Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Алпаткина И.О. 1 Белинская Е.А. 1 Невежин В.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
1. Юданов, А. Вторая половинка модернизации / Андрей Юданов. «Эксперт», № 20 (754).
2. Гурова Т. Создатели будущего – газели с мозгом обезьяны / Т. Гурова, О. Рубан, А. Юданов, А. Виньков. «Эксперт», № 10 (744).
3. Досье ООО «МПЗ БОГОРОДСКИЙ» – http://okraina.ru.
4. Досье ЗАО «Кузбасская птицефабрика» – http://www.kuzbasskay.ru.

В настоящее время в российском бизнес-сообществе вопрос о соотношении социальной ответственности и корпоративного управления практически не обсуждается. Корпоративное управление в России сегодня находится в начальной стадии развития с точки зрения международных стандартов (ОЭСР, Всемирный банк-IFC, S&P, требования листинга LSE и NYSE). Между тем, КСО является одним из стандартов (групп показателей) развитого корпоративного управления. Практика свидетельствует, что и в России к социальной ответственности как четвертого стандарта корпоративного управления внимание собственников и менеджеров обращается в последнюю очередь. И хотя масштабы социальной ответственности многих российских предприятий велики, собственники частных компаний России, за редким исключением, относятся к КСО как атавизму советских времен и воспринимают ее как бремя. Ситуация усугубляется отсутствием стратегического подхода со стороны органов государственной власти к вопросам корпоративной социальной ответственности и созданию условий наибольшего благоприятствования и льгот тем компаниям, которые практикуют КСО, в то время как крайне необходимо создание новой социально-психологической установки. Как только российское бизнес-сообщество убедится, что социально ответственным быть выгодно, оно признает КСО полезным и утилитарным стандартом корпоративного управления. Это важно, в том числе и потому, что без корпоративного управления и социальной ответственности бизнеса уже невозможно эффективно инкорпорироваться в мировую экономику, вступая в ВТО.

Средний бизнес сегодня – это опора для развития нашей экономики, поскольку именно здесь происходят инновационные процессы. Поэтому вдвойне важно, чтобы руководители были компетентны и оказались в состоянии претворить в жизнь ту политику предприятия, которая сможет принести ему наибольшую прибыль и обеспечить быстрый и стабильный рост. Не менее важной является и корпоративная социальная ответственность, поскольку формируется более привлекательный образ предприятия, что непосредственно влияет на увеличение продаж и на позицию на рынке, привлекательность для инвесторов; увеличивается производительность труда, сплоченность коллектива и повышается лояльность к руководству; в более благополучном обществе условия для бизнеса благоприятнее.

Данная работа посвящена анализу фирм-»газелей». Задачей было выявить изюминки фирм, то есть что придало фирме такой успех, а также возможные предпосылки успеха, среди которых немаловажную роль играет так называемая «социальная ответственность предприятий».

Согласно теории, к «газелям» относятся лишь те компании, которые демонстрируют в течение не менее пяти лет темп роста более 30 % в год. Причем у этих фирм быстро растет выручка, а не капитализация, что является одним из факторов отбора фирм – «газелей» [1].

В исследовании проводился анализ компаний-газелей пищевой промышленности:

Мясокомбинат «Озерецкие колбасы»

  • ООО «Птицекомбинат»
  • ООО «Юговской Комбинат Молочных Продуктов»
  • ООО МПЗ «Богородский»
  • ЗАО «Кузбасская птицефабрика»

Основная информация, характеризующая деятельность фирм в 2011 году, представлена в табл. 1 [1].

Управление предприятиями, нацеленными на рост, подразумевает «менеджмент, ориентированный на рост» или просто «менеджмент роста». В данном контексте слово «рост» подразумевает развитие компании, приобретение качеств, которых она не имела до сих пор, но которые помогут ей выжить сегодня, завтра, послезавтра.

Таблица 1

Показатель

Озерецкие колбасы

Птицекомбанат

Юговской комбинат молочных продуктов

МПЗ «Богородский»

Кузбасская птицефабрика

Регион присутствия

Дмитровский район Московской области

Краснодарский край, Ставропольский край, республика Адыгея, Карачаево-Черкесия, Москва

Пермский край

Мурманская область, Москва

Кемеровская область

Выручка, млн. руб.

1 309

3 468

1 302

938

682

Себестоимость, млн. руб.

1 127

3 363

1 289

779

614

Прибыль, млн. руб.

8

0,087

8

32

27

Численность, чел.

От 251 до 500

От 251 до 500

От 5001 до 10000

От 251 до 500

От 101 до 250

С помощью анализа отобранных фирм можно выделить основные критерии быстрого роста. Это наличие свободной ниши на рынке, использование инноваций, правильно подобранный персонал компании [2].

Можно выделить еще одно конкурентное преимущество – предприятия принадлежат хорошим управленцам или управляются отличными менеджерами, которые знают, как запускать в игру новые форматы, бренды, продукты, как правильно строить технологические цепочки, и способны генерировать новые идеи или технологии, в том числе технологии управления.

И самое важное, то, на чем необходимо остановиться, – социальная ответственность данных предприятий. Социальная ответственность бизнеса не обязательно порождена лояльностью корпорации или альтруизмом – она также может выступать и в качестве важного элемента повышения прибыльности или эффективности компании и даже оказываться средством обеспечения ее конкурентного преимущества.

Социальная ответственность корпораций – это часть международной инициативы по увеличению прозрачности работы бизнеса, обнародовании отчетов о его деятельности, это способ осуществлять наблюдение за тем, насколько деятельность бизнеса отвечает этическим и социальным требованиям общества, а также требованиям в области защиты окружающей среды [3].

Что касается исследованных фирм, имеются примеры, когда предприятия уделяют огромное внимание социальному аспекту деятельности, что также сказывается на положении их на рынке, отношении к ним жителей регионов, в которых ведется деятельность, а также на росте фирм, поскольку социальная ответственность является неотъемлемой частью менеджмента быстрого роста (табл. 2).

Одним из таких предприятий стала компания «Окраина» (МПЗ «Богородский»). В октябре 2010 г. данному предприятию был выдан «Сертификат доверия работодателю» как предприятию «…гарантированно соблюдающему трудовые права работников в рамках проекта «Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателей» …».

Регулярно индексируется фонд заработной платы. Средняя заработная плата в 2011 г. составила 29’693 руб. Средняя заработная плата по Мурманской области за 9 месяцев 2011 г. составила 19’630 руб. [3]

Непрерывно ведется разработка и внедрение в отделах, подразделениях и цехах положения финансовой мотивационной программы, стимулирующей рост производительности труда и доходов персонала. Кроме этого, разработано и введено в действие «Положение о рационализаторских и новаторских предложениях с системой поощрения за внедренные изобретения по совершенствованию механизмов, технологических процессов» и др. Стали традиционными единовременные выплаты премиальных к основным праздникам Российской Федерации. На предприятии сформирован кадровый резерв по всем структурным подразделениям предприятия, в рамках которого развивается система повышения квалификации и профессионального образования. В 2011 г. на мероприятия по профессиональному повышению квалификации было направлено 202 чел. (в 2010 г. – 58 чел., в 2009 г. – 19 чел.) [3].

Вступление России в ВТО является вызовом для компаний-«газелей», и именно от уровня КСО и корпоративного управления во многом будет зависеть, насколько они выдержат этот вызов. В соответствии с результатами проведенного исследования, не все фирмы-газели отличаются высокими стандартами КСО, а значит, возможно, они потеряют свои позиции после вступления в ВТО. Поэтому компаниям следует уже сегодня задуматься о политике социальной ответственности, поскольку в этом случае им удастся вырваться вперед и удержать свои позиции. Однако, попытка лидировать в отрасли за счет экономии на очистных сооружениях, загрязнении окружающей среды или создания некачественной продукции, может привести к тому, что компания потеряет свой рынок сбыта и окажется неконкурентоспособной после вступления России в ВТО, поскольку для зарубежных компаний, которые придут на российский рынок корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой частью ведения бизнеса.

Таблица 2

КСО компаний-«газелей» отечественной пищевой промышленности

Сфера КСО

Озерецкие колбасы

Птицекомбанат

Юговской комбинат молочных продуктов

МПЗ «Богородский»

Кузбасская птицефабрика

А

В

С

D

F

G

Качество продукции

«Докторская» колбаса этого предприятия признана лучшей в передаче «Контрольная закупка». Она изготавливается по рецептуре ГОСТ. В производстве колбас и деликатесов фирма полностью отказалась от применения генно-модифицированных добавок и сои.

При производстве охлажденной продукции, на которую нацелен комбинат, практически полностью исключен контакт птицы с человеком, что позволит избежать обработки продукции дезинфицирующи-ми веществами, а также прод-лить срок хранения готового продукта. Птицеперерабаты-вающий комбинат Группы агропредприятий в Невинномысске успешно прошел серти-фикационный аудит и получил сертификат соответствия международным стандартам качества ISO 9001:2001.

Был оштрафован за фальсификацию масла сливочного раститель-ными жирами. В Роспотребнадзор поступило 12 жалоб граждан на реализацию некачественной продукции.

Абсолютно осознанно ограничены производ-ственные возможно-сти «Окраины» 30-ю тоннами продукции в сутки. Это позволило избежать соблазна использовать суррога-ты, как то: сухое мо-локо, яичный поро-шок, MDM, белковый стабилизатор, сою, ГМО, жидкий дым. Сырье используется только экологически чистое – от проверен-ных поставщиков.

Фабрика оснащена своей зооветеринарной лабораторией, проводится строгий контроль состояния птицы.

Развитие сотрудников

н.д.

Регулярные курсы повышения квалификации.

Открытие нового цеха позволит создать 70 рабочих мест. Возможность карьерного роста.

На предприятии сфор-мирован кадровый ре-зерв по всем структур-ным подразделениям предприятия, в рамках которого развивается система повышения квалификации и профессионального образования.

Курсы повышения квалификации.

Экология

Предприятие расположено в экологически чистом районе, исков по поводу загрязнения окружающей среды в областной суд не поступало.

В администрацию города неоднократно поступали жалобы от жителей кубанской части Невинномысска на неприятный запах, а также на выбросы жидких отходов переработки птицы за территорию предприятия.

Следственный отдел СУ СК РФ по Пермскому району возбудил уголовное дело по части второй статьи 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных». Предприятие сливало в реки хозяйственно-бытовые стоки и отходы молочного производства. За счет этого фирма пыталась сэкономить на очистных сооружениях.

Расположен в экологически чистом районе. Постоянно ведутся очищающие работы.

Обеспечение рынка Кузбасса и прилегающих областей качественной и экологически чистой продукцией

Благотворительность

Для ветеранов, инвалидов, одиноких жителей района и многодетных семей постоянно готовятся праздничные заказы.

Устраивает детские праздники в детских садах и школах, расположенных в г. Невиномысске.

Расширение производства с целью создания рабочих мест для жителей Пермского края. Проведение детских праздников.

Компания участвовала и участвует во многих социальных проектах. В их числе: реконст-рукция мемориального комплекса на Абрам-мысе, поддержка спортивных мероприятий города, помощь детским и спортивным учрежде-ниям. Компания принимает в магазинах социальные веетеранские карты.

Принимаются ветеранские карты, компания устраивает праздники для детей и ветеранов


Библиографическая ссылка

Алпаткина И.О., Белинская Е.А., Невежин В.П. СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 10-13;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34160 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674