Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВаНИЮ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Посиделова В.А. 1 Ушакова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», филиал
1. Психологическая помощь и обучение. Практикум: Введение в психологическое консультирование. – Режим доступа: http://www.b17.ru/training.php?id=6535
2. Иванова Т.Н. Деньги в терапии. – Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x5193.htm

Актуальность данной темы состоит в том, что многие люди, в т.ч. студенты направления подготовки «Психология» не имеют представления о содержании психологического консультирования. Желание повысить свою компетентность в данном вопросе стало предпосылкой для посещения авторского семинара «Введение в консультирование» Т.Н. Ивановой, (психотерапевта экзистенциального направления), четырьмя студентами [1].

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Одно из отличий психологической консультации от простой беседы состоит в правильной последовательности вопросов. У студентов формируется представление о форме проведения консультации;

Деньги в психологическом консультировании играют довольно важную роль, для клиента бывает полезнее заплатить, чем консультироваться бесплат-
но [2]. Это влияет на альтруистическое желание студентов консультировать только бесплатно;

Просмотр и обсуждение фильмов по определенной теме позволяет полностью осознать и принять принципы консультирования, например, фильм «Стон черной змеи» для осознания принципа безоценочного отношения к клиенту, и фильм «Мирный воин» для закрепления принципа «здесь и сейчас». Такой подход гораздо эффективнее, чем традиционная подача лекционного материала;

Ключевым моментом является ответственность: мы поняли, что нужно уважать право человека на собственное мнение и свой выбор;

Учитывая право человека на собственный выбор мы должны сдерживать свои человеческие порывы, не следует «причинять добро». К примеру если мы видим причину проблемы клиента, а он ее не видит, либо называет другую – мы не должны говорить то, что нам кажется, от этого не будет пользы, клиент должен сам дойти до решения своей проблемы, наше дело – правильно задавать вопросы;

Становится понятно, что психолог не дает советов на консультации. Следовательно, содержание консультации определяет клиент, а психолог обеспечивает безопасную среду для проведения этой консультации;

Занятия включают в себя наблюдение настоящей консультации. Это позволяет увидеть практическое положение вещей, и даже для тех, кто бывал на консультации до семинаров, открывается много нового, т.к. позиция клиента не дает представления о процессе консультирования потому, что клиент занят в это время решение проблемы, а не анализом, здесь же можно быть включенным в процесс, но со стороны;

На занятия приезжали специалисты международного уровня, такие как Римантас Кочюнас, Ирина Глухова и Ольга Васильева. Т.о. нам была предоставлена возможность задать свои вопросы специалистам высочайшего уровня и понаблюдать за их работой;

Все участники семинара получили разный опыт в связи с многими факторами: у каждого психолога свой индивидуальный стиль ведения консультации и у каждого участника была своя личная проблема. Трое из четверых студентов прошли консультацию на занятии, это дало тем, кто еще не обращался за таким видом помощи, опыт решения личных проблем;

Позиция наблюдателя при консультации дает возможность поставить себя на место психолога и представить какие вопросы мы задали бы клиенту – потренироваться;

Нами был замечен перенос выводов, новообразований и навыков в повседневную жизнь: двое студентов отметили развитие у них эмпатии, осознание принципа безоценочности помогает выстроить отношения с людьми на новом уровне – замечают другие двое, предоставление людям права на собственное мнение помогает избежать многих деструктивных конфликтов, меняется мировоззрение в целом.

Обучение психологическому консультированию дало нам представление о направлении экзистенциальной терапии в психологии. Перед нами открылись возможности для самостоятельной практики – один студент приобрел устойчивую мотивацию заниматься консультированием в своей профессиональной деятельности и, возможно, связать с этим всю карьеру. Опираясь на полученные знания и опыт можно более сознательно выбирать: на что сделать акцент в дальнейшем обучении и профессиональном развитии.


Библиографическая ссылка

Посиделова В.А., Ушакова Е.А. РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВаНИЮ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 175-176;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32192 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674