Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Шемятихина Л.Ю.
В соответствии с Указом Президента РФ № 774 от 23.07.1997г. реализуется «Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ», стратегической целью которой является: создание федерального резерва высококвалифицированных, компетентных руководителей и формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России. Важнейшей из этих тенденций менеджмента является профессионализация управленческой деятельности, подготовка менеджеров, создания условий для их деятельности. В настоящее время экономику российских регионов считают экономикой смешанного типа, нуждающуюся в профессиональном менеджменте. Применение менеджмента в России связано с особенностями экономики переходного периода и определенной культурой рыночного поведения, национальным менталитетом, что затрудняет механический перенос западных методов рыночного регулирования в российскую экономику и требует формирования собственной теории российского менеджмента, и соответственно, национальной модели подготовки менеджеров.

В бывшем Советском Союзе идеи совершенствования управления, в том числе использование экономических методов управления, стали актуальны в 60-х гг. ХХ в. В конечном итоге развитие этих идей привело к пониманию необходимости профессионализации управления и разработке концепций подготовки специалистов в этой области деятельности. Наиболее законченное выражение и практическое значение получила эта концепция в начале 80-х гг. Тогда была открыта специальность "Менеджмент", с множеством специализаций, отраслевых, функциональных и проблемных. Далее возник целый комплекс специальностей менеджмент-образования: маркетинг, управление персоналом, информационный менеджмент и др. В настоящее время 485 высших учебных заведений России осуществляют их подготовку, но по подсчетам специалистов они в состоянии удовлетворить потребности предприятий на 38%.

С первых шагов организации профессиональной подготовки менеджеров в России развивалось несколько ее ветвей: первое образование, дополнительное образование, впоследствии еще и второе образование, повышение квалификации, переподготовка. Эти ветви не мешали друг другу, наоборот обогащали проблематику и методику подготовки менеджеров. Первое образование было ведущим, поскольку в рамках его развития формировался фундаментальный подход к профессионализации, методики эффективности управленческой деятельности и анализа проблем. Дополнительное образование характеризовало практическую потребность знаний и набор наиболее актуальных проблем развития управления. Опыт СССР и России в организации подготовки менеджеров можно оценивать по-разному. В СССР была планово-директивная экономика и, следовательно, подготовка специалистов в области менеджмента до 90-х гг. не соответствует потребностям рыночной экономики. Однако многие проблемы управления крупными промышленными отраслями и комплексами остаются актуальными и сегодня. Формирование крупномасштабного и фундаментального мышления менеджера - это также опыт развития подготовки менеджеров в России. Умение решать организационные проблемы не всегда зависят от социально-экономических условий управления. А эти умения также проектировались на прежних этапах развития образования менеджеров в России. Очень важно и то, что за короткий период экономических преобразований с девяностых годов до настоящего времени Россия приобрела и накопила уникальный опыт профессионализации управления. И этого обстоятельства нельзя не учитывать в обсуждении проблем образования менеджеров.

На сегодняшний день условно можно выделить четыре группы учебных заведений осуществляющих образование в области менеджмента. Первая группа - крупнейшие государственные экономические институты (н-р, Государственный университет управления, АНХ при Правительстве РФ, РЭА им. Плеханова, ГУ-Высшая школа экономики, Санкт-Петербургская академия экономики и финансов), которые еще в советское время готовили специалистов в области экономики или управления. Такие структуры можно назвать квазигосударственными, потому что они отчасти финансируются из государственного бюджета и принимают значительную часть абитуриентов на внебюджетной основе. Этим учреждениям легче адаптировать свои программы к требованиям менеджмент-образования, т.к. изначально имеется основа для разработки оригинальных учебных материалов и подготовленный профессорско-преподавательский состав. Во вторую группу входят факультеты отраслевых государственных вузов, ориентированные на бизнес-подготовку. Данные факультеты можно отнести к бизнес-образовательным учреждениям условно: обычно они не имеют достаточной методической базы и квалифицированных преподавательских кадров для того, чтобы их деятельность отвечала стандартам бизнес-образования. за исключением тех факультетов, которые изначально создавались для подготовки и повышения квалификации руководителей (по отраслям). Третья группа - бизнес-школы при старейших государственных вузах, обладающих высокой степенью автономности от организации - учредителя (Школа бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС»). Такие бизнес-школы имеют возможность самостоятельно разрабатывать программы обучения, привлекать к ведению занятий известных специалистов и выдавать «авторитетные» дипломы материнских структур, они близки к западному пониманию термина «бизнес-школа», хотя имеется ряд отличий. Четвертая группа - полностью независимые образовательные учреждения, которые большей частью реализуют образовательные программы с присвоением степени «бакалавра менеджмента».

В тоже время отрасли экономики и конкретные предприятия испытывают потребность в профессиональных менеджерах. Образовательная ситуация по подготовке менеджеров до сих пор остается неопределенной, т.к. в российском обществе социальный заказ на менеджеров не сложился, а деятельность учебных заведений по подготовке менеджеров похожа на экспериментирование. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия работодателей и профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества менеджмент - образования. Слабая интеграция образовательной и научной, производственной деятельности может привести к окончательному отрыву теории от практики. Содержание менеджмент - образования и образовательные технологии до сих пор остаются неадекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг, что негативно влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное и экономическое пространство. Все это привело к появлению на рынке менеджмент-образования ряда предпринимателей, которых откровенно рекламируют свои программы, а не занимаются адаптацией их содержания под реалии национальной экономики. Проблемы бизнес-образования в России носят системный характер и для исправления ситуации уместен системный подход, который требует: для того, чтобы исправить недостатки системы необходимо анализировать причины, а не следствия. Первая причина несовершенства российской системы менеджмент-образования лежит в факторах исторических: 15 лет - слишком непродолжительный период для того, чтобы сформировалась национальная модель подготовки менеджеров для российских отраслей экономики. Вторая причина заключается в том, что в РФ не существует оценочного центра качества услуг на рынке менеджмент-образования. Третья причина, которая является следствием первых двух, видится в том, что потенциально интересным для рынка труда слушателям бизнес-программ внушается их профессиональная готовность исполнять управленческое предназначение высшего уровня. Однако в подавляющем большинстве выпускники таких программ сталкиваются с проблемами трудоустройства на предпочитаемый ими уровень. Четвертая причина - возникают сложности с выбором содержания программы и технологий подготовки менеджеров.

Мы считаем, что подготовка менеджеров с учетом современных инструментов и технологий менеджмента должна проектироваться по трем направлениям: 1) уровневое и непрерывное обучение профессии и стажировка; 2) овладение технологиями социальных отношений в рамках иерархий менеджмента в организациях и внешней среде; 3) менеджмент как процесс экономического, технологического и социального управления по достижению организационных целей. В течение последнего десятилетия в России управленческим дисциплинам стремятся придать академический статус. Во-первых, происходит консолидация ученых и менеджеров в академии и ассоциации с различными идеологическими основаниями (Российская ассоциация бизнес-образования, Ассоциация развития образования, Ассоциация менеджеров России). Во-вторых, активно действуют коммерческие образовательные бизнес-проекты. В-третьих, появляются образовательные Internet - порталы для менеджеров. В-четвертых, появилось целое направление менеджмент - литературы: базовых учебников по менеджменту, хрестоматийной и учебной литературы, периодических изданий. Таким образом, сформировалось "поле" для развития теории российского менеджмента. Российская наука озабочена поиском дополнительных средств самолегитимации через закрепление за менеджментом статуса учебной дисциплины, в которой требуются особые, оригинальные технологии преподавания. Академическое сообщество менеджмента пытается создать свою методическую идеологию, в которой подчеркивается значение методов преподавания в обучении управлению.

Ни одна научная дисциплина не уделяет столько внимания методике преподавания, как менеджмент в современной России. Необходимость столь тщательного подхода к методам преподавания объясняется спецификой менеджмента как новой учебной дисциплины и особыми характеристиками групп слушателей, на которые ориентируется менеджмент. Проблемы: содержание науки менеджмента отступает перед созданием новых методов преподавания менеджмента; рассмотрение традиционных западных управленческих образцов менеджмента и утрата связи с реальной ситуацией; ощущается недостаток отечественных исследований менеджмента и конкретных управленческих практик; отбор учебными профессиональными учреждениями специальностей и специализаций по звучности названия, а не рыночной потребности организаций и т.п. Интеллектуализация труда трансформировала социальные представления о личностных приоритетах обучаемых специалистов, выдвинув на первое место образованность, непрерывность, креативность, самостоятельность. Но эти приоритеты вступили в противоречие с существующей системой образования, сложившейся десятилетиями. В России сложилось два параллельных менеджмент-сообщества, порой противостоящих друг другу (в основе противостояния - инструменты и технологии, которые используют сообщества): первое - преподаватели, тренеры и консультанты по управлению, теоретики менеджмента; второе - реально действующие менеджеры в организациях. Представители первого сообщества ориентированы на западную культуру и образцы менеджмента, вторые находятся в рамках отечественной культуры и критически относятся к теоретическим конструкциям первых.

Каков же выход для экономических субъектов? 1) Научное сотрудничество с профессиональными ассоциациями, научно-производственными организациями и образовательными учреждениями по формированию национальной модели подготовки менеджеров с учетом отраслевых требований. 2) Научиться формировать образовательный заказ аккредитованным отраслевым вузам, организовывать отбор кандидатов на обучение и их дальнейшее сопровождение до трудоустройства. Качество подготовки менеджеров в российских вузах отвечает требованиям работодателей, необходимо лишь найти «точки соприкосновения» науки и практики. 3) Оценивать и отбирать бизнес-программы для персонала с учетом перспективных потребностей организации.

Таким образом, в России складывается система подготовки менеджеров, которая пока не приняла завершенный вид. С вхождением России в ВТО отраслевые организации заинтересованы в подготовке менеджеров. Исходя из этих соображений, должен быть, осуществлен постепенный переход на многоуровневую подготовку менеджеров, на формирование и реализацию гибких образовательных программ с учетом мирового и национального опыта в области менеджмент-образования и экономики, науки и техники. В последние годы проводятся исследования, которые рассматривают проблемы соответствия уровня подготовки менеджеров растущим потребностям организаций и отраслей. Возникает необходимость пересмотра структуры образовательного процесса, обеспечение его соответствия национальным целям технологий подготовки менеджеров. Вместе с тем нет аргументов в пользу вывода о завершенности научных исследований по анализу и проектированию менеджмент-образования в России.


Библиографическая ссылка

Шемятихина Л.Ю. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 64-67;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25610 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674