Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕЗУЛЬТАТЫ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К РАСПОЗНАВАНИЮ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ И СНИЖЕНИЮ СУИЦИДОВ

Корнетов Н.А.
интеллигенция
интеллектуальная собственность
результат интеллектуальной деятельности
научно-техническое развитие
коммерциализация

К концу 80х годов прошлого столетия, в период явного начала распада СССР появи­лись первые яркие проявления изменения об­щественного сознания, которые вызывали рас­кол в идеологии, в системе бывших, устояв­шихся представлений, которые не могли не на­нести общественному сознанию общий популяционный стресс и вызвали кризис идентично­сти. Самой существенной чертой этого кризи­са являлось резкое изменение прежних идеоло­гических догм и представлений, старого уклада жизни, изменение взаимоотношений и социаль­ных приоритетов в обществе [2]. На фоне значи­тельного снижения материальнонравственного уровня жизни, на первый план выступили эмоциональные факторы. Прежде всего, пережива­ние безысходности, нравственные потрясения, разочарования, крушение надежд и ожиданий, апатия, гибель близких людей, потеря жилья, нравственная борьба со старым отжившим ми­ровоззрением и неприспособленность к новому укладу жизни. Следствием пролонгированного кризиса в Российском обществе явилось то, что потребление алкоголя с вредными последствия­ми в стране заняло 1 место, а суициды к концу 90х годов - 2 место в мире.

Цель исследования заключалась в по­строении системы образовательной программы по распознаванию тактики ведения и терапии депрессивных расстройств в первичной меди­цинской сети с целью превенции суицидов.

Материал и методы. Включали создание 3х звеньвой системы антикризисной неотлож­ной суицидологической службы в социальных службах города Томска [2], организации сель­ской суицидологи в районах Томской области, мониторинг коэффициентов смертности от са­моубийств по данным статистической отчетно­сти Российской Федерации, Сибирского Феде­рального Округа и Томской области, проведение трех ежегодных тематических образовательных программ по обучению врачей первичной ме­дицинской сети, общемедицинской практики и других специализаций по депрессивным рас­стройствам (ДР). Российская версия программы была адаптирована на основе сделанных нашей научной группой с участием проф. В.Н. Красно­ва переводов 4 модулей Всемирной психиатри­ческой ассоциации (ВПА) и Международного комитета по профилактике и терапии ДР (ПТД) [36], созданной лучшими мировыми эксперта­ми по данной проблеме.

Обсуждение реализации комплесных мер по снижению суицидов в Томской области и г. Томске. Необходимость раннего распозна­вания клинических признаков депрессии дик­туется современными эффективными и безо­пасными ее методами лечения, которые в ран­ний период их выявления особенно успешны. Поэтому данная образовательная программа, помимо врачей первичной медицинской сети и специалистов, работающих в различных раз­делах медицины, адресуется также к психоте­рапевтам, клиническим психологам, социаль­ным работникам и медицинским сестрам. Это необходимо для того, чтобы расширить возмож­ности для людей, страдающих депрессией обращаться за помощью не только в специализи­рованные службы охраны психического здоро­вья, но и при желании лечиться у своего врачатерапевта, владеющего навыками диагностики и терапии ДР.

Внедрение программы под названием РАДЕП (распознавание депрессий) в Восточном ре­гионе России было начато в 1998 г. при поддерж­ке и участии членов Всеминой психиатрической ассоциации проф. Н. Сарториуса, проф. Д. Ку­пера, проф. А. Янча, проф. Л. Гаек. В кратком изложении обучение состояло из организации и проведении российских и региональных сим­позиумов и мобильных семинаров «Депрессивные расстройства в общемедицинской практи­ке: страдать или управлять?»; образовательных сессий в поликлиниках, соматических стациона­рах и специализированных диспансерах (карди­ологическом, онкологическом, психоневрологи­ческом и др.). Проводился первичный скрининг знаний в области депрессии среди обучающих­ся врачей. До начала проведения программы око­ло 20% респондентов из 964 врачей, заполнив­ших анкету, правильно оценивают распростра­ненность депрессий в дифференцированных популяциях, диагностические и терапевтические проблемы имеют 95,5%>, применяют антидепрес­санты - 33,9%>. 97,3%> врачей оценили програм­му РАДЕП как «очень важную» и «важную» для их практической деятельности. По мнению боль­шинства докторов, депрессивные расстройства имеют крайне широкое распространение, кото­рое недостаточно осознается службами здраво­охранения. Они ухудшают качество жизни, вли­яют на инвалидизацию и смертность населения, включая суициды, дорого обходятся здравоохра­нению при низком уровне из распознавания. Для успешного развития программы необходимы ин­дивидуальный и каскадный принцип подготов­ки взаимозаменяемых преподавателей, создание междисциплинарных групп исследователей и врачей практиков с последующим глобальными образовательными материалами, в числе с при­влечением СМИ.

Заключение. Итоги анализа комплекс­ных превентивных мер по профилактике суици­дов показали следующее. В Томской области с населением около 1 миллион человек с 2001 к 2009 коэффициент смертности от самоубийств снизился за счет повышения, качества и мотивации врачей к образовательным программам по расознаванию и терапии депрессивных рас­стройств и остального описанного комплекса превенции суицидов: 48,0; 41,1; 42,0; 38,7; 35,3; 28,1; 26,3; 20,6/100000 (Р<0,0001).

Список литературы

1. Корнетов Н.А., Попова Н.М. Томская модель антикризисной неотложной социальнопсихологической (суицидологической) помощи населению // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - Томск, 1996. - № 1. - С. 7679.

2.    Корнетов Н.А., Эфтимович Л.Е., Дубовская Л.Н. и др. Межведомственная неотлож­ная антикризисная социальнопсихологическая (суицидологическая) служба- Томская мо­дель // Методические рекомендации. - Томск, 1999.-43 с.

3.    Образовательная программа по де­прессивным расстройствам WPA/PTD. Мо­дуль 1: Обзор и основные аспекты (с прил.) // Пер. с англ. по общ. ред. Н.А. Корнетова. - Киев: Сфера. - 2002. - 62 с.

4.    Образовательная программа по депрес­сивным расстройствам WPA/PTD. Модуль 2: Де­прессивные расстройства при соматических за­болеваниях // Пер. с англ. по общ. ред. Н.А. Кор­нетова. - Киев: Сфера. - 2002. - 69 с.

5.     Образовательная программа по депрессивным расстройствам WPA/PTD. Модуль 3: Депрессивные расстройства у лиц старшего
возраста/ЛТер. с англ. по общ. ред. Н.А. Корнетова. - Киев: Сфера. - 2002. - 59 с.

6.  Образовательная программа по депрессивным расстройствам ВПА/ПТД: Модуль IV: Голдберг Д., Гаек Л., Сарториус Н. Общее введение в обучение врачей навыкам в сфере психического здоровья // Пер. с англ. под общ. ред.Н.А. Корнетова. - К.: Сфера, 2002. - 32 с.


Библиографическая ссылка

Корнетов Н.А. РЕЗУЛЬТАТЫ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К РАСПОЗНАВАНИЮ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ И СНИЖЕНИЮ СУИЦИДОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 39-40;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26174 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674