Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Галимжанова М.А. 1
1 Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Oрлеу» по Атырауской области
Статья описывает, как интернет-ресурсы могут быть применены в изучении и преподавании иностранных языков. Чтобы быть более точным, то это охватывает понятия информационного общества и информационно-культурного образовательной среды в целом и то, как информационные технологии могут быть использованы в образовательных целях. В качестве примера были рассмотрены электронные учебники и презентации как средство, обеспечивающее языковой материал в классе.
информация
информационное общество
информационно-культурная и образовательная среда
электронные учебники и презентации
1. Извозчиков В.А., Лаптев В.В., Потёмкин М.Н. Концепция педагогики информационного общества // Наука и школа. – 1999. – №1.
2. Петрова М.П. Дистанционное обучение иностранным языкам в социокультурном контексте: дис... канд. пед. наук. – Якутск, 2002. – 265 с.
3. Современный философский словарь / под общ. ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова. – М.: Академический проект, 2004. – 864 с.
4. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы: учеб. пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА – 2009. – 352 с.
5. Электронные презентационные материалы: метод. Рекомендации / сост.: К.Н. Захарьин, А.В. Сарафанов, А.Г. Суковатый и др. – Красноярск: СФУ, 2008. – 36 с.

Прежде чем говорить об информатизации современного общества следует определить, что такое «информация». Можно дать различные толкования этому понятию. В переводе с латинского infor-matio – разъяснение, изложение, осведомление. Согласно современному философскому словарю, этимологически информация является термином обыденного языка, относящимся к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности и обозначающим совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах.

Само понятие информации и всё связанное с ним широко вошло в обиход с 50-х годов 20 века, тогда появились такие дисциплины, как информатика (комбинация из слов «информация» и «автоматика») – область изучения научно-технической информации, ориентирующаяся на автоматизированную обработку данных с использованием вычислительной техники, средств связи и математико-программного обеспечения. А также информология (наука об информации), теория информации (математическая теория связи), теоретическая и прикладная информатика, компьютика и другие науки. Поскольку информация вплетена в жизнь человеческого общества, то вместе с историческими этапами в нашем обществе происходила информационная эволюция, которая была обусловлена различными носителями информации: письменностью, книгопечатанием, современной информационно-кибернетической техникой. Е. Л. Федотова говорит о пяти информационных революциях. Первая связана с изобретением письменности, что «привело к гигантскому качественному скачку: появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя, и передавать знания от поколения к поколению». Вторая была «вызвана книгопечатанием и появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность знаний для людей». Третья революция обусловлена изобретением электричества, благодаря чему появился телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме. Четвёртая связана с вычислительной техникой, персональным компьютером, сетями связи и телекоммуникациями, позволяющими накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме, ростом «оперативности и скорости создания и обработки информации, увеличением скорости поиска и получения информации». Сегодня переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных информационно-коммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Революция призвана интегрировать в едином информационном пространстве программно-технические средства и телекоммуникации, информационные запасы или запасы знаний как единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Человек всегда стремился подчинить себе пространство и время. Такую возможность дают ему современные электронные коммуникации. Информация стала мгновенной и доступной, она «стирает» все границы (реальные и виртуальные), приобретает глобальный характер, объединяет людей в мировом масштабе. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» – актуальность этой фразы очевидна, как никогда ранее. Информационная эпоха определила свои приоритеты и выбор ресурсов для экономического, духовного, социально-политического развития общества, что нашло отражение в сфере подготовки кадров для разных сфер деятельности. В данный момент есть потребность в универсалах- специалистах, которые не только владеют «смежными» специальностями, но и в профессионалах, умеющих решать проблемы «глобального» характера, прошедших подготовку в рамках мультидисциплинарного направления.

Самым активным образом развивается трансграничная информационная сеть Интернет. Необходимо осознать роль и место современных информационных и коммуникационных технологий. Глобальная сеть даёт современному человеку полное удовлетворение его информационных потребностей, доступ к культурным, образовательным ресурсам в общемировом информационном пространстве и ощущение причастности ко всему происходящему.

Многие специалисты работают над проблемой создания открытой информационно-культурной образовательной среды, именно российского сегмента в сети Интернет. Обидно, что часто информацию можно найти только на зарубежных сайтах в иноязычном варианте, что ограничивает возможности пользователей. Интернет имеет уникальные технологические возможности для развития и обновления системы образования и культуры. Современная система образования интегрирует в себя новые образовательные технологии, связанные с использованием компьютеров, тем самым по-новому организуя процесс образования. Преподаватель потерял «монополию» на изложение учебной информации в законченном виде, когда обучаемому оставалось её только «потребить» в предложенном варианте. Сейчас, работая с текстовой информацией, снабжённой гиперссылками, обучаемый сам «выстраивает» схему ознакомления с материалом. Таким образом, процесс познания стал более индивидуальным. В такой новой модели образования преподаватель должен создать для ученика такие условия и текст, сохраняя тем самым за собой обучающие функции.

Информатизация и глобализация привели к появлению нового типа образования – «открытого образования» с помощью современных информационных и коммуникативных технологий. Это даёт возможность распространения образовательных услуг в широком масштабе, применяя дистанционные образовательные технологии. Так можно решить ряд проблем, связанных с территориальной удалённостью обучаемого от учебного заведения, иногда с состоянием здоровья, финансовой ситуацией, транспортом. Более того, предоставляется возможность выбрать желаемую специальность, а не ту, что может предложить ближайшее учебное заведение. Новые информационные технологии дают самые современные и актуальные знания, не оторванные от реалий современной жизни и соответствующие современному уровню развития науки, техники, производства. Система сетевого обучения включает в себя базовые элементы: учебное заведение (организационная структура), информационные ресурсы (базы данных, технические и программные средства), преподаватели (консультанты), обучаемые.

Рассуждая об использовании новых информационных технологий в образовательных целях, мы говорим о создании информационно-образовательного пространства. Это пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий, пространство для совместной учебной деятельности на основе электронно-коммуникационных систем и средство обучения.

При этом педагогические технологии преобразуются в педагогические информационные технологии – системы материальных (технологии) и идеальных (знания) средств, используемых в обучении для обработки, передачи, распространения информации. На образовательную роль информационных технологий можно посмотреть и с более широкой точки зрения. Получить образование -это не только получить диплом. Интернет-ресурсы дают возможность учиться всем, кто этого хочет. Образование получают не единожды и на всю жизнь, а в течение всей жизни. В этом истинный смысл процесса получения новых знаний, потребность в которых не должна иссякнуть с получением диплома.

Новые информационные технологии универсальны как для самостоятельного изучения материала, так и для аудиторной работы. Одним из самых популярных средств обучения являются электронные учебники и электронные презентации.

Можно выделить три основных режима работы: обучение без проверки, обучение с проверкой и тестовый контроль. С помощью такого учебника можно, проверяя знания одновременно всей группы, обеспечить реализацию принципа индивидуализации в обучении путём создания системы равносложных заданий.

В качестве способа изучения нового материала презентация может служить первым этапом ознакомления студента с материалом, в ней могут быть обозначены следующие шаги или инструкции по выполнению заданий. Презентацию можно снабдить гиперссылками, чтобы она представляла собой «некий инструмент» оценки знаний, полученных ранее. В таком случае студент будет видеть те области, на которые ему стоит обратить большее внимание и в конце, подсчитав количество правильных ответов, увидит результат. Последний может быть без отметки как таковой, но с советом по дальнейшим действиям, или же похвалой и оценкой в целом.

Трудно переоценить значение всех информационных и коммуникативных новинок в сфере образования. Хочется надеяться, что они будут способствовать не только процессу получения новых знаний, но и способствовать духовному личностному росту всех, кто приобщился к миру новых технологий.


Библиографическая ссылка

Галимжанова М.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 21-23;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34802 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674