Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Лахина М.В.
За XX прожитых столетий человечеству не раз приходилось менять свои представления о Мире в связи с ростом научных знаний. Такие перемены проходили довольно болезненно и находили сопротивление со стороны религиозно-мифологических воззрений, что неоспоримо тормозило развитие науки. Но остановить поток радикальных научных открытий уже было невозможно, что в свою очередь вело к изменению традиционных представлений об устройстве окружающей действительности и смене картин мира. В результате, был сделан колоссальный прорыв в исследованиях микро-, макро- и мегамира. Это позволило современному обществу смело войти в XXI век - век духовного и интеллектуального совершенствования человека.

Но, несмотря на последние научные достижения и открытия, на бурный научно-технический прогресс, мы продолжаем наблюдать неуклонный ростр оккультных, эзотерических учений, появление новых религиозных движений, что связанно с поиском новых ценностей и с определенными изменениями статуса науки в условиях современного постиндустриального развития. Данная проблема свидетельствует о кризисе современной культуры и резком упадке у потребительского общества интереса к науке. Сегодня социум прельщает всё, что имеет толику таинственности, долю мистицизма. Современные ученые справедливо отмечают, что в конце XX - нач. XXI века статус науки начал падать, т. к. сформирован новый тип мышления, которое ученые называли «клиповым». То есть на лицо тот факт, что под действием средств массовой информации (радио, телевидения, газет, глобальной сети Интернет) у человека искажается восприятие реального мира, человек становится восприимчивым ко всякого рода чудесам, мистическим тайнам, лишенных рационального основания. Современное общество является жертвой дешевого псевдонаучного знания, которое начинает выступать в обличии научной терминологии. Так формируется особая картина мира, альтернативная современной научной [1].

Значимой категорией потребителей массовой культуры (бульварной литературы, музыкальных клипов, кинофильмов и т. п.) являются дети, подростки и молодые люди с неустоявшимися ценностными ориентациями и взглядами. Массовая культура тормозит процесс мышления и формирует инфантилизм. Современная система образования уже не способна «конкурировать» со средствами массовой информации, которые стали мощным двигателем индустрии развлечений, дающих легкие знания, которые готовыми штампами внедряются в сознание. Воспитывается так называемая контркультура. Поэтому так много случаев вступлений среди молодого поколения в субкультурные группы, многочисленные секты, которые отрицают традиции и сложившиеся ценности в обществе. Налицо отчуждение человека от государства, образования, от общества и принятых установок в нем, от самого себя.

Кроме вышеназванных причин, порождающих отчуждение человека от образования, есть и внутренние, проистекающие из проблем самой системы образования - усиливающийся процесс дифференциации научного знания. Получая образование, человек усваивает знания, составляющие содержание отдельных научных дисциплин, а как известно, обладатель клипового мышления не способен долгое время сосредоточивать свое внимание на одной информации, привык впитывать ее в виде фрагментарных, несвязанных между собой событий, лавинообразно обрушивающихся на него готовых знаний, на обработку и критический анализ которых нет времени, отсюда и возникают такие проблемы как неумение устанавливать логические связи, «перепрыгивание» с одного вида деятельности на другой, быстрое утомление и проч., что неоспоримо ведет к формированию фрагментарной, деформированной картины мира. Необходимо вернуть единство содержанию образования, только в этом случае оно будет способно дать целостное видение природы, человека и общества, в контексте междисциплинарного диалога. Это поможет сформировать новый образ человека с устойчивой мировоззренческой и нравственной позициями, способного к активной, творческой деятельности, осознающего свое место в природе во всем многообразии и богатстве его взаимоотношений с окружающим миром [2].

Таким образом, мировосприятие в единстве содержания образования, а более точно, педагогическое взаимодействие, самосовершенствование личности и влияние на неё инфраструктуры общества в целях обеспечения её полноценного развития, означает для человека жизнь в гармонии с природой; преодоление проблем отчуждения человека от самого себя, от общества и государства; преодоление одномерности человека.

Список литературы

  1. Степин В.С. Наука и лженаука // Науковедение. 2000. № 1. С. 53-61.
  2. Синергетика и образование. Хрестоматия. - Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2001. - 480 с.

Библиографическая ссылка

Лахина М.В. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 9. – С. 86-87;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25347 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674