Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВРЕМЕННАЯ ГЕРМЕТИЗАЦИЯ ПРОБОИНЫ В КОРПУСЕ СУДНА С ПОМОЩЬЮ ЛЕДЯНОЙ ПРОБКИ

Бухарицин П.И. 1 Беззубиков Л.Г. 1
1 Государственный технический университет

Предлагаемое устройство представляет собой оригинальное инновационное усовершенствование устройства для заделки пробоины в корпусе в подводной части судна, содержащее прилегающий к корпусу пластырь, снабженный по краям постоянными магнитами, и систему подачи хладоносителя в район пробоины, отличающееся тем, что по краям пластыря, выполненного из гибкого водонепроницаемого материала, установлены электромагниты, плотно прижимающие края пластыря к внешней стороне корпуса судна в районе пробоины, верхняя часть пластыря выполнена сетчатой, коллектор с дроссельными соплами выполнен в виде дугообразной металлической трубки и закреплен в средней части пластыря, образуя полузамкнутый объем забортной воды в районе пробоины и герметичную ледяную пробку, которая и обеспечивает временную герметизацию пробоины. Использованный воздух уходит в атмосферу через сетку в верхней части пластыря. Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для заделки пробоин в подводной части корпуса судна. Довольно часто суда получают пробоины в корпусе в труднодоступных и неудобных для ликвидации течи местах, в связи с чем, наиболее простыми и доступными средствами (пробками, пластырями и др.) такие повреждения не устранить. Известно устройство для заделки пробоины в корпусе судна (см. А.С. СССР, №12004479, 1986г.), содержащее пластырь из водонепроницаемого материала, снабженный по краям постоянными магнитами. Пластырь намотан на барабан, на оси которого установлены муфты для свободного разматывания пластыря при установке его в районе пробоины. Недостатком данного устройства является сложность конструкции устройства в целом и использование постоянных магнитов, в частности. Наиболее близким к заявленному является устройство для заделки пробоины в корпусе судна (см. А.С. СССР, №1188045, 1985г.), содержащее прилегающие к корпусу судна гибкие шланги уплотнения, соединенные с холодильным агрегатом, и дополнительные гибкие шланги, связанные между собой тросами и гидравлическими соединениями со шлангами уплотнения. Недостатком данного устройства является сложность установки его внутри корпуса судна, где при наличии конструктивного набора корпуса судна невозможно обеспечить прилегание гибких шлангов уплотнения к корпусу, а также наличие на судне холодильного агрегата со специальной системой подачи и возврата хладоносителя. Техническая задача – создание устройства, обеспечивающего герметизацию пробоины в корпусе судна на плаву. Технический результат заявленного устройства – повышение надежности в эксплуатации. Он достигается тем, что по краям пластыря, выполненного из гибкого водонепроницаемого материала, установлены электромагниты, обеспечивающие при их включении плотное прижатие краев пластыря с внешней стороны корпуса судна в районе пробоины, верхняя часть пластыря для обеспечения выхода использованного воздуха выполнена сетчатой, коллектор с дроссельными соплами выполнен в виде дугообразной металлической трубки и закреплен в средней части пластыря, что не дает пластырю полностью прижаться к пробоине, благодаря чему в районе пробоины образуется полузамкнутый объем забортной воды, а при выходе из коллектора через дроссельные сопла сжатого воздуха происходит ее охлаждение и замерзание, образуется ледяная пробка, которая и обеспечивает временную герметизацию пробоины. Устройство содержит пластырь из гибкого водонепроницаемого материала с электромагнитами и коллектором в виде дугообразной металлической трубки с дроссельными соплами, электрокабель, шланг подачи сжатого воздуха. Коллектор крепится к пластырю узлами, корпус судна, пробоина, ледяная пробка. Устройство работает следующим образом: Пластырь устанавливается с наружной стороны на корпусе судна так, чтобы дроссельные сопла располагались в средней части пробоины. Подается электропитание к электромагнитам, и они фиксируют пластырь на корпусе судна в районе пробоины. Затем по шлангу подается сжатый воздух в коллектор. Воздух под давлением 50-60 кг/см², проходя через дроссельные сопла, охлаждает забортную воду в районе пробоины, что приводит к образованию ледяной пробки между корпусом судна и пластырем, за счет чего и происходит временная герметизация пробоины. Использованный воздух при этом уходит в атмосферу через сетку в верхней части пластыря. Положительный эффект заключается в том, что для использования данного устройства не требуется специального холодильного оборудования, так как достаточно обычного воздушного компрессора, который имеется практически на любом судне, что позволяет оперативно и эффективно применять устройство на практике. Преимущества устройства - небольшой расход недорогих и недефицитных материалов и энергии, быстрота изготовления, невысокая себестоимость по сравнению с существующими устройствами, простота в эксплуатации. Безопасность обеспечивается тем, что устройство управляется дистанционно, не требует присутствия человека в опасной зоне, в отличие от существующих. Высокая надёжность и безотказность устройства достигается простотой его конструкции. При эксплуатации устройства вредного воздействия на окружающую среду не происходит. Применение данного устройства на морских судах будет способствовать снижению загрязнения и улучшению экологической обстановки на морских акваториях, затраты на изготовление устройства и его эксплуатацию минимальны, а его ресурсоёмкость небольшая. Данный проект может представлять значительный интерес для судоходных компаний морского и речного транспорта как в России, так и за рубежом в качестве штатного средства по БЖ на морских и речных судах. Авторами разработана концепция, получен патент на изобретение №2409498. Дата публикации 20.01.2011г., Бюл. №2. Ведутся переговоры с потенциальными изготовителями опытного образца.


Библиографическая ссылка

Бухарицин П.И., Беззубиков Л.Г. ВРЕМЕННАЯ ГЕРМЕТИЗАЦИЯ ПРОБОИНЫ В КОРПУСЕ СУДНА С ПОМОЩЬЮ ЛЕДЯНОЙ ПРОБКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 3. – С. 172-173;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34150 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674