Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭЛЕКТРОННЫЙ учебный МОДУЛЬ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ»

Шилин А.Н. 1 Евстигнеева Н.А. 1
1 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы : утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647 (дата обращения: 08.01.2013).
2. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А.В. Осин. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. – 328 с.
3. Илюйкина И.В. Выявление отношения студентов к применению презентационных технологий в вузе / И.В. Илюйкина, И.В. Наливайко // Материалы IV Международного студенческого научного форума 2012 (электронной конференции). – URL: http://www.rae.ru/forum2012/188/281 (дата обращения: 08.01.2013).
4. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности» (для всех направлений высшего образования – бакалавриата и специалитета). – URL: http://eco-madi.ru/node/243 (дата обращения: 08.01.2013).

Внедрение и эффективное использование новых технологий обучения является важным механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества и доступности образования [1].

Лекция остаётся основной формой обучения в высшей школе. Её содержание должно отвечать ряду дидактических принципов: целостности, научности, доступности, систематичности и наглядности. Немаловажными являются эмоциональность изложения, живой и хорошо организованный язык лекции. Сегодня благодаря современным информационным технологиям можно повысить эффективность визуального восприятия учебного материала за счёт совмещения в одном контексте знаково-символьной, текстовой и художественно-изобразительной форм предъявления информации. Грамотно подобранные иллюстрации создают необходимый эмоциональный настрой, позволяют аффектировать (при необходимости) проблемную ситуацию.

Создание и применение на аудиторных занятиях электронных конспектов лекций открывает новые возможности для повышения эффективности и прочности усвоения знаний. В процесс обучения одновременно включаются слуховой и зрительный каналы, что повышает эффективность восприятия информации до 40…65% [2, 3]. Преподаватель имеет возможность использовать электронный конспект с учётом своей индивидуальной манеры чтения лекции, а также уровня подготовленности студентов.

Представляемый учебный модуль «Психологические и эргономические основы безопасности» выполнен в формате электронного конспекта лекции, рассчитанной на два академических часа. Его содержание соответствует содержанию одноимённого модуля рекомендованной Министерством образования и науки РФ для всех направлений высшего профессионального образования (бакалавриат и специалитет) Примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [4]. Лекция включает следующие подразделы:

1. Психологические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность;

2. Виды и условия трудовой деятельности;

3. Эргономические основы безопасности труда.

Электронный модуль реализован в графическом редакторе Microsoft Office PowerPoint, позволяющем создавать дизайнерские презентации современного образца с использованием оригинальных визуальных спецэффектов. Содержит 54 слайда.

Большая часть модуля отведена графическому материалу. Для презентации были подготовлены высококачественные изображения двух типов – векторной и растровой графики. Изображения обрабатывались в специализированных программных продуктах для работы с графическими изображениями.

Учтены эргономические требования визуального восприятия информации: единство стиля оформления слайдов; наличие шмуцтитулов; гармоничность цветовой гаммы; вид и качество шрифтов (использованы шрифты без засечек – Arial, Verdana полужирного начертания); сочетаемость шрифтов и графических решений; цвет и контрастность текста, иллюстраций и фона. Основная гамма оттенков, использованных при создании слайдов, относится к зелёному спектру.

Оформление презентации было выполнено в анимированном стиле, с чёткой структурированной последовательностью появления элементов анимации, что позволило добиться более высокого качества восприятия учебного материала.

Подготовленный электронный учебный модуль можно демонстрировать на аудиторном экране через проекторное оборудование без потери качества изображений.


Библиографическая ссылка

Шилин А.Н., Евстигнеева Н.А. ЭЛЕКТРОННЫЙ учебный МОДУЛЬ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ» // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 8-2. – С. 323-324;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32336 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674