Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ящук Е.В. 1 Занкова Е.Ю. 1
1 Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
В статье проанализированы существующие особенности системы непрерывного педагогического образования, обусловленные внедрением электронного обучения в образовательный процесс. Рассматриваемая система непрерывного педагогического образования включает в себя следующих участников: 1. Студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование». 2. Педагоги общеобразовательных организаций, средних и высших профессиональных образовательных учреждений. 3. Профессорско-преподавательский состав педагогического вуза. Разноуровневая потребность владения компетентностью в области внедрения электронного обучения для каждого участника системы непрерывного педагогического образования должна быть обеспечена соответствующей образовательной программой, технологией и методикой. Основная часть статьи посвящена методике реализации образовательных программ в центре повышения квалификации при ТИ имени А.П. Чехова, модульность и вариативность которых базируется на данных мониторинговых исследований.
электронное обучение
дистанционные технологии
электронный курс
система непрерывного педагогического образования
качество образования
электронные мультимедийные учебные издания
1. Приказ Минобразования и науки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 № 31823) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161601 / (дата обращения: 20.09.15).
2. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: учеб. пособие / С.Д. Резник, О.А. Вдовин. – М.: ИНФРА-М, 2010.
3. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. – М., 2004.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – 0-13. – М.: Проспект, 2014. – URL: www.science-education.ru/120-17085 (дата обращения: 23.09.2015).
5. Ящук Е.В., Занкова Е.Ю. К вопросу об эффективности внедрения электронного обучения в систему непрерывного педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.

Тот, кто прекращает учиться, готовится жить в мире, которого не существует.

Эрик Хоффер

Изменение парадигмы образования (концепции «Образование на всю жизнь» на концепцию «Образование в течение жизни») в условиях стремительного внедрения информационных технологий обозначило острую необходимость разработки новых траекторий взаимодействия, обучения, повышения квалификации и актуализации знаний всех участников образовательного процесса.

Непрерывное образование «обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни» [3].

В современной системе непрерывного педагогического образования повышение качества подготовки педагогов невозможно без системной информатизации, включающей в себя:

– использование ИКТ в учебном процессе;

– создание условий для организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий;

– совершенствование отбора содержания образования, методов и средств обучения, соответствующих многоуровневым задачам развития ИКТ-компетенций обучаемых: студентов – будущих педагогов, педагогов общеобразовательных организаций и ППС института;

– внедрение в учебный процесс инновационных технологий без отрицания лучших традиций российского педагогического образования;

– разработка стандартов для электронных курсов, электронных мультимедийных учебников и электронных учебно-методических комплексов (е-УМК).

Постановка проблемы

Интенсивный процесс информатизации образования, появление и активная популяризация электронного обучения [1] определяют необходимость качественного использования технологий в системе непрерывного педагогического образования на всех уровнях обучения.

На сегодняшний день существуют два направления развития электронного обучения, обладающие как общими характеристиками и используемыми методами, так и отличительными чертами в силу специфики целей, задач, потребностей целевой аудитории и т.д.

1. Корпоративное обучение (для сотрудников различных организаций, от небольших компаний, банков до крупных ритейлеров), реализуемое посредством технологий электронного обучения: адаптационные и обучающие курсы; курсы, направленные на формирование корпоративной культуры; тренинги; мастер-классы; вебинары и т.д. Цели, задачи и формы их реализации определяются руководством и внутренним распорядком компании.

2. Обучение в образовательных организациях (общеобразовательные организации, средние и высшие профессиональные заведения, институты/ факультеты повышения квалификации). В этом случае образовательный процесс строится четко в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными образовательными программами.

Учитывая стремительные темпы развития системы корпоративного обучения и востребованность специалистов (педагогов, методистов и программистов, владеющих технологиями педагогического дизайна) для разработки образовательного контента и сопровождения учебного процесса, в задачи педагогических вузов входит подготовка профессионалов-педагогов, способных к эффективной работе в образовательной системе любого направления.

Методика решения проблемы

В Таганрогском институте имени А.П. Чехова функционирует Совет по информационным технологиям, научная и практическая деятельность членов которого направлена на решение следующих задач:

– проведение научно-исследовательской работы в области электронного обучения;

– разработка и внедрение инновационных программных продуктов в учебный процесс по дисциплинам и направлениям подготовки института;

– разработка электронных курсов для системы дистанционного обучения;

– разработка, апробация, коррекция и использование электронных мультимедийных учебных изданий по дисциплинам института, формирование соответствующих библиотек;

– обучение преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений, педагогов общеобразовательных организаций возможностям использования технологий электронного обучения в профессиональной деятельности;

– обучение студентов направления «Педагогическое образование» возможностям использования информационных технологий в учебном процессе;

– проведение консультаций для профессорско-преподавательского состава по вопросам внедрения технологий электронного обучения в учебный процесс.

Рассмотрим внедрение технологий электронного обучения в систему непрерывного педагогического образования, распределив участников образовательного процесса в три основные группы [5] (рисунок).

1. Студенты очной и заочной формы обучения (направление «Педагогическое образование»).

Использование инструментов и технологий электронного обучения направлено в первую очередь на повышение эффективности обучения и формирование системы профессиональных компетенций за счет:

– повышения доступности учебных материалов за счет разработки электронных курсов для системы дистанционного обучения и библиотек электронных мультимедийных учебных изданий (например, для студентов с индивидуальной траекторией обучения или для студентов заочной формы обучения в случаях, когда отведенных аудиторных часов недостаточно для представления учебного материала в полном объеме);

– возможности постоянной актуализации учебного контента с учетом последних достижений науки и техники в соответствующих предметных областях;

pic_36.wmf

Система непрерывного педагогического образования

– возможности разработки фонда оценочных средств и проведения электронного тестирования, которое позволяет оценивать качество освоения учебного материала на любом этапе обучения (промежуточное, итоговое тестирование);

– повышения интереса студентов к изучаемому материалу благодаря возможности размещения мультимедийных материалов (презентации, видео-, аудиоматериалы, анимации) в структуре электронных курсов и электронных мультимедийных учебных изданий;

– предоставления студентам доступа к дополнительным источникам информации (ресурсы, размещенные в сети Интернет на различных образовательных порталах, открытые образовательные ресурсы, дополнение содержимого электронных учебных изданий хрестоматийными материалами).

2. Педагоги общеобразовательных организаций, средних и высших профессиональных образовательных учреждений.

Действующий Закон об образовании в Российской Федерации дает право использовать в образовательном процессе современные способы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и сетевого взаимодействия различных образовательных организаций. Для учащихся расширились возможности получения знаний – закреплено право на различные формы получения образования, в том числе семейное, с использованием дистанционных, электронных и сетевых технологий [4].

Эти факторы предъявляют новые требования к уровню квалификации современного педагога.

Новые возможности, закрепленные на законодательном уровне, создают необходимость постоянного повышения уровня профессиональной компетентности в области применения технологий электронного обучения и актуализации имеющихся компетенций, необходимых и достаточных для эффективной и комфортной работы педагогов в среде электронного обучения.

3. Профессорско-преподавательский состав педагогического вуза.

К преподавателям высших педагогических учебных заведений предъявляются самые жесткие требования, так как они должны владеть:

– системой компетенций для работы в среде электронного обучения, необходимых при организации и проведении учебного процесса;

– системой компетенций в своей предметной области, высоким уровнем педагогической рефлексии [2];

– системой компетенций, необходимых для обучения студентов использованию технологий электронного обучения в будущей профессиональной деятельности.

Мониторинговые исследования, проводимые сотрудниками института, позволяют получать достоверную информацию о предпочитаемой форме проведения курсов, интересующих и проблемных темах и др., необходимую для построения оптимальной траектории обучения педагогов общеобразовательных и средних и высших педагогических организаций навыкам работы в среде электронного обучения.

Педагогам было предложено ответить на следующие группы вопросов:

– опыт и частота применения ИКТ на уроках;

– уровень доступа к Интернету для учащихся и учителей;

– опыт разработки собственных образовательных продуктов для электронной среды;

– необходимость в дополнительном обучении для работы в среде e-learning;

– предпочитаемая форма обучения на курсах повышения квалификации и др.

Исследования показали, что более 50 % опрошенных педагогов применяют информационно-коммуникационные технологии более 3 лет и 25 % от 1 года до 3 лет. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что 75 % (2/3) учителей используют в своей работе компьютер и мультимедийный проектор. 93 % проводят уроки с использованием ИКТ не менее одного раза в месяц.

Около 20 % педагогов имеют опыт разработки электронных учебников, тематических интернет-ресурсов, авторских обучающих программ. Из 80 % опрошенных, выбравших в качестве варианта ответа «другое», 30 % указали разработку презентаций и электронных тестов, 70 % – отсутствие необходимого опыта.

Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что педагоги предпочитают проводить обучение посредством:

– смешанной модели, чередуя аудиторные занятия с занятиями в системе дистанционного обучения и вебинарами;

– электронных курсов, реализуемых через систему дистанционного обучения, и видеоконференций;

– серии тематических вебинаров.

Разрабатываемые для центра повышения квалификации Таганрогского института имени А.П. Чехова курсы обладают высокой степенью вариативности (модульная структура), что позволяет комбинировать модули в зависимости от начального уровня компетентности и потребности целевой аудитории.

С 2013 года на основе смешанной модели обучения (аудиторные занятия (лекции, практические) и работы с электронным курсом в системе дистанционного обучения на платформе Moodle), для студентов направления «Педагогическое образование» проводится курс «Преподаватель в среде электронного обучения». Цель курса: обучение будущих педагогов работе в среде электронного обучения. Основные задачи:

– сформировать представление об электронном обучении;

– ознакомить с нормативно-правовой базой применения технологии электронного обучения в российском образовании;

– рассмотреть способы использования современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

– рассмотреть схемы добавления и наполнения контентом электронного курса;

– познакомить с требованиями к разработке тестовых заданий;

– показать варианты тестовых заданий, представленных в Moodle;

– рассмотреть возможности контроля и оценки знаний в среде Moodle;

– рассмотреть современные технологии разработки электронных мультимедийных средств обучения;

– сформировать представление об основах педагогического дизайна.

Наш подход к формированию профессиональной компетентности в области электронного обучения заключается в комплексном и систематическом мониторинге всех групп, входящих в систему непрерывного профессионального образования. Такой подход позволяет:

– оценить начальный уровень компетентности в области электронного обучения каждой группы целевой аудитории (студенты, педагоги общеобразовательных учреждений и преподаватели педагогического вуза);

– определить потребности в повышении имеющихся и приобретении новых компетенций, необходимых для реализации технологий электронного обучения на более высоком уровне;

– организовать обучение, основываясь на модульности и разноуровневом построении учебных курсов;

– использовать принципы непрерывности и преемственности для организации процесса обучения и повышения квалификации в области использования технологий электронного обучения для организации образовательного процесса;

– системно учитывать характеристику и пожелания целевой аудитории при организации обучения (начальный уровень знаний в области электронного обучения, возраст, предметно-профессиональную направленность, занятость, пожелания в выборе формата обучения (традиционного, дистанционного, смешанного или on-line).

Заключение

Электронное обучение дает возможность использовать различные технологии на всех уровнях в системе непрерывного профессионального образования, позволяя:

– визуализировать учебный материал;

– организовать дистанционное обучение;

– проводить вебинары, форумы, on-line конференции;

– демонстрировать работу виртуальных лабораторий;

– создавать образовательные порталы,

– использовать открытые образовательные ресурсы и т.д.

При грамотном и профессиональном применении технологий электронного обучения, учитывая принципы целесообразности и оптимальности, современный педагог получает инструменты, с помощью которых процесс преподавания и обучения становится более эффективным, интересным и качественным.


Библиографическая ссылка

Ящук Е.В., Занкова Е.Ю. НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 166-170;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35147 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674