Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Фисун Р.А. 1
1 Кубанский государственный университет
1. Климовец О.В. ТНК России // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №5. – С. 118-119.
2. Климовец О.В. ТНК России. – М., 2013. – 380 с.
3. Климовец О.В., Фандий К.В. Концептуальные основы совершенствования кадрового потенциала индустрии туризма и гостеприимства // Вопросы новой экономики. – 2013. – №3 (27). – С. 40-46.
4. Климовец О.В., Фандий К.В. Формирование управленческой стратегии в сфере российского туризма и гостеприимства // Экономические науки. – 2013. – №102. – С. 104-109.
5. Климовец О.В., Шеховцов Н.Н. Влияние государственно-частного партнерства на эффективное решение социальных проблем общества // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №5. Электронный научный журнал ISSN 1817-6321.
6. Климовец О.В., Шеховцов Н.Н. Международный опыт развития государственно-частного партнерства // Экономические науки. – 2013. – №101. – С.175-178.
7. Климовец О.В. Исследование современных процессов российского рынка труда (рецензия на монографию д.э.н., профессора Агабекян Р.Л. «Российский рынок труда: особенности, проблемы и перспективы». Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2014. – 208 с.) // Вопросы новой экономики. – 2014. – № 2(30). – С. 97-102.
8. Климовец О.В. Рецензия на монографию д.э.н., профессора Агабекян Р.Л. «Российский рынок труда: особенности, проблемы и перспективы». Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2014. – 208 с.) // Экономика устойчивого развития. – 2014. – №2(18). – С. 257-262.
9. Климовец М.В. Модель оценки эффективности финансового аутсорсинга// Вестник Финансового университета. – 2010. – №1. – С. 64-67.

При формировании в 2012 г. нового правительства (структура которого была регламентирована президентским указом № 636) Минрегион России сохранился. До создания в сентябре 2004 г. Министерства регионального развития РФ (Минрегиона России) министерской структуры по региональным вопросам в России не было: последними занимались профильные департаменты Министерства экономического развития и торговли РФ [1]. Рассматривая деятельность этого министерства, нельзя не обратить внимания на название – «регионального развития», а не «региональной политики». Иначе говоря, министерство занимается не столько региональной политикой, сколько вопросами, которые в принципе имеют то или иное отношение к региональной проблематике. Согласно правительственному постановлению № 40 «Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 26 января 2005 г., в ведении Минрегиона России оказались вопросы жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, национальной политики и межнациональных отношений, разграничения полномочий между органами власти разных уровней, федеративных отношений и местного самоуправления [2]. Причем только в мае 2012 г. из Минрегиона России было выделено Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (оставшееся, понятно, в ведении министерства), а до этого Минрегион России занимался соответствующими тяжелыми специфическими проблемами непосредственно [3].

Неудивительно, что, как было констатировано выше, в Минрегионе России не смогли разработать идеологию федеральной региональной политики и инициировать адекватную ей нормативно-правовую базу [4]. Правомерно, по-видимому, утверждать, что Минрегион занимается не региональной политикой, а работой с регионами. Однако работа эта, во-первых, разворачивается далеко не по всему кругу вопросов. Во-вторых, нельзя вести речь не только об осуществлении, но и даже об оценке министерством региональных аспектов федеральной социально-экономической политики [5].

Важно в первую очередь подчеркнуть следующее. Как уже отмечалось, невозможно подчинить всю федеральную социально-экономическую политику в целом задачам регионального развития [6]. Есть общефедеральные задачи, к числу которых следует отнести, прежде всего, обеспечение устойчивого и динамичного развития экономики страны в целом. Поэтому в рамках собственно региональной политики, федеральная поддержка должна концентрироваться в проблемных регионах.

С учетом этого неизбежно возникает вопрос о соотношении региональной политики с другими направлениями федерального регулирования социально-экономического развития страны. Но его решение в свою очередь возможно лишь при понимании и предвидении региональных последствий любых принимаемых на федеральном уровне решений. Стоит привести и другие аргументы в пользу целесообразности оценки региональных аспектов федеральной политики. Это, прежде всего, возможность получить адекватные представления о роли федеральных органов власти в социально-экономическом развитии регионов, о финансовых потоках между центром и регионами, о регионах-донорах и регионах-реципиентах.

Оценкой региональных аспектов федеральной политики все-таки должно заниматься именно Министерство регионального развития РФ, причем этот вектор его деятельности надлежит четко прописать, вычленив в общем ряду векторов [7]. Реальную же координацию региональной политики с другими направлениями федеральной политики в отношении регионов возлагать на это министерство вряд ли разумно: такое организационно-управленческое решение поставило бы его «над» другими федеральными министерствами, что оказалось бы для них неприемлемым.

По-видимому, координация разных направлений федеральной политики в отношении регионов должна осуществляться на уровне федерального правительства или специальных правительственных межведомственных структур, причем подобная практика в России, на самом деле, уже в определенной мере сложилась. Правительство РФ имеет так называемые координационные и совещательные органы, среди которых есть несколько комиссий по региональной проблематике [8]. В декабре 2010 г. появилась аналогичная структура, занимающаяся другим проблемным макрорегионом. Функционирующая под руководством премьер-министра Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа – координационный орган, образованный для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также для координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ округа [9].

Существование в настоящее время только двух комиссий – по Дальнему Востоку и Северному Кавказу – можно, конечно, объяснить тем, что именно эти макро- регионы наиболее проблемные и потому должны быть основными объектами федеральной региональной политики. Однако, во-первых, проблемные территории есть и в других регионах страны, и они тоже требуют специальной федеральной поддержки. Во-вторых, как уже подчеркивалось оценка и координация региональных аспектов федеральной политики важны далеко не только с точки зрения специфических задач федеральной региональной политики.


Библиографическая ссылка

Фисун Р.А. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 6. – С. 66-67;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34666 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674