Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Композиционные материалы с использование бора в авиастроении

Туранов Р.А. 1
1 ИрГТУ
1. http://www.chemport.ru/data/chemipedia/article_1740.html.
2. http://thesaurus.rusnano.com/wiki/article18566.
3. http://pentagonus.ru/publ/kompozicionnye_materialy_v_aviastroenii_1976/16-1-0-1942.
4. http://mempct.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=39&Itemid=25.
5. http://spblp.ru/ru/magazine/82/183.
6. http://www.chemport.ru/data/chemipedia/article_503.html.
7. http://www.freepatent.ru/patents/2440433.

Композиционный материал (рис. 1) – искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов с четкой границей раздела между ними. В большинстве композитов компоненты можно разделить на матрицу и включенные в нее армирующие элементы.

turanov1.tif

Рис. 1

На данный момент, в авиации очень широко используются композиционные материалы, это позволяет снизить вес самолёта, а значит улучшить аэродинамические характеристики и уменьшить затраты на топливо. Бор чрезвычайно твёрдое вещество уступает только алмазу, нитриду бора (боразону), карбиду бора, сплаву бор-углерод-кремний, карбиду скандия-титана. В авиации из композиционных материалов с соединениями бора существуют: бороалюминиевые и бороэпоксидные композиционные материалы.

Бороалюминиевый композиционный материал (бороалюминий). В качестве армирующего наполнителя этого композиционного материала используются волокна бора, а в качестве матрицы – алюминиевые сплавы. Бороалюминий в 3,5 раза легче алюминия и в 2 раза прочнее его, что позволяет получить значительную весовую экономию. Кроме того, при высоких температурах (до 430 °С) бороалюминиевый композиционный материал имеет в 2 раза большие значения удельной прочности и жесткости по сравнению с титаном, что дает возможность его применения для самолетов со скоростями полета М=3, в конструкциях которых в настоящее время используется титан.

Бороалюминиевые композиты использовались в конструкции хвостовой части самолета F-111,а фирма «Lockheed» – использовала данные композиты при строительстве кессона центроплана самолета С-130 «Hercules».

В настоящее время бороалюминиевый композиционный материал имеет широкое применение в конструкциях авиационных двигателей. Например, фирма Pratt&Whitney использовала его при производстве лопаток вентилятора первой и третьей ступеней ТРДД JT8-D, TF-30, F-100, а Фирма «GeneralElectric» – лопаток вентилятора двигателя J-79 (рис. 2), что позволяет получать около 40 % экономии веса этих элементов.

turan2.tif

Рис. 2

Самолёты, оснащённые двигателем J79:

F-104 «Старфайтер»

В-58 «Хастлер»

F-4 «Фантом» II

А-5 «Виджилент»

IAI «Кфир»

F-16/79

Боропластики, содержат в качестве упрочняющего (армирующего) наполнителя борные волокнистые материалы. Наполнитель применяют в виде мононити (диаметр 90-200 мкм, σраст= 2500-4000 МПа, модуль упругости 380-420 ГПа), жгутов из нескольких таких нитей, оплетенных вспомогательной стеклянной или органитной нитью, а также тканей и лент, в которых борные нити или жгуты переплетены другими нитями. Связующими в боропластиках служат эпоксидные смолы, полиамиды или другие полимеры, главным образом термореактивные.

Для боропластиков характерны высокие значения модуля упругости, усталостной прочности и других механических свойств, малая ползучесть (до 0,2 %) в направлении ориентации нитей. При длительном (до 10 лет) воздействии воды, смазочных материалов, атмосферных факторов механические свойства боропластиков снижаются не более чем на 10-15 %. Уровень рабочих температур и ресурс эксплуатации изделий определяются термостойкостью связующего. Некоторые свойства боропластиков существенно зависят от геометрических параметров нитей. Так, с увеличением их диаметра снижаются плотность и прочность боропластиков при растяжении и повышается прочность при сжатии. Для увеличения прочности сцепления наполнителя со связующим борные нити подвергают травлению в HNO3(напряжение, прочность при сдвиге эпоксидного боропластика повышается в 2 раза). Ударная вязкость боропластиков может быть улучшена введением в их состав стеклянных или других волокон; при этом снижается и стоимость боропластиков.

Боропластики-конструкционные материалы, применяемые главным образом в авиационной и космической технике для снижения массы (на 20-40 %) высоконагруженных деталей, например панелей стабилизаторов, поверхностей управления. Мировое производство боропластиков ограничивается высокой стоимостью наполнителя.

На данный момент масштабы применения во всём мире боропластков в самолётостроении очень масштабны. Например, на один истребитель F-15 расходуется около 750 кг боропластиков (не менее 5-7 % от общей массы самолёта). Эти материалы используются для усиления элементов силового набора накладками из боропластика, что обеспечивает снижение веса элементов конструкции и повышение их несущей способности, а также для изготовления обшивок.

Благодаря применению боропластиков значительно упрощается технология производства, и, кроме того, возможно сокращение общего количества узлов и деталей в некоторых элементах конструкции самолета. Например, по заявлению специалистов фирмы «McDonnellDouglas», при изготовлении из боропластиков руля направления самолета F-4 «Fantom» (рис. 3) число деталей сократилось с 240 до 84.

turan3.tif

Рис. 3

Сейчас, в авиастроении использование композиционных материалов с использованием сплавов из бора составляет 15-20 % за счёт дорогостоящих методов производства, и авиаконструкторы предпочитают использовать углепластики, что не является идеальным решением, но за счёт своих механических и физических свойств не возможно заменить композиты с бором и возможно в недалёком будущем, двигатели и основные силовые элементы будут состоят только из композитов с матрицей из соединений с бором.


Библиографическая ссылка

Туранов Р.А. Композиционные материалы с использование бора в авиастроении // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 8-2. – С. 230-231;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32110 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674