Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА – ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА-ПРОВИЗОРА

Бубенчикова В.Н. 1 Сухомлинов Ю.А. 1 Кондратова Ю.А. 1 Жуков И.М. 1
1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
Показано значение производственной практики по приемке лекарственного растительного сырья для студентов фармацевтического факультета. Рассмотрена роль профессиональных компетенций, формируемых в процессе производственной практики. Определены личностные и профессиональные качества провизора, которые выделяют работодатели. Это качество образования, опыт практической работы, способность к самообразованию, общая эрудиция, а также адаптивность, умение выстраивать межличностные отношения, умение работать в команде, коммуникативность, лидерские качества. Отмечены основные функции производственной практики в системе профессиональной подготовки студентов: обучающая, развивающая, воспитывающая, диагностическая. В заключении выделены положительные моменты практики для студентов, как осознание значимости и необходимости теоретических знаний, получаемых в университете, возможность трудоустройства в данной компании.
фармацевтическое образование
производственная практика
компетенции
аптека
лекарственное растительное сырье
провизор
1. Александрова З.А. Социально-философские аспекты компетентностного подхода // Философия образования. – 2009. – № 3. – С. 174–181.
2. Бубенчикова В.Н., Сухомлинов Ю.А. Лапчатка прямостоячая: от мифов и легенд до Государственной Фармакопеи. – Курск: КГМУ, 2015. – 140 с.
3. Деревцова С.Н. Интеграция как вектор развития медицинского образования // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 2. – С. 80–82.
4. Деревцова С.Н., Кириллов С.К. Особенности процесса формирования профессиональных умений студентов медицинского вуза на основе межпредметной интеграции // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Совершенствование практической подготовки студентов в медицинском вузе / под ред. В.А. Правдивцева. – Смоленск: Изд-во СГМА, 2009. – С. 17–18.
5. Маркарян А.А. и др. Растения рода «Фиалка» – перспективные источники эффективных лекарственных и оздоровительных средств/ А.А. Маркарян, Р.А. Бубенчиков, Р.Н. Аляутдин, А.В. Бурдейн, Ю.А. Кондратова, И.Ю. Глазкова. – Москва, Курск: Серебряные нити, 2008. – 86 с.
6. Пат. 2402525, Российская Федерация, МПК: С07С 67/32, С07С 67/56, С07С 67/52. Способ получения розмариновой кислоты / В.Н. Бубенчикова, Ю.А. Кондратова; заявитель и патентообладатель В.Н. Бубенчикова, Ю.А. Кондратова. – № 2009103344/04; заявл. 02.02.2009; опубл. 27.10.2010.
7. Пат. 2538213, Российская Федерация, МПК: С07J 53/00, С07J 63/00. Способ получения олеаноловой кислоты / В.Н. Бубенчикова, Ю.А. Старчак, Ю.А. Кондратова; заявитель и патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации – № 2013127484/04; заявл. 17.06.2013; опубл. 10.01.2015.
8. Солонинина А.В. Фармацевтическое образование: тенденции, задачи и перспективы // Фармацевтический вестник. – 2006. – № 3. – С. 17.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 – «Фармация». – М., 2011. – 90 с.

В современных условиях стремительного развития фармацевтической науки и практики значительно изменились требования к подготовке фармацевтических работников. Основным из них является формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих профессионализм выпускника вуза и его конкурентоспособность на современном рынке. Очень важным для будущего специалиста является умение адаптироваться к изменяющимся условиям практической деятельности за счет постоянно увеличивающейся потребности современного здравоохранения в тех специалистах, которые могут освоить инновационные технологии, необходимые для квалифицированной работы.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 – «Фармация» предусматривается компетентностный подход к подготовке фармацевтических работников [9].

Профессиональные качества провизора формируются на основе междисциплинарных умений и определяют готовность к практической деятельности. Способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности провизора, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей в разных аспектах и контекстах многими авторами определяется как профессиональная компетентность провизора [1, 3].

Как показывает практика, профессиональные умения провизора нарабатываются лишь после нескольких лет практической деятельности. Такой феномен обусловлен нарушением связи между теоретическими знаниями и умением их использовать в профессиональной деятельности [4, 8].

Качество подготовки молодых специалистов в вузе находится в прямой зависимости от глубины полученных студентами знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков в процессе учебной и производственной практики, в том числе в аптечных учреждениях. Аптеки играют одну из главных ролей в подготовке и быстрой адаптации студентов-провизоров.

Работодатели из профессиональных качеств выпускников вузов ценят, прежде всего:

– качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений, навыков);

– наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков;

– способность к восполнению и применению своих знаний, способность к самообразованию;

– общую эрудицию, разносторонность и широту знаний.

Из личностных качеств выпускников они выделяют адаптивность, умение выстраивать межличностные отношения; умение работать в команде; коммуникативность, лидерские качества, целеустремлённость, нацеленность на результат и на успешную карьеру.

В настоящее время при приеме на работу провизоров руководители аптек предпочтение отдают работникам, имеющим опыт работы, нежели новоиспеченным студентам, имеющим усовершенствованные знания, но, к сожалению, не умеющим применять их на практике. Важной формой в подготовке и становлении будущего специалиста-провизора являются учебная и производственная практики, призванные обеспечить формирование практических навыков работы, закрепить полученные в университете теоретические знания.

Для того чтобы пополнить пробелы студентов в области применения теоретических знаний на практике, многие аптечные сети города Курска готовы принимать будущих специалистов на свои предприятия для обучения и обмена опытом.

В ходе прохождения практики в аптеке студент имеет возможность увидеть и ознакомиться с будущим местом работы извне.

Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:

– обучающую – актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решение конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений;

– развивающую – развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативные и психологические способности;

– воспитывающую – формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии;

– диагностическую – проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности.

Специалист, выходящий из стен вуза, должен быть хорошо подготовлен к производственной, организационно-управленческой и научно-исследовательской работе в области фармации. Он должен быть достаточно компетентный, знающий, умеющий применять на практике полученные знания и способным успешно решать задачи, связанные с фармацевтической деятельностью.

Чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность выпускников на рынке труда и их успешную профессиональную деятельность, на кафедре фармакогнозии и ботаники студентам прививают умения и навыки в решении широкого спектра вопросов в сфере будущей профессиональной деятельности, а также способствуют развитию их личностных качеств. Элементы практической подготовки студентов присутствуют на протяжении всего учебного периода: практические занятия, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, выполнение курсовой работы, учебные и производственная практики, которые играют основную роль в практической подготовке студентов.

Выбору базы практики предшествует работа по изучению производственных и кадровых возможностей аптек, пригодности их для проведения практики студентов.

Основные критерии, оценивающие наиболее важные стороны аптечной организации, как базы практики студентов:

– соответствие профиля основной деятельности аптеки специальности обучения студентов;

– обеспечение практиканта квалифицированным руководством со стороны аптеки;

– оснащенность аптеки современным оборудованием и применение прогрессивных технологических процессов;

– наличие условий для приобретения навыков работы по специальности и повышения организаторских способностей, определенного опыта у работников аптечной организации в воспитательной работе в коллективе.

Заключение долгосрочных договоров между вузом и аптечными организациями позволяет осуществить рациональное распределение студентов по аптекам для прохождения производственной практики, при котором достигается гарантия стабильности мест практики.

Формирование профессиональной компетентности будущих провизоров в части приемки лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов в условиях аптеки, а также консультирования посетителей по их применению в домашних условиях проводится во время производственной практики под руководством опытного провизора-наставника. Сотрудниками кафедры разработан учебно-методический комплекс по производственной практике для студентов фармацевтического факультета дневной и заочной формы обучения, включающий рабочую учебную программу, необходимые методические материалы для студентов и преподавателей (кураторов практики от ВУЗа), формы текущего контроля, а также фонд оценочных средств для проведения аттестации. Руководители практики знакомят студентов с научными разработками сотрудников кафедры (нормативными документами, монографиями, публикациями), внедряют их в учебный процесс [2, 5, 6, 7].

В соответствии с программой во время прохождения практики студент должен:

– ознакомиться с базой практики;

– изучить документы, регламентирующие фармацевтическую деятельность в условиях аптеки;

– ознакомиться с ассортиментом лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного происхождения безрецептурного отпуска и отпускаемых по рецепту врача;

– ознакомиться с упаковкой и маркировкой фасованного лекарственного растительного сырья;

– ознакомиться с производителями и поставщиками лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов;

– принимать участие в проведении контроля качества лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов, реализуемых аптекой;

– изучать инструкции по применению лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов;

– ознакомиться с условиями хранения лекарственного растительного сырья в аптеке.

Изучая ассортимент, условия хранения и особенности применения лекарственного растительного сырья, руководители практики обращают внимание студентов на лекарственные растения, которые изу чены и продолжают изучаться на кафедре фармакогнозии и ботаники Курского государственного медицинского университета. Это фиалка трехцветная и фиалка полевая, лапчатка прямостоячая, ромашка аптечная, шалфей лекарственный, тимьян ползучий [2, 5].

Для фармацевтического работника не менее важными остаются такие человеческие качества, как доброта, отзывчивость, ответственность, неравнодушие, формирующиеся в процессе обучения в вузе и во время прохождения производственной практики. Перед преподавателями кафедры стоит задача не только научить студента основам фармакогнозии, но и воспитать соответствующее мировоззрение, профессиональную сознательность и ответственность, без наличия которых, невозможно стать настоящим провизором.

Учитывая современные требования к качеству подготовки специалиста, очень важной является оценка освоения профессиональных компетенций, которая складывается из внутреннего оценивания (кто учит, тот и оценивает – преподаватель), самооценивание (оценивает тот, уто учился – сам обучающийся), внешнего оценивания (оценивает тот, кто не учил – работники аптеки во время прохождения производственной практики).

Производственная практика имеет ряд положительных моментов. Это:

– влияние на формирование дополнительной информации о рынке востребованных компетенций и рынке профессий;

– понимание того, в какого типа аптечной организации хотели работать;

– осознание значимости и необходимости теоретических знаний, получаемых в университете;

– возможность трудоустройства в данной компании.

Производственная практика является большим вкладом в подготовку будущих специалистов и очень эффективна в процессе предстоящей адаптации провизоров в аптечных организациях.

Хорошая организация практики является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.

Производственная практика обеспечивает связь теоретических знаний с практическими навыками, дает возможность применять данные знания для решения конкретных задач, развивает профессиональное сознание и профессионально значимые качества.


Библиографическая ссылка

Бубенчикова В.Н., Сухомлинов Ю.А., Кондратова Ю.А., Жуков И.М. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА – ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА-ПРОВИЗОРА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 66-69;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35209 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674