Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

П.Ф. Аверьянов
плод
синтопия легких
топография

В условиях реформирования современного российского общества система образования теснейшим образом связана с социально-экономическими, административными формами обустройства государства и отражает структуру его экономической организации. В условиях реформирования образования приобретает особую важность и становится одним из стратегических приоритетов государственной политики.

При этом знания становятся товаром, но товаром особого рода, который нельзя разделить с его носителем. Отсюда качество знаний, их конкурентоспособность на рынке - это, прежде всего качество профессиональной подготовки специалиста, начало которой кроется в ранней профориентации. Анализ значимости последней позволяет сделать вывод, что важнейшим в выборе профессии является соответствие ее индивидуальным особенностям человека. Чем раньше будет найдена эта гармония, тем меньше возникает моральных и экономических потерь для индивидуума и общества в целом.

В соответствии со Стратегией модернизации образования, развитие его связано с усилением дифференциации образования, одним из механизмов которого является профильное обучение. На современном этапе развития системы образования профильная школа становится одним из ключевых приоритетов инновации.

Переход к рыночной экономике в административных устройствах наметило смещение акцентов развития страны в сторону расширения самостоятельности регионов. В результате чего это коснется и образования - его профессиональной подготовки, которая должна приблизиться к региональным народно-хозяйственным комплексам.

Региональная система образования должна быть направлена на расширение круга специальностей и направлений подготовки специалистов. Рынок образовательных услуг должен ориентироваться на формирующийся рынок труда и его потребности. В связи с этим целесообразно развивать те направления подготовки, которые соответствуют новым реалиям рынка.

В программе модернизации отмечено, что ведущими проблемами реформирования образования должны выступать: непрерывность, профессиональность и преемственность.

Проблемы преемственности, профессионализма, непрерывности ставят ряд теоретических и организационно-практических вопросов, решать которые должны совместно все системы общей и профессиональной школы. Основу концепции взаимодействия системы образования должно составить представление об их участниках, как равноправных партнерах, усилия которых направлены на решение общей проблемы образованности общества. Такое невозможно рассматривать без учета преемственности общеобразовательной и профессиональной школ, логическое обеспечение этой преемственности - важнейшее средство повышения эффективности и улучшения качества подготовки будущих специалистов. С этой целью назрел вопрос создания единой образовательной структуры - университетских центров.

Создание единой образовательной структуры, включающей конкретный ВУЗ и ССУЗ - среднее специализированное учебное заведение и конкретную школу, связанных с регионами договорами условиями на подготовку определенных профессий, имеет ряд преимуществ в организации учебного процесса и воспроизводства грамотного, знающего культурного с интеллектуальным потенциалом специалиста.

При этом полнее открывается возможность повышения качества преподавания и реализации методического и методологического единства на всех этапах обучения.     Основными направлениями работы в системе ранней профессиональной ориентации учащихся могут быть: создание единых унифицированных программ и учебно-методических пособий по профильным для ВУЗа предметам, обеспечение углубленной подготовки по основополагающим дисциплинам, проведение адаптационных курсов, «Введение в специальность», организация специализированных классов с привлечением профессорско-преподавательских кадров высшего и среднего учебного заведения, организация контроля знаний учащихся, олимпиад, конкурсов, семинаров для учителей, привлечение школьных учителей к вузовской науке, написанию программ и методических пособий.

Перспективным вариантом в развитии профессиональной ориентации школьника, наряду со специализированными классами при гимназиях и общеобразовательных школах, является создание при ВУЗах профессиональных лицеев, колледж с широким использованием педагогического, научного, материально-учебного потенциала высшего учебного заведения. Причем, необходимо отметить, что профессиональные лицеи и колледжи целесообразнее открывать в структуре ВУЗа, делать их элитными с ограниченным количеством слушателей. Увеличением числа учащихся, увлечение коммерциализацией могут погубить хорошее начинание и превратить их в обычное общеобразовательное учреждение.

Важным направлением реформирования всей системы современного образования является его гуманитаризация и гуманизация. Сегодня имеется ясное понимание того, что образование на любом уровне должно не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать личность, воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения, готовить его жить в быстро изменяющемся мире, развивать у него способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения с учетом их социальных последствий и нести за это ответственность.

Нынешнее состояние образования в России характеризуется крайней нестабильностью, сложностью, нормативно-правовой базы, отсутствием должного кадрового обеспечения, неясностью задач и перспектив развития. Все это определяет поиск новых форм организации и методологии обучения.

В силу развития данной тенденции неизбежно возрастает роль компьютерных информационных технологий в образовании. Возрастают требования к учебному процессу. Эти требования невозможно выполнить без использования новых современных технологий обучения. И здесь на первом плане, несомненно, стоит компьютеризация всего образования.

Перемены, которые происходят во всех сферах общественной жизни России: финансовой, экономической, социальной делают сегодня актуальной проблему конкурентоспособности специалистов с высшим и средним специальным образованием.

При модернизации системы образования в российском обществе важно учитывать как собственный, так и западный опыт. Это приобретает особую актуальность в связи с вступлением нашей страны в Болонский процесс и созданием европейского образовательного пространства.

Выводы:

1.     Государство должно выступать основным заказчиком системы образования.

2.     Интеграция учебных заведений в единое образовательное пространство.

3.     Активнее вести поиск новых форм организации и методологии образования.

4.     Отработать взаимосвязь - подготовку специалиста и рынка профессий.

5.     Развивать и совершенствовать профильное образование, которое должно быть непрерывным и опережать заказ.

6.     Участниками развития образования должны выступать: государство, родители, дети, школа и деловые круги. В настоящее время деловые круги, в основном, заняты собой и не рассматривают школу как равного партнера.

7.     Государству и деловым кругам необходимо усвоить, что, вкладывая в профессиональное, непрерывное образование реальные инвестиции в перспективе получат человеческий капитал, который позволит сохранить конкурентоспособность страны на глобальном рынке.


Библиографическая ссылка

П.Ф. Аверьянов КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 95-97;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26038 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674