Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ ОТ 7 ДО 20 ЛЕТ

Литовченко О.Г. Арент Е.А.
Хронорефлексометрическая характеристика работоспособности жителей Среднего Приобья от 7 до 20 лет проводилась на основе статистического анализа времени латентного периода простой зрительно-моторной реакции. В ходе исследования, сопоставление величин расчетных критериев оценки функционального состояния ЦНС с показателями уровней работоспособности позволило определить, что функциональное состояние ЦНС школьников и студентов г. Сургута находится на уровне сниженной и незначительно сниженной работоспособности. Для такого состояния характерно ослабленное внимание, резкое ухудшение временных и точностных параметров деятельности и значительное снижение работоспособности в целом.
На психофизиологическое состояние учащихся воздействует целый комплекс внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся климатогеографические, деятельностные, информационно-операциональные, ситуационные, т.е. объективные условия. К внутренним факторам относятся функции, состояния, свойства, качественные особенности организма и психики человека, т.е. субъективные условия. Для учебной деятельности школьников и студентов в настоящее время характерно: большая информационно-операциональная нагрузка с дефицитом времени, возросшей ответственностью, малоподвижным образом жизни, высокой эмоциональной напряженностью [7].

Одной из наиболее информативных методик оценки функционального состояния человека является определение времени латентного периода простой зрительномоторной реакции (ПЗМР), характеризующей временные показатели нервных процессов, являющихся основными в психомоторных действиях человека.

Простая сенсомоторная реакция реализуется через формирование функциональных системы, работа которой зависит от согласованности, синхронности временных и пространственных параметров этой системы и совпадения ритмов возбуждения в нервных клетках [1].

Время реакции - интервал между началом предъявления раздражителя и началом ответной реакции, обычно двигательной. Для объяснения мозговых процессов, обуславливающих время реакции, используется понятие «латентный период». Латентный период - характеристика психофизиологического процесса, которая представляет собой время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции. Величина латентного периода обусловлена осуществлением физико-химического процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитико-синтетической деятельностью в структурах головного мозга и срабатыванием мышц. По своей величине латентный период может существенно меняться в зависимости от модальности и интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от функциональной готовности нервной системы. Время ответной реакции на стимул не может быть ниже определенного физического предела, или «несократимого минимума», который составляет около 100 мс [2].

На сегодняшний день в качестве наиболее практикуемого и объективного метода определения функционального состояния ЦНС в психофизиологии учебной и профессиональной деятельности используется вариационная хронорефлексометрия, в основе которой лежит статистический анализ латентных периодов простой сенсомоторной реакции. Относительная простота этой методики, удобство ее применения в естественных условиях, практическое отсутствие влияния фактора тренированности дают возможность использовать ее как экспресс-метод в прикладных исследованиях по оценке функциональных состояний человека [5].

При снижении функционального состояния организма время отдельных реакций значительно увеличивается. Считается, что вариационные характеристики временных показателей двигательной реакции отражают вероятностно-статистический принцип работы мозга. Форма распределения последовательных значений времени ПЗМР и положение вариационной кривой в системе координат варьируют в соответствии с изменением функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС). Это соответствие позволяет определять три количественных критерия, характеризующих с разных сторон теоретически возможные варианты форм кривой, и, следовательно, отражающих разные стороны функционального состояния ЦНС, а также уровни работоспособности [6].

Первый критерий - функциональный уровень системы (ФУС). Его величина определяется главным образом абсолютными значениями ПЗМР, т.е. положением вариационной кривой относительно абсциссы.

Второй критерий - устойчивость реакции (УР). Величина этого показателя тем больше, чем меньше вариабельность значений ПЗМР, т.е. он ориентирован на ординату. Поскольку разнообразие значений ПЗМР связано с непрерывными флуктуациями состояний ЦНС, показатель УР рассматривается как критерий устойчивости состояний ЦНС.

Третий критерий - уровень функциональных возможностей (УФВ) - является наиболее полной характеристикой состояния ЦНС и позволяет судить о ее способности формировать и достаточно долго удерживать соответствующую функциональную систему.

Мы использовали метод вариационной хронорефлексомтрии (М.П. Мороз, 2003) для оценки функциональных возможностей ЦНС школьников и студентов, родившихся и проживающих в г. Сургуте.

В обследовании приняло участие 1509 учащихся различных муниципальных образовательных учреждений г. Сургута и студентов педагогического вуза обоих полов в возрасте от 7 до 20 лет, относящихся к 1 и 2 группе здоровья, не имеющих хронические заболевания, не болевших последние две недели перед исследованием, прошедших осмотр педиатра или врача медицинского кабинета вуза, из них 747 мужского пола и 762 женского.

Все обследованные относились к славянской группе национальностей и были рождены в Сургуте представителями пришлого населения, мигрировавшими в места освоения новых месторождений из юго-западных и южных областей России и стран СНГ. Обследование школьников и студентов проводили в отдельной звукоизолированной лаборатории.

Результаты вариационной хронорефлексометрии учащихся Среднего Приобья показали следующее (рис. 1-4).

Среднегрупповые показатели ПЗМР мальчиков и девочек имели тенденцию к уменьшению сенсомоторной реакции. Наиболее выражено снижение времени реакции в период от 7 до 11 лет и у мальчиков и у девочек.

В пубертатный период наблюдаются ярко выраженные колебания ПЗМР, и только к началу юношеского периода онтогенеза данный показатель стабилизировался. Абсолютные значения ПЗМР у девочек больше, чем у мальчиков.

На протяжении изучаемого отрезка онтогенеза такой показатель хронорефлексометрии как функциональный уровень нервной системы плавно увеличивался от 2,1 до 2,7 усл. ед. В одних возрастных группах у мальчиков и у девочек достоверных отличий не выявлено. Однако обращает на себя внимание тот факт, что показатель находился в пределах функционального состояния, который, по М.П. Мороз (2003), характеризуется как «сниженная работоспособность». Так, согласно М.П. Мороз (2003), в норме функциональный уровень нервной системы должен быть от 4,9 до 5,9 усл.ед., урвень 3,8-4,8 усл.ед. соответствует состоянию «работоспособность незначительно сниженная». Границы состояния «сниженная работоспособность» находятся в пределах - 2,0-3,7 усл.ед.

 1

Рис. 1. Время зрительно-моторной реакции уроженцев г. Сургута (мс)

2

Рис. 2. Функциональный уровень нервной системы уроженцев г. Сургута (усл.ед.)

3

Рис. 3. Уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы уроженцев г. Сургута (усл.ед.)

4

Рис. 4. Устойчивость нервной реакции уроженцев г. Сургута (усл.ед.)

Следующий показатель - уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы - находился в пределах состояния, характеризуемого как «незначительно сниженная работоспособность», границы которого - 2,0 -3,7 усл.ед.

Критерий хронорефлексометрии - устойчивость нервной реакции - постепенно увеличивался от 7 лет к 11. Данный показатель приближался к норме только к 19-20 годам, как у юношей, так и у девушек.

Таким образом, сопоставление величин расчетных критериев оценки функционального состояния ЦНС с показателями уровней работоспособности позволило определить, что функциональное состояние ЦНС школьников и студентов г. Сургута находится на уровне сниженной и незначительно сниженной работоспособности. Для такого состояния характерно ослабленное внимание, резкое ухудшение временных и точностных параметров деятельности и значительное снижение работоспособности в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Водлозеров В.М., Тарасов С.Г. Зрительно-двигательная активность человека в условиях слежения. - Харьков: изд-во Гуманитарный Центр, 2002. - 242 с.
  2. Карпенко А.В. Колебательная структура психофизиологических показателей как источник информации о продуктивности умственной деятельности //Физиология человека. - 1988. - Т.14, №5. - С.730-738.
  3. Лоскутова Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы по параметрам простой двигательной реакции // Физиол. Журн. СССР. - 1975. - Т. 61, №1. - С 3-12.
  4. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека. - СПб.: ИМАТОН, 2003. - 38 с.
  5. Мороз М.П., Чубаров И.В. Методология оценки и прогнозирования работоспособности человека-оператора. - СПб.: ГУП «Петроцентр», 2001. -80с.
  6. Павлова Л.П. Доминантные механизмы работоспособности // Нервная система. - Л.: Изд-во ЛГУ, - 1988. - Вып. 26. - С. 203-218.
  7. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Теоретические аспекты исследования психической нагрузки в условиях учебной деятельности // Вестник высшей школы, № 6, 2005. - С. 3-6.

Библиографическая ссылка

Литовченко О.Г., Арент Е.А. ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ ОТ 7 ДО 20 ЛЕТ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 24-28;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25583 (дата обращения: 15.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074