Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В.С. Елагина Е.Ю. Немудрая Л.М. Конев О.Р. Михайлова
нервно-психические нарушения
заболеваемость
органы дыхания
дети

Важным условием развития профессионально-педагогической компетентности студентов, развития их мыслительной деятельности, воспитания познавательной активности является самостоятельная работа, организация которой составляет существенную часть образовательного процесса в вузе.

Многие студенты убеждены в том, что знания они должны получать от преподавателя в готовом виде на лекциях, семинарских или практических занятиях, забывая о том, что знания есть продукт работы человеческого сознания, и имеют сугубо индивидуальный характер. Знания должны приобретаться не только в процессе обучения, но и в процессе учения, самостоятельной и исследовательской деятельности. Только в этом случае они приобретают личностный смысл, становятся достоянием студента.

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, развитие интереса к творческой работе, способности решать учебные и научные задачи.

В педагогической литературе встречаются различные подходы определения понятия «самостоятельная работа», обобщая которые мы дадим следующее определение: «Самостоятельная работа - это планируемый процесс выполнения студентами заданий, различного уровня сложности, как при методической поддержке преподавателя, так и без его непосредственного участия».

Самостоятельная работа в вузе многофункциональна. Работая самостоятельно, студенты прочно и глубоко усваивают предметный учебный материал, развивают навыки исследовательской и профессиональной деятельности, умения работы с учебной и научной литературой, способность принимать ответственные и конструктивные решения в различных кризисных ситуациях.

Организация самостоятельной работы студентов осуществляется с учетом дидактических принципов, отражающих специфику данного направления педагогической деятельности в вузе. Рассматривая принцип, как руководящую идею, рекомендации, направляющие деятельность преподавателя и студента на достижение поставленных целей, мы предлагаем следующую систему принципов, которые способствуют формированию у студентов умений и навыков самостоятельной работы:

Принцип единства учебной (аудиторной) самостоятельной (внеаудиторной) деятельности студентов. Аудиторные занятия должны обеспечивать выполнение обязательного минимума самостоятельной работы всеми студентами и проводиться под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить своевременную консультацию. Для успешности ее выполнения преподавателем разрабатываются методические рекомендации и указания, алгоритмы, обеспечивающие успешное выполнение заданий и направленные на развитие самостоятельности студентов.

2. Принцип индивидуализации и дифференциации, позволяющий максимально учитывать познавательные возможности, способности и интересы студентов. Реализация данного принципа предполагает разработку разноуровневых заданий, необходимость использования которых объясняется тем, что студенты имеют различные интеллектуальные способности. Разноуровневые задания должны включать как обязательную часть, отражающую требования стандарта высшего профессионального образования. Студентам успешно успевающим по предмету, быстро справляющихся с заданиями, следует предлагать индивидуальные задания повышенной сложности, предложить им участие в научно-исследовательской деятельности, в работе над проектами, консультирование более слабых студентов.

3. Принцип профессиональной направленности, способствующий переводу учебно-познавательной деятельности студентов в профессионально-педагогическую. Профессионально-педагогическая направленность характеризуется личностными качествами учителя, формируется и развивается на основе интереса к педагогической деятельности, теоретических знаний, подкрепляется собственным педагогическим опытом, приобретаемым будущими учителями в процессе педагогической практики в школе.

Одним из путей и средств повышения профессионального интереса студентов является решение педагогических задач на высоком уровне мастерства, выполнение учебно-творческих заданий, подготовка докладов, написание эссе; постановка и решение проблемных и ситуативных заданий; работа студентов над социально-педагогическими проектами практической направленности.

4. Принцип сознательности и творческой активности студентов. Реализация этого принципа в организации самостоятельной работы студентов требует от студента осознаваемого усвоения знаний, а также приемов мыслительной деятельности, способов самостоятельной работы в процессе активной познавательной деятельности.

5. Принцип посильной трудности заданий для самостоятельной работы, учета времени на их выполнение. Данный принцип требует соответствия степени трудности задач, заданий, содержания и объема самостоятельно изучаемого материала уровню интеллектуального развития студентов, результатам их предварительной подготовки.

Следует отметить, что для эффективного выполнения студентами самостоятельных работ необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей вуза, планирование объема самостоятельной работы в учебных планах, разработки учебно-методических пособий, направленных на ее организацию и помощь студенту. Для того чтобы самостоятельная работа студентов была эффективной необходимо выполнение следующих дидактических условий: 1) оптимальное сочетание аудиторной и самостоятельной работ, методика ее организации; 2) создание учебно-методического обеспечения самостоятельной работы, включающего разработку учебно-методических материалов, ориентирующих студентов в требованиях, объеме, времени выполнения заданий; учебных пособий; конспектов лекций, дидактического раздаточного материала к практическим и лабораторным занятиям; диагностических, тренировочных и контрольных заданий, а также использование Internet-ресурсов, внедрение системы дистанционного обучения; 3) осуществление систематического контроля результатов самостоятельной работы студентов.

В зависимости от места, времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя, а также способа контроля результатов следует выделять следующие виды самостоятельной работы студентов: самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ); систематическое чтение и конспектирование литературы; написание рефератов, курсовой работы; обработка и анализ экспериментальных данных, полученных во время экспериментов и наблюдений для научно-исследовательских работ в рамках студенческого научного кружка; выполнение студентом домашних заданий учебного и творческого характера и др.

Наличие серьезной устойчивой мотивации студентов к самостоятельной работе является безусловным гарантом ее эффективности. Особенно важно сформировать у студентов процессуальную (учебную) мотивацию, проявляющуюся в понимании ими полезности выполняемой работы. Требуется психологически настроить студента, показать ему важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста.

Таким образом, для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимо сформировать достаточную степень их подготовленности к самостоятельному труду, определенный уровень самодисциплины; разработать специальную учебно-методическую литературу по преподаваемому предмету. Необходима высокая обеспеченность вычислительной и множительной техникой, доступной для преподавателей и студентов; усиление консультационно-методической роли преподавателя; возможность свободного общения между студентами, между студентами и преподавателем; перестройка традиционных форм учебных занятий, использование новых технологий обучения.


Библиографическая ссылка

В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая, Л.М. Конев, О.Р. Михайлова САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 116-118;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26047 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674