Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Лиханова М.С. 1 Бондаренко О.В. 1
1 Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
1. «Стройпульс» - строительный портал //http://stroypuls.ru
2. России требуется дополнительная подготовка инженерных кадров //http://www.vedomosti.ru
3. Кузбасс вернулся в лидеры по задержке зарплаты/Газета Кемерова// http://gazeta.a42.ru

Вопрос преодоления дефицита инженерных кадров в настоящее время стоит особенно остро: Россия испытывает ощутимую потребность в квалифицированных инженерах, являющихся опорой отечественного производства. Необходимость выхода страны на международные рынки с конкурентоспособной, качественной продукцией обуславливает потребность внедрения инновационных технологий, что невозможно без высококвалифицированных технических работников.

В настоящее время на рынке труда инженерных кадров имеет место определённый дисбаланс структуры спроса на труд указанных специалистов и структуры предложения труда. Данное несоответствие наблюдается не только в разрезе специальностей, но и по уровням профессиональной подготовки. Это находит выражение в том, что значительный удельный вес в структуре всех выпускников профессиональных учебных заведений занимают выпускники вузов при значительном количестве вакансий по рабочим профессиям. При нарастающей потребности в инженерно-технических кадрах профессиональные учебные заведения продолжают выпускать в большей степени гуманитариев. В Хабаровском крае, например, в структуре выпуска специалистов с высшим образованием лидирующее положение занимают такие специальности и направления подготовки, как «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление».

Спрос на специалистов инженерно-технического профиля существенно стал увеличиваться в последние годы. Например, спрос на инженеров по техническому надзору увеличился в 5 раз, на инженеров-экологов – в 3 раза [1]. Дефицит инженерных кадров в нашей стране начал формироваться ещё в 90е годы, когда высшее инженерное образование стало утрачивать свою престижность в связи с резким падением уровня зарплат данной категории работников, увеличилось число безработных инженеров, что отчасти можно объяснить неэффективной конверсией предприятий военно-промышленного комплекса. Вследствие этого подавляющее большинство вчерашних инженеров, технологов и конструкторов стали менеджерами по продажам, специалистами по логистике, маркетингу и связям с общественностью. Те, кто остался верен своей профессии, в полной мере смогли испытать на себе многочисленные трудности, связанные с переходом к рыночной экономике: длительные невыплаты зарплаты, вынужденные административные отпуска, работа на устаревшем оборудовании и пр. К началу 2000х гг. ситуация на рынке труда изменилась – отечественное производство ощутило недостаток квалифицированных инженерных кадров, который в дальнейшем превратился в явный дефицит грамотных инженеров. С появлением большого количества иностранных компаний на российском рынке изменились требования, предъявляемые к потенциальным сотрудникам – кроме высшего технического образования стало необходимым хорошее знание иностранных языков, умение работать с различными компьютерными программами и прочие требования.

В связи с актуализацией данной проблемы государство в партнёрстве с работодателями в ближайшей перспективе намерено осуществить переподготовку не менее 15 000 инженеров. Министерство образования выразило готовность финансировать до 50 % затрат работодателей на обучение инженеров. На эти цели из бюджета министерства выделено 350 млн. руб. в 2013 г. и до 200 млн. руб. в 2014 г. [2]. Это свидетельствует о серьёзной озабоченности органов государственной власти проблемой дефицита инженерных кадров.

Анализ причин дефицита инженерных кадров позволил выделить наиболее значимые из них: падение престижности инженерных специальностей, сложность обучения, неправильная информированность абитуриентов о востребованности тех или иных профессий на рынке труда, проблемы профессиональной подготовки будущих инженеров (устаревшая материально-техническая база обучения, недостаток практического и инновационного компонентов в профессиональной подготовке, недостаток инвестиций в развитие образовательной инфраструктуры). Одним из наиболее значимых факторов выбора будущей профессии у молодых людей, как показывают результаты анкетирования студентов 1 курса (КнАГТУ, г. Комсомольск-на-Амуре), является уровень ожидаемой в будущем заработной платы. Это позволяет нам предположить, что именно проблемы в сфере оплаты труда оказывают значительное дестабилизирующее влияние на рынок труда инженеров.

Среди этих проблем следует отметить достаточно низкий уровень оплаты труда инженеров. Если на крупных предприятиях специалисты могут претендовать на зарплату от 30000 до 50000 руб., то на мелких предприятиях, которые оставляют большинство, величина зарплаты колеблется в диапазоне от 15000 до 25000 руб. В связи с этим дальнейшее трудоустройство молодого инженера после окончания обучения не по полученной в вузе специальности является достаточно частым явлением.

Другой проблемой в сфере заработной платы инженеров является её высокая дифференциация. Если руководители с инженерным образованием в промышленности имеют заработную плату от 3000$ до 5000$, то начинающим специалистам компании готовы предложить зарплату лишь в диапазоне от 400$ до 500$ в столице и от 300$ до 400$ в регионах.

Несоответствие уровня зарплаты реальным условиям труда и сложности профессиональной подготовки, необходимой для получения квалификации инженера является следующей проблемой в рассматриваемом перечне. К сожалению, уровень общеобразовательной подготовки выпускников школ в последнее время оставляет желать лучшего, особенно это касается физико-математических дисциплин. Вместе с тем именно эта компонента в подготовке абитуриентов является наиболее значимой при обучении на факультетах инженерного профиля. Глубокая фундаментальная подготовка, необходимость усвоения широкого спектра сложных специальных дисциплин требуют не только достаточно высокого уровня базовых знаний, но и наличия соответствующей сильной мотивации. Перспектива низкой оплаты сложной профессиональной деятельности в будущем не может мотивировать будущих специалистов на эффективное усвоение профессиональных знаний.

Негативное влияние на рынок труда инженерных кадров может оказывать такое явление, как несвоевременная выплата зарплаты специалистам. Следует признать, что данная проблема не является для отечественной экономики новой. С началом переходного периода к рыночному хозяйствованию задержки заработной платы стали служить своеобразным инструментом предотвращения массовых сокращений избыточной рабочей силы, что особенно характерно было для предприятий оборонного комплекса. До настоящего времени работодатели так и не смогли полностью отказаться от порочной практики применения данного средства удержания специалистов на производстве в надежде на лучшие времена. Цифры подтверждают это. Так на 1 октября 2013 г. суммарная задолженность по зарплате в стране составила 3,169 млрд. руб., о чём свидетельствуют отчёты Росстата. По отношению к сентябрю эта цифра выросла на 490 млн. руб. Наибольшая доля задолженности приходится на Хабаровский край – 218,6 млн. руб. [3].

Все рассмотренные проблемы в сфере оплаты труда, безусловно, оказывают дестабилизирующее влияние на рынок труда инженеров, усугубляя несоответствие спроса и предложения труда данных работников. Решение этих проблем лежит не только в плоскости интересов отдельных работодателей, но и государство в целом должно принимать активное участие в данном процессе. Для привлечения молодёжи к обучению на инженерные специальности, предотвращения трудоустройства выпускников инженерных факультетов не по профилю обучения в вузе, а также сокращения эмиграции высококвалифицированных инженеров за рубеж представляется целесообразным в числе прочих действий более эффективно решать проблемы в сфере заработной платы инженерных работников: повышать оплату труда параллельно с существенным сокращением её дифференциации между руководителями и рядовыми работниками; постепенно приближать уровень оплаты труда работников высокой квалификации к адекватному реальным трудовым усилиям и уровню сложности требуемой профессиональной подготовки; существенно увеличивать уровень заработной платы молодым специалистам – выпускникам высшим учебных заведений. Помимо этого необходимо повышать имидж инженеров, формировать в обществе уважительное отношение к инженерному труду, для чего можно использовать и социальную рекламу. Необходимо возвести научно-техническую политику в ранг приоритетной государственной политики, и повысить эффективность инвестиций в развитие производства и науки. Всё это в итоге будет способствовать более эффективному экономическому развитию страны и улучшению благосостояния населения.


Библиографическая ссылка

Лиханова М.С., Бондаренко О.В. ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 59-60;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34515 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674