Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СТИМУЛИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Парахонский А.П. Венглинская Е.А.

Высококачественное преподавание общей патологии в медицинских вузах является залогом подготовки высококвалифицированных специали­стов, способствующих сохранению здоровья насе­ления. Общая патология является фундаменталь­ным теоретическим базисом здравоохранения, преподавание её завершает и интегрирует обще­биологическую подготовку медицинских специа­листов и предваряет начало их клинического обу­чения. Особенностями современного развития патологии является: с одной стороны - углубле­ние аналитического направления, и развитие пато­логии интегративной - с другой. Функция каждого органа находится в тесной связи с функциями дру­гих органов и систем, а весь комплекс регуляторных механизмов обеспечивает не только тонкое взаимодействие внутри организма, но и приспо­собление организма как целого к постоянно ме­няющимся условиям среды. Познание будущими медицинскими специалистами этой сущности яв­ляется непременным условием, основой понима­ния патогенеза нарушений и путей их коррекции в организме. Такое понимание является фундамен­том медицинского мышления.

Использование современных образователь­ных технологий в педагогическом процессе ставит своей задачей развитие индивидуальных особен­ностей его субъектов, в первую очередь - студен­тов, с высокой степенью эффективности приводя­щих к запланированному образовательному ре­зультату. Развитие продуктивного мышления сту­дентов медицинских вузов является требованием времени, логичным шагом развития педагогиче­ской практики. Характерными его особенностями являются самостоятельная познавательная дея­тельность учащихся и творческое мышление как ключевой элемент результата образования. Вот почему все современные рекомендации по совершенствованию образовательного процесса сходят­ся на развивающем обучении с использованием активных методов. Одним из таких методов явля­ется самостоятельная работа творческого характе­ра, позволяющая развивать продуктивное мышле­ние у будущих специалистов-медиков. Посредст­вом стимулирования этих работ, таких как реше­ние ситуационных задач по общей патологии, формируются способность поиска ответа за преде­лами известного образца. Нами установлено, что при решении ситуационных задач успешные результаты возрастали с 46-48% до 72-75%, если студенты в группе имели достаточно хорошее представление о функциональных системах и их патологии, чему мы уделяли достаточное внимание.

На данном уровне продуктивной деятельно­сти формируется творческая личность студентов. Постоянный поиск новых решений, их обоснование, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в нестандартные ситуации де­лают знания более гибкими, мобильными, выраба­тывают умения, навыки и потребность самообразования. Для развития продуктивного мышления студентов на разных этапах обучения мы исполь­зуем ситуационные задачи различного уровня сложности, учитывая особенности специализации студентов в системе высшего сестринского обра­зования. Применение на практических занятиях (в аудиториях) и внеаудиторных самостоятельных работ творческого характера расширяет возмож­ности учащихся в изучении патологии, позволяет развивать продуктивное мышление при освоении избранной специальности.

Методология преподавания с использованием аналитического и системного подходов, имеющих комплиментарный характер, способствует более глубокому познанию как специфических, так и интегративных функций организма. Реализация этих подходов в изменившихся условиях преду­сматривает применение компьютерных техноло­гий. Внедрение учебных виртуальных эксперимен­тов направлено на улучшение наглядности и убе­дительности преподавания основных физиологиче­ских и патологических закономерностей. Исполь­зование демонстрационных исследований функций человеческого организма и их нарушений позволя­ет готовить студентов к работе в клинике.

Периодическое переосмысление медицинско­го образования - естественный вектор на пути совершенствования подготовки отечественных специалистов. Инновационный подход - это орга­низация и внедрение системы «образование-наука-практика» в учебный процесс. Инновацион­ное образование по общей патологии подразумевает овладение, прежде всего современными клас­сическими дефинициями базовых знаний о регуляторных процессах и их нарушениях в организме человека. Такой подход позволяет научить студен­та практическому мышлению, как предтечи кли­нического осмысления естественных процессов контроля функций в условиях патологии. Иннова­ционное образование в курсе патологии предпола­гает создание новых знаний с помощью интегри­рования классической фундаментальной науки непосредственно в учебный процесс. Изучение регуляторных возможностей систем организма подразумевает конечную цель: научить студентов управлять этими функциями. Личность лектора -аттрактор инноваций, а инновационное построе­ние практикума открывает путь современным на­учным исследованиям.

Сегодняшнее состояние образования России со всей остротой ставит проблему улучшения его качества и повышения эффективности, что во многом связано с внедрением новых информаци­онных технологий. Одним из путей решения дан­ной проблемы является внедрение новейших ин­формационных средств в обучение студентов, что приобретает все большую актуальность. На кафед­ре имеются высококвалифицированные препода­ватели, необходимая учебная и учебно-методическая литература. Силами сотрудников кафедры создаются электронные учебные и кон­тролирующие пособия по дисциплине, которые интегрированы в единый сетевой программный комплекс. Он обеспечивает обучение, общение и контроль знаний студентов очно-заочной и заоч­ной форм обучения факультета высшего сестрин­ского образования дистанционно. Данная техноло­гия позволяет охватить широкий контингент сту­дентов, существенно минимизирует их временные и финансовые затраты, что особенно важно в ус­ловиях дефицита времени и дорогостоящих транс­портных услуг. Подавляющее большинство сту­дентов (95%) успешно справляются с заданиями и сдают экзамен по дисциплине. Опыт использова­ния сетевых информационных технологий в учеб­ном процессе в медицинском вузе позволяет ус­пешно решать одну из основных задач современ­ного высшего образования.

В последние годы в связи со снижением уров­ня здоровья населения, с ростом негативных про­явлений в подростковой и молодёжной среде не­обходимо формирование мотивации ценностей здоровья. Требуется глубокая теоретическая и практическая подготовка по общей патологии че­ловека, которая является естественнонаучной основой формирования мировоззрения человека. При обучении медицинских сестёр-менеджеров целесообразно использовать все формы и методы преподавания этой дисциплины. Большие возмож­ности даёт интеграция этой общей патологии с биохимией, биофизикой, экологией, иммунологи­ей и другими наукам. Исследования и комплексная оценка систем организма позволяет составить алгоритм ориентации человека на здоровый образ жизни. В преподавании патологии особое место отводится изучению глубинных механизмов под­держания гомеостаза, управления поведением че­ловека и их нарушениям. При этом наиболее эф­фективными являются проблемный подход, твор­чество, организация исследовательской и само­стоятельной работы студентов.


Библиографическая ссылка

Парахонский А.П., Венглинская Е.А. РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СТИМУЛИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 9. – С. 129-130;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26599 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674