Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОИЗВОДСТВУ ВЫСТРЕЛА

Тимошенко Л.И. 1 Кудрявцев Р.А. 1
1 Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России
В статье рассматриваются вопросы психологического состояния стрелков-спортсменов перед производством выстрела при проведении различного вида тренировок и соревнований. В зависимости от состояния стрелка можно оценить и результативность его стрельбы. Зачастую нервозное и возбужденное состояние мешают правильно сосредоточиться и добиться желаемого результата спортсмену на соревнованиях. В статье приведены практические наработки по данному вопросу и сделаны выводы о возможностях изменения психологического состояния стрелков путем применения специальных упражнений и методик. Разнообразие применения данных методик позволяет изменить психологическое состояние стрелка и добиться желаемого результата на тренировках и соревнованиях.
психологическая подготовка
специальные приемы
тренировка
физическая нагрузка
неожиданные ситуации
специальные физические упражнения
1. Астанина А.А., Кудрявцев Р.А. Формирование психологической готовности сотрудников ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия / В сборнике: Актуальные проблемы науки: от теории к практике. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ю.П. Кожаева, О.Ю. Зевеке; Российский государственный социальный университет. – М., 2015. – С. 157–160.
2. Белевцев В.В., Кудрявцев Р.А. Психологическая подготовка стрелка // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар, 2014. – С. 115–121.
3. Краснокутский Д.Н., Тимошенко Л.И. Использование пейнтбольного и страйкбольного оборудования в обучении сотрудников спецподразделений МВД России / В сборнике: Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. – 2013. – С. 163–167.
4. Кудрявцев Р.А. Формирование психологической готовности курсантов вузов МВД России к правомерному применению огнестрельного оружия // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: Сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. – Ставрополь, 2013. – С. 246–249.
5. Кудрявцев Р.А. Профессиональное воспитание курсантов в вузах МВД России на современном этапе развития общества // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: Сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. – Ставрополь, 2013. – С. 207–210.
6. Кудрявцев Р.А., Гоннов Р.В. Обучение психологической устойчивости стрелков на занятиях по огневой подготовке / В сборнике: Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел. Сборник материалов VIII межвузовской научно-практической конференции. ФГКОУ ВПО «Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России». – Ставрополь, 2015. – С. 17–21.
7. Тарасов В.А., Тимошенко Л.И. Некоторые особенности соблюдения мер безопасности при проведении стрельб с сотрудниками полиции подразделений специального назначения / В сборнике: Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел. Сборник материалов VIII межвузовской научно-практической конференции. ФГКОУ ВПО «Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России». – Ставрополь, 2015. – С. 44–50.
8. Тарасов В.А., Тимошенко Л.И. О необходимости проведения совместных практических занятий по тактико-специальной, огневой и специальной физической подготовке // Сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. – Ставрополь. – 2013. – С. 238–240.
9. Тимошенко Л.И., Кудрявцев Р.А., Тарасов В.А., Малофей А.О. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Философия права. – 2015. – № 2 (69). – С. 53–56.
10. Тимошенко Л.И. Организационные формы обучения в высшей школе / В сборнике: Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. под общ. ред. С.Н. Кашина, А.В. Шульженко. – Ставрополь, 2015. – С. 202–213.

Психическое состояние стрелка оказывает большое влияние на результат выстрела. Стрелки высокого класса могут управлять своим состоянием и показывать высокие и стабильные результаты. Эту способность они приобретают в процессе тренировок, в которых совершенствуют техническую подготовку одновременно с психологической.

Известно, что обычное психическое состояние не способствует максимальному проявлению навыков и качеств, которыми обладает стрелок. Необходимо, чтобы психическое состояние перед стартом и во время соревнований имело оптимальный уровень возбуждения. Такое психическое состояние называется состоянием боевой готовности. Оно не приходит само собой, в него нужно научиться входить. Поэтому, чтобы управлять процессом повышения спортивного мастерства, необходимо овладеть всем комплексом средств и методов психологической подготовки. Психологическая подготовка является составной и обязательной частью комплексной подготовки стрелка [5. С. 207–210].

В зависимости от условий спортивной деятельности условно можно выделить три этапа проведения психологической подготовки:

1) на тренировочных занятиях вне сбора;

2) в период централизованных сборов;

3) во время соревнований и перед стартом.

Основными задачами психологической подготовки в условиях тренировок являются изучение психофизиологических изменений, происходящих в организме стрелка в предстартовом периоде, и их влияния на технику стрельбы; индивидуальный подбор средств и методов для регуляции психического состояния. В период соревнований и перед стартом необходимо создать оптимальное психическое состояние, способствующее достижению максимального результата на соревновании.

Предстартовое состояние, как правило, вызывает определенные изменения в организме стрелка, которые в некоторой степени отрицательно действуют на технику стрельбы и нередко разрушают непрочно закрепленные навыки. Так, например, чаще всего меняется время прицеливания, характер нажима на спусковой крючок, ритм и темп стрельбы, увеличивается колебание руки с оружием, уменьшается точность подъема руки с оружием на первую мишень и при переносе оружия в скоростной стрельбе. Отсюда вытекает и соответствующая задача тренера: выявить индивидуальные формы проявления предстартового состояния спортсмена. Характерные признаки предстартового состояния, в наибольшей степени влияющие на результат стрельбы, а именно:

– расслабление мышц кистей рук, голеностопа;

– перенапряжение мышц туловища;

– запотевание ладоней;

– раскоординация действий («палец не жмет»);

– потеря устойчивости изготовки;

– увеличение частоты сердечных сокращений;

– увеличение тремора рук, замедленная или ускоренная реакция и т.д.

В процессе тренировок необходимо вести постоянные наблюдения за техникой стрельбы и реакцией стрелка на участие в соревнованиях, так как эта связь индивидуальна и различна в разные периоды в зависимости от степени его подготовленности.

Задачи психологической подготовки стрелка решаются при помощи специальных средств. Выбор их зависит от цели и методической направленности тренировочных занятий:

– отработка специальных технических приемов для совершенствования техники стрельбы;

– развитие специальных физических качеств, обеспечивающих многократное выполнение стрелковых упражнений;

– овладение рациональной техникой стрельбы и техникой выстрела с максимальным результатом;

– овладение прочным навыком многократного выполнения выстрелов с максимальным попаданием в «десятку»;

– тренировка устойчивости нервной системы стрелка к плохим и хорошим выстрелам.

Подобная методическая направленность тренировочного процесса может быть решена с помощью следующих средств:

– стрельба по заданию (стрелок должен выполнить определенное количество выстрелов с определенным результатом);

– проведение различных турниров с выполнением части или целого упражнения в соответствии с игровым методом;

– контрольная стрельба; аутогенная тренировка;

– тренировка в различных метеоусловиях, в разных временных интервалах дня; моделирование соревновательных условий на тренировке и др.

Из перечисленных средств психологической подготовки заслуживает внимания моделирование соревновательных условий на тренировке, которое достигается двумя способами: «психической атакой» и дозированной физической нагрузкой. «Психическая атака» создает повышенный эмоциональный фон на тренировке: стрелки получают задание, которое выполняют поочередно (стрельба «соло») при зрителях (зрителями становятся остальные стрелки). В это время тренер громко комментирует стрельбу, объявляет лидера, делает прогноз и т.д. Все это, естественно, вызывает у стрелков некоторое возбуждение, сходное с предстартовым состоянием. Дозировка физической нагрузки выбирается индивидуально для получения адекватного изменения физиологических характеристик (ЧСС, частота дыхания и др.) [4, с. 246–249]. Кратковременные изменения этих показателей могут быть достигнуты при помощи бега, приседаний, отжиманий и других физических упражнений, после которых сразу же выполняется часть стрелкового упражнения по заданию тренера. Целесообразно во время проведения психологической подготовки на тренировках не только фиксировать результат, но и вести наблюдения за техникой стрельбы. Моделирование соревновательной деятельности позволяет научить стрелка приемам саморегуляции состояния [10, с. 202–213].

Психологическая подготовка стрелков в условиях тренировки строится в соответствии с общим планом тренировочного процесса, в котором для нее отводится определенное время. Так, например, в первой половине тренировочного сбора ей уделяется примерно 10–15 % времени каждого второго занятия, затем каждого занятия. К концу сбора это время увеличивается до 30–50 %, а на отдельных занятиях тренировочное время полностью отводится на психологическую подготовку и отбор в состав команды (контрольная стрельба) [6, с. 17–21].

Для реализации средств и методов необходимо поурочное планирование. Для этой цели составляется план-конспект тренировочного занятия (можно типовой на несколько тренировок). Психологическую подготовку в тренировочном процессе необходимо проводить во второй половине основной части занятия. Во время соревнований и перед стартом психологическая подготовка включает дополнительные мероприятия [7, с. 44–50].

Для ведения зачетной стрельбы составляется график отстрела упражнений в медленных стрельбах с учетом индивидуальной подготовленности спортсмена. Он представляет собой примерное распределение времени на выполнение выстрелов и отдых после выстрела и между сериями. Одно из наиболее действенных методов, используемых во время соревнований – установка на соревновательную деятельность, основным средством которой является беседа. Беседа может быть общей и индивидуальной, проводится она, как правило, тренером или психологом команды вечером накануне соревнований [9, с. 53–56].

Цель беседы:

а) проанализировать предстоящие и возможные действия стрелка;

б) предусмотреть неожиданно возникающие ситуации, способные вызвать резкое усиление психического напряжения, и предполагаемые действия стрелка.

В беседе необходимо напомнить стрелкам о правильной технике выполнения упражнения, о выдерживании привычного темпа и ритма стрельбы при отсутствии помех со стороны метеоусловий или других причин, о соблюдении мер безопасности, настроить их на борьбу до последнего выстрела, на самостоятельное принятие решения в неожиданной ситуаций в отсутствие тренера или представителя команды [2, с. 115–121].

Главное в психологической подготовке этого этапа – регуляция предстартового состояния. Для этого используются следующие средства: психорегулирующая (аутогенная) тренировка, психотерапия, массаж (возбуждающий или успокаивающий), электростимуляция, специальные физические упражнения и др.

Более подробно остановимся на практическом применении физических упражнений как наиболее доступных широкому кругу спортсменов [3, с. 163–167].

Специальные физические упражнения являются составной частью предсоревновательной разминки. Интенсивность ее зависит от предстартового состояния спортсмена – если оно ближе к стартовой лихорадке, то разминка более спокойная, и, наоборот, если у стрелка наблюдается предстартовая апатия, то разминка интенсивная, с резкими движениями [8, с. 238–240]. Предсоревновательная разминка решает следующие задачи:

– включить в специфическую работу нервную и мышечную системы;

– повысить общую работоспособность стрелка;

– сократить время врабатывания;

– восстановить ощущения правильной техники выстрела (или серии);

– снять нервное напряжение.

Разминка состоит из следующих частей:

1) общие физические упражнения; упражнения с предметами и без предметов, легкий бег, ходьба (20 мин);

2) специальная разминка с оружием, желательно с выстрелами, длительное удержание оружия в изготовке (15–20 мин);

3) разминка, регулирующая психическое состояние: бег трусцой, приседания, отжимания – 20 раз (10–15 мин).

Расчет нагрузки производится с учетом частоты сердечных сокращений; например, если накануне старта ЧСС составляла 140–150 уд/мин, а физические упражнения увеличили ее до 150–160 уд/мин, то после небольшого отдыха (10–15 мин) ЧСС должна составить 110 – 120 уд/мин, что соответствует уровню боевой готовности. Кроме того, необходимо учитывать изменение уровня работоспособности и рассчитать разминку и интервал отдыха после нее так, чтобы начало соревнований (старт) совпадало с наступлением фазы суперкомпенсации (сверхвосстановления) работоспособности стрелка. Разминку необходимо подбирать индивидуально, учитывая физическую и техническую подготовленность стрелка, время восстановления его работоспособности после дозированной нагрузки и апробировать ее в конце предсоревновательного периода подготовки [1, с. 157–160]. В разминку можно включать и другие специальные упражнения, снимающие нервное напряжение: например, глубоко вдохнуть, задержать дыхание на 5–6 с и напрячь мышцы, затем медленно выдохнуть и одновременно расслабить как можно больше мышц всего тела. Упражнение повторить 9–10 раз.

Таким образом, психологическая подготовка стрелка должна обеспечивать надежное выступление его на соревновании. Комплексная подготовка стрелка с учетом основных факторов надежности его психологической подготовки позволит уменьшить воздействие сбивающих факторов на функциональное состояние стрелка и стабилизировать технику стрельбы в условиях соревнований.


Библиографическая ссылка

Тимошенко Л.И., Кудрявцев Р.А. ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОИЗВОДСТВУ ВЫСТРЕЛА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2. – С. 375-378;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35275 (дата обращения: 01.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074