Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У РАЗЛИЧНОГО КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Горбачева В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
В статье анализируется взаимосвязь показателей подготовленности студентов – спортивных менеджеров с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности на основе ранее проведённых исследований. Для выявления достоверных связей был проведён корреляционный анализ результатов в группах с различным уровнем профессионально-прикладной подготовленности: высоким, выше среднего, средним, ниже среднего, низким. В процессе анализа использовались показатели бега 100 м, бега 3000 м (юноши), бега 2000 м (девушки), челночного бега 3?10 м, подтягивания на перекладине (юноши), сгибания и разгибания рук в упоре лежа (девушки). Также для выявления достоверных связей учитывались показатели психического состояния студентов, успеваемость студентов по предметам и личностные качества. Результаты нашего исследования позволяют выявить специфику взаимосвязи показателей подготовленности студентов, как юношей, так и девушек, с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности.
студент – спортивный менеджер
профессионально-прикладная физическая подготовка
физическое состояние студентов
психическое состояние студентов
1. Вершинин М.А. Структура и содержание технологии дифференциации пешеходных походов и трасс терренкура в процессе физического воспитания студентов гуманитарного вуза на основе учета факторов природной эргогенической среды / М.А. Вершинин, А.И. Шамардин, А.И. Осадчий // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3–2. – С. 368–373.
2. Горбачева В.В. Модельные характеристики уровней сформированности профессионально-прикладной физической культуры у различного контингента студентов – спортивных менеджеров / В.В. Горбачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. – 2013. – № 4 (98). – С. 29–32.
3. Горбачева В.В. Особенности оценки показателей профессионально-прикладной физической подготовки студентов-менеджеров // Современные наукоёмкие технологии. – М.: ИД «Академия естествознания» – 2015. – № 9. – С. 120–123.
4. Горбачева В.В. Профессиограмма как направление формирования профессионально-при¬клад¬ной физической культуры спортивного менеджера // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – Волгоград: ВГАФК. – 2012. – № 2 (4). – С. 125–128.
5. Зубарев Ю.А. Совершенствование технологии обучения спортивных менеджеров / Ю.А. Зубарев, И.В. Перфильева, А.Н. Сырбу // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2013. – № 1 (22). – С. 106–115.

Современные требования к уровню квалификации специалистов для управления сферой физической культуры и спорта предъявляют новые требования к процессу их подготовки в вузе [4].

Цель исследования – провести анализ уровней профессионально-прикладной физической подготовленности студентов – спортивных менеджеров для выявления взаимосвязи показателей подготовленности студентов с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности в процессе обучения в вузе физической культуры.

В условиях непрерывного совершенствования производства, увеличения объема и интенсивности труда управленческого персонала предъявляются повышенные требования к уровню профессиональной готовности будущих управленцев. К ней можно отнести высокую работоспособность, тренированность, профессионально-прикладную физическую подготовленность, развитие психомоторных способностей [5].

Выполнение профессиональных функций специалистов сферы управления для любой сферы деятельности имеет свою двигательную специфику. Она определяется психофизиологическими характеристиками и условиями труда, которые в свою очередь предъявляют различные требования к уровню профессионально-прикладной физической подготовленности, психического состояния, психофизиологическим характеристикам и личностным качествам [1].

Нами анализировалась взаимосвязь показателей подготовленности студентов – спортивных менеджеров с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности. Ранее были выявлены следующие группы: высокий уровень развития данной характеристики, выше, ниже среднего, низкий [3]. Данные группы имеют различную наполняемость (от 15 до 54 человек).

Для того, чтобы особенности взаимосвязи показателей подготовленности проявились более выраженно, нами были объединены студенты по таким группам: высокий и выше среднего; средний; ниже среднего и низкий. Таким образом, с одной стороны, прослеживается разноуровневость профессионально-прикладной физической подготовленности, с другой стороны, проявляется возможность относительного выравнивания количества обследуемых в группах [2].

Группа студентов с высоким и выше среднего уровнями развития данных качеств включала 25 человек, со средним уровнем – 31 человека, с ниже среднего и низким – 36 человек. У девушек наполняемость данных групп соответственно составила 26, 35 и 38 человек. При таких выборочных результатах в первую группу включались все обследуемые с высоким уровнем профессионально-прикладной физической подготовленности, во вторую группу – все со средним уровнем, а в третью – преимущественно с низким уровнем данной характеристики. В первую и третью группы добирались студенты со смежных групп.

Результаты корреляционного анализа показали, что у студентов первой группы (высокий, выше среднего) выявлено 11 достоверных взаимосвязей, из них две взаимосвязи проявились при однопроцентном уровне значимости (табл. 1). Наиболее тесно коррелируют показатели бега на 100 м и челночного бега 3×10 м (r = 0,564), результаты зрительной памяти и объема зрительного восприятия (r = 0,524). Показатели бега на 100 м коррелируют с представленными результатами физической подготовленности: бег 3000 м (r = 0,441), подтягивание на перекладине (r = – 0,402). Характеристики бега на 3000 м взаимосвязаны с результатами стрессоустойчивости (r = 0,472), указывая важность длительного бега для формирования стрессоустойчивости.

Таблица 1

Взаимосвязь показателей подготовленности студентов с различными уровнями профессионально-прикладной физической подготовленности (n: 25; 33; 36)

№ п/п

Показатели

Уровни

Номера показателей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Бег 100 м

Высокий и выше среднего

 

564

– 402

441

             

Средний

   

– 406

492

             

Ниже среднего и низкий

 

364

                 

2

Челночный бег 3×10 м

Высокий и выше среднего

     

398

             

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

3

Подтягивание

на перекладине

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

4

Бег 3000 м

Высокий и выше среднего

             

472

     

Средний

             

460

     

Ниже среднего и низкий

             

482

     

5

Распределение

внимания

Высокий и выше среднего

         

403

465

       

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

6

Зрительная память

Высокий и выше среднего

           

524

       

Средний

           

426

       

Ниже среднего и низкий

           

433

       

7

Объем зрительного

восприятия

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

8

Стрессоустойчивость

Высокий и выше среднего

               

– 484

   

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

9

Успеваемость по

дисциплинам

специального цикла

Высокий и выше среднего

                 

429

450

Средний

                 

406

 

Ниже среднего и низкий

                     

10

Сформированность ЗУН физкультурно-спортивной деятельности

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

11

Личностные качества

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

Успеваемость по дисциплинам специального цикла коррелирует с личностными качествами (r = 0,450) и сформированности прикладных знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности (r = 0,429).

У студентов со средним уровнем профессионально-прикладной физической подготовленности выявлено шесть достоверных взаимосвязей, из них две – при однопроцентном уровне значимости: результаты бега на 3000 м коррелируют с характеристиками бега на 100 м (r = 0,492) и стрессоустойчивости (r = 0,460). У данной категории обследуемых также взаимосвязаны между собой показатели физической подготовленности, указывая на важность комплексного развития физических способностей.

Нами выявлена взаимосвязь показателей зрительной памяти и объема зрительного внимания (r = 0,428). Успеваемость по дисциплинам специального цикла взаимосвязана с уровнем сформированности прикладных знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности (r = 0,406).

У студентов третьей группы (низкий, ниже среднего уровни) выявлено всего три достоверных взаимосвязи между анализируемыми показателями подготовленности, из них одна – при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют результаты бега на 3000 м и стрессоустойчивости (r = 0,482). Характеристики бега на 100 м взаимосвязаны с результатами челночного бега 3×10 м (r = 0,364), а показатели зрительной памяти – с результатами объема зрительного восприятия (r = 0,433).

Аналогичный аналитический анализ проведен по материалам девушек (табл. 2). У студенток первой группы (высокий, выше среднего уровни) выявлено 8 достоверных взаимосвязей, из них три взаимосвязи – при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют характеристики бега на 100 м и челночного бега 3×10 м (r = 0,624), зрительной памяти и объема зрительного восприятия (r = 0,570), успеваемости по дисциплинам специального цикла и сформированности знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности (r = 0,524).

Таблица 2

Взаимосвязь показателей подготовленности студенток с различными уровнями профессионально-прикладной физической подготовленности (n: 26; 35; 38)

№ п/п

Показатели

Уровни

Номера показателей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Бег 100 м

Высокий и выше среднего

 

624

– 398

410

             

Средний

 

407

                 

Ниже среднего и низкий

   

– 437

               

2

Челночный бег 3×10 м

Высокий и выше среднего

     

464

             

Средний

     

401

             

Ниже среднего и низкий

                     

3

Сгибание

и разгибание рук в упоре лежа

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

4

Бег 2000 м

Высокий и выше среднего

             

409

     

Средний

             

477

     

Ниже среднего и низкий

             

492

     

5

Распределение

внимания

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

6

Зрительная память

Высокий и выше среднего

           

570

       

Средний

           

496

       

Ниже среднего и низкий

                     

7

Объем зрительного восприятия

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

8

Стрессоустойчивость

Высокий и выше среднего

               

– 472

   

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

9

Успеваемость

по дисциплинам специального цикла

Высокий и выше среднего

                 

524

 

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

10

Сформирован-ность ЗУН физкультурно-спортивной деятельности

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

11

Личностные качества

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

Примечание. Представлены только достоверные взаимосвязи показателей. Коэффициенты корреляции умножены на 103. Выделены характеристики при однопроцентном уровне значимости.

Показатели бега на 100 м коррелируют с результатами, характеризующими уровни развития физических способностей: бег 2000 м (r = 0,410), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (r = – 0,398). Более высокие результаты бега на 2000 м оказывают положительное влияние на показатели стрессоустойчивости (r = 0,409).

У девушек со средним уровнем сформированности профессионально-прикладной физической культуры выявлено четыре достоверных взаимосвязи, из них две – при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют характеристики зрительной памяти и объема зрительного внимания (r = 0,496), бега на 2000 м и стрессоустойчивости (r = 0,477). Результаты бега на 100 м взаимосвязаны с показателями челночного бега 3×10 м (r = 0,407), а характеристики бега на 2000 м – с результатами челночного бега 3×10 м (r = 0,401).

У девушек третьей группы (низкий, ниже среднего уровни) выявлено между показателями подготовленности всего две взаимосвязи и обе – при однопроцентном уровне значимости: результаты бега на 2000 м коррелируют с показателями стрессоустойчивости (r = 0,492), характеристики бега на 100 м взаимосвязаны с результатами сгибания и разгибания рук в упоре лежа (r = – 0,437).

Результаты нашего исследования свидетельствуют о специфике взаимосвязи показателей подготовленности студентов с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности. По мере увеличения уровня сформированности данных характеристик увеличивается количество достоверных взаимосвязей. Данная закономерность проявляется как юношей, так и у девушек.


Библиографическая ссылка

Горбачева В.В. ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У РАЗЛИЧНОГО КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2. – С. 308-312;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35260 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674