требуется участие как педагогов всех кафедр, кураторов, так и руководства.

Большинство студентов положительно оценивают организацию учебной исследовательской работы в филиале. Студенты, активно посещающие занятия, как правило, участвуют и в разработке тем научных исследований. Примерную долю традиционных и нетрадиционных занятий студенты указывают неоднозначно: от 5 % до 70 %. Видимо, это связано с неразличением студентами традиционных и нетрадиционных форм занятий, а также форм занятий с методами их проведения. Ряд студентов рассматривает нетрадиционные занятия как свободные дискуссии, анализ ситуаций, лекции с видеосопровождением и указывает на их высокое процентное соотношение в общем объёме всех занятий. Между тем под нетрадиционными формами занятий подразумеваются проблемные лекции при отсутствии готовой схемы решения проблемы в прошлом опыте; лекции-визуализации с использованием нового типа наглядности; лекции вдвоём (при участии двух преподавателей); лекции с заранее запланированными ошибками, требующие навыков оперативного анализа профессиональных ситуаций; лекции-пресс-конференции, просеминары, реконструктивные самостоятельные работы. И таких видов нетрадиционных занятий в филиале в большом объёме не проводится. Использование преподавателями филиала хотя бы некоторых из вышеперечисленных нетрадиционных форм в образовательной практике могло бы поспособствовать не только улучшению состояния учебного процесса и увеличению посещаемости занятий студентами, но и в определённой мере составить конкурентное преимущество ТФ МГИК на региональном рынке образовательных услуг.

Качество читаемых курсов по общим гуманитарным и социальным дисциплинам по заданным показателям большинство студентов оценивают в равном соотношении «4» и «5». Дисциплины данного цикла читаются преимущественно на начальном этапе обучения, их содержание излагается доступно и обстоятельно. Качество читаемых курсов по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам оценивается неоднозначно: в равном объёме «3» и «5», перевешивают оценки «4». Скорее всего, такие показатели являются следствием студенческого уровня заинтересованности данными науками и личными склонностями к овладению ими. Качество читаемых курсов по общепрофессиональным дисциплинам, как и по общим гуманитарным и социальным, большинство студентов оценивают высоко, при этом в равном соотношении «4» и «5». Уровень преподавания данных дисциплин, в оценке студентов, достаточно высок, привлекает доступность преподавания, целенаправленность для будущей профессиональной деятельности, доходчивость и подкреплённость конкретными проблемами из современной управленческой практики. Качество читаемых спецкурсов и предметов по выбору в оценке студентов аналогично по показателям оценки качеству читаемых курсов по общепрофессиональным дисциплинам и общим гуманитарным и социальным. При этом студентов привлекает целевая ориентация спецкурсов и предметов по выбору возможностью проведения собственного глубокого исследования в рамках профессиональной деятельности.

Таким образом, из результатов, полученных в процессе анкетирования студентов, как пользователей образовательных услуг, выявлены основные направления совершенствования системы менеджмента качества образовательного процесса в ТФ МГИК.


Библиографическая ссылка

Каменская В.В., Пенькова О.В. СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОЦЕНКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 865-869;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35386 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674